Программа кружка Юных любителей леса
рабочая программа по биологии
Настоящая программа может быть использована во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunye_lyubiteli_lesa.docx | 751.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Доброминская средняя школа» Глинковского района Смоленской области расположена в живописном уголке Смоленщины, в деревне Добромино Доброминского сельского поселения Глинковского района.
Легкие песчаные почвы, уникальные сосновые боры, березовые рощи, занимающие огромные площади, чистый лечебный воздух, наличие огромного количества мелких речушек и близость богатырского Днепра делает природы микрорайона расположения школы прекрасной и неповторимой.
Наличие уникальной природной базы накладывает отпечаток на учебно-воспитательной процесс школы.
На протяжении многих лет в школе складывается система вовлечения и использование природы в учебном процессе, в экологическом воспитании обучающихся. Особое внимание уделяется главному природному богатству нашего края – лесу. С 1972 года на базе Доброминской средней школы работает школьное лесничество, в рамках деятельности которого обучающиеся школы изучают лес, оказывают практическую помощь в охране и восстановлении лесного массива родного края.
На сегодня вопросы изучения леса в Доброминской средней школе ведется по нескольким направлениям: в курсе «Технологии» в 5 – 8 классах, введен раздел «Лесоведение», проводятся интегрированные уроки в курсах географии, биологии по вопросам изучения леса, ведется практическая работа по охране и восстановлению леса в рамках деятельности школьного лесничества, при проведение летней учебной практики обучающиеся школы проводят опыты с лесными культурами по заказам Глинковского лесничества, а первое знакомство с лесом родного края обучающиеся школы получают на занятиях кружка «Юные любители леса».
Основными целями которые ставятся перед кружком является вооружение обучающихся знаниями о лесе, как взаимосвязанном природном сообществе, формирование представлений о лесном хозяйстве родного края, современных методах заготовке и переработке древесины, воспитание чувства любви и бережного отношения к природным богатствам Родины, развитие навыков природноохранной работы в лесу.
Кружок «Юные любители леса» является первой ступенью в изучении обучающимися лесного сообщества и лесного хозяйства родного края, должен подготовить обучающихся к практической работе в лесу.
Большое внимание в работе кружка уделяется практическим занятиям обучающихся с коллекциями и гербариями, природным объектам в лесном массиве , навыкам изготовления кормушек для птиц и диких животных , изготовления скворечников и других птичьих домиков , экскурсиям , наблюдениям в природе.
Программа кружка «Юные любители леса» рассчитана на проведение двух занятий по одному часу с обучающимися 5 – 8 классов.
Тематическое планирование занятий кружка
«Юные любители леса»
№ | Название темы | Всего часов | Теорет. | Практ. | Экскурссии |
1 | Введение . Знакомство с лесом как природном сообществом . | 6 | 4 | 2 | |
2 | Значение леса в природе и деятельности человека. | 2 | 2 | ||
3 | Леса Смоленской области их проблемы на современном этапе . | 14 | 6 | 4 | 4 |
4 | Лесовосстановительные работы в лесу . | 12 | 6 | 6 | |
5 | Основные правила и приемы лесопользования | 12 | 6 | 2 | 4 |
6 | Вредители леса и меры борьбы с ними . Болезни леса . | 14 | 6 | 4 | 4 |
7 | Животный мир лесов нашего края . | 6 | 3 | 2 | 1 |
8 | Лес как место отдыха . Грибы , ягоды , лекарственные растения лесов родного края . | 4 | 2 | 2 | |
9 | Охрана лесов . | 2 | 2 | ||
Подведение итогов | 2 | 2 | |||
Всего часов : | 74 | 39 | 20 | 15 |
1.ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С ЛЕСОМ КАК ПРИРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ.
Понятие о лесе как природном сообществе. Целостность леса как природно – территориального комплекса. Роль леса в формировании и поддержании в определенном режиме атмосферы Земли.
История развития лесного дела в России. Леса России вчера, сегодня, завтра. Лесное хозяйство Смоленщины. Леса родного края. Работа школ по охране леса. Школьное лесничество. Основные задачи школьных лесничеств : лесовосстановительная, лесоохранная, заготовка лекарственного сырья, подкормка диких животных и птиц, выявление и охрана редких деревьев, памятников природы, расселение и охрана муравейников, постановка опытов по заданию предприятий лесного хозяйства.
ЭКСКУРСИЯ: экскурсия в лесной массив, с целью изучения взаимосвязей компонентов природы в лесу и их взаимообусловленности.
ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Значение леса для человека на различных этапах развития человеческого общества. Современное значение леса: водоохранное, почвозащитное, санитарно – гигиеническое, эстетическое. Хозяйственное значение леса, как источника получения древесины, ценных химических веществ, продовольствия, лекарственного сырья и др.
ЛЕСА РОДНОГО КРАЯ, ИХ ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Характеристика лесов родного края : по видовому составу , по экономическому значению. Основные древесные породы лесов родного края: хвойные – сосна, ель, лиственница , кедровая сосна. Лиственные – береза, осина, ольха, дуб. Биологическая и экономическая характеристики древесных пород. Особенности разведения ценных древесных пород на территории Смоленской области.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Определение древесных пород нашей местности по стволам, листьям, хвое, шишкам, семенам (с помощью коллекций и в природе ).
ЭКСКУРСИЯ: Изучение особенностей произрастания ценных пород деревьев в природе. Требования к плодородию почвы, увлажнению, механическому составу почвы и т.д.
ЛЕСОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ЛЕСУ
Особенности роста деревьев отдельных пород. Классификация деревьев по росту и возрасту. Хозяйственная оценка древостоев. Естественное лесовосстановление. Лесосеменное дело. Подготовка почвы под лесопосадку. Нормы и способы высева семян. Посадочный материал. Виды удобрений и нормы их внесения. Уход за посадками. Лесопитомники. Отделы лесопитомника. Севообороты.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Составление плана лесопитомника. Расчет потребности в семенах и саженцах. Составление плана работы в лесопитомнике.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Особенности использования лесных богатств вчера, сегодня, завтра. Рубка леса, как основной вид хозяйственного использования леса, с целью получения пиломатериалов. Классификация рубок. Рубки главного пользования. Рубки ухода за лесом: рубки осветления, рубки прочистки, рубки прореживания, санитарные рубки. Естественное возобновление леса на вырубках и меры содействия этому процессу . Сохранение подроста , очистка лесосек , оставление семенников . Лесозаготовительная техника , особенности ее использования . Соблюдение природоохранных нормативов при ведении лесозаготовок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Изучение на местности возможности естественного и искусственного лесовосстанавления.
ЭКСКУРСИЯ: Экскурсия в лес на участки леса, пройденных рубками главного пользования, рубками ухода. Изучение состояния природного комплекса на местах рубок .
ВРЕДИТЕЛИ ЛЕСА И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ. БОЛЕЗНИ ЛЕСА.
Насекомые – главные вредители леса. Условия массового размножения насекомых: климатические факторы, антисанитарное состояние леса. Основные способы борьбы с вредителями леса: механический, химический, биологический. Последствия применения химического способа борьбы с вредителями леса. Биологический способ борьбы с вредителями леса: расселение и охрана муравейников, разведение и создание условий для жизнедеятельности птиц и животных, уничтожающих насекомых и грызунов вредителей леса. Изготовление кормушек, птичьих гнездовий, скворечников, подкормка птиц в зимней период. Грибковые болезни леса. Биология паразитических грибов, особенности их питания, роста, размножения. Причины способствующие грибным болезням: ухудшение условий произрастания, механические повреждения, промышленные отходы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Изучение по коллекциям основных вредителей лесов Смоленской области: майского хруща, проволочника, большого соснового долгоносика, соснового подкорневого клопа, гравера, усачей.
ЭКСКУРСИЯ: Изучение на местности вредителей леса и основные болезни леса: ржавчину шишек ели, смоляной рак, рак осины и тополя, корневую губку, еловую губку.
ЖИВОТНЫЙ МИР СМОЛЕНСКИХ ЛЕСОВ
Животный мир леса, как неотъемлемая часть ландшафта. Основное значение животных леса для человека, для растительного мира. Промысловое значение животных. Уничтожение вредных насекомых, грызунов, распространение семян деревьев.
Изучение особенностей биологии основных представителей животного мира наших лесов: медведя, волка, лисы, зайца, барсука, бобра, енота, кабана, лося, куницы, выдры, ежа, землеройки, летучей мыши и др.
Особенности биологии и значение птиц лесов нашего края: дятла, совы, синицы, скворца, поползня, жаворонка, иволги, соловья, воробья, вороны, сороки, тетерева, глухаря, рябчика и др.
Охрана животных в Смоленской области. Борьба с браконьерством. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки диких птиц и животных.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Изготовление скворечников и дуплянок, развешивание их в лесу, организация зимней подкормки птиц и диких животных.
ЭКСКУРСИЯ: Наблюдение за дикими животными и птицами в природе. Изучение особенностей жизнедеятельности диких животных по косвенным признакам .
ЛЕС, КАК МЕСТО ОТДЫХА. ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ РОДНОГО КРАЯ.
Лес, как место отдыха. Ягоды смоленских лесов: черника, брусника, голубика, клюква, земляника, малина, ежевика. Особенности биологии. Грибы родного края: съедобные и ядовитые. Съедобные грибы смоленских лесов: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисички, грузди, опята, масленок и др. Ядовитые грибы нашего леса: мухомор, бледная поганка, ложный опенок и др .
Лекарственные растения смоленских лесов: горец змеиный, ландыш майский, щитовник, крушина ольховидная, василек синий и др. Особенности их заготовки и применения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: Работа с определителями грибов и ягод. Особенности переработки грибов, ягод и лекарственного сырья.
ОХРАНА ЛЕСА.
Лесные пожары. Предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесу. Средства наблюдения за возникновением лесных пожаров : пожарные вышки, авиапатрулирование, наземное патрулирование, космический мониторинг. Способы тушения лесных пожаров. Охрана лесов от незаконной рубки. Ответственность за незаконную рубку леса.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Подведение итогов изученного материала. Подготовка заданий на постановку опытов с лесными культурами на летний период.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Жизнь растений . в 6 – ти. томах. М . Просвещение 1974 .
2. Петров В .В . « Из жизни зеленого мира » М. Просвещение 1975 .
3. Астахова В , Е . «Загадки ядовитых растений » М. Лесная промышленность . 1975 .
4. Вронская И. Голованова Т. « Охотники за лесными кладами » М. Молодая гвардия 1976 .
5. Лаптев Ю .П . « В мире исчезающих растений » М . Колос 1980 .
6. Бобров В .А . « Беседы о лесе » М , Молодая гвардия 1979 .
7. Бугаев В.А. Кирилов Ю . В . Лозовой А .Д . « Лес зовет молодых » М. Лесная промышленность 1976 .
8. Суворова Г . Т . « Лес и жизнь человечества » М . Просвещение 1988 .
9. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа М. Педагогика 1981 .
10.Белов С .В . « Лесоводство » М . 1976 .
11.Горшенин Н .М . « Лесоводство » Львов 1977 .
12.Ливинцев В .Н . Атрохин В .Г . « Практикум по лесоводству » М . Просвещение 1978 .
13.Ботолов Н , А . « Лес в нашей жизни » М . Лесная промышленность 1976.
14.Стрижов А . Н . « Открытая книга леса » М . Лесная промышленность 1977 .
15.Акимушкин И .И . « Мир животных » М . Молодая гвардия 1971 – 1975
16.Цингер Я . А . « Занимательная зоология » М . Учпедгизд. 1959 .
17.Строков В .В . « Пернатые друзья лесов » М . Просвещение 1975
18.Насекомые в природе и хозяйстве . М . Знание 1979 .
19. « Заповедными тропами » И. Просвещение 1980 .
20. « Красная книга растений » М . Знание 1978 .
21.Зорина Т . Г . « Школьникам о лесе » М . Лесная промышленность 1967 .
22.Столбин А .Т . « Школьные лесничества » М . Просвещение 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Программа кружка " Юный лесовод"
Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы Цель: ...
Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...
Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...
Программа кружка "Юный эколог-исследователь"
Пояснительная записка, планирование работы кружка....
Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"
Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...