- Организационный этап. (1 мин)
| 1.Создаю эмоциональный настрой обучающихся на работу на уроке. Приветствую обучающихся: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настрое-ние. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина. 2.Предлагаю проверить наличие школьных принадлежностей к уроку
Эпиграфом урока я выбрал слова Л.Н.Толстого.
Слайд №1 «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой) | Проверяют принадлежности (книги, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка). Настраиваются на работу |
| Личностные УДД самоопределение Регулятивные УДД Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации. Коммуникативные УДД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
(2 мин) | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу предложить вам вопросы, которое помогут нам для изучения темы урока. 1.Какое строение имеет растительная клетка? Слайд №2 строение растительной клетки.
2. Учитель: Ребята, к нам в школу по электронной почте из научно-исследователь-ского института пришло сообщение с просьбой изу-чить объект, изображенный на этом рисунке. Как вы думаете, что здесь изображено? Выявление затруднений в деятельности учащихся. Учитель читает стихотворение 2.Подумайте, о ком идет, речь в следующих стихах. Слайд №3 1.Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. Слайд№4. 2. Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог. Догадались о чем пойдет речь? Как называются эти организмы? 2. Подводит обучающихся к формированию темы урока: 3. На этом уроке речь пойдет о бактериях.
4.Учитель: Запишите тему урока в тетради. Слайд №5 (тема, цель) 5.Учитель: Планерка ученого совета. Давайте определим цели нашего занятия. Что мы должны узнать о бактериях? Учитель: Молодцы!
| 1. Обучающиеся вспоминают, строение растительной клетки.
Слушают стихотворение 2.Поочередно высказывают свое мнение
3.Высказывают свое отношение к проблеме, высказывают свои предположения
4.Определяют тему вместе с учителем. «Строение и жизнедея-тельность бактерий» 5. Записывают тему в тетради. 6.Формулируют вместе с учителем цели урока: - 1. Познакомиться, с древней группой живых существ –бакте-риями, их - многообразием -распространением бактерии -строением бактерии 2. Узнать особенности -процессов жизнедеятельности -их строения, питания, размножения и
|
| Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |
- Актуализация знаний.
(4 мин) | Слайд №6. Бактериальная клетка 1. Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают о бактериях. Сегодня мы начинаем изучать царство бактерии. Наш урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.
| 1. Обучающиеся вспоминают что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Заполняют первую колонку в таблице. «Я знаю», в конце урока «Я узнал».
|
| Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелатель-ность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самос-тоятельность, проявлять интерес к новому содержанию Коммуникативные УДД формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УДД -работать с учебником находить и использовать нужную информацию
|
- Первичное усвоение новых знаний. «Открытие «новых знаний»
(15 мин)
| 1. Для того чтобы сделать изучение наиболее эффективным, будем работать в трех группах.
Слайд №7. Бактериальная и растительная клетка
2. Докажите, что клетка бактерий не такая, как клетка растений
Кто такие бактерии? Какая наука их изучает?
3. Поступило срочное задание. Ученые обнаружили разные формы бактерий, просят нас помочь в составление схемы «Формы бактерий» Кто выполнит первым – премия. Ребята посмотрите на экран и используя текст параграфа заполняем схему. Слайд №8. Многообразие форм бактерий. . Составить схему «Многообразие форм бактерий». Сдаем работы. Получаем премию. Анализируем работы
4. На факс получили непонятные слова, текст. Прочитайте, пожалуйста. Определите, о чем идет речь. Озаглавьте раздел текста. Выпишите термины, обозначенные курсивом, и напишите рядом с каждым его определение 1 группа изучает строение бактерий. Самостоятельная работа с учебником. Прочитав текст учебника, выясните, в чем заключается особенность строения бактериальной клетки Слайд №9. Строение бактериальной клетки .
Как вы считаете, какова функция жгутиков?
2 группа изучает распространение бактерий
5.Распространение бактерий. Слайд №10. Распространение бактерий. Ребята, как вы думаете, где живут бактерии? Прочтите текст на стр. 53 и дополните ответы.
3 группа изучает питание бактерий.
6.Процессы жизнедеятельности бактерий: Слайд №11 Типы питания бактерий
7.Размножение бактерий. Объясняет учитель. Слайд №12. Размножение бактерий. Как и все живые организмы бактерии размножаются. Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут, за 5 суток способны создавать массу, которой можно заполнить моря и океаны. 8. Однако в природе это так не происходит, как вы думаете почему? Слайд №13. Образование спор. Как вы думаете, каково значение спор? В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
| 1.Для ответов на поставленные вопросы предлагает проанализировать текст учебника со с 53 и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии. С 6
1. Задание. Прочитайте текст учебника на с 53, используя рис.29. “Строение бактерий”, изображение на экране сравните строение клетки растений и бактериальной клетки. 1 группа находит признаки сходства бактериальной клетки с растительной клеткой. 2 группа выделяет признаки отличия. 3 группа выделяет характерные признаки бактерии Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. 3. В ходе обсуждения под руководством учителя записывают определения в тетради Организмы, которые не имеют ядра называют прокариотами или доядерными. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий. 3.Заполняют схему «Формы бактерий» -одиночные округлые - кокки -две округлые бактерии – диплококки - цепочка из кокков – стрептококки - грозди кокков – стафилококки - спиралевидные – спириллы - изогнутые в виде запятой – вибрионы - палочковидные – бациллы. 4. Находят в тексте параграфа нужную информацию
Строение бактериальной клетки. Находят в тексте параграфа нужную информацию 1.Оказывается, наследственный материал клетки бактерии – молекула ДНК – замкнута в кольцо и расположена среди цитоплазмы. 2. На поверхности оболочек бактерии могут образовываться различные жгутики и ворсинки.
Жгутики совершают вращательные движения, благодаря чему бактерия движется. Да еще как быстро! За 1 секунду бактерия может преодолеть расстояние в 20 раз большее, чем ее собственный диаметр! 3.Вакуоли в бактериальной клетке отсутствуют, а капельки различных веществ могут находиться прямо в цитоплазме. Вывод: Не имеет ядра, ядерный материал находится в цитоплазме. 5. Находят в тексте параграфа нужную информацию бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов; некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов; в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий; в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий; в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий. Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности. В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой. В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязнен-ная - 100-300 тысяч и более были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км) В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганиз-мов. В почве, на продуктах, в воздухе, в организме животных и человека
6. Находят в тексте параграфа нужную информацию Автотрофы – используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии. Гетеротрофы – используют готовые органические вещества Сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов или продуктами жизнедеятельности живых организмов Паразиты – живут за счет питательных веществ другого организма.
Самооценка работы группы
Размножаются бактерии при благоприятных условиях простым делением через каждые 20-30 минут, за 5 суток способны создавать массу, которой можно заполнить моря и океаны. Однако в природе это не происходит:
8. Находят в тексте параграфа нужную информацию - так как большинство бактерий погибают при действии солнечного света, -при высушивании, - недостатке пищи, -нагревании до 65-100 градусов, -под действием дезинфицирующих веществ
| Учебник, тетрадь | Познавательные УДД - находить отличия -составление схем-опор - работа с информационными текстами -объяснение значения новых слов -сравнивать и выделять признаки -уметь использовать символы и схемы для структурирования информации Коммуникативные УДД -обсуждение информации -слушать товарища обосновывать свое мнение -выражать свои мысли и идеи Предметные результаты -знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий -разнообразие и распространение бактерий -отличать бактерии от других живых организмов |
6)Первичная проверка понимания - мин)
| Слайд № 15. Формы бактерий Учитель: А сейчас я приглашаю вас в «Картинную галерею», отгадайте, кто изображен на фото и называть их названия. Предлагает в ходе заслушивания выступлений учащихся заполнить таблицу в тетрадях. Слайд №16. Хламидомонада, эвглена, бактерия Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему? Слайд №17. Амеба и кокки На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в изучаемом материале. Учитель комментирует их. Обеспечивает положитель-ную реакцию детей на творчество одноклассников.
| Выступление обучающихся. Слушают друг друга.
|
| Коммуникативные УДД: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные УДД умение вести диалог с учителем, аргументиро-вать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные УДД умение анализировать, сравнивать, классифици-ровать и обобщать факты и явления; работа с учеб-ником – анализ иллюстра-ций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
7) Первичное закрепление. - мин).
| 1.Учитель организует закрепление материала по вопросам для тестирования по теме «Бактерия» 2.Вопросы для тестирования по теме “Бактерии» Слайд №18. Проведем проверку своих полученных знаний в группе Выберите один правильный и наиболее полный ответ. А1. Бактерии относят к: 1) царству растений; 2) царству животных; 3) царству грибов; 4) самостоятельному царству. А2. Основное отличие бактериальной клетки от растительной заключается в отсутствии: 1) клеточной оболочки; 2) ядерного вещества; 3) цитоплазмы; 4) ядра. А3. Бактерии, для которых характерно образование цепочек округлых клеток, носят название: 1) кокки; 2) стрептококки; 3) стафилококки; 4) диплококки. А4. Бактерии, имеющие форму палочки, носят название: 1) бациллы; 2)спириллы; 3) вибрионы; 4) кокки. А5. Бактерии, питающиеся органическими вещества мёртвых тел, носят название: 1) гетеротрофы; 2) сапротрофы; 3) симбионты; 4) паразиты. Слайд №19. 3.Заполните пропуски в предложенном вам тексте. Список слов расположен под текстом. Бактерии это _____________организмы. Они относятся к прокариотам (доядерным организмам), так как не имеют оформленного ___________. Бактерии можно найти и в воздухе, и в воде, и в ___________, и в других организмах. Размножаются бактерии___________ . Для переживания неблагоприятных условий многие бактерии образуют ____________. Ядро. Одноклеточные. Почва. Споры. Деление. | 1.Выполняют задание по тестам «Бактерии». 2. Осуществляют самопроверку в паре. Слушают ответы, оценивают свои ответы. | Учебник, тетрадь | Регулятивные УДД Умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные УДД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | Ребята, какую цель мы поставили вначале урока, достигли ли мы этой цели? (высказывания учащихся) На уроке мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения; вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством Предлагает ответить на вопросы: – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? - Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, а что нет? Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы своими результатами? Предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку 1. На уроке я работал | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3. Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. За урок я | не устал / устал | 5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже | 6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / не интересным |
| 1. Делают выводы, что нового они узнали о бактериях Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Заполняют вторую колонку в таблице. «Я знаю», в конце урока «Я узнал».
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) 2.Оценивают свою деятельность 3.Оценивают свое настроение на уроке
| Учебник, дневник | Регулятивные УДД Умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. . |