Состав и функции крови
план-конспект урока по биологии (8 класс)
форменные элементы крови, эритроциты, гемоглобин, гем, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, эритробласты, эритропоэз, серповидно – клеточная анемия, гемолитическая анемия, группы крови, агглютинины, аглютиногены, резус фактор, резус – конфликт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_i_funktsii_krovi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Состав и функции крови.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о форменных элементах крови, их строении, количественном содержании в крови человека, расширить представление о основных функциях крови, ознакомить учащихся с некоторыми болезнями крови, связанными с дефектами ее форменных элементов.
Оборудование и материалы: таблицы «Ткани человеческого организма», «Состав крови», «Лимфатическая система человека», учебник для 9 класса «Биология человека», Тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь.
Базовые понятия и термины: форменные элементы крови, эритроциты, гемоглобин, гем, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, эритробласты, эритропоэз, серповидно – клеточная анемия, гемолитическая анемия, группы крови, агглютинины, аглютиногены, резус фактор, резус – конфликт.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль ранее изученного………………………………………………7мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ...2мин
Изучение нового материала ………………………20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся …………….12мин
Подведение итогов урока ……………………….1 мин
Домашнее задание………………………………………………………….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Устный опрос:
Дайте определение понятию внутренние среды организма,
Что такое гомеостаз?
Что такое обмен веществ?
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место образования крови, и ее функции.
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место образования лимфы, и ее функции.
Охарактеризуйте состав, местонахождение и место образования
тканевой жидкости, и ее функции.
Индивидуальная работа с карточками
(3 ученика) – карточки индивидуальные №3.
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учениками.
Вспомните, что такое ткань (Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, функции и происхождению)
К какому типу тканей относят кровь? (жидкая соединительная).
Из прошлого занятия вспомните, как называют межклеточное вещество крови? (плазма)
Что еще присутствует в крови? (форменные элементы)
Форменные элементы крови и являются ее клетками.
Объявление цели урока: Итак, целью нашего сегодняшнего урока будет изучить клетки крови, их виды, а так же начать более подробно рассматривать их функции. Кроме того мы рассмотрим некоторые заболевания крови человека, связанные с нарушением структуры клеток, либо с их разрушением.
4.Изучение нового материала.
1.Форменные элементы крови:
эритроциты – красные кровяные тельца. до 5 млн./1мм3 – двояковогнутый диск, нет ядра;
Содержат гемоглобин – красный органический пигмент (гемм (железо + порфирин) + глобин (белок)
Гемоглобин обладает гораздо большим сродством к кислороду чем вода – образует оксигемоглобин.
Соединение гемоглобина с углекислым газом - карбоксигемоглобин
Образуются в красном костном мозге, селезенке; Клетки – предшественники - эритробласты
Продолжительность жизни 120 дней; Функция – перенос О2 и СО2.
Факты о эритроцитах
Суммарная площадь поверхности всех Er =34000 м2.
Ежедневно отмирает 2 млрд. Er (0,01% их общего количества).
В каждом Er содержится 265 млн. молекул Hb.
В каждом мм3 крови – 5 млн. Er, в 5 л. = 25 трлн. Если выложить все Er в ряд, то получится цепочка на 200 тыс. км. (5 раз опояшет земной шар).
Сборка молекулы Hb занимает 90 секунд. Ежесекундно синтезируется 6,5*1019 молекул Hb.
Лейкоциты – 4-9 тыс./1мм3 – округлые, бесцветные клетки, есть ядро; Образуются в селезенке, лимфатических узлах; Клетки -предшесивенники - лейкопласты
Продолжительность жизни от 1 до нескольких дней;
Функция – защитная. (клеточный иммунитет)
Тромбоциты – Кровяные пластинки. 180-320 тыс./1мм3 – без ядра; образуются в красном костном мозге; клетки предшественники - тромбоцитобласты
Живут 5-8 дней;
Функция – свертывание крови.
2.Группы крови
У человека и высших животных на поверхности клеток крови, особенно эритроцитов, имеются генетически обусловленные факторы – т.н. вещества групп крови. Эти факторы имеют огромное значение при переливании крови, поскольку именно они в основном определяют совместимость крови донора и реципиента.
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Факторы групп крови – это макромолекулы, относящиеся к классу углеводов; они присутствуют на поверхности эритроцитов и представляют собой группу особых антигенов, т.н. агглютиногенов. Кроме того, в плазме крови большинства людей содержатся антитела, или агглютинины, реагирующие с определенными агглютиногенами. Такого рода иммунная реакция возникает в случае переливания несовместимой крови. При этом мембраны донорских эритроцитов, несущие определенные агглютиногены, реагируют с агглютининами, присутствующими в плазме реципиента; в результате этого взаимодействия донорские эритроциты агглютинируют,
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов
5. Закрепление и систематизация знаний
Лабораторная работа № 3. Микроскопическое строение крови.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс
план-конспект к уроку и презентация...
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
Состав и функции крови.
разработка урока "Состав и фцнкции крови" позволит рассмотреть осноаные функции, значение крови и закрипить знания о значении крови...
урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Состав и функции крови
Состав и функции крови...
Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...
Состав и функции крови
контрольные задания по теме "Состав и функции крови человека"...