методическая разработка открытого урока биологии 7 класс "Моллюски"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Вспомните сколько на данный момент известно видов моллюсков? Верно. Известно около 150 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 5о тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7_klass_biologiya.docx92.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационный момент. 5-7 мин.

Учитель: Встанем ровно, расправим плечи, мысленно улыбнемся – мы рады видеть друг друга, я рада видеть вас. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости,  давайте поприветствуем их. (ученики здороваются с гостями урока)  Здравствуйте!  Садитесь!

Удивителен и разнообразен мир природы, удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо! От урока к уроку шагая, мы вместе познаем красоту и неповторимость животных, убеждаясь в необходимости их любить и оберегать.

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Вспомните сколько на данный момент известно видов моллюсков? Верно. Известно около 150 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 5о тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.

Постановка проблемного вопроса. Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках?  (Возможные варианты ответов: чтобы разбираться в их многообразии; понять их роль в природе; знать их применение в жизни человека; научиться ценить моллюсков)

Постановка учащимися темы и задач  урока. Какова будет тема нашего урока сегодня?

Тема урока: Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Задачи: познакомиться с многообразием моллюсков в природе;

Рассмотреть роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека;

Доказать необходимость охраны моллюсков;

Научиться обобщать, сравнивать, делать выводы.

Учитель: Сегодня мы с вами изучим тему « Многообразие и значение Моллюсков». Обратите внимание у вас на парте лежат листы, листы вашей самооценки работы на уроке. Заполните первую графу – название темы.

А также я вас попрошу оценить себя используя для этого таблицу.

Итак, оцените себя в том, участвовали ли вы сейчас в формулировании темы урока и высказывали ли вы  свое мнение по вопросу значимости знаний человека о моллюсках. Справа у вас есть изображение пяти моллюсков, раскрасьте количество моллюсков, которое покажет вашу оценку вашей активности. Пять раскрашенных моллюсков – отличный показатель, на высшем уровне, одна раскрашенная моллюска – самый низкий показатель.

Критерии

Моя оценка

1

Я участвовал в формулировании темы урока, высказывал свое мнение по вопросу значимости знаний человека о моллюсках.

II. Актуализация знаний

Человек стремится познать и понять окружающий его мир. Однако люди не приспособлены к жизни в воде. Моря и океаны до сих пор хранят в себе еще много загадок, которых человеку предстоит разгадать.

Принадлежность моллюсков к данным классам определяется больше внешними признаками. Давайте вспомним что мы уже с вами знаем о моллюсках.

Фронтальная работа

Дополните предложения:

Где живут преимущественно моллюски….

Тело моллюсков делится на три отдела

Моллюски, обитающие в воде, дышат …

Наземные формы моллюсков дышат с помощью …

Основная функция раковины моллюсков ……

Кровеносная система моллюсков …

Нервная система … .

Тело большинства моллюсков защищено:

Органы дыхания: 

Между телом моллюсков и их раковиной находиться:

Существует два способа передвижения моллюсков:

Органами чувств у моллюсков являются …

Являются неотъемлемой частью экосистемы. Люди используют их в ____________, и ракушки как _____________.

Сразу ли вы смогли ответить на последнюю загадку от  представителей мягкотелых? Достаточны ли ваши знания где и как человек использует эти живые организмы? Давайте с вами отправимся в путешествие и в процессе знакомства с некоторыми представителями типа Моллюски пополним запас наших знаний.

Но, перед этим я попрошу вас опять обратиться к вашему индивидуальному листу и оценить второй этап нашего урока. Как вы считаете, на сколько баллов вы справились с заданиями от моллюсков.

2

Решение задания от моллюсков. Помощь одноклассникам в ответе на их задания.

III. Изучение нового материала. Тип Моллюски объединяет около 200 тысяч видов, обитают они в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособлены к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Например,  длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители достигают в длину 20 м. Многие из этих животных являются долгожителями, для которых возраст в 100 лет — отнюдь не редкость. Первые моллюски появились на Земле около 540 миллионов лет назад. Они намного старше динозавров.

Из-за довольно большого разнообразия видов этих организмов  в типе моллюсков выделяют три основных класса. 

Работа в группах. Сейчас вам предстоит самостоятельно выяснить особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие моллюски, класса Двустворчатые моллюски, класса Головоногие моллюски.

На каждой парте лежит листок с текстом. Вы делитесь на три группы. Каждая группа читает текст, и обсуждая его и находит ответ на  критерии которые вы видите на слайде.

Линии сравнения

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Среда обитания

Строение раковины

Части тела

Способ питания

Значение

Типичные представители

Текст 1.

Класс Брюхоногие моллюски.

Класс брюхоногие — это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков — это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка — 8 см, некоторые голые слизни — до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.

Тело брюхоногого моллюска разделено на голову, туловище и ногу, занимающую всю брюшную поверхность тела (отсюда и название класса).

Тело моллюска покрыто мантией и заключено в спирально закрученную раковину. Передвижение моллюска происходит благодаря волнообразному сокращению мышцы ноги. На нижней стороне головы помещается рот, а на боковых сторонах — два чувствительных щупальца, у их основания находятся глаза.

К брюхоногим моллюскам относятся слизни, получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.

К растительноядным брюхоногим относится виноградная улитка, также наносящая вред сельскому хозяйству. В некоторых странах ее используют в пищу.

Среди многочисленных видов брюхоногих моллюсков особенно известны благодаря красивым раковинам — морские. Их используют в качестве сувениров, из перламутрового слоя изготавливают пуговицы, а из раковины очень мелкого моллюска каури некоторые народы Африки и Азии изготавливают деньги, украшения. У мурекса слизь используются для приготовления краски «королевский пурпур»

Многие брюхоногие являются промежуточными хозяевами паразитических червей.

Текст 2.

Класс Двустворчатые моллюски.

Класс двустворчатые — исключительно водные животные. Через свою мантийную полость они перекачивают воду, выбирая из нее питательные вещества. Такой способ питания называют фильтрацией. Он не требует особой подвижности организмов, поэтому у представителей класса наблюдается некоторое упрощение в строении по сравнению с представителями других классов. Все моллюски этого класса имеют двустворчатую раковину (отсюда и название класса). Створки раковины соединены находящейся на спинной стороне моллюска особой эластичной связкой. К створкам раковины прикрепляются мышцы — замыкатели, их сокращение способствует сближению створок, закрытию раковины, при расслаблении их — раковина раскрывается.

Представителями данного класса являются беззубка, перловица, устрицы, мидии. Самый крупный морской моллюск — тридакна, весящий до 300 кг.

Наиболее распространенный моллюск в пресных водоемах страны — беззубка. Тело беззубки, состоящее из туловища и ноги, покрыто мантией, свешивающейся с боков в виде двух складок.

Между складками и телом имеется полость, в которой находятся жабры и нога. Головы у беззубки нет. На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона: нижний (вводный) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание. С водой приносятся различные простейшие одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений. Отфильтрованные пищевые частицы через рот попадают в желудок и кишечник, где подвергаются действию ферментов. У них развитие с превращением (личинка –глохидий).

Двустворчатые моллюски используются человеком. Мидий, устриц — употребляют в пищу, других, например, разводят для получения жемчуга и перламутра:  жемчужниц, перловицу.

Текст 3.

Класс Головоногие моллюски.

Современные головоногие насчитывают около 700 видов, исключительно обитателей морей и океанов с высокой концентрацией солей, поэтому они не встречаются ни в Черном, ни в Азовском морях.

Головоногие — это хищники средних или больших размеров. Их тело состоит из туловища и большой головы, нога превратилась в щупальца, которые окружают рог. Большинство из них имеют 8 одинаковых щупалец, например осьминоги или 8 коротких и 2 длинных, как у кальмара.

На щупальцах находятся присоски, с помощью которых удерживается добыча. На голове у представителей класса имеются большие глаза, напоминающие глаза человека.

Раковины у многих представителей головоногих нет, только у каракатицы она расположена под кожей, а у наутилуса имеется многокамерная раковина. У многих головоногих благодаря реактивному способу движения скорость достигает 70 км в час (кальмары).

Головоногие моллюски имеют большое промышленное значение: их используют в пищу (кальмары, осьминоги, каракатицы), из содержимого чернильного мешка каракатиц и кальмаров изготавливают коричневую краску — сепию, натуральную китайскую тушь. В кишечнике кашалотов из непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество — амбра, используемое в парфюмерной промышленности для придания устойчивости запаха духов. Головоногие моллюски — это пищевая база для морских животных — ластоногих, зубастых китов и др.

Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А каждый труд должен быть оценен и поощрен. Сейчас мы поставим себе оценку за работу в парах. А затем нас ждет минутка отдыха.

3

Моя работа в групповом выполнения задания на изучении текста и нахождения в нем нужной информации.

Физкультминутка Релаксация – визуализация «Подводное путешествие»1-2 мин.

Сядьте удобнее, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте. Закройте глаза и глубоко вдохните. (Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами).

«Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. . Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вам пришла хорошая идея, и вы решаете искупаться в теплых бирюзовых водах Тихого океана.

Вы идете к воде, под ногами у вас мягкий теплый песок, с каждым шагом, который все

шепот волн, это они с вами так разговаривают, они зовут вас поплавать среди них и понырять в глубь океанических вод.

Плывем… Вода теплая… она прекрасно вас держит… Вы можете плавать и нырять сколько угодно… Сколько интересного на дне! Давайте посмотрим поближе... 

Кого вы видите? Мимо вас проплывают морские звезды и медузы… Они вас не тронут… Полюбуйтесь какие они красивые… как изящно они двигаются… Возьмите в руки раковину… потрогайте её, проведите пальчиками по всем её наростам. Это пустой домик моллюска рапана… У неё есть маленький секрет. Давайте поднесём к уху и прислушаемся. Что вы слышите?... верните раковину на место… Двигаемся дальше, в глубине – в пучине вод – плывут по своим делам другие морские жители… Кого еще вы видите? Морские коньки проплыли мимо вас веселой стайкой… вот проплыл осьминог в поисках своей добычи… разные рыбки снуют туда-сюда… а вон между камней притаились краб и морской еж… Рассмотрите строение тел морских жителей… Обратите внимание на раскраску… Они не только разные на вид, но и ещё двигаются по – разному… Полюбовались морскими жителями… Давайте вернемся на берег

Покой! Вы ложитесь на песок, вы пригрелись на солнышке и решили отдохнуть…

Но вот прохладный ветер пробежал по телу, взбодрил вас всех, потянулись… улыбнулись и проснулись! С возвращением на урок.

Когда впервые пересеклись пути человека и моллюска, сейчас установить почти невозможно. Однако раскопки стоянок и захоронение древних людей свидетельствует о том, что это было очень давно.

Так, в Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей.

В 1876 году во Франции тоже при строительстве железной дороге было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты предметы обихода и … ожерелье из морских раковин.

Можно предположить, что моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Ребята подготовили несколько мини сообщений, давайте их послушаем.

Значение моллюсков для природы

Во-первых, моллюски являются питанием для очень многих обитателей морей и океанов. Для рыб, для морских животных моллюски порой единственная еда. Моллюсков в океане великое множество совершенно не случайно — так как это питание и это своеобразные фильтры для морской воды. Сейчас участились случаи отравления животных, потому что моллюски, отфильтровывая морскую воду, поглощают в своем теле вредные примеси, тяжелые металлы. Поэтому животные, которые едят моллюсков, могут получить серьезное отравление.

Иногда такая гибель животных является массовой. Вот почему человеку важно содержать воду морей и океанов в чистоте. Не сбрасывать туда отходы своего производства и не загрязнять нефтью и тяжелыми металлами воду, чтобы моллюски не превращались в ядовитую пищу для морских обитателей.

Учитель: Только задумайтесь — загрязнение океанов и морей, ведет к необходимости фильтрации воды моллюсками, вредные вещества задерживаются в них, и отравляют всю фауну морей и океанов. Так можно сделать любой океан мертвым.

Теперь вы понимаете как велико значение моллюсков для природы?

Значение моллюсков для человека

Моллюски пища для человека

Моллюски очень любит человек, они вкусны, питательны, но в нынешней экологии не полезны. Особенно для маленьких детей. Содержащаяся в моллюсках ртуть, может привести к эпилепсии у ребенка, а также заболеваниям головного мозга и параличам.

Однако, моллюски, которые не выросли в море, а отдельно выращиваются на специальных фабриках по производству пищевых моллюсков — например, улиток во Франции, можно использовать в пищу и эта еда питательна, содержит много полезных аминокислот.

Моллюски для украшений

Все знают, что жемчуг — это соринка внутри раковины моллюска, которую моллюск покрывает в несколько слоев перламутром, чтобы соринка не кололась. Получается жемчуг. Природный жемчуг очень ценится. И используется для создания великолепных украшений. Однако жемчуг найти достаточно сложно, раньше даже была профессия — охотник за жемчугом.

Люди ныряли в глубину, задерживая подолгу дыхание, чтобы добыть жемчуг. Иногда это стоило жизни человеку. Сейчас человек научился культивировать жемчуг в природных условиях, с помощью моллюсков. Раковины моллюска также используют для создания различных украшений, все кто ездят к морю, обязательно привозят ракушки – это раковины моллюсков, из которых потом можно делать различные поделки и украшения.

Как еще используют моллюсков в наши дни?

Научное сообщество исследует мягкотелых животных в сфере неврологии и фармацевтики, поскольку некоторые моллюски имеют симбиотические бактерии и особые токсины в своем организме.

Поскольку осьминоги и каракатицы тоже относятся к головоногим моллюскам, стоит отметить, что сфера их использования – это еще и лакокрасочная и типографическая промышленность, так как из них добывают жидкость для туши и чернил.

Спасибо ребятам, которые подготовили для нас интересные и познавательные  мини сообщения, и они от меня получают каждый за работу по три раковины моллюсков. Обратите внимание в оценочном листе, в графе под номером 4 вас ждет ваша награда.

4

Мини сочинение о значении моллюсков в природе и жизни человека.

IV. Закрепление.

Мы завершаем изучение темы: «Многообразие моллюсков и их значение в природе и в жизни человека». И так, важно поставить точку в вашем исследовании.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.+

Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества

Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину-

Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков +    

Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.

Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.

Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.

Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.+

Все моллюски – растительноядные животные.-

Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.

Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.

Прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.

Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.

Прудовики и катушки – раздельнополые животные.

Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.

Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.

Водные улитки в водоемах имеют большое значение как фильтраторы воды.

а) Что нового вы узнали на уроке?

б) Какие признаки характерны для «Брюхоногих»?

в) Какие признаки характерны для «Двустворчатых»?

V. Домашнее задание. Изучить параграф ____ Составить кроссворд, используя названия видов класса брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски.

VI. Анализ. На уроке, мы познакомились с многообразием и значениями моллюсков. Думаю, что вы научились отличать Класс: брюхоногие, двустворчатые от головоногих и от других животных. Вы ещё раз убедились, что моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились к паразитизму образу жизни. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Некоторые имеют раковину в виде завитка, двустворчатые, а некоторые вообще не имеют раковин. Передвигаются при помощи ног и реактивным способом(выталкивая воду из мантийной полости).Мы не можем не изучать их, так как, есть промежуточные хозяева паразитических червей, являются источниками перламутра и жемчуга, используются в пищу человеком.

VII. Рефлексия Давайте подведём итоги нашей работы.

Заполните последнюю графу в листе, оцените себя за активное участие в последнем задании.

5

Мое участие в задании «Правильно или неправильно то или иное суждение».

А теперь подсчитайте количество ваших полученных раковин.

Поднимите руку те, кто в течении урока собрал чуть меньше18 раковин?

Поставьте в дневники отметку – «4». Поднимите руку те, кто в течении урока собрал 18 и более раковин. (дети поднимают руки) Поставьте в дневники отметку – «5». С дневниками подойдите в перемену.

Притча.

Глупыш-птенец на берегу морском

Случайно стал свидетелем отлива

И целый час из лужи терпеливо

Носил по капле «морю на прокорм».

Узнав об этом, грозный царь морей

Растрогался и за труды пичужке

Достал из перламутровой ракушки

Жемчужину – мечту земных царей.

Но в тот же миг из туч раздался гром,

И забурлили воды в быстрых реках:

«Тебе мы служим, господин, от века,

Но ты нас не дарил таким добром!

 Тебе мы всюду собираем дань –

С земли и с неба каждое мгновенье,

Мы помним волн твоих столпотворенье,

В сравненье с нашим дар той пташки – дрань!»

На это отвечал им царь морской:

«Вы не дары – долги мне отдаете:

Что принесли, то вскоре заберете.

Птенцу ж во мне корысти никакой.

Мой дар ему – не за глоток воды,

Не много пользы мне от этой капли.

Жемчужина за то, что в каждой капле

Он подарил мне море доброты»

Мораль нам всем понятна и проста:

Дороже всех сокровищ – ДОБРОТА!

Учитель: Исходя из данной притчи, мы должны с добротой относиться ко всему живому на Земле, в том числе и к обитателям морского дна. Мы выяснили, что моллюски так важны, и их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились

к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен.

Длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители

достигают 20 м в длину. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и

ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище находятся

внутренние органы. Нога служит органом движения. Тело моллюсков

покрыто кожной складкой – мантией. У большинства моллюсков мантия

снаружи выделяет известковую раковину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе"Строение и функции кожи"

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Строение и функции кожи". В ходе урока используются современные технологии: проблемное обучениие, ИКТ, а также исследовательские методы,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: «Соцветия»

Данная разработка урока по теме «Соцветие»  составлена по УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Тема урока: Соцветия.Тип урока: Урок отк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: «Жизнедеятельность клетки»

Технологическая карта урока биологии по теме «Процессы жизнедеятельности в клетке» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема: Процессы жизнедеятельности в клетке.Тип урока: Урок ком...

Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...