Открытый урок биологии в 5 классе. Отношения организмов в сообществе.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Захарина Антонина Александровна

Отношения организмов в сообществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арифметика леса

В лесу свой особый счет, своя лесная арифметика. Особые лесные правила сложения и вычитания. Не всегда там 1+1 будет 2, а дважды два – четыре. Сложились тетерев с тетеревятником и получилось не два, а всего единица: съел ястреб лесного петушка.

Сложили зайца с лисицей, для смеха рысь к ним прибавили – и получили не три, а только рысь одну, правда, сытую. Сложился на снегу след сороки со следом мыши, а вышел ноль: сорока схватила мышь и улетела бесследно.

Разделили двадцать короедов на двух пестрых дятлов – не десять вышло, а палочка без ноля: сильный дятел прогнал слабого, а короедов всех сам съел!

Прибавила кукушка в чужое гнездо с четырьмя яичками одно свое – должно пять птенчиков вылупиться, а вылупился один кукушонок. И сразу же оставшиеся яички выбросил из гнезда!

Не вздумайте отнимать у рябин рябинников или у кедров – кедровок: рябинники и кедровки разносят по лесу семена рябины и орешки кедров. Нельзя в лесу отнимать и складывать, как придется, умножать и делить, как вздумается. В лесу все так одно к другому подогнано, что не добавить и не убавить, не умножить и не разделить!

Отнимешь у леса белок – останешься без куниц. Умножишь куниц – и будешь без белок. Отнимешь, разделишь не так – и ни пуха тебе, ни пера, ни хвоста, ни чешуйки!

 Задание:

  1. О представителях каких царств идет речь в данном рассказе?

  1. Как связаны животные и растения в природном сообществе?

  1. Напротив каждого абзаца определите вид отношений между организмами и подпишите его.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        Природное сообщество                

        

        

                                               Заполни схему.

                  Природное сообщество



Предварительный просмотр:

Конкурентные отношения

Отношения

хищник-жертва

Отношения

паразит-хозяин

Взаимовыгодные отношения



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

(в соответствии с требованиями ФГОС)

Учебный предмет: Биология

Класс: 5 класс

УМК (программы учебного курса): Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: живой  организм. – М.: Просвещение.

Тема урока: Отношения организмов в сообществе

Тип урока:  Комбинированный с использованием ИКТ и технологии проблемного диалога.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников,  нарушения  взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Метапредметные результаты:

Уметь  работать с различными источниками информации: анализировать текст, описывать рисунок, заполнять таблицу, комментировать видео, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, сравнивать и делать выводы.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития  сообщества

Личностные результаты:

Формулировать цели урока. Планировать действия по выполнению заданий.   Уметь работать в парах и команде.  Давать оценку и самооценку.

Средства обучения:  учебник, тетрадь-тренажёр (часть I), конструктор уроков, компьютер, мультимедийный проектор  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

Этап проверки домашнего задания

1.Заполнение схемы: Природное сообщество схема 1 (проверка на документ-камере).

2.Круговорот веществ на слайде (объяснить).

3. Для всех учащихся соответствия на слайде.

Выполняют задания.

Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала

Каким одним определение можно назвать данные термины? (на слайде).

Много интересного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Знаете, мне всегда было интересно, а как же совместно существуют различные организмы. Ведь они такие разные эти организмы. А вам интересно?

Ну так давайте сегодня и узнаем о том, какие отношения существуют между разными организмами.

Ребята, какая же сегодня у нас тема урока?

Цель: Ребята, а как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

- Отвечают: природное сообщество.

- Формулируют и записывают тему урока  в тетради.

- Хотим узнать какие отношения существуют в сообществе между оргаизмами.

Умение устанавливать взаимосвязь между организмами

Умение формулировать тему, цель и задачи урока

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Помните, когда мы начинали изучать тему сообщества, мы проводили параллель между вашим классом и сообществом.

Ваш класс сообщество?

Так что значит отношения в сообществе? У вас в классе какие отношения?

Представляете и между организмами в сообществе тоже существуют разные отношения. (Вывожу учебник на документ камеру).

- ДА.

- Дружба, вражда, взаимопомощь и тд….)

Умение преобразовывать информацию с иллюстрации и схемы

Откройте учебник на странице 34-35.и Ребята, читать текст мы пока не будем. Давайте рассмотрим его. На сколько частей разделил текст автор?

Хорошо. А давайте еще внимательней посмотрим на текст. Весь ли текст написан одинаковым шрифтом? Какие слова отмечены жирным шрифтом?

А как вы думаете почему они выделены? Правильно, это важные слова.

А кто помнит, что отмечено желтым цветом?

А скрепкой?

Будет здорово если вы учтете это при чтении.

В учебнике находят информацию.

- 4.

- Конкурентные, хищники, жертвы, взаимовыгодные.

- Интересные примеры.

- Дополнительная информация.

Умение находить в учебнике нужную информацию, формулировать ответ, используя иллюстрацию

ФИЗМИНУТКА

Итак, я предлагаю вам, используя учебник, составить кластер по теме: Отношения организмов в сообществе.

Сейчас начнется самое интересное, мы будем работать с текстом. Мы помним, что в кластере отражаются ключевые моменты.

Важные слова там будут?

Постарайтесь найти для них место.

-Да.

Раздаю дифференцированные  кластеры. По уровню подготовки детей.

Приглашаю одного человека к доске вывожу его кластер на документ камеру. Проверяем и сравниваем.

У всех ли так? Можем ли мы дополнить?  Если все верно ставим плюс.

Работают, заполняя кластеры.

-Самопроверка.

Умение выбрать главную информацию из текста и соотнести с требуемой формой.

Этап закрепления изученного

Ребята, кто назовет тему сегодняшнего урока? А вам какие отношения больше всего понравились? В каких бы вы хотели жить?

Отвечают на заданные вопросы.

Умение применить полученные знания.

Этап рефлексии

Слайд. Посмотрите сколько существует разных отношений. И ваша задача выбрать из этих отношений те, которые существуют в природном сообществе.

На магнитной доске вывешены разные типы отношений.

Предлагаю вам отметить смайликом те виды отношений в которых бы вы хотели жить или которые на ваш взгляд вам подходят.

Поделитесь впечатлением от сегодняшнего урока.

Делятся впечатлениями: «на уроке я узнал…хочу узнать, научился…мне было…»

Умение обобщить информацию через рефлексию.

Домашнее задание

Используя кластер, меть рассказать о видах отношений в сообществе.

Доп. Задание: работа с текстом: Арифметика леса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что понимают под круговоротом веществ в природе? Могут ли организмы выжить без него?

Слайд 2

Соотнесите сообщества и их роль в круговороте веществ: Производители органического вещества Потребители органического вещества Разрушители о рганического вещества Грибы и бактерии Животные Растения

Слайд 3

Соотнесите сообщества и их роль в круговороте веществ: Производители органического вещества Потребители органического вещества Разрушители о рганического вещества Грибы и бактерии Животные Растения

Слайд 4

27.11.12 Отношения организмов в сообществе.

Слайд 5

Цель урока: Какие отношения существуют в сообществе между организмами?

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Домашнее задание: П. 12 читать, пересказывать. Используя кластер рассказать о видах отношений между организмами. Индивидуальное задание с текстом.

Слайд 8

Отношения Личностные Дружеские Конкурентные Семейные Деловые Формальные Взаимовыгодные Любовные Доверительные Товарищеские Паразит-хозяин Преданные Уважительные Свободные Хищник-жертва.

Слайд 9

Отношения организмов в сообществе. Конкурентные Хищник-жертва Паразит-хозяин Взаимовыгодные

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...

Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать ...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...

Технологическая карта открытого урока биологии, 8 класс

Технологическая карта урокаПредмет, класс: биология, 8 классАвтор программы: Л.Н. Сухорукова, УМК «Сфера»Учитель: Ильюхина Ирина Александровна, учитель биологии МКОУ «Алнерская основ...

методическая разработка открытого урока биологии 7 класс "Моллюски"

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в не...