Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО:  

Харина Анна Геннадьевна

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тема урока

Жизнь  организмов в морях и океанах

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений; комбинированный

Цели

Образовательные: Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям

Объяснять сущность понятия «планктон».

Приводить  примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника. Формирование умения анализировать особенности живых объектов в водной среде. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы, различение на таблицах, рисунках животных и растений обитателей водоемов, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Создать условия для формирования умения использовать различные источники информации, преобразовывать, грамотно и связно излагать ее, Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, умение договариваться, действовать сообща.

Слушать других, принимать другую точку зрения)

 Создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности).                                                  

Создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие организмов, обитающих в морях и океанах).

Формирование эстетического отношения к живой природе. Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Удержание и повышение учебной мотивации за счет организации учебного сотрудничества – работа в парах;

Уметь оценивать свой труд и труд товарища.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

(2 мин)

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.

Деление класса на группы: учащимся выдаются жетоны, они рассаживаются за столы, соответствующие их номерам.

1) Пр. полуш. Зона мелководья.

2) Пр. полуш. Зона открытой воды

3) Пр. полуш. Глубоководная зона

4) Л. полуш. Зона мелководья.

2) Л. полуш. Зона открытой воды

3) Л. полуш. Глубоководная зона

Проверяют готовность к уроку, делятся на группы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Настрой на позитивную работу на уроке, самоорганизация

Проверка

домашнего задания.

Этап актуализации знаний

Мотивационно-целевой

(Постановка проблемы)

- Мы с вами изучили животный и растительный мир материков. Где могут обитать еще растения и животные кроме материков? (В морях и океанах)

 - Какая тема урока?

Определяют тему урока.

Жизнь организмов в морях и океанах.

Познавательная - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

(4-5мин.)

Сейчас внимательно смотрим видеоролик, после которого будете выполнять задания.

   

 После просмотра ролика:

 - давайте сформулируем определения: прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон.

Учащиеся ставят цель урока.

- исследовать условия жизни организмов, выявить черты приспособленности к определенным условиям,

Особенности живых организмов в водной среде

Прикрепленные  организмы – это организмы, которые прикрепляются к грунту, прирастают к камням и не способны передвигаться..

Свободноплавающие организмы – это организмы обладающие способностью плавать в открытой воде, имеющие обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость движения.

Планктон – парящие и плавающие в воде растительные и животные микроскопические организмы, не способные противостоять течению воды.

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач (Первичное закрепление)

(10мин.)

 После просмотра фрагмента видеоролика организует работу в группах

- Сейчас работаем в группах, у каждой группы свое задание, на выполнение которого отводится 10 минут, затем вы должны представить свою работу, при этом должен участвовать каждый из группы. При выполнении заданий можно пользоваться учебником п.23 стр. 99-103

1) Пр. полуш. Зона мелководья.

Составить коллаж «Обитатели зоны мелководья».

От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений)

2) Пр. полуш. Зона открыто воды

Составить коллаж «Обитатели зоны открытой воды».

От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений)

3) Пр. полуш. Глубоководная зона

Составить коллаж «Обитатели глубоководной зоны».

От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений)

4) Л. полуш. Зона мелководья.

Заполните таблицу:

Зона

Обита-тели

Трудности зоны

Приспособления

Мелководья

5) Л. полуш. Зона открытой воды

Заполните таблицу:

Зона

Обита-тели

Трудности зоны

Приспособления

Открытой воды

6) Л. полуш. Глубоководная зона

Заполните таблицу:

Зона

Обита-тели

Трудности зоны

Приспособления

Глубоководная

Работают в группах, выполняют задания, взаимодействуют между собой, сотрудничают, выслушивают мнение друг друга

Зона

Трудности (проблемы, задача)

Организмы

Приспособле-ния

Мелководья

(прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; удержаться, скрыться)

Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала

Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны

Открытая вода

(негде спрятаться, приспособления для плавания)

Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие;

Рачки, медузы, однокл. Водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон.

Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавют, мелкие, легкие, парящие, плавающие

Глубоководная зона

(темно, нет растений, приспособления к темноте)

Рыба-удильщик

Темная окраска тела, светящиеся приманки

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личност-ные - самоопределение.

Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД (Повторение)

(20 мин)

Организует представление групп.

Представляем зону Мелководья – выходит 1 и 4 группа.

4 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления.

Затем 1 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему?

Представляем зону открытой воды – 5 и 2 группа.

5 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления.

Затем 2 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему?

Представляем глубоководную зону– 6 и 3 группа.

6 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления.

Затем 3 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему?

Представляют свою работу, при этом должен участвовать каждый из группы.  

Представляем зону Мелководья – выходит 1 и 4 группа.

Зона

Обитатели

Трудности зоны

Приспособления

Мелководья

Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала

прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; удержаться, скрыться

Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны

Представляем зону открытой воды – 5 и 2 группа.

Зона

Обитатели

Трудности зоны

Приспособления

Открытой воды

Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие;

Рачки, медузы, однокл. Водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон.

(негде спрятаться, приспособления для плавания)

Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавют, мелкие, легкие, парящие, плавающие

Представляем глубоководную зону– 6 и 3 группа.

Зона

Обита-тели

Трудности зоны

Приспособления

Глубоководная

Рыба-удильщик

 темно, нет растений, приспособления к темноте

Темная окраска тела, светящиеся приманки

Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Умение организовывать учебное сотрудничество и Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей, владение устной речью. Умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Выслушивают собеседников, высказывают свое мнение, аргументируют его. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль, контроль понимания темы, основных понятий

Рефлексия деятельности

 Организует рефлексию

- Почему обитатели мелководий (рис.87,88), открытой воды (рис.89, 90) и глубоководной зоны (рис. 91) имеют такой внешний вид, строение, поведение, образ жизни?

 - Где будут необходимы изученные знания.

Учатся анализировать, сравнивать, обобщать.  Производят рефлексию своих действий.

Учатся выражать свои мысли

Оценивают себя в процессе деятельности.

Пытаются соотнести цель урока с его результатом.

Оценивают свою деятельность, воспринимают оценку своей работы учителем

Домашнее задание.

§23 «Жизнь организмов в морях и океанах»,

Подготовиться к тестированию по теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии 5 класс

Слайд 2

- Где еще могут обитать растения и животные кроме материков?

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: «ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ»

Слайд 4

ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ

Слайд 6

Прикрепленные организмы – это организмы, которые прикрепляются к грунту, прирастают к камням и не способны передвигаться..

Слайд 7

Свободноплавающие организмы – это организмы обладающие способностью плавать в открытой воде, имеющие обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость движения.

Слайд 8

Планктон – парящие и плавающие в воде растительные и животные микроскопические организмы, не способные противостоять течению воды.

Слайд 9

ЗОНА МЕЛКОВОДЬЯ Обитатели Трудности зоны Приспособления Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала Прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; необходи-мость удержаться, скрыться Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны

Слайд 11

ЗОНА ОТКРЫТОЙ ВОДЫ Обитатели Трудности зоны Приспособле-ния Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие. Рачки, медузы, одноклеточные водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон. Негде спрятаться, необходи-мы приспо-собления для плавания Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавают, мелкие, легкие, парящие, плавающие

Слайд 13

ГЛУБОКОВОДНАЯ ЗОНА Обитатели Трудности зоны Приспособления Рыба-удильщик Темно, нет растений, необходимы приспособления к жизни в темноте Темная окраска тела, светящиеся части тела, приманки

Слайд 15

- Почему обитатели мелководий открытой воды и глубоководной зоны имеют такой внешний вид, строение, поведение, образ жизни? - Где будут необходимы изученные знания.

Слайд 16

Домашнее задание §23 «Жизнь организмов в морях и океанах» Подготовиться к тестированию по теме

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...