Рабочие программы по биологии 8-11 класс
рабочая программа по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Кондрашкина Наталья Антоновна

Рабочие программы по биологии 8-11 класс УМК "Живой организм" линейный курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

Приложение

к основной общеобразовательной программе

основного общего образования МБОУ  «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18" июня 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "БИОЛОГИЯ"

8 КЛАСС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                      Составитель

                                      Кондрашкина Н.А.,

                                      учитель биологии,                      первая квалификационная категория

2019 г


       Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8-х классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской федерации ФЗ №273 «ОБ образовании в Российской Федерации» (статья 12)
  3. Учебный план МБОУ «Южная СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Программа разработана в соответствии с содержанием и структурой учебника  Н. И. Сонина, В.Б.Захарова  «Биология. Многообразие живых организмов. Животные.» 8 класс, издательства «Дрофа», 2016 года, Москва (линейный курс). Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе внутрипредметный модуль «Зоологическая лаборатория» - 21 час.

Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год.

Срок действия рабочей программы – 5 лет.

 Планируемые результаты

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между животными организмами разных систематических групп;

— что такое зоология, какова её структура;

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

— паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;

— современные представления о возникновении многоклеточных животных;

— общую характеристику Типа Кишечнополостные;

— общую характеристику Типа Плоские черви;

— общую характеристику Типа Круглые черви;

— общую характеристику Типа Кольчатые черви;

— общую характеристику Типа Членистоногие;

— современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику Надкласса Рыбы;

— общую характеристику Класса Земноводные;

— общую характеристику Класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику Класса Птицы;

— общую характеристику Класса Млекопитающие;

— гипотезу о возникновении эукариотических организмов;

— основные черты организации представителей всех групп животных;

— крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

— значение животных в природе и жизни человека;

— воздействие человека на природу;

— сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;

— методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

— особенности жизнедеятельности домашних животных.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в практической жизни;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с фиксированными препаратами (коллекциями и микропрепаратами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

— характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;

— характеризовать основные направления эволюции животных;

— объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;

— описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;

— анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

— выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;

— обращаться с домашними животными;

— разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;

— оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— работать с учебником и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета;

— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

— выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

— выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;

— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;

— находить в словарях и справочниках значения терминов;

— выделяют тезисы и делают конспект текста.

Личностные результаты обучения

— соблюдение учащимися правил поведения в природе;

— осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

— осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— привить любовь к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с животными;

— признание учащимися права каждого на собственное мнение;

— готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты;

— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Царство Животные.

Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ.

Организм животных как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных: нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания. Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №1 Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 1.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Общая характеристика простейших. Клетка одно клеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Сарко жгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №2 Строение и движение амёбы и эвглены зелёной.

Тема 1.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 1.4. КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ.

Особенности организации кишечнополостных. Бес полое и половое размножение. Многообразие и распростра нение кишечнополостных. Классы: Гидроидные, Сцифоид ные и Кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №3 Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 1.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ.

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных чер вей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №4 Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 1.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ.

Особенности организации круглых червей (на приме ре человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №5 Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 1.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ.

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №6Внешнее строение дождевого червя.

Тема 1.8. ТИП МОЛЛЮСКИ.

Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №7Внешнее строение моллюсков.

Тема 1.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса. Отряды насекомых с полным и неполным превращением (метаморфозом). Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения па укакрестовика. Различные представители класса паукооб разных. Схемы строения насекомых различных отрядов. Схемы строения многоножек.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №8Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих.

Тема 1.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ.

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза. Тема 1.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения. Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

Тема 1.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ.

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. Демонстрация

Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №9Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни.

Тема 1.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ.

Первые земноводные. Общая характеристика земно водных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №10Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.

Тема 1.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первично-наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земно водных и рептилий.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №11 Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 1.15. КЛАСС ПТИЦЫ.

Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №12Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

Тема 1.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.  

Лабораторная работа №13Внешнее строение млекопитающих.

Лабораторная работа №14Изучение внутреннего строения млекопитающих.

Практическая работа №15Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Тема 1.17. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНЫХ.

Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных и плоских червей. Направления развития древ них плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных. Демонстрация

Схемы организации ископаемых животных всех известных систематических групп. Лабораторные и практические работы

Лабораторная работа №16Анализ родословного древа животного мира.

Тема 1.18. ЖИВОТНЫЕ И ЧЕЛОВЕК.

Значение животных в природе и жизни человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные.

Демонстрация

Использование животных человеком.

Раздел 2. Вирусы.

Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СВОЙСТВА ВИРУСОВ.

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикаль ном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Раздел 3. Экосистема.

Тема 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Понятие о среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения. Демонстрация

Схемы и таблицы, иллюстрирующие влияние факторов среды на организм. Распространение животных в природных биоценозах и агроценозах.

Тема 3.2. ЭКОСИСТЕМА.

Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и  редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Демонстрация

Экологические пирамиды: пирамида энергии, пирамида чисел, пирамида биомассы. Лабораторная работа №17 Влияние света  и интенсивности полива на всхожесть семян.

Лабораторная работа №18Анализ цепей и сетей питания.

Тема 3.3. БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

Демонстрация

Схемы и таблицы, демонстрирующие границы биосферы, её компоненты.

Тема 3.4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ.

Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.

Демонстрация

Схемы круговоротов веществ в природе, с участием живых организмов.

Тема 3.5. РОЛЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ.

Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород и почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд.

Демонстрация

Виды почв, полезные ископаемые биогенного происхождения.

Резерв 3 часа

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Диапазон часов

Введение. Общая характеристика животных.

Подцарство Одноклеточные. (8 часов)

1

Введение. Общая характеристика животных.

Правила ТБ.

Л. Р. №1 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»

2

2

Подцарство Одноклеточные.

Л. Р. №2 «Строение и движение амебы и эвглены зеленой»

Входная контрольная работа (тест)

6

Подцарство Многоклеточные. (44 часа)

3

Общая характеристика многоклеточных животных.

1

4

Губки.

1

5

Тип Кишечнополостные.

Л. Р. №3 «Внутреннее строение гидры»

2

6

Тип плоские черви.

Л. Р. №4 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»

2

7

Тип Круглые черви (Нематоды)

Л. Р. №5 «Жизненный цикл человеческой аскариды»

2

8

Тип Кольчатые черви.

Л.Р. №6 «Внешнее строение дождевого червя»

2

9

Тип Моллюски.

Л. Р. №7 «Внешнее строение моллюсков» ВПМ

2

10

Тип членистоногие.

Л. Р. №8 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»  ВПМ

7

11

Тип Иглокожие. ВПМ

1

12

Подтип Бесчерепные

1

13

Подтип позвоночные (Черепные).

Надкласс Рыбы.

Л. Р. №9 «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни» ВПМ

 Текущая контрольная работа (тест)

4

14

Класс Земноводные.

Л. Р. №10 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни» ВПМ

4

15

Класс Пресмыкающиеся.

Л. Р. №11 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи» ВПМ

4

16

Класс Птицы.

Л. Р. №12 «Особенности внешнего строения птиц, связанных с их образом жизни» ВПМ

4

17

Класс Млекопитающие, или Звери.

Л.р. №13 «Внешнее строение млекопитающих»

Л.р. №14 «Внутреннее строение млекопитающих»

Л.р. №15 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека» ВПМ

6

Основные этапы развития животного мира (2 часа)

18

Историческое развитие животного мира.

Л.р. №16 «Анализ эволюционного древа животного мира» ВПМ

2

Животные и человек (2 часа)

19

Значение животных в природе и для человека.

ВПМ

2

Вирусы (2 часа)

20

Общая характеристика вирусов. Вирусы – возбудители опасных заболеваний чедовека. ВПМ

2

Экосистема (12 часов)

21

Среда обитания. Экологические факторы.

Л.р.№17 «Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян»

2

22

Экосистема. ВПМ

Л.р.№18 «Анализ цепей и сетей питания»

3

23

Биосфера – глобальная экосистема.

Промежуточная контрольная работа (тест)

3

24

Круговорот веществ в природе.

2

25

Роль живых организмов в биосфере. ВПМ

3

всего

70



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

основного общего образования МБОУ  «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18" июня 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

9  КЛАСС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина Н. А.,

учитель биологии

                                                                                            первая квалификационная

категория

2019

 Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9-х классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 17.12.2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской федерации ФЗ №273 «ОБ образовании в Российской Федерации» (статья 12)
  3. Учебный план МБОУ «Южная СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Программа разработана в соответствии с содержанием и структурой учебника  Н.И. Сонин, М.Р. Сапин  «Биология.Человек.» 9 класс, издательства «Дрофа», 2016 года, Москва (линейный курс). Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе внутрипредметный модуль «Здоровый образ жизни» - 21 час.

Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год.

Срок действия рабочей программы – 5 лет.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

       Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- доказательства родства человека и животных;

- вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие о строении и функционировании организма человека;

- науки, изучающие организм человека;

- основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов;

- существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;

- строение и функции органов и систем органов человека;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;

- характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;

- сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас,  делать выводы на основе сравнения;

-выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека;

- распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;

- аргументировано доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;

- оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;

- применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования;

- соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;

- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;

- объяснять место и роль человека в биосфере.

       Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- планировать свою деятельность самостоятельно и под контролем учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- участвовать в совместной деятельности;

- оценивать свою работу и работу одноклассников;

- выделять главные и существенные признаки понятий;

- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;

- выявлять причинно-следственные связи;

- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

- работать с текстом и его компонентами;

- создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий;

- организовывать свою учебную деятельность;

- ставить учебные задачи;

- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;

- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

- сравнивать и классифицировать объекты;

- определять проблемы и предлагать способы их решения;

- применять методы анализа и синтеза;

- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;

- представлять информацию в различных формах;

- составлять аннотации, рецензии, резюме;

- уметь делать сообщение, вести дискуссии.

         Личностные результаты обучения

- Воспитание российской гражданской идентичности, чувство патриотизма, уважения к Отечеству;

- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;

- формирование целостного научного мировоззрения;

- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;

- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;

- формирование экологического мышления.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

9 класс

Человек и его здоровье (70 часа).

Тема 1. Место и роль человека в системе органического мира (2 часа).

         Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема 3. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья (1 час).

        Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Тема 4. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (4 часа).

Клеточное строение организма. Ткани:  эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

 Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Лабораторная работа № 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».

Тема 5. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (7 часов).

        Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Лабораторная работа № 3 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».            

Тема 6. Органы чувств (3 часа).

        Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменения размера зрачка».

Тема 7. Опора и движение (8 часов).

        Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

Лабораторная работа № 6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Лабораторная работа № 7 «Измерение массы и роста своего организма».

Тема 8. Внутренняя среда организма (3 часа).

        Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Лабораторная работа № 8 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Тема 9. Транспорт веществ (4 часа).

        Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Лабораторная работа № 9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Лабораторная работа № 10 «Измерение кровяного давления».

Лабораторная работа № 11 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

Тема 10. Дыхание (5 часов).

        Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Лабораторная работа № 12 «Определение частоты дыхания».

Тема 11. Питание (5 часов).

        Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Лабораторная  работа № 13 «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал».

Лабораторная  работа № 14 «Определение норм рационального питания».

Тема 12. Обмен веществ и превращения энергии (2 часа).

        Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Тема 13. Выделение (2 часа).

        Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 14. Покровы тела (3 часа).

        Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тема 15. Размножение и развитие (3 часа).

        Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Тема 16. Психология и поведение человека (5 часов).

        Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

      Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Тема 17. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих(3 часа).

              Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность,  закаливание, аутотренинг, рациональное                   питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Тема 18. Человек и окружающая среда (1час).

        Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Лабораторная работа № 15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Диапазон часов

1-2.

Место человека в системе органического мира. Особенности человека.

2

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

4.

Общий обзор строения и функций организма человека.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Входная контрольная работа (тест)

5

5.

Координация и регуляция ВПМ

Лабораторная работа №3 «Изучение отделов головного мозга (по муляжам)»

Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка» ВПМ

13

6.

Опора и движение. ВПМ

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

Лабораторная работа №6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» ВПМ

Лабораторная работа №7 «Измерение массы и роста своего организма» ВПМ

8

7.

Внутренняя среда организма. ВПМ

Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Текущая контрольная работа (тест)

5

8.

Транспорт веществ.

Лабораторная работа №9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» ВПМ

Лабораторная работа №10 «Измерение кровяного давления» ВПМ

Лабораторная работа №11 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений» ВПМ

5

9.

Дыхание. ВПМ

Лабораторная работа №12 «Определение частоты дыхания»

5

10.

Пищеварение. ВПМ

Лабораторная работа №13 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа №14 «Определение норм рационального питания» ВПМ

6

11.

Обмен веществ и энергии. ВПМ

2

12.

Выделение. ВПМ

2

13.

Покровы тела. ВПМ

3

14.

Размножение и развитие. ВПМ

2

15.

Высшая нервная деятельность. ВПМ

Промежуточная контрольная работа (тест)

7

16.

Человек и окружающая среда. ВПМ

Лабораторная работа №15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

 Промежуточная контрольная работа (тест)

2

17.

Происхождение человека.

2

Итого часов

70



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной общеобразовательной программе

среднего общего образования МБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора № 69-ОД от "18" июня 2019 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "БИОЛОГИЯ"

10-11 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Кондрашкина Н.А.,

учитель биологии,

первая квалификационная категория

2019 г.

        Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса «Биология 6-11 класс» М.:Дрофа,2005, автор Н.И.Сонин.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 69 часов, в том числе в X классе — 35 часов (1 час в неделю), в XI классе — 34 часов (1 час в неделю).

Срок реализации рабочей учебной программы  - 2 года.

Планируемые результаты

Деятельность  в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по биологии представлены в содержании курса по разделам.

Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
  • выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
  • иметь представление об уровневой организации живой природы;
  • приводить доказательства уровневой организации живой природы;
  • представлять основные методы и этапы научного исследования;
  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
  • характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
  • знать историю изучения клетки;
  • иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;
  • приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
  • сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
  • представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
  • проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
  • пользоваться современной цитологической терминологией;
  • иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);
  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зренияУчащийся должен:
  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение,
  • деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
  • выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;
  • понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
  • характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
  • решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
  • приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека;

  • характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;
  • обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
  • характеризовать основные методы и достижения селекции;
  • оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;
  • выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
  • объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
  • выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов (круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  • обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);
  • понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;
  • понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;
  • развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;
  • объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать выводы на основе сравнения;
  • обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;
  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;

Содержание курса.

10 КЛАСС (1ч в неделю, всего 35 ч,)

Раздел 1

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 ч)

Тема 1.1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (1 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2

СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

Раздел 2

КЛЕТКА (13 ч)

Тема 2.1

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (5 ч)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3

СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ

КЛЕТОК (4 ч)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных (можно

в форме таблицы). Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4

РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В КЛЕТКЕ (1 ч)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5

ВИРУСЫ (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

ОРГАНИЗМ (20 ч)

Тема 3.1

ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ

ОРГАНИЗМОВ (1 ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Тема 3.2

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ (2 ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 3.3

РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ч)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток.

Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение.

Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.4

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ)

(2 ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема 3.5

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (8 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ (2 ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы:  «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия.

Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 часа)

Раздел 1 ВИД (21 ч)

 Тема 1.1

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (2 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной

естественно-научной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 1.2

СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (10 ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию**.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия

Многообразие видов (окрестности школы).

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 1.3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 1.4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Раздел 2

ЭКОСИСТЕМЫ (13 ч)

Тема 2.1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (4ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 2.2

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 2.3

БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды

и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 2.4

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и

путей их решения

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение (1/1 ч)

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

10 класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

2

2.

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

3.

Входная контрольная работа (тест)

1

4.

Клетка.

Текущая контрольная работа (тест)

11

13.

Организм.

Промежуточная контрольная работа (тест)

20

Итого часов:

35

11 класс

14.

Вид.

Входная контрольная работа (тест)

Текущая контрольная работа (тест)

21

15.

Экосистемы.

Итоговая контрольная работа (тест)

12

Итого часов:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...