В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения
Задачи урока:
- раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений ,спорта и труда на его развитие;
познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения
Задачи урока:
- раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений ,спорта и труда на его развитие;
- познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления.
Оборудование:
компьютер,
Ход урока
СЛАЙД 1,2.
Проблемное задание.
Продолжить высказывание древних греков.
Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай».
Слайд 3 Тема урока: « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
II. Изучение нового материала
Слайд 4 ,5. Великие люди о роли физических упражнений.
Учитель. Активная физическая деятельность — одно из обязательных условий гармонического развития человека. Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой (в переводе с древнегреческого «гимнос» значит «обнаженный» - греки обнаженными занимались спортом под лучами южного солнца).
Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М. В. Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела».
А. В. Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск.
Современники А. С. Пушкина писали о нем, что он был самого крепкого сложения, мускулистый, гибкий, этому способствовала гимнастика.
Л. Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках молодежь. Он писал: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».
И. П. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.
Слайд 6 Физическая культура – основа здоровья человека.
Слайд 7ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ масса мускулатуры увеличивается;
Беседа Какое влияние оказывают физические упражнения на организм
Слайд 10 Влияние физических упражнений на организм:
- удлиняют мышцы;
- мышцы становятся более сильными;
- к мышцам приникает больше крови;
- усиливается питание и газообмен в мышцах;
- усиливается отток вредных веществ ;
- Укрепляются кости;
- улучшается нервная регуляция мышц.
Вопрос. К чему может привести малая двигательная активность?
Слайд 11 «Болезнь цивилизации».
Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
- Что же происходит при гиподинамии?
Слайд 12 Влияние гиподинамии:
- Ослабляется деятельность сердца.
- Происходят нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела;
- Развиваются дегенеративные изменения (дистрофия) мышечной и других тканей.
- При гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический
состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми).
5.Нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями
приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы.
Слайд 13 Заболевания.
В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие сердечно-сосудистые заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, а также другие заболевания (в их числе сахарный диабет).
- атеросклероз;
- гипертоническая болезнь;
- инфаркт миокарда;
- сахарный диабет;
- ожирение.
Формирование правильной осанки
Особенности костной системы подростков
Чем костная система в молодом возрасти отличается от костной системы взрослого человека?
Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей, поэтому их кости менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20—23 годам.
Позже всего формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной. Это значит, что при неправильном положении тела (осанка, походка, посадка за учебным столом, положение во время сна) легко образуются искривления скелета и нарушается его развитие.
Одно из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы — правильная осанка, которая, кроме того, делает фигуру человека стройной и красивой.
Слайд 14, 15 Осанка
Осанка—это навык; т.е. определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве; это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильным (плохая осанка).
- формируется от 5 до 18 лет
- поддерживается статическим напряжением мышц
- зависит от строения скелета, формы позвоночного столба
Слайд 16,17 Что такое правильная осанка? Признаки правильной осанки.
Слайд 18 Правильная осанка поддерживает здоровье всего организма и красоту лица. Линия позвоночника у людей такова, что делает мышцы тела способными преодолевать силу земного притяжения и держать спину прямо.
Ослабленные мышцы могут привести к:
- обвисанию живота,
- болям в спине от основания шеи до крестца,
- ослаблению икроножных мышц и мышц бедер,
- окостенению поясницы,
- дряблой коже на лице,
- появлению двойного подбородка.
Очень важно научиться правильно держать свое тело, чтобы не деформировались мышцы и кожа лица и шеи.
Слайд 19 Осанка полезна для здоровья
искривлен позвоночник
↓
зажаты нервы
↓
головные боли,
↓
затруднение дыхания
↓
нарушение кровообращения
↓
сердечные боли
↓
боли в спине и шее.
Слайд 20 Типы неправильной осанки
1.Кифоз (искривление позвоночника назад)
2. Лордоз (искривление позвоночника вперед)
3. Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону)
Слайд 21-24
Слайд 25 Степени нарушения осанки
Слайд 26 Причины нарушения осанки
- Неправильная посадка за столом;
- Неправильная поза;
- Держать одно плечо выше другого;
- Ношение тяжестей в одной руке.
Слайд 27 Что необходимо делать, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника?
Слайд 28 Правильная посадка за столом
- В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
- Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
- Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
- Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
- Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.
Слайд 29 Заболевания
Слайд 30 Упражнения на осанку
Слайд 31 Лабораторная работа «Выявление признаков правильной осанки»
- Ситуация. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки или контактные линзы. Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему? (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины).
- Ситуация. В старших классах ученик Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой руке). “Как ты носишь такую тяжесть?” - удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель заметил нарушение осанки и порекомендовал обратиться к врачу. Какое нарушение выявил врач? Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника? Что поможет избежать такого искривления?
- Ситуация. Мама обеспокоена неправильной осанкой дочери во время работы за столом. Девочка же считает, что раз ей так удобно, значит все в порядке. Кто прав? К чему может привести такое нарушение? (Деформация позвоночника, грудной клетки, нарушение работы легких и сердца.)
Слайд 32 Плоскостопие
Слайд 33 Причины:
- неправильно подобранная обувь
- длительное хождение или стояние
- избыточная масса тела
Слайд 34 Лабораторная работа «Выявление плоскостопия»
Слайд 35 Профилактика
- Не носить слишком тесную обувь;
- Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука 3-4 см.
- Никаких «платформ», подошва д.б. гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
- Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами;
- Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей;
- Ношение кед или кроссовок не более 2 часов в день – они удобны для занятия спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов.
- Полезно ходить босиком по скошенной траве, гальке;
- Ситуация. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение физических упражнений для формирования скелета мышц
В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки....
Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)
Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...
Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата.
Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура)...
Урок "Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы".
Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию....
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц...
Значение физических упражнений для формирования опоры и движения.
Раскрыть значение физических упражнений на формирование опоры и движения. Познакомиться с отрицательными последствиями гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки....
Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения
В методических журналах, пособиях чаще всего встречаются разработки интегрированных уроков биологии с химией и физикой. Интеграция с физической культурой встречается очень редко....