Специфика преподавания Биологии в СПО.
статья по биологии (11 класс)
Дисциплина «Биология» изучается в качестве общеобразовательного учебного предмета, но преподавание предмета должно вестись в тесной связи с получаемой специальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика преподавания Биологии в СПО.
На современном этапе развития агропромышленного комплекса, на рынке труда востребованы конкурентоспособные специалисты. Это должны быть специалисты, которые не только вооружены знаниями, но и умеют добывать новые знания, делать это по мере возникновения у них такой потребности при решении стоящих перед ними проблем, умеющими применять знания в любой сложившейся ситуации. Достижение данных целей возможно при решении важнейшей задачи современной системы образования. А именно, формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Знания естественнонаучного цикла играют не последнюю роль в формировании данной компетенции, а в дальнейшем и в становлении высококвалифицированного специалиста.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности обучающегося. Это в обязательной степени должно учитываться преподавателем при разработке рабочей программы по дисциплине «Биология» и при проведении самих занятий.
Дисциплина «Биология» изучается в качестве общеобразовательного учебного предмета, содержание нацелено, прежде всего, на формирование общей культуры обучающихся, развитие ключевых компетенций и формирование научного мировоззрения, а также социализацию студента. Преподавание предмета должно вестись в тесной связи с получаемой специальностью. Специфика методики преподавания биологии зависит от грамотного подбора методов, форм и средств обучения биологии в зависимости от потенциала обучающихся. Для активизации учебной деятельности для достижения планируемых результатов по программе формирования УУД используются следующие виды заданий:
Для формирования личностных УУД:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- мыслительное восприятие ситуации;
Для диагностики и формирования познавательных УУД:
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами и схемами, диаграммами;
Для диагностики и формирования регулятивных УУД:
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
Для диагностики и формирования коммуникативных УУД:
- составь задание одногруппнику;
- групповая работа;
- «опиши устно…», «объясни…», «подготовь рассказ …» и др.
Особую актуальность имеет тот факт, что обучающиеся должны умения и полученные знания переносить из одной научной отрасли в другую, например биология имеет тесную связь с такими науками, как экология, физика, химия и даже информатика и ИКТ. Например, совместно с преподавателем информатики, мной был проведен интегрированный урок «Статистические закономерности модификационной изменчивости и их обработка в программе MS EXCEL». Это был урок применения знаний на практике, где ребята научились экспериментально составлять вариационный ряд и строить кривую нормы реакции с использованием знаний информатики и ИКТ. Подобные интегрированные и бинарные уроки в нашем техникуме проводятся часто. Это одна из самых продуктивных форм, способствующих формированию УУД.
Нельзя забывать, что биология так же является фундаментом изучения для спецдисциплин, например, у механиков это «Основы зоотехнии», «Основы агрономии». Продолжением изучения данных дисциплин являются междисциплинарные комплексы МДК 02.01. «Технология механизированных работ в растениеводстве» и МДК 02.02 «Технология механизированных работ в животноводстве». Полученные знания, умения и навыки, при изучении данных дисциплин и междисциплинарных комплексов, используются в дальнейшем обучающимися при прохождении производственных практик, а также написании и защите дипломных проектов.
Учитывая данный факт, при преподавании биологии, особое внимание уделяется таким разделам, как «Основы генетики и селекции», «Основы экологии», «Бионика». Например, в разделе селекции мы изучаем новые сорта зерновых, масличных культур, корнеплодов, устойчивых к вредителям и к болезням, обладающие высокой продуктивностью; изучаем особенности пород КРС, свиней, овец, имеющих высокую плодовитость (например, у свиней), высокие удои молока и высокую жирность молока. Полученные знания пригодятся обучающимся при прохождении производственных практик на животноводческих комплексах, агрофирмах «ЭКОНИВА» (г. Лиски), «АГРОЭКО» (Павловский район), также обучающиеся нашего техникума проходят практику и в Новохоперском районе, Тульской и Курской областях, на федеративной земле Германии Баденбюртемберг.
В разделе «Основы экологии» изучаются 6 часов теоретических занятий: «Экология как наука», «Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», а также 6 часов практических занятий: «Составление схем питания», «Решение экологических задач», «Сравнительное описание естественной природной системы и агросистемы». Раздел «Бионика» является определенной теоретической подготовкой кружка технического творчества на старших курсах.
Таким образом, развитие УУД являются основополагающим в дальнейшей взрослой жизни обучающихся; они обеспечивают умение учиться, готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику органи...

Специфика преподавания теоретических дисциплин в ДШИ
Доклад на основе собственного методического опыта на заседании секции "теоретиков" Коломенского методического объединения....
Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"
Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов...
Специфика преподавания этики в 5 классах.
Статья для выступления на научно-практической конференции учителей Серпуховского района...

Специфика преподавания математики в рамках УМК А. Г. Мордковича "Математика 10-11 классы"
Актуальность. Новые задачи, стоящие перед страной, требуют и обновление содержания математического образования, обеспечения качественного образования для всех и предоставление возможности развит...

Специфика преподавания русского языка в коррекционных классах VII вида
Данная статья раскрывает основные проблемы, связанные с обучение детей коррекционных классов VII вида русскому языку. Кроме того, даны рекомендации по использованию методов и приемов на уроках русског...
Специфика преподавания второго иностранного языка в современной гимназии
Публикация об особенностях преподавания 2ИЯ немецкого после английского в современной гимназии в период внедрения ФГОС....