Конкурсное задание «Методический семинар»
презентация к уроку по биологии

Тарасова Евгения Михайловна

Конкурсное задание
«Методический семинар» для конкурса учитель года 2020 учителя биологии Тарасовой Е.М.

Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/iOJSQiw8uGkWoA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_metod.seminaru.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы

к конкурсному мероприятию «Методический семинар»

Слайд 2.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци)

Эти слова я использую как девиз для работы, так как они раскрывают цели ФГОС.

Пункт 5 ФГОС основного общего образования гласит: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»

Слайд 3.

Каким должен быть современный урок?

  • современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
  • Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта второго поколения.

Слайд 4

  • Важнейшей задачей для меня, как учителя биологии при реализации ФГОС является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.
  •  Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, стараюсь максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника
  • Для реализации системно-деятельностного подхода и повышения мотивации обучающихся, в своей работе я делаю акцент на разнообразные виды деятельности, для этого использую активные приёмы и методы обучения. Главное- системность их применения на разных этапах урока.
  • В основе деятельностного подхода в обучении биологии   лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыты и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием  этих знаний.

Слайд 5

Так для подведения учеников к формулированию темы урока подходят проблемные задачи и проблемные ситуации. Например, при изучении темы «Строение и функции кожи» в рамках раздела «анатомия человека» в начале урока предлагаю несколько фактов: 1.Незрячий человек может читать и различать монеты пальцами. 2. Человек, у которого в результате ожогов повреждена большая площадь кожи может погибнуть. 3. В зависимости от температуры, кожа человека то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает.

Слайд 6.

Так же на этом этапе урока познавательную деятельность учащихся активизирует демонстрация видео фрагментов. Так в начале урока «Деление клетки» в 6 классе можно показать видеофрагмент «Способы деления клетки: митоз, мейоз».

Слайд 7.

Применение разного рода заданий на этапе актуализации знаний так же способствует повышению мотивации и самоорганизации учащихся, повышает умение систематизировать и анализировать материал, выделять главное.

  • Установите соответствие между характеристикой систематической группы и отделом, к которому она относится.
  • Дополните текст терминами из предложенного ниже списка.
  • Объясните значение выделенных терминов
  • Прочитайте текст. Найдите и исправьте биологические ошибки

Слайд 8.

Задание в игровой форме, наиболее успешно выполняются на этапе закрепления знаний.

Слайд 9.

Эффективность методов увеличивается с помощью методических приемов. Умелое использование в ходе рассказа, беседы, натуральных объектов, иллюстраций, схем, систематизирующих и обобщающих таблиц, способствует повышению познавательной активности учащихся, усвоению основного материала. С помощью методических приемов происходит обогащение методов, повышение их эффективности.

Слайд 10.

Особое значение на уроках уделяю исследовательской деятельности. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению.

Слайд 11

Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ

Слайд 12

Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др.

Слайд 13

В рамках системно-деятельностного подхода в обучении отдаю предпочтение информационным технологиям. Это ценный инструмент для обучения всего класса. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным.

Слайд 14, 15

Благодаря информационным технологиям на уроке в рамках изучения темы можно осуществлять просмотр

- протекания биологического процесса или его схему;

- флеш-анимации

Слайд 16

Использовать дополнительные носители информации: диски и мультимедийные приложения.

Слайд 17. Использовать для работы различные интернет- ресурсы

Слайд 18.

Для реализации системно-деятельностного подхода и повышения мотивации обучающихся, в своей работе я делаю акцент на разнообразные виды деятельности, но наиболее успешной и эффективной считаю деятельность по созданию проектов в рамках одного урока.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, Меня привлекает в ней то, что она содержит в себе интегрирующий проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

  • Типы проектов в 5 классе на уроках биологии:
  • Классификация
  • Создание памяток, буклетов
  • Создание стенной газеты, информационного стенда
  • Планирование экскурсии
  • Разработка настольной игры
  • Изучение общественного мнения
  • Этапы проектной деятельности в рамках одного урока
  • Замысел
  • Формулирование проблемы
  • Постановка цели и задач
  • Планирование
  • Сбор материала
  • Обработка материала
  • Формулирование выводов, подготовка схем и т.д.
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В своей практике наиболее часто я предлагаю учащимся выполнить мини- проект.

        Основная идея заключается в том, что мини - проектом на одном уроке можно реализовать почти все принципы системно-деятельностного подхода, которые заключаются в следующем:

- при усвоении новой темы учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а в том, что они становятся не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, И учение

рассматривается как сотрудничество, как совместная деятельность.

  1. Новые знания не даются в готовом виде
  2. Актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия,

3. Выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на пробное действие;

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала или проблемное открытие нового материала.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение:

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным

Слайд 19.

Чем проект отличается от работы в группе?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ  РЕЗУЛЬТАТА

  • Взаимодействие
  • Мотивация
  • Ситуация принятия решения
  • Развитие использования средств коммуникации, распределение ролей
  • Представление результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...