Специфика преподавания Биологии в СПО.
статья по биологии (11 класс)

Вензелева Наталия Игоревна

Дисциплина «Биология» изучается в качестве общеобразовательного учебного предмета, но преподавание предмета должно вестись в тесной связи с получаемой специальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_prepodavaniya_biologii_v_spo.docx 19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика преподавания Биологии в СПО.

На современном этапе развития агропромышленного комплекса, на рынке труда востребованы конкурентоспособные специалисты. Это должны быть специалисты, которые не только вооружены знаниями, но и умеют добывать новые знания, делать это по мере возникновения у них такой потребности при решении стоящих перед ними проблем, умеющими применять знания в любой сложившейся ситуации.  Достижение данных целей возможно при решении важнейшей задачи современной системы образования.  А именно, формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Знания естественнонаучного цикла играют не последнюю роль в формировании данной компетенции, а в дальнейшем и в становлении  высококвалифицированного специалиста. 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности обучающегося. Это в обязательной степени должно учитываться преподавателем при разработке рабочей программы по дисциплине «Биология» и при проведении самих занятий.

Дисциплина «Биология» изучается в качестве общеобразовательного учебного предмета, содержание нацелено, прежде всего, на формирование общей культуры обучающихся, развитие ключевых компетенций и формирование научного мировоззрения, а также социализацию студента. Преподавание предмета должно вестись в тесной связи с получаемой специальностью. Специфика методики преподавания биологии зависит от грамотного подбора методов, форм и средств обучения биологии в зависимости от потенциала обучающихся. Для активизации учебной деятельности для достижения планируемых результатов по программе формирования УУД  используются следующие виды заданий:

Для формирования личностных УУД:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- мыслительное восприятие ситуации;

Для диагностики и формирования познавательных УУД:

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами и схемами, диаграммами;

Для диагностики и формирования регулятивных УУД:

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- диспут;

Для диагностики и формирования коммуникативных УУД:

- составь задание одногруппнику;

- групповая работа;

 - «опиши устно…», «объясни…», «подготовь рассказ …»   и др.

Особую актуальность имеет тот факт, что обучающиеся должны умения и полученные знания переносить из одной научной отрасли в другую, например биология имеет тесную связь с такими науками, как экология, физика, химия и даже информатика и ИКТ. Например, совместно с преподавателем информатики, мной был проведен интегрированный урок «Статистические закономерности модификационной изменчивости и их обработка в программе MS EXCEL». Это был урок применения знаний на практике, где ребята научились экспериментально составлять вариационный ряд и строить кривую нормы реакции с использованием знаний информатики и ИКТ. Подобные интегрированные и бинарные уроки в нашем техникуме проводятся часто. Это одна из самых продуктивных форм, способствующих формированию УУД.

Нельзя забывать, что биология так же является фундаментом изучения для спецдисциплин, например, у механиков это «Основы зоотехнии», «Основы агрономии». Продолжением изучения данных дисциплин являются междисциплинарные комплексы   МДК 02.01. «Технология механизированных работ в растениеводстве» и  МДК 02.02 «Технология механизированных работ в животноводстве». Полученные знания, умения и навыки, при изучении данных дисциплин и междисциплинарных комплексов, используются в дальнейшем обучающимися при прохождении производственных практик, а также написании и защите дипломных проектов.                              

Учитывая данный факт, при преподавании биологии, особое внимание уделяется таким разделам, как «Основы генетики и селекции», «Основы экологии», «Бионика». Например, в разделе селекции мы изучаем новые сорта зерновых, масличных культур, корнеплодов, устойчивых к вредителям и к болезням, обладающие высокой продуктивностью; изучаем особенности пород КРС, свиней, овец, имеющих высокую плодовитость (например, у свиней), высокие удои молока и высокую жирность молока. Полученные знания  пригодятся обучающимся при прохождении производственных практик на животноводческих комплексах, агрофирмах «ЭКОНИВА» (г. Лиски), «АГРОЭКО» (Павловский район), также обучающиеся нашего техникума проходят практику и в Новохоперском районе, Тульской и Курской областях, на федеративной земле Германии Баденбюртемберг.

В разделе «Основы экологии» изучаются 6 часов теоретических занятий: «Экология как наука», «Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», а также 6 часов практических занятий: «Составление схем питания», «Решение экологических задач», «Сравнительное описание естественной  природной системы и агросистемы». Раздел «Бионика» является определенной теоретической подготовкой кружка технического творчества на старших курсах.

Таким образом, развитие УУД являются основополагающим в дальнейшей взрослой жизни обучающихся; они обеспечивают умение учиться, готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика преподавания музыки

Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику органи...

Специфика преподавания теоретических дисциплин в ДШИ

Доклад на основе собственного методического опыта на заседании секции "теоретиков" Коломенского методического объединения....

Статья "Специфика преподавания иностранного языка и метод проектов"

Статья о специфике преподавания иностранного языка и методе проектов...

Специфика преподавания этики в 5 классах.

Статья для выступления на научно-практической конференции учителей Серпуховского района...

Специфика преподавания математики в рамках УМК А. Г. Мордковича "Математика 10-11 классы"

Актуальность. Новые задачи, стоящие перед страной, требуют и обновление содержания математического образования, обеспечения качественного образования для всех и предоставление возможности развит...

Специфика преподавания русского языка в коррекционных классах VII вида

Данная статья раскрывает основные проблемы, связанные с обучение детей коррекционных классов VII вида русскому языку. Кроме того, даны рекомендации по использованию методов и приемов на уроках русског...

Специфика преподавания второго иностранного языка в современной гимназии

Публикация  об особенностях преподавания  2ИЯ немецкого после английского в современной гимназии в период внедрения ФГОС....