Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 класс, 1 час в неделю . Учебник ВВ Пасечник 5-6 класс " Линия жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.docx | 48.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 ГОРОДА ХИМКИ
РАССМОТРЕНО Руководитель кафедры __________________ Протокол №_____от «____»__________20____г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________Гаврилова А.Н. «___» ____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №31 г.Химки _________________ Марасанова О.А. «___» ___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019-2020 учебный год
по БИОЛОГИИ
Уровень обучения (класс): основное общее образование, 5 «A,Б,В,Г» класс
Учитель: Соловьева Анна Юрьевна
Программа разработана на основе: авторской программы по биологии для учащихся 5 класса под редакцией профессора В.В. Пасечника и линии учебно-методического комплекта «Линия жизни» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений (из-во» Просвещение») и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №31 г. Химки.
г. Химки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: БИОЛОГИЯ |
КЛАСС (Ы): 5«А,Б,В,Г» |
УМК: «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» под редакцией В.В. Пасечника |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1 час в неделю |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД: 34 часов в год |
УЧЕБНИК: Биология 5-6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений |
АВТОР УЧЕБНИКА: В.В. Пасечник М. «Просвещение», 2017 .– 160 с. |
№ n\n | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
1. | УУД | ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
|
2. | Содержание учебного предмета (34 часа, 1 час в неделю) Введение. Биология -как наука (6 часов) Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (6часов) Многообразие организмов (22часов) | Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование. Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение. Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Лабораторная работа: «Внешнее строение цветкового растения». Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека. Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Многообразие и охрана живой природы. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Особенности строения мукора и дрожжей. Внешнее строение цветкового растения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс «А, Б, В, Г» 34 часов (1 ч в неделю)
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ (РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ) | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА |
Введение. Биология как наука | 6 часов | ||
1 | Биология –как наука о живой природе | 1 | 5.09 |
2 | Методы изучения биологии | 1 | 12.09 |
3 | Как работают в лаборатории | 1 | 19.09 |
4 | Разнообразие живой природы | 1 | 26.09 |
5 | Среды обитания организмов | 1 | 3.10 |
6 | Обобщение по главе: «Биология как наука». Контрольная работа. | 1 | 17.10 |
Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 6 часов | ||
7 | Увеличительные приборы Лабораторные работы №1 «Устройство светового микроскопа и приёмы ,работы с ним» и №2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы». | 1 | 24.10 |
8 | Химический состав клетки. | 1 | 31.10 |
9 | Строение клетки. | 1 | 7.11 |
10 | Лабораторная работа : «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | 1 | 14.11 |
11 | Жизнедеятельность клетки | 1 | 28.11 |
12 | Обобщение по главе: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Контрольная работа | 1 | 5.12 |
Глава 2. Многообразие организмов. | 22 часа | ||
13 | Классификация организмов. | 1 | 12.12 |
14 | Строение и многообразие бактерий. | 1 | 19.12 |
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 26.12 |
16 | Строение и многообразие грибов . | 1 | 9.01 |
17 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа: «Особенности строения мукора и дрожжей». | 1 | 16.01 |
18 | Характеристика царства Растения. | 1 | 23.01 |
19 | Лабораторная работа :«Опыт по выращиванию фасоли». | 1 | 30.01 |
20 | Водоросли . | 1 | 6.02 |
21 | Лишайники. | 1 | 13.02 |
22 | Мхи, папоротники, хвощи , плауны . | 1 | 27.02 |
23 | Голосеменные растения. | 1 | 5.03 |
24 | Покрытосеменные растения. | 1 | 12.03 |
25 | Лабораторная работа: «Внешнее строение цветкового растения». | 1 | 19.03 |
26 | Обобщение темы: Низшие и высшие растения. Контрольная работа . | 1 | 26.03 |
27 | Царство Животные. | 1 | 2.04 |
28 | Подцарство Одноклеточные. | 1 | 16.04 |
29 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные . | 1 | 23.04 |
30 | Позвоночные животные (холоднокровные). | 1 | 30.04 |
31 | Позвоночные животные (теплокровные) | 1 | 7.05 |
32 | Многообразие живой природы. Охрана природы. | 1 | 14.05 |
33 | Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | 21.05 |
34 | Резервное время. | 1 | 28.05 |
Проектные работы.
Проектная работа на тему: «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»
Вид проекта: групповой
Продолжительность: 1-3 недели, октябрь 2019 г.
Цель: сравнить строение растительной и животной клетки
Задачи:
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Регулятивные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Материалы и оборудование: параграфы учебника, необходимые для реализации проекта, план проектного цикла, рабочий лист, презентация по теме
Проектный цикл
- Ценностно-ориентационный этап
Вопрос: Для чего необходимо знать строение растительной и животной?
Деятельность обучающихся:
- Составить план работы
- Сформулировать цель и задачи
- Определить источники информации
- Конструктивный этап
- Изучение источников информации, отбор материала,
- Подготовка выводов, оформление маршрутного листа.
Задание и опорные вопросы:
1. Назовите что такое клетка.
2. Какие функции выполняют хлоропласты?
3. С чем связано наличие крупной вакуоли?
4. У каких клеток есть клеточная стенка?
5. Какие функции выполняет клеточный центр?
6. Какие органоиды характерны только растительной клетки?
7. Какие органоиды характерны только животной клетки?
Сделать вывод о сходствах и различиях в строение растительной и животной клетки
- Оценочно-рефлексивный этап(заключительный).
Оформление проекта в виде устного ответа, кроссворда, рисунка или поделки.
I. Презентация продукта проекта в виде оформленного рабочего листа
II. Презентация продукта проекта в форме устного ответа с подготовленной презентацией (Переносится на следующий урок)
Проектная работа на тему: «По страницам Красной книги».
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный, ноябрь 2019г. – май 2020 г.
Цель проекта: Формировать у детей активную жизненную позицию
«Человек - часть природы и он должен беречь, охранять, и защищать ее». Познакомить детей с Красной книгой России и заповедниками
Задачи:
- Сформировать представление о редких животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
- Воспитывать гуманное отношение к животным, желание сберечь и сохранить их;
- Развивать эффективное творческое и познавательное мышление.
Актуальность: Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. К большому сожалению, зачастую люди сами оказывают отрицательное воздействие на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер. Много диких животных погибает на загородных дорогах!
Дети имеют недостаточные представления о диких животных, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках.
Прежде всего, мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закрепленные основными Законами России.
Проектный цикл
1 этап - Подготовительный
Приобрести «Красную книгу».
- Подготовить иллюстрации и краткое описание животных, занесенных в «Красную книгу».
- Подготовить материал о заказниках, заповедниках.
- Подготовить материал по художественному творчеству (Пластилин, картон, стеки, цветную бумагу, ножницы, клей.)
- Подобрать художественную литературу для чтения.
- Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению материала «Наша Красная книга».
- «Принести книгу о животном и расскажи о нем всем ученикам»
2 этап - Реализация проекта.
Познание:
Рассказы на тему: «Что такое Красная книга», «Природе нужна твоя помощь», «Природа в опасности», «О животных, которые живут в лесах, степях, водоемах». Знакомство с пословицами и поговорками о животных, загадывание загадок.
Коммуникация:
-рассматривание картин, иллюстраций
-составление описательных рассказов по картинам. -беседы «Путешествие в мир живой природы, «Как вести себя в природе», «Будь природе другом».
Чтение художественной литературы:
-Выдержки из энциклопедии, М. Пришвин «Еж», И. Соколов-Микитов «Белки», «На лесной дороге», «В берлоге», В. Бианки «Купание медвежат» Г. Снегирев «След оленя», Русские народные сказки: «Хвосты», «У страха глаза велики», А.А. Плешаков «Сборник сказок о животных».
Художественное развитие:
Рисование: «Дикие животные лесов России», «Мое любимое дикое животное». «Животные, которые живут в зоопарке». Лепка: «Каких животных я видел в зоопарке», лепка по произведениям «Хвосты», «Купание медвежат»
3. Этап - Заключительный
- Презентация проекта: «Красная книга».
- Выставка поделок из пластилина: «Своими руками».
- Итоговая выставка «Наша Красная книга»: иллюстрации, рисунки и поделки учеников.
- Обобщение опыта работы по данному проекту и по экологическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...