Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Аннотация к рабочей программе по биологии для 7-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Животные" для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой / Биология в основной школе: Программы. –М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа (из части формируемой участниками образовательных отношений добавлено 0,5 часа). Итого 51 час. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1,5 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Учебника:
- В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И. Н. Пономаревой. –М.: Вентана-Граф, 2016
Методических пособий для учителя:
- В. М. Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_7.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по биологии для 7-го класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса "Животные" для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой / Биология в основной школе: Программы. –М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа (из части формируемой участниками образовательных отношений добавлено 0,5 часа). Итого 51 час. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1,5 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована обучающимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии
Учебника:
- В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И. Н. Пономаревой. –М.: Вентана-Граф, 2016
Методических пособий для учителя:
- В. М. Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 83 от 30.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 7 класса
Автор – составитель
Учитель Людмила Александровна Пеканова
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644; от 31.12.2015г. №1577);
- СанПиНов 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189, в ред. изменения от 24.11.2015г.);
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Синьковской СШ;
-Примерной авторской программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёвой;
-Учебного плана МБОУ Синьковская СШ;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03. 2014г.) (в действующей редакции) ;
-Положения о рабочей программе ;
Для реализации программного содержания используются:
Учебник: И.Н. Пономарёва, , В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. «Биология» 7 класс – «Вентана – Граф», 2015.
Место курса биологии в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 51 час в год.
Форма промежуточной аттестации- тестовая работа
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу И.Н.Пономаревой внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: « Развитие животного мира на Земле», в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В связи с проведением Всероссийских проверочных работ уменьшено количество часов на изучение темы- «Класс Млекопитающие, или Звери».
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ |
1 | Общие сведения о мире животных | 3 | 3 |
2 | Строение тела животных | 1 | 1 |
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 2 | 2 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | 2 |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 3 | 3 |
6 | Тип Моллюски | 3 | 3 |
7 | Тип Членистоногие | 6 | 6 |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | 1 |
9 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 7 | 7 |
10 | Класс Земноводные или Амфибии | 4 | 4 |
11 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 3 | 3 |
12 | Класс Птицы | 6 | 6 |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери | 8 | 7 |
14 | Развитие животного мира на Земле | 2 | 1 |
Промежуточная аттестация | 1 | ||
ВПР | 1 | ||
Итого: | 51 | 51 |
Изучение биологии в 7 классе основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
Обучающийся научится: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
-аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
-осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
-объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
-выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
-создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
-аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
-анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Обучающийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
-аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
-осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
-объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
-находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание
Тема1. Общие сведения о мире животных. 3 ч.
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных 1ч.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 3. Подцарство Простейшие 2ч.
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
1. Изучение строения инфузории-туфельки
2. Изучение строения эвглены зеленой
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип кишечнополостные 2ч.
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Контрольная работа № 1
Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви 3ч.
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа
1. Изучение внешнего строения дождевого червя.
Тема 6. Тип Моллюски 3ч.
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа
1. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»
Тема 7. Тип Членистоногие 6ч.
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
1. Изучение внешнего строения черного таракана)
Контрольная работа № 2
Тема 8. Подтип Бесчерепные 1ч.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Тема 9 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы 7ч.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы:
1. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.
2. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Тема 10 Класс Земноводные 4ч.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Контрольная работа № 3
Тема 11. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 3ч.
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк)
Тема12. Класс Птицы 6ч.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
1. Изучение внешнего строения птицы.
Контрольная работа № 4
Тема 13. Класс Млекопитающие, или Звери 8ч.
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторные работы:
1. Изучение внутреннего строения млекопитающего по готовым влажным препаратам
Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).
Контрольная работа № 5
Тема 14.Развитие животного мира на Земле 2 ч.
Доказательства эволюции животного мира на Земле. Основные этапы развития животного мира на Земле
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
1 | Общие сведения о мире животных | 3 | |
2 | Строение тела животных | 1 | |
3 | Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 2 | |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | |
5 | Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 3 | |
6 | Тип Моллюски | 3 | |
7 | Тип Членистоногие | 6 | |
8 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 | |
9 | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 7 | |
10 | Класс Земноводные или Амфибии | 4 | |
11 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии | 3 | |
12 | Класс Птицы | 6 | |
13 | Класс Млекопитающие, или Звери | 8 | |
14 | Развитие животного мира на Земле | 2 | |
Итого: | 51 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | количество часов | Тема урока | Дата | Дата корректировки (по необходимости) |
1 | 1 | Инструктаж по ОТ. Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах | 04.09. | |
2 | 1 | Классификация животных. Основные систематические группы. Входная тестовая работа | 11.09 | |
3 | 1 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. Краткая история развития зоологии | 18.09 | |
4 | 1 | Клетка. Ткани. Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | 25.09 | |
5 | 1 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории | 02.10 | |
6 | 1 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Контрольная работа по теме «Простейшие» | 09.10 | |
7 | 1 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра | 16.10 | |
8 | 1 | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» | 23.10 | |
9 | 1 | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 06.11 | |
10 | 1 | Тип Круглые черви. Цикл развития круглых червей. | 13.11 | |
11 | 1 | Тип Кольчатые черви. Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | 20.11 | |
12 | 1 | Общая характеристика типа Моллюски | 27.11 | |
13 | 1 | Многообразие моллюсков. Значение моллюсков | 04.12 | |
14 | 1 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа за I полугодие | 11.12 | |
15 | 1 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные | 18.12 | |
16 | 1 | Класс Паукообразные | 25.12 | |
17 | 1 | Класс Насекомые. Л.р. Внешнее строение насекомого | 15.01 | |
18 | 1 | Общественные насекомые. Охрана насекомых. | 15.01 | |
19 | 1 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний | 21.01 | |
20 | 1 | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» | 22.01 | |
21 | 1 | Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные | 28.01 | |
22 | 1 | Подтип Черепные. Общая характеристика Надкласс Рыбы | 29.01 | |
23 | 1 | Внешнее строение костной рыбы. Л.р. Внешнее строение и особенности передвижения рыб | 04.02 | |
24 | 1 | Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. Внутреннее строение рыб | 05.02 | |
25 | 1 | Особенности размножения рыб | 11.02 | |
26 | 1 | Основные систематические группы рыб | 12.02 | |
27 | 1 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы» | 18.02 | |
28 | 1 | Контрольная работа по теме «Рыбы» | 19.02 | |
29 | 1 | Места обитания и внешнее строение земноводных | 25.02 | |
30 | 1 | Внутреннее строение земноводных | 26.02 | |
31 | 1 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных | 04.03 | |
32 | 1 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся | 05.03 | |
33 | 1 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся | 11.03 | |
34 | 1 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии | 12.03 | |
35 | 1 | Контрольная работа по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся» | 18.03 | |
36 | 1 | Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц | 19.03 | |
37 | 1 | Внутренне строение птиц | 01.04 | |
38 | 1 | Размножение и развитие птиц | 02.04 | |
39 | 1 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 08.04 | |
40 | 1 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц | 09.04 | |
41 | 1 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» | 12.04 | |
42 43 | 1 | Общая характеристика класса. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих | 15.04 | |
44 | 1 | Внутреннее строение млекопитающих | 16.04 | |
45 | 1 | Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих | 22.04 | |
46 | 1 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | 23.04 | |
48 | 1 | Отряды Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные | 30.04 | |
49 | 1 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | 06.05 | |
50 | Значение Млекопитающих для человека | 07.05 | ||
51 | 1 | Доказательства эволюции животного мира на Земле. | 13.05 | |
52 | Основные этапы развития животного мира на Земле | 14.05 | ||
53 | Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса | 20.05 | ||
47 | 1 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | 29.04 | |
54 | 1 | Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса | 21.05 |
Календарно - тематическое планирование.
№ | количество часов | Тема урока | Дата | Дата корректировки (по необходимости) |
1 | 1 | Инструктаж по ОТ. Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах | 09.09 | |
2 | 1 | Классификация животных. Основные систематические группы. Входная тестовая работа | 16.09 | |
3 | 1 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. Краткая история развития зоологии | 23.09 | |
4 | 1 | Клетка. Ткани. Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» | 30.09 | |
5 | 1 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории | 07.10 | |
6 | 1 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Контрольная работа по теме «Простейшие» | 14.10 | |
7 | 1 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра | 21.10 | |
8 | 1 | Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» | 11.11 | |
9 | 1 | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | 18.11 | |
10 | 1 | Тип Круглые черви. Цикл развития круглых червей. | 25.11 | |
11 | 1 | Тип Кольчатые черви. Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | 02.12 | |
12 | 1 | Общая характеристика типа Моллюски | 09.12 | |
13 | 1 | Многообразие моллюсков. Значение моллюсков | 16.12 | |
14 | 1 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа за I полугодие | 23.12 | |
15 | 1 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные | ||
16 | 1 | Класс Паукообразные | ||
17 | 1 | Класс Насекомые. Л.р. Внешнее строение насекомого | ||
18 | 1 | Общественные насекомые. Охрана насекомых. | ||
19 | 1 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний | ||
20 | 1 | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» | ||
21 | 1 | Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные | ||
22 | 1 | Подтип Черепные. Общая характеристика Надкласс Рыбы | ||
23 | 1 | Внешнее строение костной рыбы. Л.р. Внешнее строение и особенности передвижения рыб | ||
24 | 1 | Внутреннее строение костной рыбы. Л.р. Внутреннее строение рыб | ||
25 | 1 | Особенности размножения рыб | ||
26 | 1 | Основные систематические группы рыб | ||
27 | 1 | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы» | ||
28 | 1 | Контрольная работа по теме «Рыбы» | ||
29 | 1 | Места обитания и внешнее строение земноводных | ||
30 | 1 | Внутреннее строение земноводных | ||
31 | 1 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных | ||
32 | 1 | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся | ||
33 | 1 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся | ||
34 | 1 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние рептилии | ||
35 | 1 | Контрольная работа по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся» | ||
36 | 1 | Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц | ||
37 | 1 | Внутренне строение птиц | ||
38 | 1 | Размножение и развитие птиц | ||
39 | 1 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | ||
40 | 1 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц | ||
41 | 1 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» | ||
42 43 | 1 | Общая характеристика класса. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих | ||
44 | 1 | Внутреннее строение млекопитающих | ||
45 | 1 | Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение и многообразие млекопитающих | ||
46 | 1 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | ||
47 | 1 | Отряды Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные | ||
48 | 1 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение Млекопитающих для человека | ||
49 | 1 | Доказательства эволюции животного мира на Земле. Основные этапы развития животного мира на Земле Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса | ||
50 | 1 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа | ||
51 | 1 | ВПР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...