Рабочая программа по биологии, Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5.docx | 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Г.В. Кривозубова / Протокол № __ от ______2019 | «Принято» Педагогический совет Протокол № __ от______2019 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 34» ____________/Ю.В. Сивогривова/ Приказ № __ от _______2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Табакаевой Татьяны Кирилловны,
учителя первой квалификационной категории
по биологии в 5 Б, В, Д классах
(В.В. Пасечник)
Бийск
2019 - 2020 учебный год
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Всего часов | Лабораторные работы | ||
Введение | 6 | Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | |||
Клеточное строение организмов | 10 | №1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» №2«Изучение клеток растения с помощью лупы» №3«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | |||
Царство Бактерий | 2 | ||||
Царство Грибы | 5 | №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» №8 «Строение плесневого гриба мукора» №9 «Строение дрожжей» №9 «Строение дрожжей» | |||
Царство Растений | 9 | №10 «Строение зеленых водорослей» №11«Строение мха (на местных видах)» №12«Строение спороносящего хвоща» №13«Строение спороносящего папоротника» №14 «Строение хвои и шишек хвойных» | |||
Резервное время | 3 | ||||
Всего | 35 | 14 |
Рабочая программа составлена на основе «Рабочие программы. Биология» В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г. Швецов Москва Дрофа 2015
Календарно-тематическое планирование по биологии в 5Б, В,Д классах
на 2019- 2020учебный год
Количество недельных часов 1,
годовых часов 35
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала) | Примечания | |
Введение (6 часов) Предметные УУД: учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные УУД: Учащиеся должны уметь: - составлять план текста; - владеть таким видом изложения текста, как повествование; - под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; - под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; - получать биологическую информацию из различных источников; - определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта. Личностные УУД:- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. | ||||||
02.09-07.09 | Биология — наука о живой природе. | Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место | ||||
09.09-14.09 | Методы исследования в биологии. Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | 1. Практическая работа№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | [1].с 14 | Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место | ||
16.09-21.09 | Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. | Развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца | ||||
23.09-28.09 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. | Расширение кругозора, обогащение словарного запаса | ||||
30.09-05.10 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. | Формирование умения анализировать свою деятельность | ||||
07.10-12.10 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | Развитие инициативности, стремления доводить начатое до конца | ||||
Клеточное строение организмов (10 часов) Предметные УУД: учащиеся должны знать: - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. Метапредметные УУД: учащиеся должны уметь: - анализировать объекты под микроскопом; - сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника. Личностные УУД: - учащиеся должны: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. | ||||||
14.10-19.10 | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | [1].с33 | Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место | ||
21.10-26.10 | Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | Лабораторная работа №2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | [1].с 31 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
05.11-09.11 | Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место. Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | [1].с 36 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
11.11-16.11 | Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | [1].с 37 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
18.11-23.11 | Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | [1].с 42 | Формирование умений внимательно и сосредоточенно слушать учителя, активно отвечать на вопросы, выполнять учебные действия, готовить свое рабочее место | ||
25.11-30.11 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||||
02.12-07.12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. | Формирование умения анализировать свою деятельность | ||||
09.12-14.12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. | Расширение кругозора, обогащение словарного запаса | ||||
16.12-21.12 | Понятие «ткань». Лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Лабораторная работа№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | [1].с 49 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
23.12-27.12 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||||
Царство Бактерий (2 часа) Предметные УУД: учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельность бактерий: разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактерий; - отличать бактерии от других живых организмов; - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека Метапредметные УУД: учащиеся должны уметь:
Личностные УУД:
| ||||||
13.01-18.01 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | Коррекция развития памяти | ||||
20.01-25.01 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||||
Царство Грибы (5 часов) Предметные УУД: учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельность бактерий: разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактерий; - отличать бактерии от других живых организмов; - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека МетапредметныеУУД:учащиеся должны уметь: - работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; - составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные УУД: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
| ||||||
27.01-01.02 | Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. | Коррекция развития памяти | ||||
03.02-08.02 | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | [1].с 77 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
10.02-15.02 | Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами | Коррекция развития памяти | ||||
17.0222.02 | Дрожжи, плесневые грибы. Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора» | Лабораторная работа №8 «Строение плесневого гриба мукора» | [1].с 78 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
24.02-29.02 | Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа №9 «Строение дрожжей» | Лабораторная работа №9 «Строение дрожжей» | [1].с80 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||
Царство Растений (9 часов) Предметные УУД: учащиеся должны знать: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - знание правил поведения в природе; - понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; - умение реализовывать теоретические познания на практике; - понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; - воспитание в учащихся любви к природе; - признание права каждого на собственное мнение; - готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - умение отстаивать свою точку зрения; - критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; - умение слушать и слышать другое мнение. - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; - роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений в биосфере; - давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные УУД: учащиеся должны уметь: - выполнять лабораторные работы под руководством учителя; - сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; - оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; - находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные УУД: - воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - знание правил поведения в природе; - понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; - умение реализовывать теоретические познания на практике; - понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; - воспитание в учащихся любви к природе; - признание права каждого на собственное мнение; - готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - умение отстаивать свою точку зрения; - критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; - умение слушать и слышать другое мнение. | ||||||
02.03-07.03 | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | Коррекция развития памяти | ||||
09.03-14.03 | Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) | Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения | ||||
16.03-20.03 | Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||||
30.03-04.04 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей» | Лабораторная работа №10 «Строение зеленых водорослей» | [1].с 95 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
06.04-11.04 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. | Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения | ||||
13.04-18.04 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №11 «Строение мха (на местных видах)» | Лабораторная работа №11 «Строение мха (на местных видах)» | [1].с109 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
20.04-25.04 | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа№12 «Строение спороносящего хвоща» Лабораторная работа №13 «Строение спороносящего папоротника» | Лабораторная работа№12 «Строение спороносящего хвоща» Лабораторная работа №13 «Строение спороносящего папоротника» | [1].с 115 [1]. с 115 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
29704-02.05 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторная работа №14 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Лабораторная работа №14 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | [1]. с 124 | Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкциям и алгоритму | ||
04.05-09.05 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях | ||||
Резервное время (3 часа) | ||||||
11.05-16.05 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Развитие наглядно-образного мышления | ||||
18.05-23.05 | Повторение «Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды». | Формирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения | ||||
25.05-30.05 | Повторение «Понятие «ткань»». | Корекция индивидуальных пробелов в знаниях |
1.Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа2016.
Лист корректировки программы
№ | Тема урока | Дата | Причина | Способ корректировки | |
план | факт | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...