Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Аннотация к рабочей программе по биологии для 8-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша к учебнику "Человек и его здоровье" 8 класс. (Из Сборника "Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы" / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 176 с.).
Рабочая программа адресована обучающимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
- Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:
- Программа:
Авторская программа к учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша "Человек и его здоровье" 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_kl.doc | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по биологии для 8-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша к учебнику "Человек и его здоровье" 8 класс. (Из Сборника "Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы" / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –М.: Вентана-Граф, 2016. – 176 с.).
Рабочая программа адресована обучающимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
- Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:
- Программа:
Авторская программа к учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша "Человек и его здоровье" 8 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 83 от 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8 класса
Автор – составитель
Учитель Людмила Александровна Пеканова
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г. №1577);
- СанПиНов 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, в ред. изменения от 24.11.2015г.);
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ;
-Примерной авторской программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёвой;
-Учебного плана МБОУ Синьковская СШ;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03. 2014г.) (в действующей редакции) ;
-Положения о рабочей программе ;
Для реализации программного содержания используются:
Учебник: И.Н. Пономарёва и др. М.: Вентана-Граф, 2016; «Биология» 8 класс».
Место курса биологии в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования.
Форма промежуточной аттестации- тестовая работа
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу И.Н.Пономаревой внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Поведение человека и высшая нервная деятельность» в связи с проведением промежуточной аттестации.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела. | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ |
1 | Тема 1. Общий обзор организма человека | 5 | 5 |
2 | Тема 2. Опорно-двигательная система | 9 | 9 |
3 | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | 7 |
4 | Тема 4. Дыхательная система | 9 | 9 |
5 | Тема 5. Пищеварительная система | 8 | 8 |
6 | Тема 6. Обмен веществ и энергии | 3 | 3 |
7 | Тема 7. Мочевыделительная система | 2 | 2 |
8 | Тема 8. Кожа | 3 | 3 |
9 | Тема 9. Эндокринная и нервная системы | 5 | 5 |
10 | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы | 6 | 6 |
12 | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность | 8 | 7 |
13 | Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 | ||
Итого | 68 | 68 |
Планируемые результаты
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
Обучающийся научится: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
-аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
-осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
-объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
-выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
-аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
-анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
-аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
-осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
-объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
-находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание
Тема 1. Общий обзор организма человека 5ч.
Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.
Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.
Лабораторные работы:
1. Действие каталазы на пероксид водорода.
2. Клетки и ткани под микроскопом.
Практическая работа
1. Изучение мигательного рефлекса и его торможения.
Тема 2. Опорно-двигательная система 9ч.
Строение, состав и типы соединения костей. Скелет конечностей. Скелет головы: отделы черепа, кости, образующие череп. Скелет туловища: отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.
Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.
Работа мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление.
Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения.
Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.
Лабораторные работы:
3. Строение костной ткани и состав костей.
Практические работы:
2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.
3. Изучение расположения мышц головы.
4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.
5. Оценка гибкости позвоночника.
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма 7ч.
Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).
Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.
Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах.
Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.
Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).
Лабораторная работа
4. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы:
6. Определение ЧСС, скорости кровотока.
7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу
8. Изучение явления кислородного голодания.
9. Доказательство вреда табакокурения.
10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
Тема 4. Дыхательная система 9ч.
Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.
Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания.
Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.
Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца
Лабораторные работы:
5. Дыхательные движения.
6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Практические работы:
11. Определение запылённости воздуха.
12. Измерение обхвата грудной клетки.
Тема 5. Пищеварительная система 8ч.
Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.
Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами
Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Пищеварение в кишечнике. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения.
Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)
Заболевания органов пищеварения. Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Лабораторные работы:
7. Действие ферментов слюны на крахмал.
8. Действие ферментов желудочного сока на белки.
Практическая работа:
13. Определение местоположения слюнных желёз.
Тема 6. Обмен веществ и энергии 3ч.
Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен
Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Практическая работа:
14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 7. Мочевыделительная система 2ч.
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Заболевания органов мочевыделения. Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК
Тема 8. Кожа 3ч.
Значение кожи и её строение.
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
Тема 9. Эндокринная и нервная системы 5ч.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.
Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.
Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий
Практические работы:
15. Изучение действия прямых и обратных связей.
16. Штриховое раздражение кожи.
17. Изучение функций отделов головного мозга.
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы 6ч.
Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия.
Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.
Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.
Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.
Практические работы:
18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.
19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.
20. Исследование тактильных рецепторов.
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность 8ч.
Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы.
Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.
Закономерности работы головного мозга. Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции.
Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности
Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания.
Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.
Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Практические работы:
21. Перестройка динамического стереотипа.
22. Изучение внимания.
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма 3ч.
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД.
Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела. | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
1 | Тема 1. Общий обзор организма человека | 5 | |
2 | Тема 2. Опорно-двигательная система | 9 | |
3 | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | |
4 | Тема 4. Дыхательная система | 9 | |
5 | Тема 5. Пищеварительная система | 8 | |
6 | Тема 6. Обмен веществ и энергии | 3 | |
7 | Тема 7. Мочевыделительная система | 2 | |
8 | Тема 8. Кожа | 3 | |
9 | Тема 9. Эндокринная и нервная системы | 5 | |
10 | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы | 6 | |
12 | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность | 8 | |
13 | Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма | 3 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока. | Количество часов | Дата | Дата корректировки(по необходимости) |
1 | Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) 1.Инструктаж по ОТ. Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. | 1 | 04.09 | |
2 | 2. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 | 07.09 | |
3 | 3. Ткани организма человека. Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | 11.09 | |
4 | 4. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | 1 | 14.09 | |
5 | 5 Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | 1 | 18.09 | |
6 | Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) 1. Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани и состав костей» | 1 | 21.09 | |
7 | 2. Скелет головы и туловища | 1 | 25.09 | |
8 | 3. Скелет конечностей. Практическая работа 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». | 1 | 28.09 | |
9 | 4. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы . | 1 | 02.10 | |
10 | 5. Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа 3 «Изучение расположения мышц головы». | 1 | 05.10 | |
11 | 6. Работа мышц. | 1 | 09.10 | |
12 | 7. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы 4,5«Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника». | 1 | 12.10 | |
13 | 8. Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | 16.10 | |
14 | 9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система». | 2 | 19.10 | |
15 | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) 1. Значение крови и её состав. Лабораторная работа 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | 1 | 23.10 | |
16 | 2. Сердце. Круги кровообращения круги кровообращения. | 1 | 26.10 | |
17 | 3. Движение крови по сосудам. Практические работы 6,7 «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». | 1 | 06.11 | |
18 | 4. Движение лимфы. Практическая работа 8 «Изучение явления кислородного голодания» | 1 | 09.11 | |
19 | 5. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. | 1 | 13.11 | |
20 | 6. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа 10 «Функциональная сердечно-сосудистая проба». | 1 | 16.11. | |
21 | 7. Контрольная работа №1 по теме « Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 1 | 20.11 | |
22 | Тема 4. Дыхательная система (9 ч) 1. Значение дыхательной системы. Органы дыхания. | 1 | 23.11 | |
23 | 2. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 27.11 | |
24 | 3. Дыхательные движения. Лабораторная работа 6 «Дыхательные движения» | 1 | 30.11 | |
25 | 4. Регуляция дыхания. Практическая работа11 «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | 04.12 | |
26 | 5. Заболевания дыхательной системы. Практическая работа 12 «Определение запылённости воздуха | 1 | 07.12 | |
27 | 6. Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Непрямой массаж сердца. | 1 | 11.12 | |
28-29 | 7-8. Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 | 14.12 | |
30 | 9. Контрольная работа №2 по темам «Дыхательная система» | 1 | 18.12 | |
31 | Тема 5. Пищеварительная система (8 ч) 1. Строение пищеварительной системы. Практическая работа 13 «Определение местоположения слюнных желёз». Зубы | 1 | 21.12 | |
32 | 2. Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа 7,8 «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 25.12 | |
33 | 3. Пищеварение в кишечнике. | 1 | 28.12 | |
34 | 4. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. | 1 | 11.01 | |
35 | 5. Заболевания органов пищеварения. | 1 | 15.01 | |
36-37 | 6-7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 2 | 16;22.01 | |
38 | Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) 1. Обменные процессы в организме | 1 | 23.01 | |
39 | 2.Нормы питания. Практическая работа 14 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | 29.01 | |
40 | 3. Витамины | 1 | 30.01 | |
41 | Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) 1. Строение и функции почек | 1 | 05.02 | |
42 | 2. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | 1 | 06.02 | |
43 | Тема 8. Кожа (3 ч) 1. Значение кожи и её строение | 1 | 12.02 | |
44 | 2. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | 13.02 | ||
45 | 3. Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | 19.02 | ||
46 | Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) 1. Железы и роль гормонов в организме. | 1 | 20.02 | |
47 | 2. Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа15 «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 | 26.02 | |
48 | 3. Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция . Практическая работа 16 «Штриховое раздражение кожи» | 1 | 27.02 | |
49 | 4. Спинной мозг | 1 | 05.03 | |
50 | 5. Головной мозг. Практич. работа17 «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 | 06.03 | |
51 | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) 1. Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | 12.03 | |
52 | 2. Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа 18 «Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 | 13.03 | |
53 | 3. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз | 1 | 19.03 | |
54 | 4. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Практическая работа19 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | 20.03 | |
55 | 5. Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа 20 «Исследование тактильных рецепторов» | 1 | 02.04 | |
56 | 6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | 03.04 | |
57 | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) 1.Врождённые формы поведения | 1 | 09.04 | |
58 | 2. Приобретённые формы поведения. Практическая работа 21 «Перестройка динамического стереотипа» | 1 | 10.04 | |
59 | 3. Закономерности работы головного мозга | 1 | 16.04 | |
60 | 4. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 | 17.04 | |
61 | 5.Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 1 | 23.04 | |
62 | 6. Психологические особенности личности | 1 | 24.04 | |
63 | 7. Регуляция поведения. Практическая работа 22 «Изучение внимания» | 1 | 30.04 | |
64 | 8. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 | 07.05 | |
65 | Вред наркогенных веществ Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | 08.05 | |
66 | Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) 1. Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | 14.05 | |
67 | 2. Развитие организма человека. | 1 | 15.05 | |
68 | 3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | 21.05 | |
69 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 | 22.05 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока. | Количество часов | Дата | Дата корректировки(по необходимости) |
1 | Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) 1.Инструктаж по ОТ. Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. | 1 | 06.09 | |
2 | 2. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 | 09.09 | |
3 | 3. Ткани организма человека. Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | 13.09 | |
4 | 4. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | 1 | 16.09 | |
5 | 5 Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | 1 | 20.09 | |
6 | Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) 1. Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани и состав костей» | 1 | 23.09 | |
7 | 2. Скелет головы и туловища. Входная тестовая работа | 1 | 27.09 | |
8 | 3. Скелет конечностей. Практическая работа 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». | 1 | 30.09 | |
9 | 4. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы . | 1 | 04.10 | |
10 | 5. Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа 3 «Изучение расположения мышц головы». | 1 | 07.10 | |
11 | 6. Работа мышц. | 1 | 11.10 | |
12 | 7. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы 4,5«Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника». | 1 | 14.10 | |
13 | 8. Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | 18.10 | |
14 | 9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система». | 2 | 21.10 | |
15 | Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) 1. Значение крови и её состав. Лабораторная работа 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | 1 | 25.10 | |
16 | 2. Сердце. Круги кровообращения круги кровообращения. | 1 | 08.11 | |
17 | 3. Движение крови по сосудам. Практические работы 6,7 «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». | 1 | 11.11 | |
18 | 4. Движение лимфы. Практическая работа 8 «Изучение явления кислородного голодания» | 1 | 15.11 | |
19 | 5. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. | 1 | 18.11 | |
20 | 6. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа 10 «Функциональная сердечно-сосудистая проба». | 1 | 22.11 | |
21 | 7. Контрольная работа №1 по теме « Кровеносная система. Внутренняя среда организма» | 1 | 25.11 | |
22 | Тема 4. Дыхательная система (9 ч) 1. Значение дыхательной системы. Органы дыхания. | 1 | 29.11 | |
23 | 2. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | 02.12 | |
24 | 3. Дыхательные движения. Лабораторная работа 6 «Дыхательные движения» | 1 | 06.12 | |
25 | 4. Регуляция дыхания. Практическая работа11 «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 | 09.12 | |
26 | 5. Заболевания дыхательной системы. Практическая работа 12 «Определение запылённости воздуха | 1 | 13.12 | |
27 | 6. Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Непрямой массаж сердца. | 1 | 16.12 | |
28-29 | 7-8. Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 | 20.12 | |
30 | 9. Контрольная работа №2 по темам «Дыхательная система» | 1 | 23.12 | |
31 | Тема 5. Пищеварительная система (8 ч) 1. Строение пищеварительной системы. Практическая работа 13 «Определение местоположения слюнных желёз». Зубы | 1 | 27.12 | |
32 | 2. Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа 7,8 «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | ||
33 | 3. Пищеварение в кишечнике. | 1 | ||
34 | 4. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. | 1 | ||
35 | 5. Заболевания органов пищеварения. | 1 | ||
36-37 | 6-7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 2 | ||
38 | 8.Контрольная работа по теме «Пищеварительная система» | 1 | ||
39 | Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) 1. Обменные процессы в организме | 1 | ||
40 | 2.Нормы питания. Практическая работа 14 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | ||
41 | 3. Витамины | 1 | ||
42 | Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) 1. Строение и функции почек | 1 | ||
43 | 2. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | 1 | ||
44 | Тема 8. Кожа (3 ч) 1. Значение кожи и её строение | |||
45 | 2. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | |||
46 | 3. Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | |||
47 | Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) 1. Железы и роль гормонов в организме. | 1 | ||
48 | 2. Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа15 «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 | ||
49 | 3. Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция . Практическая работа 16 «Штриховое раздражение кожи» | 1 | ||
50 | 4. Спинной мозг | 1 | ||
51 | 5. Головной мозг. Практич. работа17 «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 | ||
52 | Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) 1. Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | ||
53 | 2. Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа 18 «Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 | ||
54 | 3. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз | 1 | ||
55 | 4. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Практическая работа19 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | ||
56 | 5. Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа 20 «Исследование тактильных рецепторов» | 1 | ||
57 | 6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | ||
58 | Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) 1.Врождённые формы поведения | 1 | ||
59 | 2. Приобретённые формы поведения. Практическая работа 21 «Перестройка динамического стереотипа» | 1 | ||
60 | 3. Закономерности работы головного мозга | 1 | ||
61 | 4. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 | ||
62 | 5.Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 1 | ||
63 | 6. Психологические особенности личности | 1 | ||
64 | 7. Регуляция поведения. Практическая работа 22 «Изучение внимания» | 1 | ||
65 | 8. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Вред наркогенных веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 | ||
66 | Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) 1. Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | ||
67 | 2. Развитие организма человека. | 1 | ||
68 | 3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...