Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах.
- Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь между устройством и особенностями сообщества, обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
- Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии в 5 классе по теме «Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах.
- Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь между устройством и особенностями сообщества, обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
- Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание
Планируемые результаты:
- Предметные
- называть жизненные формы растений и иллюстрировать их примерами;
- определять понятия по теме урока;
- распознавать жизненные формы растений, виды-строители на таблицах, рисунках;
- описывать особенности естественных и искусственных растительных сообществ;
- сравнивать растения разных жизненных форм;
- объяснять необходимость ухода за культурными растениями;
- Метапредметные
- умение составлять алгоритм действий;
- ставить перед собой учебную задачу;
- прогнозировать результат;
- выполнять задания по плану;
- умение работать с различными источниками информации.
- Личностные:
- культура общения и взаимодействия в учебной деятельности;
- морально-волевые (упорство, целеустремленность) качества;
- сотрудничество с учителем и сверстниками;
- оценивание себя;
- желание получать новые знания.
- гармоничных отношений учащихся с природой.
Методы обучения: активные и интерактивные - репродуктивный, демонстрационный, индивидуальный, иллюстративно – наглядный, частично-поисковый.
Принципы: системность, доступность, последовательность, научность, наглядность.
Ресурсы:
- Основные: учебник Биология Живой организм 5-6 кл Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова с.30-31; презентация. Дополнительные: таблицы, рисунки, фотографии, другой демонстрационный материал, иллюстрирующий растительные сообщества.
Основные термины и понятия: природное сообщество, растительные сообщества: естественные, искусственные; жизненная форма растений, видовой состав сообщества, вид-строитель.
Ход урока
- Орг.момент Ребята, прежде, чем мы начнем наш урок мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Перед вами лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Большинство из вас пришли с хорошим настроением, поэтому надеюсь, что наш урок будет плодотворным.
- Повторение изученного. Ребята скажите пожалуйста, можем ли мы встретить бурого медведя в пустыне, а верблюжью колючку – в лесу? Почему? (Разное место обитание, разные приспособления.) (слайд 2)
-Ребята, давайте вспомним, что такое среда обитания, какие места обитания живых организмов вам известны?
Задание на повторение. Определить по описанию среду обитания. Назвать приспособления. (слайды 3-7)
- Изучение нового материала. Проблемный вопрос. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг, Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года - Это все вокруг … природа.
Все объекты, указанные в стихотворении, живут сообща. Живое и неживое сосуществует вместе. (слайд 8)
О чём пойдёт речь сегодня на уроке? О сообществе живых организмов. каких? Ребята, а как вы думаете, каким живым организмам будет принадлежать ведущая роль в сообществе? Почему? Какая тема урока? Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе. Открыли тетради, записали тему урока.(слайд 9)
Давайте сформулируем цели нашего урока, используя вопросы: что? Что такое сообщество? какие? Какие организмы входят в природное сообщество? Как? Как они взаимосвязаны друг с другом.(слайд 10)
- Так что же такое природное сообщество? Откройте учебник на стр.30 и найдите определение природного сообщества (слайд 11-12)
- Как живые организмы взаимосвязаны между собой (слайд 13)
- В пределах одного природного сообщества различают сообщество растений, сообщества животных, грибов и бактерий. Ведущую роль в природном сообществе принадлежит растениям. Найдите определение растительного сообщества. На какие 2 группы делятся растительные сообщества? Приведите примеры. (слайд 14)
- Тип естественного растительного сообщества определяется жизненной формой растений. Найдите что такое жизненная форма растений? Обратите внимание на плакат «Жизненные формы растений». назовите жизненные формы растений. Если в сообществе преобладают деревья, то оно будет называться лесом, если травы – луг, степь, кустарники и кустарнички – тундровое болото (слайд 15-16)
- Физминутка (Слайд 17)
- В одном растительном сообществе совместно живут разные виды растений, т.е сообщество будет характеризоваться своим видовым составом. А что такое видовой состав? ( набор видов, характерных для данного сообщества.)
- Ребята, а как вы думаете какие растительные сообщества будут богатые видами, а какие бедными?(слайд 18)
- Ребята, перед вами названия растительных сообществ: дубрава, березовая роща, еловый лес, сосновый бор. Почему они так называются? В зависимости от преобладающих растений, таких растений, которые создают условия обитания для других организмов. Это виды-строители. (слайд 19)
- Работа с плакатом «Растения широколиственного леса»
- Чем искусственные сообщества отличаются от естественных (слайд 20)
- Закрепление (выполнение теста), взаимопроверка и оценка.
- Домашнее задание: параграф 10 пересказ. (слайд 27) По желанию: сделать кроссворд на тему: «Сообщество живых организмов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"
Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"
Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...
Открытый урок биологии "Класс Птицы"
Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...
Контрольная работа по биологии по теме "ткани живых организмов" 5 класс
Контрольная работа предназначена для проверки усвоения материала по теме "ткани живых организмов", 5 класс, УМК Сухоруковой В.С. Биология 5-6 класс...
Презентация к уроку биологии в 5 классе " Среды обитания живых организмов"
Ребята познакомятся с разными средами жизни организмов и приспособлениями к жизни в определенной среде....
Урок биологии в 5 классе "Методы изучения живых организмов"
Тип урока. Урок изучения нового знанияСистема знаний, умений, компетенций, формируемых на уроке: орнитолог, наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделированиеЗначимость урока в вос...
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...