Открытый урок биологии в 5 классе. Отношения организмов в сообществе.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Отношения организмов в сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmetika_lesa_dz.doc | 25 КБ |
klaster_1_uroven.docx | 34.87 КБ |
klaster_2_uroven.docx | 34.9 КБ |
klaster_3_uroven.docx | 34.73 КБ |
proverka_dz_shema_1.docx | 44.91 КБ |
raspechatat_slova.docx | 12.69 КБ |
smayly.docx | 30.68 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka._otnosheniya_organizmov_v_oobshchestve_5_klass.docx | 28.61 КБ |
otnosheniya_organizmov_v_soobshchestve_5.pptx | 223.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Арифметика леса
В лесу свой особый счет, своя лесная арифметика. Особые лесные правила сложения и вычитания. Не всегда там 1+1 будет 2, а дважды два – четыре. Сложились тетерев с тетеревятником и получилось не два, а всего единица: съел ястреб лесного петушка.
Сложили зайца с лисицей, для смеха рысь к ним прибавили – и получили не три, а только рысь одну, правда, сытую. Сложился на снегу след сороки со следом мыши, а вышел ноль: сорока схватила мышь и улетела бесследно.
Разделили двадцать короедов на двух пестрых дятлов – не десять вышло, а палочка без ноля: сильный дятел прогнал слабого, а короедов всех сам съел!
Прибавила кукушка в чужое гнездо с четырьмя яичками одно свое – должно пять птенчиков вылупиться, а вылупился один кукушонок. И сразу же оставшиеся яички выбросил из гнезда!
Не вздумайте отнимать у рябин рябинников или у кедров – кедровок: рябинники и кедровки разносят по лесу семена рябины и орешки кедров. Нельзя в лесу отнимать и складывать, как придется, умножать и делить, как вздумается. В лесу все так одно к другому подогнано, что не добавить и не убавить, не умножить и не разделить!
Отнимешь у леса белок – останешься без куниц. Умножишь куниц – и будешь без белок. Отнимешь, разделишь не так – и ни пуха тебе, ни пера, ни хвоста, ни чешуйки!
Задание:
- О представителях каких царств идет речь в данном рассказе?
- Как связаны животные и растения в природном сообществе?
- Напротив каждого абзаца определите вид отношений между организмами и подпишите его.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Природное сообщество
Заполни схему.
Природное сообщество
Предварительный просмотр:
Конкурентные отношения
Отношения
хищник-жертва
Отношения
паразит-хозяин
Взаимовыгодные отношения
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
(в соответствии с требованиями ФГОС)
Учебный предмет: Биология
Класс: 5 класс
УМК (программы учебного курса): Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой организм. – М.: Просвещение.
Тема урока: Отношения организмов в сообществе
Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ и технологии проблемного диалога.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.
Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.
Метапредметные результаты:
Уметь работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.
Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.
Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества
Личностные результаты:
Формулировать цели урока. Планировать действия по выполнению заданий. Уметь работать в парах и команде. Давать оценку и самооценку.
Средства обучения: учебник, тетрадь-тренажёр (часть I), конструктор уроков, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Организационный этап | ||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | |
Этап проверки домашнего задания | ||
1.Заполнение схемы: Природное сообщество схема 1 (проверка на документ-камере). 2.Круговорот веществ на слайде (объяснить). 3. Для всех учащихся соответствия на слайде. | Выполняют задания. | |
Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала | ||
Каким одним определение можно назвать данные термины? (на слайде). Много интересного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Знаете, мне всегда было интересно, а как же совместно существуют различные организмы. Ведь они такие разные эти организмы. А вам интересно? Ну так давайте сегодня и узнаем о том, какие отношения существуют между разными организмами. Ребята, какая же сегодня у нас тема урока? Цель: Ребята, а как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке? | - Отвечают: природное сообщество. - Формулируют и записывают тему урока в тетради. - Хотим узнать какие отношения существуют в сообществе между оргаизмами. | Умение устанавливать взаимосвязь между организмами Умение формулировать тему, цель и задачи урока |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности | ||
Помните, когда мы начинали изучать тему сообщества, мы проводили параллель между вашим классом и сообществом. Ваш класс сообщество? Так что значит отношения в сообществе? У вас в классе какие отношения? Представляете и между организмами в сообществе тоже существуют разные отношения. (Вывожу учебник на документ камеру). | - ДА. - Дружба, вражда, взаимопомощь и тд….) | Умение преобразовывать информацию с иллюстрации и схемы |
Откройте учебник на странице 34-35.и Ребята, читать текст мы пока не будем. Давайте рассмотрим его. На сколько частей разделил текст автор? Хорошо. А давайте еще внимательней посмотрим на текст. Весь ли текст написан одинаковым шрифтом? Какие слова отмечены жирным шрифтом? А как вы думаете почему они выделены? Правильно, это важные слова. А кто помнит, что отмечено желтым цветом? А скрепкой? Будет здорово если вы учтете это при чтении. | В учебнике находят информацию. - 4. - Конкурентные, хищники, жертвы, взаимовыгодные. - Интересные примеры. - Дополнительная информация. | Умение находить в учебнике нужную информацию, формулировать ответ, используя иллюстрацию |
ФИЗМИНУТКА | ||
Итак, я предлагаю вам, используя учебник, составить кластер по теме: Отношения организмов в сообществе. Сейчас начнется самое интересное, мы будем работать с текстом. Мы помним, что в кластере отражаются ключевые моменты. Важные слова там будут? Постарайтесь найти для них место. | -Да. | |
Раздаю дифференцированные кластеры. По уровню подготовки детей. Приглашаю одного человека к доске вывожу его кластер на документ камеру. Проверяем и сравниваем. У всех ли так? Можем ли мы дополнить? Если все верно ставим плюс. | Работают, заполняя кластеры. -Самопроверка. | Умение выбрать главную информацию из текста и соотнести с требуемой формой. |
Этап закрепления изученного | ||
Ребята, кто назовет тему сегодняшнего урока? А вам какие отношения больше всего понравились? В каких бы вы хотели жить? | Отвечают на заданные вопросы. | Умение применить полученные знания. |
Этап рефлексии | ||
Слайд. Посмотрите сколько существует разных отношений. И ваша задача выбрать из этих отношений те, которые существуют в природном сообществе. На магнитной доске вывешены разные типы отношений. Предлагаю вам отметить смайликом те виды отношений в которых бы вы хотели жить или которые на ваш взгляд вам подходят. Поделитесь впечатлением от сегодняшнего урока. | Делятся впечатлениями: «на уроке я узнал…хочу узнать, научился…мне было…» | Умение обобщить информацию через рефлексию. |
Домашнее задание | Используя кластер, меть рассказать о видах отношений в сообществе. Доп. Задание: работа с текстом: Арифметика леса. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соотнесите сообщества и их роль в круговороте веществ: Производители органического вещества Потребители органического вещества Разрушители о рганического вещества Грибы и бактерии Животные Растения
Соотнесите сообщества и их роль в круговороте веществ: Производители органического вещества Потребители органического вещества Разрушители о рганического вещества Грибы и бактерии Животные Растения
27.11.12 Отношения организмов в сообществе.
Цель урока: Какие отношения существуют в сообществе между организмами?
Физминутка
Домашнее задание: П. 12 читать, пересказывать. Используя кластер рассказать о видах отношений между организмами. Индивидуальное задание с текстом.
Отношения Личностные Дружеские Конкурентные Семейные Деловые Формальные Взаимовыгодные Любовные Доверительные Товарищеские Паразит-хозяин Преданные Уважительные Свободные Хищник-жертва.
Отношения организмов в сообществе. Конкурентные Хищник-жертва Паразит-хозяин Взаимовыгодные
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"
Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...
Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать ...
Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС
Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...
Технологическая карта открытого урока биологии, 8 класс
Технологическая карта урокаПредмет, класс: биология, 8 классАвтор программы: Л.Н. Сухорукова, УМК «Сфера»Учитель: Ильюхина Ирина Александровна, учитель биологии МКОУ «Алнерская основ...
Открытый урок биология 8 класс
презентация...
методическая разработка открытого урока биологии 7 класс "Моллюски"
Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...