Проект «Дрожжи - они живые?»
проект по биологии (5 класс)
Цель данной работы: собрать информацию о дрожжах и узнать, что они собой представляют.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с историей открытия дрожжей.
2. Узнать, какого вида бывают дрожжи.
3. Изучить строение хлебопекарных дрожжей.
4. Провести опыт, иллюстрирующий механизм действия дрожжей.
5. Определить пользу дрожжей.
6. Ознакомиться с применением дрожжей.
7. Сделать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vadima.docx | 534.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Дрожжи - они живые?»
Автор проекта | Новиков Вадим Сергеевич, 5 «В» класс | |
Руководитель проекта | Новикова Галина Александровна | |
Полное название проекта | «Дрожжи - они живые?» | |
Предметная область | Биология | |
Направление деятельности | Наука и жизнь | |
Введение (обоснование, актуальность) | Каждый день мы садимся за стол, чтобы подкрепиться. Много вкусных и полезных блюд можно использовать в пищу. Они готовятся из разных продуктов, в том числе для приготов -ления используется тесто. Общеизвестная поговорка «Растет, как на дрожжах» совершенно оправдана свойствами данного продукта. «Тесто поднимается – хозяйка радуется». Данную работу я решил посвятить удивительному объекту живой природы – дрожжам. Так что же это за продукт? Ведь так необходимо знать о тех продуктах, которые ты употребляешь в пищу. | |
Объект исследования | Дрожжи | |
Предмет исследования | Дрожжи и их использование в современном производстве | |
Цель проекта | Собрать информацию о дрожжах и узнать, что они собой представляют. | |
Задачи проекта | 1. Познакомиться с историей открытия дрожжей 2.Узнать, какого вида бывают дрожжи. 3.Изучить строение хлебопекарных дрожжей 4.Провести опыт, иллюстрирующий механизм действия дрожжей 5.Определить пользу дрожжей. 6.Ознакомиться с применением дрожжей. 7. Сделать выводы | |
Гипотеза | Если дрожжи – это одноклеточные грибы, то так ли уж велика их польза. | |
Методы исследования | 1. Изучение литературы; 2. Работа с Интернет ресурсами; 3. Практическая работа | |
Сроки реализации проекта | январь-март 2019 г. | |
Место реализации | МБОУ СОШ № 26 | |
Предполагаемый результат и сфера применения продукта | Формирование интереса к составу и пользе продуктов питания | |
Форма защиты проекта | Презентация работы | |
Основная часть (теория, общие сведения о предмете изучения по проекту) |
С давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба. Русское слово «дрожжи» имеет общий корень со словами «дрожь», «дрожать». Английское слово «yeast» (дрожжи, закваска) означает «пена, кипеть, выделять газ». Дрожжи это микроскопические грибы, которые живут в питательной жидкости, богатой сахаром. При этом происходит процесс разложения (другими словами – брожение) и выделяется углекислый газ. Одним из условий брожения является наличие сахара. Хлебные дрожжи относятся к классу Сумчатые грибы семейства Сахаромицетовые.
История открытия этих удивительных грибов не менее интересна, чем их использование. Дрожжи одни из наиболее древних «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для ферментации и выпечки. Археологи нашли среди руин древнеегипетских городов жернова и пекарни, а также изображения пекарей и пивоваров. К 1200 году до н.э. люди овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба наряду с выпечкой пресного. Для начала сбраживания нового субстрата они использовали остатки старого. Под микроскопом дрожжи впервые увидел Антуан Левенгук в 1680 г. в оптический микроскоп, однако не распознал в них живых организмов. Луи Пастер (1822-1895) - установил роль дрожжей в спиртовом брожении. Стало понятно, что сахар превращается в алкоголь и углекислый газ в результате жизнедеятельности одноклеточных дрожжевых грибков. Кроме того, он предложил простой способ останавливать брожение, который с тех пор называется пастеризацией: нагревание выше 52°C в течение десяти минут убивает дрожжи. Всего в мире насчитывается много разновидностей дрожжей. Но в питании мы используем лишь 4 из них: пивные, хлебопекарные, молочные и винные дрожжи. Пивные дрожжи содержатся в «живом» пиве. А вот винные дрожжи можно встретить в природе в виде налета на виноградных гроздьях. Молочные дрожжи встречаются во всех кисломолочных продуктах. Хлебопекарные дрожжи активно используются для выпечки пышного хлеба и хлебобулочных изделий . Дрожжи могут быть прессованные и сухие активные. Для производства хлебопекарных дрожжей используется 36 видов основного и 20 видов вспомогательного сырья, абсолютное большинство которого никак не назовешь пищевым, в пищу без вреда для здоровья можно употреблять лишь около 10! Возникает вопрос: "Полезны ли хлебобулочные изделия, которые многие так любят?"
| |
Практическая часть (план и описание порядка работы над проектом) | Эксперимент №1 Я налил в два стакана теплой воды и насыпал в каждый сухих дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавил сахар, а в другой стакан сахар не добавлял (фото 1). Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения (появились маленькие пузырьки углекислого газа) (фото 2). На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа (фото 3). Жидкость в стакане имела кислый запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось. Вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне .
Фото 1 Фото 2 Фото 3 Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. Эксперимент №2 Потом я решил проверить, действительно ли при брожении выделяется углекислый газ. На стакан, в котором проходил процесс брожения, я надел пакет и стал ждать (фото 1). Через час пакет немного надулся. Постепенно он надувался всё больше и больше (фото 2). Таким образом дрожжи надули пакет.
Фото 1 Фото 2 Эксперимент № 3 Мы с бабушкой замесили два вида теста. В одно добавили дрожжи, а в другое нет! Первое спустя 1,5 часа поднялось (фото 1), объём второго остался прежним (фото 2).
Фото 1 Фото 2 Вывод: Дрожжи при благоприятных условиях (тепло, наличие сахара) быстро размножаются почкованием, наращивая массу. Освобождающаяся при этом энергия используется дрожжами для обеспечения их жизнедеятельности. Эксперимент № 4 Из дрожжевого теста мы испекли пиццу. Изделие получилось мягким и пышным, с большим количеством дырочек (фото 1). Из пресного теста сделали пельмени, которые в процессе варки сохранили свой размер. Изделие было тонким, плотным. Фото 1 Фото 2 Вывод: Дрожжи «поднимают» тесто и делают его пышным и вкусным. Пузырьки углекислого газа, образующиеся в тесте, делают его легким и пористым. На этом основано их применение в промышленности и быту. | |
Итоги проекта (выводы, обобщение, подведение итогов, результаты) | Изучив литературу и проделав эксперименты, я пришёл к следующим выводам: 1. Я узнал что дрожжи - это часть живой природы, это живые микроорганизмы. 2. Выяснил, что главное достоинство дрожжей в том, что они вызывают спиртовое брожение, выделяют углекислый газ, размножаются как в тепле, так и в холоде. Они способны жить и развиваться. 3. Узнал, что дрожжи используют в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, спиртовом, лекарственном производстве, в молочной промышленности, косметологии. 4. В беседах со взрослыми выяснил, что газообразование и вздутие живота – одна из причин ограничения потребления дрожжевого хлеба. Процесс брожения в кишечнике убивает некоторые группы полезных бактерий. 5. Узнал, что хлеб нужно употреблять умеренно, следуя рекомендациям диетологов и врачей. При покупке хлебобулочных изделий обращать внимание на состав. Бездрожжевой хлеб намного полезней. Примером бездрожжевого хлеба является лаваш. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Плесневые грибы. Дрожжи."
Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»...
Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....
Урок "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления....
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Урок - исследование Плесневые грибы Дрожжи
Урок- исследование разработанный с применением технологии критического мышления, ИКТ и развитием ключевых компетенций....
Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс
Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...
Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник...