Состав и функции крови.
план-конспект занятия по биологии (8 класс) по теме

Алексеева Татьяна Петровна

разработка урока "Состав и фцнкции крови" позволит рассмотреть осноаные функции, значение крови и закрипить знания о значении крови 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_i_funkcii_krovi.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема данного занятия: Состав и функции крови.

Цель занятия: сформировать знания   о составе крови и ее  функциях , роли свертывания крови в предохранении    организма  от потерь крови, организовать познавательную деятельность учащихся.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные: формировать у детей понятие о крови, составе крови и ее значении; закрепить уже имеющиеся знания.
  2. Развивающие: развивать у детей внимание, ассоциативное и логическое  мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи.
  3. Воспитательные: формировать навыки  работать в коллективе и подгруппами.

Возрастная направленность занятия: среднее звено.

Этапы  работы

Содержание  этапа

(заполняется  аттестуемым)

1.

Организационный  момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке была эффективной);

• определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает аттестуемый).


Цель: создать рабочую обстановку, настроить учащихся на учебную работу.

Задачи: сообщение темы урока; постановка цели урока; сообщение этапов урока.

Тема: Состав  и   функции крови человека.

Тип урока: комбинированный.

Цели:  

  1. сформировать знания   о составе крови и ее  функциях
  2.  роли свертывания крови в предохранении    организма  от потерь крови
  1. Продолжить работу над развитием речи, в том числе и математической, развивать умение слушать и слышать учителя, учиться взаимопониманию и уважительному отношению друг к другу.
  2. Цели, которые используются при проведении урока: обучающая, развивающая, воспитательная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Дежурный назовите отсутствующих. Проверьте свою готовность к уроку – наличие на столе учебника, тетради, ручки, карандаша и конечно дневника. (Далее сообщаю тему и ход урока.)

Продолжительность организационного момента 2-3 минуты.

2.

Опрос  учащихся по заданному на дом  материалу, включающий:

• определение целей, которые аттестуемый ставит перед учениками на данном этапе урока

(какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых аттестуемый хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий аттестуемого в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей

класса, с которым работает аттестуемый;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе

опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: выявить уровень усвоения темы: «Доврачебная помощь при травмах ОДС»

Задача: актуализировать опорные знания по теме:  «ОДС».

(Было задано заполнить таблицу «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов» в рабочей тетради стр 26 №56.).

Какие задания в домашней работе вызвали затруднение? (если есть ребята у которых домашнее задание вызвало затруднение, с ними я прорабатываю возникшие вопросы в индивидуальном порядке).

Если таких нет, то сверяем ответы по слайдам, выборочно проверяю тетради у 2-3 человек.

Опрос домашнего задания  ведется несколькими способами: несколько человек работают по индивидуальным карточкам, фронтальный опрос, робота на доске (интерактивной и ученической).

Вторую часть занятия я начну с использования метода «создание проблемной ситуации».  Для этого я попрошу детей  сопоставить два факта:  (все  это располагается перед глазами учеников на мультимедийной доске):

  1. человек ранен в ногу или  в руку, погибает только при большой потери крови, даже если внутренние  организмы  все целы.
  2. переливание крови другого человека раненому спасет  его от смерти.  

Затем предложу детям всей группы подумать и для активизации связной речи детей и развития умения рассуждать, предложу детям объяснить:

  1. почему человек  без крови погибает?
  2.  какое значение имеет кровь  в жизни организма человека?

 Для создания ситуации успеха, после выполнения каждого задания я использую похвалу, буду отмечать как индивидуальные успехи детей, так и групповые.

Данный прием позволит мне снять тревожность у некоторых детей. Которые боятся ответить неправильно, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями. В группе двое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания я создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа»

По окончанию этого этапа урока  проводится оценивание учащихся (с комментированием).

Продолжительность этого этапа урока 7 минут.

3.

Изучение  нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в

котором работает аттестуемый;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому

аттестуемым учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе

освоения нового учебного материала.

Цели:  сформировать знания   о составе крови и ее  функциях, роли свертывания крови в предохранении    организма  от потерь крови.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.

На ученической доске написана тема урока и цели, которые должны быть достигнуты  учащимися при изучении данной темы. При этом используется интерактивная доска.


В ходе  беседы  подвести учащихся  к выводу о том, что  кровь является  одной из  важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет  разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует  в  осуществлении  гуморальной регуляции  деятельности внутренних органов.

Учитель: Но что мы знаем об этом веществе  темно-красного цвета?  Из чего состоит кровь?

(ребята обращают внимание на доску, где  представлен опорный конспект).

Итак, общее количество  крови в организме  человека равно 7% от  веса – по объему это 5-6 л у взрослого и 3л у подростков. Если дат крови отстояться, то образуются два резко  отличающихся друг о друга слоя: (на доске картинка отслоившейся крови) – верхний  слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость -плазма и осадок темно-красного цвета, который образован  форменными  элементами  крови: эритроцитами, тромбоцитами и лейкоцитами.

Своеобразие крови заключается в том, что  она представляет собой  соединительную ткань, клетки корой взвешены в жидком, промежуточном веществе – плазме. Кроме того  в ней происходит  размножение клеток.

Рассматриваются функции каждого из форменных элементов крови, делаются записи  в тетрадях.

Основная часть форменных элементов крови человека – эритроциты. Впервые эти  мельчайшие тельца  в крови с помощью  микроскопа увидел  голландский естествоиспытатель  Антоний Ван Левенгук (ребята обращают внимание на доску, где  изображен портрет ученого,  года жизни и его открытия в области анатомии и физиологии). Вспомнить какие еще открытия принадлежат этому ученому.

В 1 мм3 крови  содержится 4-5 млн эритроцитов, а всего в крови  человека  их 25 триллионов .

Эритроциты  напоминают собой тончайшую губку, все поры  которой наполнены  особым веществом – гемоглобином. Перенос кислорода – настолько важная задача , что в процессе  развития эритроциты даже лишились  своего собственного ядра и уже не могут размножаться, поэтому каждый эритроцит  может захватить больше  кислорода . чем эритроцит низших животных., например лягушки.

А сейчас, для того чтобы  вы обобщили  материал мы с вами проведем  лабораторную работу.

Перед началом лабораторной работы ребята вспоминают правила работы с микроскопом.

В  кабинете на стенде перед глазами учеников перечислены все этапы работ с микроскопом.

Тема и этапы лабораторной работы отражены на интерактивной  доске.




Лабораторная работа:  Изучение препаратов крови человека и лягушки.

Цель: выявить особенности  строения эритроцитов человека и лягушки.

Картограмма лабораторной работы, микроскоп и микропрепараты дается на парту каждому ученику. Ребята работают индивидуально.



 Ход работы:


  1. изучить  на большом увеличении микроскопа    микропрепарат  крови человека.  Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму. Зарисовать в тетрадь 1-2 эритроцита.
  2. изучить  на малом увеличении  микропрепарат крови лягушки. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму. Зарисовать в тетрадь 1-2 эритроцита.
  3. сравните эритроциты человека и лягушки. Результаты занесите  в таблицу.

Эритроцит

Форма

Наличие ядра

Окраска

Человека




Лягушки





сделайте вывод: почему кровь человека  переносит  больше кислорода, чем  кровь лягушки?

Сделанные выводы записать в тетрадь.


Продолжительность данного этапа урока 27 минут.

4.

Закрепление учебного материала,  предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой аттестуемый на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового

учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает

аттестуемый.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового

учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда аттестуемый определяет, что часть учащихся не освоила новый

учебный материал.

Цель – обобщение и закрепление знаний полученных на уроке.

С целью закрепления материала  ребята отвечают на вопросы изученной темы.

Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми нового материала проведу мини-треннинг «Обсуждение в кругу» в ходе, которого предложу детям рассказать о том, что он узнал нового, а что уже знал.

Подводя итог занятия дам вербальную оценку работе детей на занятии.




Мы сегодня хорошо поработали , молодцы ребята! У вас на столе лежат карточки трех цветов. Выберите ту которая соответствует вашему настроению на уроке.( слайд ) Если кто-то что-то не понял выясняю причину. Если таких учеников 1-2, то работаю с ними индивидуально, если несколько, то решаем ряд аналогичных заданий коллективно, повторив необходимый теоретический материал, если осталось время, то в конце урока, если нет то на дополнительном занятии или вначале следующего урока.

Продолжительность этого этапа урока 5 минут.

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы

для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь аттестуемый, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Цель: Развивать самостоятельную работу учащихся.


Задачи:  учащиеся должны сформировать знания   о составе крови и ее  функциях , роли свертывания крови в предохранении    организма  от потерь крови.

А теперь домашнее задание

Параграф 16 учебника, стр 82-89.

Проработать вопросы в конце параграфа. Обратить особое внимание на вопросы №3,6.

С целью расширения имеющихся знаний подготовить мини сообщения с использованием различных источников.

Продолжительность этого этапа урока 2-3 минуты

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока « Значение крови. Состав и функции крови». 8 класс

план-конспект к уроку и презентация...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

урок биологии в 8 классе по теме"Состав и функции крови"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Состав и функции крови

Состав и функции крови...

Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»

Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...

Состав и функции крови

контрольные задания по теме "Состав и функции крови человека"...

Состав и функции крови

форменные  элементы  крови, эритроциты,  гемоглобин, гем, тромбоциты, лейкоциты, иммунитет, эритробласты, эритропоэз, серповидно – клеточная  анемия, гемолитическая  ане...