1. | Организационный момент, включающий:
• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их
дальнейшая работа на уроке была эффективной);
• определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает аттестуемый). |
Цель: создать рабочую обстановку, настроить учащихся на учебную работу.
Задачи: сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.
Тема: Состав и функции крови человека.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- сформировать знания о составе крови и ее функциях
- роли свертывания крови в предохранении организма от потерь крови
- Продолжить работу над развитием речи, в том числе и математической, развивать умение слушать и слышать учителя, учиться взаимопониманию и уважительному отношению друг к другу.
- Цели, которые используются при проведении урока: обучающая, развивающая, воспитательная.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. Дежурный назовите отсутствующих. Проверьте свою готовность к уроку – наличие на столе учебника, тетради, ручки, карандаша и конечно дневника. (Далее сообщаю тему и ход урока.)
Продолжительность организационного момента 2-3 минуты. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение целей, которые аттестуемый ставит перед учениками на данном этапе урока
(какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;
• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
• определение возможных действий аттестуемого в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей
класса, с которым работает аттестуемый;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе
опроса;
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Цель: выявить уровень усвоения темы: «Доврачебная помощь при травмах ОДС»
Задача: актуализировать опорные знания по теме: «ОДС».
(Было задано заполнить таблицу «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов» в рабочей тетради стр 26 №56.).
Какие задания в домашней работе вызвали затруднение? (если есть ребята у которых домашнее задание вызвало затруднение, с ними я прорабатываю возникшие вопросы в индивидуальном порядке).
Если таких нет, то сверяем ответы по слайдам, выборочно проверяю тетради у 2-3 человек.
Опрос домашнего задания ведется несколькими способами: несколько человек работают по индивидуальным карточкам, фронтальный опрос, робота на доске (интерактивной и ученической).
Вторую часть занятия я начну с использования метода «создание проблемной ситуации». Для этого я попрошу детей сопоставить два факта: (все это располагается перед глазами учеников на мультимедийной доске):
- человек ранен в ногу или в руку, погибает только при большой потери крови, даже если внутренние организмы все целы.
- переливание крови другого человека раненому спасет его от смерти.
Затем предложу детям всей группы подумать и для активизации связной речи детей и развития умения рассуждать, предложу детям объяснить:
- почему человек без крови погибает?
- какое значение имеет кровь в жизни организма человека?
Для создания ситуации успеха, после выполнения каждого задания я использую похвалу, буду отмечать как индивидуальные успехи детей, так и групповые.
Данный прием позволит мне снять тревожность у некоторых детей. Которые боятся ответить неправильно, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями. В группе двое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания я создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа»
По окончанию этого этапа урока проводится оценивание учащихся (с комментированием).
Продолжительность этого этапа урока 7 минут. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в
котором работает аттестуемый;
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому
аттестуемым учебному материалу;
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе
освоения нового учебного материала. | Цели: сформировать знания о составе крови и ее функциях, роли свертывания крови в предохранении организма от потерь крови.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.
На ученической доске написана тема урока и цели, которые должны быть достигнуты учащимися при изучении данной темы. При этом используется интерактивная доска.
В ходе беседы подвести учащихся к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов.
Учитель: Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?
(ребята обращают внимание на доску, где представлен опорный конспект).
Итак, общее количество крови в организме человека равно 7% от веса – по объему это 5-6 л у взрослого и 3л у подростков. Если дат крови отстояться, то образуются два резко отличающихся друг о друга слоя: (на доске картинка отслоившейся крови) – верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость -плазма и осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами крови: эритроцитами, тромбоцитами и лейкоцитами.
Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки корой взвешены в жидком, промежуточном веществе – плазме. Кроме того в ней происходит размножение клеток.
Рассматриваются функции каждого из форменных элементов крови, делаются записи в тетрадях.
Основная часть форменных элементов крови человека – эритроциты. Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антоний Ван Левенгук (ребята обращают внимание на доску, где изображен портрет ученого, года жизни и его открытия в области анатомии и физиологии). Вспомнить какие еще открытия принадлежат этому ученому.
В 1 мм3 крови содержится 4-5 млн эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов .
Эритроциты напоминают собой тончайшую губку, все поры которой наполнены особым веществом – гемоглобином. Перенос кислорода – настолько важная задача , что в процессе развития эритроциты даже лишились своего собственного ядра и уже не могут размножаться, поэтому каждый эритроцит может захватить больше кислорода . чем эритроцит низших животных., например лягушки.
А сейчас, для того чтобы вы обобщили материал мы с вами проведем лабораторную работу.
Перед началом лабораторной работы ребята вспоминают правила работы с микроскопом.
В кабинете на стенде перед глазами учеников перечислены все этапы работ с микроскопом.
Тема и этапы лабораторной работы отражены на интерактивной доске.
Лабораторная работа: Изучение препаратов крови человека и лягушки.
Цель: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Картограмма лабораторной работы, микроскоп и микропрепараты дается на парту каждому ученику. Ребята работают индивидуально.
Ход работы:
- изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму. Зарисовать в тетрадь 1-2 эритроцита.
- изучить на малом увеличении микропрепарат крови лягушки. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму. Зарисовать в тетрадь 1-2 эритроцита.
- сравните эритроциты человека и лягушки. Результаты занесите в таблицу.
Эритроцит
| Форма
| Наличие ядра
| Окраска
| Человека
|
|
|
| Лягушки
|
|
|
|
сделайте вывод: почему кровь человека переносит больше кислорода, чем кровь лягушки?
Сделанные выводы записать в тетрадь.
Продолжительность данного этапа урока 27 минут. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;
• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового
учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает
аттестуемый.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового
учебного материала;
• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда аттестуемый определяет, что часть учащихся не освоила новый
учебный материал. | Цель – обобщение и закрепление знаний полученных на уроке.
С целью закрепления материала ребята отвечают на вопросы изученной темы.
Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми нового материала проведу мини-треннинг «Обсуждение в кругу» в ходе, которого предложу детям рассказать о том, что он узнал нового, а что уже знал.
Подводя итог занятия дам вербальную оценку работе детей на занятии.
Мы сегодня хорошо поработали , молодцы ребята! У вас на столе лежат карточки трех цветов. Выберите ту которая соответствует вашему настроению на уроке.( слайд ) Если кто-то что-то не понял выясняю причину. Если таких учеников 1-2, то работаю с ними индивидуально, если несколько, то решаем ряд аналогичных заданий коллективно, повторив необходимый теоретический материал, если осталось время, то в конце урока, если нет то на дополнительном занятии или вначале следующего урока.
Продолжительность этого этапа урока 5 минут.
|
5. | Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной работы
для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
• определение целей, которые хочет достичь аттестуемый, задавая задание на дом;
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания | Цель: Развивать самостоятельную работу учащихся.
Задачи: учащиеся должны сформировать знания о составе крови и ее функциях , роли свертывания крови в предохранении организма от потерь крови.
А теперь домашнее задание
Параграф 16 учебника, стр 82-89.
Проработать вопросы в конце параграфа. Обратить особое внимание на вопросы №3,6.
С целью расширения имеющихся знаний подготовить мини сообщения с использованием различных источников.
Продолжительность этого этапа урока 2-3 минуты
Урок окончен! |