Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Основы общей биологии" для 9-го класса авторов Пономаревой И. Н., Черновой Н.М.). / Биология в основной школе: Программы. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК. Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование:
Учебника:
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс. : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб., –М. : Вентана-Граф, 2016.- 240 с.: ил.
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Основы общей биологии" для 9-го класса авторов Пономаревой И. Н., Черновой Н.М.). / Биология в основной школе: Программы. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК. Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование:
Учебника:
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс. : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб., –М. : Вентана-Граф, 2016.- 240 с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.doc | 332 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Основы общей биологии" для 9-го класса авторов Пономаревой И. Н., Черновой Н.М.). / Биология в основной школе: Программы. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК. Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование:
Учебника:
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс. : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб., –М. : Вентана-Граф, 2016.- 240 с.: ил.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 83 от 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 9 класса
Автор – составитель
Учитель Людмила Александровна Пеканова
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г. №1577);
- СанПиНов 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, в ред. изменения от 24.11.2015г.);
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ;
-Примерной авторской программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёвой;
-Учебного плана МБОУ Синьковская СШ;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03. 2014г.) (в действующей редакции) ;
-Положения о рабочей программе ;
Для реализации программного содержания используются:
Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 20016г./
Место курса биологии в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Биология в изучается в 9 класса 68ч (2ч в неделю)
Форма промежуточной аттестации- тестовая работа
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу И.Н.Пономаревой внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» в связи с проведением промежуточной аттестации.
Тематическое планирование | |||
№п/п | Тема раздела | количество часов по авторской программе | количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ |
1 | Общие закономерности жизни | 3 | 3 |
2 | Явления и закономерности жизни на клеточном уровне | 12 | 12 |
3 | Закономерности жизни на организменном уровне | 20 | 20 |
4 | Закономерности происхождения и развития на Земле | 20 | 20 |
5 | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 13 | 12 |
6 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 1 | |
7 | Итого | 68 | 68 |
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить
наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология»
Обучения: создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение обучающимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у обучающихся общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у обучающихся уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание обучающихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Рабочая программа составлена на основе программы, разработанной в соответствии с федеральным компонентом образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования и авторской программой И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой 9 класса (М. «Вентана-Граф», 2016 г.) и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
-аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
-осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
-объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
-выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
-аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
-анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
-аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
-осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
-объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
-находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание
- Общие закономерности жизни (3 ч)
Биология — наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (12 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа №1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
Лабораторная работа №2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
- Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
4. Закономерности происхождения и развития на Земле (20 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа №3. Приспособленность организмов к среде обитания.
5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа № 4 «Качество окружающей среды».
Тематическое планирование | |||
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
1 | Общие закономерности жизни | 3 | |
2 | Явления и закономерности жизни на клеточном уровне | 12 | |
3 | Закономерности жизни на организменном уровне | 20 | |
4 | Закономерности происхождения и развития на Земле | 20 | |
5 | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 13 |
Календарно-тематическое планирование
Номер п/п | Тема урока | Кол-во часов | ||
дата | дата корректировка (по необходимости) | |||
I. Общие закономерности жизни | 4 | |||
1 | Инструктаж по ОТ. Биология- наука о живом мире | 1 | 03.09 | |
2 | Общие свойства живых организмов | 1 | 07.09 | |
3 | Многообразие форм живых организмов | 1 | 10.09 | |
4 | Экскурсия «Биологическое разнообразие» | 1 | 14.09 | |
II.Явления и закономерности жизни на клеточном уровне | 12 | |||
5 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток | 1 | 17.09 | |
6 | Химический состав клетки. Л.р. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение животных и растительных клеток | 1 | 21.09 | |
7 | Белки и нуклеиновые кислоты | 1 | 24.09 | |
8 | Строение клетки | 1 | 28.09 | |
9 | Органоиды клетки и их функции | 1 | 01.10 | |
10 | Обмен веществ- основа существования клетки | 1 | 05.10 | |
11 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 | 08.10 | |
12 | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 | 12.10 | |
13 | Обеспечение клеток энергией | 1 | 15.10 | |
14 | Обобщающий урок «Подведем итоги» | 1 | 19.10 | |
15 | Размножение клетки | 1 | 22.10 | |
Закономерности жизни на организменном уровне | 20 | |||
16 | Организм открытая живая система | 1 | 26.10 | |
17 | Примитивные организмы | 1 | 26.10 | |
18 | Растительный организм и его особенности | 1 | 09.11 | |
19 | Многообразие растений и их значение в природе | 1 | 12.11 | |
20 | Организмы царства грибов и лишайников | 1
| 16.11 | |
21 | Животный организм и его особенности | 1 | 19.11 | |
22 | Разнообразие животных | 1 | 23.11 | |
23 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | 26.11 | |
24 | Размножение живых организмов | 1 | 30.11 | |
25 | Индивидуальное развитие | 1 | 04.12 | |
26 | Основные понятия генетики | 1 | 07.12 | |
27 | Понятийный контроль (генетика) | 1 | 11.12 | |
28 | Митоз | 1 | 14.12 | |
29 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | 18.12 | |
30 | Изучение механизма наследственности | 1 | 21.12 | |
31 | Основные закономерности наследования признаков у организмов | 1 | 25.12 | |
32 | Закономерности изменчивости | 1 | 28.12 | |
33 | Ненаследственная изменчивость | 1 | 11.01 | |
34 | Основы селекции организмов | 1 | 12.01 | |
35 | Тематический контроль по главе 3 "Закономерности жизни на организменном уровне" | 1 | 18.01 | |
Закономерности происхождения и развития на Земле" | 20 | |||
36 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | 19.01 | |
37 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | 25.01 | |
38 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | 26.01 | |
39 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | 01.02 | |
40 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | 02.02 | |
41 | Чарльз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | 08.02 | |
42 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | 09.02 | |
43 | Вид, его критерии | 1 | 15.02 | |
44 | Процессы образования видов | 1 | 16.02 | |
45 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | 22.02 01.03 | |
46 | Основные направления эволюции | 1 | 02.03 | |
47 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | 09.03 | |
48 | Основные закономерности эволюции | 1 | 15.03 | |
49 | Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания" | 1 | 16.03 | |
50 | Человек - представитель животного мира | 1 | 22.03 | |
51 | Эволюционное происхождение человека | 1 | 05.04 | |
52 | Этапы эволюции человека | 1 | 06.04 | |
53 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | 11.04 | |
54 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | 12.04 | |
55 | Тематический контроль по главе 4 "Закономерности происхождения и развития на Земле" | 1 | 13.04 | |
Глава 5 ""Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 13 | |||
56 | Условия жизни на Земле. Среды и экологические факторы | 1 | 19.04 | |
57 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | 20.04 | |
58 | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 | 24.04 | |
59 | Лабораторная работа 4 "Качество окружающей среды" | 1 | 25.04 | |
60 | Популяции | 1 | 26.04 | |
61 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 1 | 10.05 | |
62 | Функционирование популяций в природе | 1 | 27.04 | |
63 | Сообщества | 1 | 04.05 | |
64 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | 10.05 | |
65 | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | 11.05 | |
66 | Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | 17.05 | |
67 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | 18.05 | |
68 | Тематический контроль по главе 5 ""Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 | 23.05 |
Календарно-тематическое планирование
Номер п/п | Тема урока | Кол-во часов | ||
дата | дата корректировка (по необходимости) | |||
I. Общие закономерности жизни | 4 | |||
1 | Инструктаж по ОТ. Биология- наука о живом мире | 1 | 04.09 | |
2 | Общие свойства живых организмов | 1 | 06.09 | |
3 | Многообразие форм живых организмов | 1 | 11.09 | |
4 | Экскурсия «Биологическое разнообразие» | 1 | 13.09 | |
II.Явления и закономерности жизни на клеточном уровне | 12 | |||
5 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток | 1 | 18.09 | |
6 | Химический состав клетки. Л.р. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение животных и растительных клеток | 1 | 20.09 | |
7 | Белки и нуклеиновые кислоты | 1 | 25.09 | |
8 | Строение клетки | 1 | 27.09 | |
9 | Органоиды клетки и их функции | 1 | 02.10 | |
10 | Обмен веществ- основа существования клетки | 1 | 04.10 | |
11 | Биосинтез белка в живой клетке | 1 | 09.10 | |
12 | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 | 11.10 | |
13 | Обеспечение клеток энергией | 1 | 16.10 | |
14 | Обобщающий урок «Подведем итоги» | 1 | 18.10 | |
15 | Размножение клетки | 1 | 23.10 | |
Закономерности жизни на организменном уровне | 20 | |||
16 | Организм открытая живая система | 1 | 25.10 | |
17 | Примитивные организмы | 1 | 06.11 | |
18 | Растительный организм и его особенности | 1 | 08.11 | |
19 | Многообразие растений и их значение в природе | 1 | ||
20 | Организмы царства грибов и лишайников | 1
| 13.11 | |
21 | Животный организм и его особенности | 1 | 15.11 | |
22 | Разнообразие животных | 1 | 20.11 | |
23 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | 22.11 | |
24 | Размножение живых организмов | 1 | 27.11 | |
25 | Индивидуальное развитие | 1 | 29.11 | |
26 | Основные понятия генетики | 1 | 04.12 | |
27 | Понятийный контроль (генетика) | 1 | 06.12 | |
28 | Митоз | 1 | 11.12 | |
29 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | 13.12 | |
30 | Изучение механизма наследственности | 1 | 18.12 | |
31 | Основные закономерности наследования признаков у организмов | 1 | 20.12 | |
32 | Закономерности изменчивости | 1 | 25.12 | |
33 | Ненаследственная изменчивость | 1 | ||
34 | Основы селекции организмов | 1 | ||
35 | Тематический контроль по главе 3 "Закономерности жизни на организменном уровне" | 1 | ||
Закономерности происхождения и развития на Земле" | 20 | |||
36 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | ||
37 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | ||
38 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | ||
39 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | ||
40 | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | ||
41 | Чарльз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | ||
42 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | ||
43 | Вид, его критерии | 1 | ||
44 | Процессы образования видов | 1 | ||
45 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | ||
46 | Основные направления эволюции | 1 | ||
47 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | ||
48 | Основные закономерности эволюции | 1 | ||
49 | Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания" | 1 | ||
50 | Человек - представитель животного мира | 1 | ||
51 | Эволюционное происхождение человека | 1 | ||
52 | Этапы эволюции человека | 1 | ||
53 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | ||
54 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | ||
55 | Тематический контроль по главе 4 "Закономерности происхождения и развития на Земле" | 1 | ||
Глава 5 ""Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 13 | |||
56 | Условия жизни на Земле. Среды и экологические факторы | 1 | ||
57 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | ||
58 | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 | ||
59 | Лабораторная работа 4 "Качество окружающей среды" | 1 | ||
60 | Популяции | 1 | ||
61 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 1 | ||
62 | Функционирование популяций в природе | 1 | ||
63 | Сообщества | 1 | ||
64 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | ||
65 | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | ||
66 | Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | ||
67 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | ||
68 | Тематический контроль по главе 5 ""Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...