Рабочая программа по предмету «Биология» для специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).
рабочая программа по биологии (10 класс)

Боровлева Галина Леонидовна

Рабочая программа предмета разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерство образования РФ №1089 от 05.03.2004г., учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом № 21-УР от 31.08.2017г. Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).

Место предмета в структуре образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена Предмет «Биология» входит в состав общеобразовательного цикла.

Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема) истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся должен: уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету; знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику

Количество часов, отведенное на освоение программы предмета: Максимальная учебная нагрузка (всего) -117 часов, в том числе: Обязательная аудиторная нагрузка (всего)- 78 часов Самостоятельная работа обучающегося (всего) -39 часов Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_m-11_2019-20_uch.g.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______________О.В. Редина

 «___»_______2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ

для специальности

35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Острогожск 2019

Рабочая программа предмета разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерство образования РФ №1089 от 05.03.2004 г., учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом № 21-УР от 31.08.2017г.

Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский  многопрофильный техникум».

Разработчик:

Боровлева Г.Л., преподаватель биологии ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

Рецензенты:

Козлова Н.В., методист, преподаватель химии и биологии ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный  техникум»;

Оганисян М.С., преподаватель биологии БПОУ ВО «Острогожский медицинский колледж».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин, физической культуры и ОБЖ.

Протокол № 1 от «02» сентября 2019 г

Председатель цикловой комиссии _________С.А. Егорова

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением _________О.Н. Гончарова

СОГЛАСОВАНО

Методист _________ Н.В. Козлова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

  1. Область применения программы

4

1.2.Место предмета в образовательной программе среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена

4

1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета

4

1.4. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы предмета

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

6

2.1. Объем предмета и виды учебной работы

6

2.2. Тематический план и содержание предмета

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

15

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

15

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа предмета «Биология» является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

1.2. Место предмета в образовательной программе среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена

Предмет «Биология» входит в состав общеобразовательного цикла.

При изучении предмета «Биология» прослеживаются межпредметные связи с химией, физикой.

1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета

      Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема) истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате изучения предмета «Биология» обучающийся должен:

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные

экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы предмета:

максимальная учебная нагрузка обучающегося-117 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося- 78 часов;

самостоятельная работа обучающегося -39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«БИОЛОГИЯ»

   2.1. Объем предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

8

     практические занятия

2

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

изучение материалов учебников;

32

подготовка сообщений;

1

подготовка докладов;

4

работа над учебным проектом

2

Формы промежуточной аттестации по предмету «Биология»:

I полугодие – дифференцированный зачет; II полугодие -  дифференцированный зачет

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные занятия, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

Объем часов

1

2

3

                                         Раздел 1.

Биология как наука. Методы научного познания

3

Тема 1.1. Биология как наука. Методы научного познания

Содержание учебного материала

2

1

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Методы познания живой природы. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Изучение материалов учебников по теме: «Многообразие живых организмов»

Раздел 2.

Клетка

24

Тема 2.1.

Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

8

1

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

2.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и живом организме. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты их химическое строение и биологическая роль.

Лабораторные занятия

2

1

Устройство светового микроскопа. Наблюдение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение материалов учебников по темам:

«История создания микроскопа. Краткая история изучения клетки. Вклад Р. Гука, Р. Вирхова, К.Бэра, М. Шлейдена и Т. Шванна в развитие учения о клетке»;

«Роль минеральных солей в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержания гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности»;

«Значение йода для организма, содержание его в различных продуктах»  

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на лабораторных занятиях

Тема 2.2.

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала

4

1

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

2

Особенности строения растительной и животной клеток. Многообразие клеток в многоклеточном организме. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные. Размножение прокариот. Место и роль прокариот в биоценозах. Вирусы – неклеточные формы.

Лабораторные занятия

2

1

Сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка доклада по теме:

«Роль прокариот в практической деятельности людей» или

«Профилактика бактериальных и вирусных заболеваний человека и животных»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на лабораторных занятиях

2

Защита доклада

Раздел 3.

Организм

51

Тема 3.1.

Обмен веществ и

превращения

энергии

Содержание учебного материала

6

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен, функции энергетического обмена, этапы энергетического обмена. Значение АТФ в энергетическом обмене.

2

Пластический обмен. Строение и функции хромосом. Генетическая информация в клетке. ДНК – носитель наследственной информации. Ген, генетический код.  Биосинтез белка, транскрипция, трансляция. Реакции матричного синтеза.

3

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез, световая и темновая фазы. Значение фотосинтеза. Хемосинтез.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение материалов учебников по темам:

«Значение нуклеиновых кислот в сохранении и передаче наследственных признаков в поколениях»; «Пути повышения продуктивности фотосинтеза»

Тема 3.2.

Деление клетки – основа роста и развития организмов

Содержание учебного материала

4

1

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Способы деления клетки. Интерфаза. Митоз: фазы митоза и преобразования хромосом. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза.

2

Мейоз, фазы мейоза, биологический смысл и биологическое значение мейоза.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов учебников по теме:

«Понятие о регенерации, значение регенерации»

Тема 3.3.

Размножение и развитие организмов

Содержание учебного материала

4

1

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Осеменение. Значение процесса размножения в передаче наследственной информации из поколения в поколение. Эволюционное значение полового размножения.

2

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств, загрязнения среды на развитие зародыша человека.  

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов учебников по темам:

 «Органогенез. Постэмбриональное развитие. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных. Причины старения организма»;

«Искусственное оплодотворение у растений и животных»

Тема 3.4.

Основные закономерности явлений  наследственности

Содержание учебного материала

8

1

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическая терминология и символика. Значение генетики для селекции и медицины.

2

Законы генетики, установленные Г. Менделем: закон доминирования (1 закон), закон расщепления (2 закон), закон независимого наследования признаков (3 закон). Моногибридное, ди – и полигибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

3

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетические карты. Генетическое определение пола, наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Практические занятия

2

1

Составление схем скрещивания, решение генетических задач.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Изучение материалов учебников по темам:

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;

«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Изучение генома человека. Составление родословной своей семьи»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Опережающая самостоятельная работа по теме «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»

2

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

Тема 3.5.  

Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

4

1

Наследственная и ненаследственная изменчивость.  Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации: классификация, свойства. Факторы, вызывающие мутации. Влияние мутагенов на организм человека. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.

2

Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Методы изучения наследственности человека.

3

Фенотипическая (ненаследственная, модификационная) изменчивость. Признаки количественные и качественные. Норма реакции признака, вариационный ряд и вариационная кривая.  Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов учебников по темам:

«Меры защиты окружающей среды от загрязнений мутагенами. Значение изменчивости для эволюции. Значение мутаций для практики сельского хозяйства»;

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм»

Тема 3.6.

Содержание учебного материала

6

Генетика и селекция

1

Селекция, практическое значение селекции. Сорт, порода, штамм. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальный этап селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождение и многообразия культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и отбор.

2

Селекция растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, генная и клеточная инженерия. Достижения современной селекции.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Изучение материалов учебников по теме:

«Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома)»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

Взаимопроверка тестовых заданий по теме «Селекция животных»

Раздел 4.  

Вид

27

Тема 4.1.

Возникновение жизни на Земле

Содержание учебного материала

2

1

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Современные взгляды на возникновение жизни на Земле, теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Подготовка сообщения по теме:

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Тема 4.2.

Эволюционное

учение

Содержание учебного материала

12

1

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов. Доказательства эволюции. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование. Дивергенция и конвергенция.

3

Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции.

4

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс, пути достижения биологического прогресса.

5

Многообразие органического мира, принципы систематики. К. Линней – основоположник систематики. Классификация организмов. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

6

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiensв системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных, родство человека с млекопитающими. Факторы антропогенеза. Эволюция человека. Человеческие расы, единство происхождения человеческих рас.

Лабораторные занятия

4

1

Описание особей по морфологическому критерию

2

Выявление приспособлений организмов к среде обитания

Самостоятельная работа обучающихся

8

Изучение материалов учебников по темам:

«История развития жизни на Земле»;

«Современные гипотезы о происхождении человека. Стадии эволюции человека»

6

Подготовка доклада по теме:

«К. Линней, Ж.Б. Ламарк – выдающиеся ученые» или «Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Первые русские эволюционисты»

2

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на лабораторных занятиях

2

Взаимопроверка таблицы «Многообразие органического мира, принципы систематики»

3

Защита доклада

Раздел 5.  

Экосистемы

12

Тема 5.1.

Основы экологии

Содержание учебного материала

4

1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Закон оптимума, ограничивающие факторы.

2

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Пищевые цепи, пищевые сети, экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Причины устойчивости и смены экосистем, сукцессии. Примеры экосистем: пресный водоем, дубрава, агроэкосистема, урбоэкосистема.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа над учебным проектом по темам:

«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» или

«Сравнительное описание  естественной природной системы (например, луга) и агроэкосистемы (например, пшеничного поля)»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Защита учебного проекта

Тема 5.2.

Биосфера.

Охрана биосферы

Содержание учебного материала

4

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере азота, углерода и др.) в биосфере.

2

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Особо охраняемые природные территории России. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Влияние сельского хозяйства на природу. Правила поведения людей в окружающей среде.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучение материалов учебников по теме: «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование кабинета «Биология» и рабочих мест:

Технические средства обучения:

-компьютер,

- принтер,

- сканер,

- мультимедийная установка (мультимедиа-проектор, ноутбук, экран),

- телевизор,

- видеомагнитофон.

Лабораторное оборудование:

- микроскопы,

- препаровальные наборы,

- пробирки,

- склянки для реактивов,

- колбы,

- химические стаканы,

- стеклянные палочки,

- пипетки,

- спиртовки,

- штативы,

- держатели,

- покровные и предметные стекла.

- лотки для реактивов.

Наглядные пособия:

- плакаты по тематике занятий,

- постоянные стенды: Уровни организации живой материи, Периодическая система Д.И.Менделеева,

- портреты ученых биологов,

- видеофильмы по тематике занятий,

- диски с обучающими программами по биологии,

- модели, коллекции,

- наборы готовых микропрепаратов,

- инструкционно-технологические карты для выполнения лабораторных и практических работ.

Реактивы:

- раствор йода в иодиде калия,

- гидроксид натрия,

-сульфат меди,

- хлорид натрия,

- хлорид аммония,

- азотная кислота(конц),

- этиловый спирт,

- глюкоза,

- крахмал.

Специализированная мебель:

- ученические столы,

- стол для преподавателя,

- стулья,

-  доска,

-  демонстрационный стол.

Средства безопасности:

- аптечка,

- ящик с песком,

- одеяло.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Под ред.акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
  2. Беляев Д.К., Бородин П.М., Дымшиц Г.М. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Под ред.акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. –224с.

Дополнительные источники:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.. Биология. Общая биология.10-11 классы.  Учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник -  М.: Дрофа, 2009.-368с.
  2.  Колесников С.И. Общая биология /С.И. Колесников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -284с.

Интернет – ресурсы

1.  Прокариоты. Википедия – универсальная интернет энциклопедия [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki, свободный.

         2.   База знаний по биологии человека. Справочная информация [Электронный    

   ресурс]. – Режим доступа: http: //humbio. ru, свободный.

   3.   Учебные материалы по биологии и экологии [Электронный ресурс].–Режим  

   доступа: http:// sbio. ru, свободный

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется в процессе проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, устного и письменного опроса, оценки защиты докладов, сообщений, учебного проекта.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения предмета «Биология» студент должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины  эволюции, изменяемости видов; нарушений  развития организмов, наследственных заболеваний; мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

Устный опрос, проверка письменных самостоятельных работ, тестирование, беседы с обучающимися, оценка защиты докладов.

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

Решение задач у доски, проверка письменных самостоятельных работ, проверка выполнения заданий на практических занятиях, тестирование.

  • описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Проверка выполнения заданий на практических занятиях.

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Устный опрос, проверка письменных самостоятельных работ, тестирование, оценка защиты докладов.

  • сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности); процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Устный опрос, оценка защиты учебного проекта.

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути  их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Устный опрос, оценка защиты сообщений.

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Тестирование, устный опрос.

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Устный опрос, оценка защиты докладов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

Устный, письменный опрос, оценка защиты докладов.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Устный, фронтальный опрос, тестирование, оценка защиты докладов, проверка лабораторных и практических  заданий.

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом,  вида и экосистем (структура);

Устный опрос, тестирование, проверка выполнения заданий на лабораторных занятиях.

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии  в экосистемах и биосфере;

Устный опрос, проверка письменных самостоятельных работ, составленных схем, тестирование.

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Оценка защиты докладов.

  • биологическую терминологию и символику.

Устный опрос, проверка решения задач, проверка выполнения заданий на лабораторных и практических занятиях, тестирование.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

 образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

89 - 100

5

отлично

75 - 88

4

хорошо

61 - 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА по специальности среднего профессионального образования технического профиля 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Рабочая программа учебной дисциплины реализует Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОС...

Рабочая программа ФКГОС по биологии на уровень среднего общего образования (базовый уровень)

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  авторской программы линии  Сонина Н.И.   (Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология. Базовый уровень»...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования базовый уровень (10-11 класс)

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы  под руководством В.В. Пасечника (Биоло...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» на ступень среднего общего образования профильный уровень (10 - 11 класс)

Рабочая программа по биологии для 10-х– 11-х  классов составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы, профильный уровень автор В. Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для среднего общего образования (базовый уровень) для обучающихся с ОВЗ Срок освоения программы 1 год (10 класс)

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика английского языка как учебного предмета заключается в его интегративном ха...

Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.Основное общее образование .Базовый уровень

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте,рекомендует последовательность их изучения  и приводит примерное распределение учебных часов на изуче...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" уровня среднего общего образования

Рабочая программа по  русскому языку для учащихся  10-11 классов  разработана в соответствии с ФГОС СОО....