Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
учебно-методический материал (биология, 5 класс) по теме
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_bakterii_fgos.doc | 147 КБ |
kim_bakterii.odt | 19.28 КБ |
laboratornye_raboty_10_kl.doc | 1.17 МБ |
nasledovanie_stsepl_s_polom.odt | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С РАЗДАТОЧНЫМ МОДУЛЕМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
Строение и жизнедеятельность бактерий
(Тема урока)
ФИО | Горчанинова Лидия Федоровна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 37 города Смоленска | |
Должность | Учитель биологии | |
Предмет | Биология | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Строение и жизнедеятельность бактерий. Урок №1, глава 2. | |
Учебник соответствует ФГОС | «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.», 5 класс, Пасечник. - М.: Дрофа., 2012 |
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии и роли в природе и жизни человека.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с различными группами бактерий, выявить их роль в природе и жизни человека, научиться работать с текстом учебника, формировать познавательные интерес и мотивацию на изучение роли бактерий.
Задачи: Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Развивающая: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство и отличия различных групп бактерий.
Обучающая: изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.
Предметные результаты:
- сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
- сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, печатные материалы ( модули ), 1ПК для учащихся, ЭОР ( ЦОР, презентация) ЦОР: рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», рисунок «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», интерактив «Формы бактериальных клеток».
Форма урока: модульный урок с использованием компьютерной презентации и ЗОР.
Педагогическая технология: модульная ( работа с модулем ), элементы компьютерной технологии.
Технологическая карта урока.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Название урока и его этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Личностные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Приветствие Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок | Самоконтроль готовности к уроку. | |||
2. Мотивация | Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Ученики обобщают полученные ранее знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого. | 1.исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. 2.анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 3.высказывают свою точку зрения. | Осмысливают тему урока. | |
3. Изучение новой темы | Постановка проблемного вопроса. Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов? | Работают в парах и готовят микропрепарат. Самостоятельно работают с презентацией и материалами, полученными от учителя. | Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий | 1.корректируют свои знания 2.предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. 3.выражают в ответах свои мысли | |
4. Закрепление изученного материала и рефлексия | Корректирует знания учащихся. | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.оценивют результаты своей работы. 2.моделирование. 3.взаимооценка. | Самооценка, взаимооценка результатов деятельности. |
5. Домашнее задание | Комментирует д.з | Осмысливают объем задания, выбирают 1 творческое задание из трех. |
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 1
Приложение к плану-конспекту урока
Строение и жизнедеятельность бактерий.
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Патогенные бактерии (N 137256) | Иллюстрация (коньюктевит. туберкулез пародонтит.) | Задание в режиме текста | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/0033.jpg |
2 | Разнообразие бактерий | Рисунки бактерий | Задание в режиме текста | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e542d-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm |
3 | Разнообразие форм бактерий | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg | |
4 | Разнообразие (типы бактерий, характеристика, внешний вид) | Интерактивное задание Заполнить таблицу | Выполняют интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf |
5 | Составление таблицы "Патогенные бактерии" (N 137257) | Интерактивное задание (заполнить таблицу : форма-название) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033e-1000-4ddd-5aa0-170046bb2fd1/0037.sw | |
6 | Составление схемы строения бактериальной клетки (N 137254) | Интерактивное задание (подобрать название частей клетки) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf | |
7 | Размножение | Анимация | Задание в режиме теста | |
8 | Спорообразование | Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf | |
9 | Тест 5 вопросов | Информационный модуль (детализированное представление) | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ |
МОДУЛЬНЫЙ УРОК № 1
Строение и жизнедеятельность бактерий. (Тема урока)
№ уч. элем | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала. | ||||||||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: выяснить строение, особенности жизнедеятельности бактерий, их разнообразие. | Внимательно прочитайте цель | ||||||||||
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: определить исходный уровень знаний по теме «Бактерии». I.Выполните тестовое задание. ТЕСТ 1. Бактерии относят в Царству: А- Растения В- Животные 2. В клетках бактерий нет: А- Оболочки В- Ядра 3. Бактерии – это организмы: А- Многоклеточные В- Неклеточная форма 4. В обиходе бактерии мы называем: А- Вирусами В- Микробами 5. Бактерии живут и размножаются в: А- Почве В- Пищевых продуктах II. Проверьте свои ответы на экране. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по схеме: 5 баллов – высокий уровень, 4 балла – средний, 3 и менее балла – низкий уровень | Работайте самостоятельно в тетради. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву выпишите в тетрадь.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом
| ||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? | Работа с ЦОР №1: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033d-1000-4ddd-29ef-150046bb2fd1/0033.jpg Ответы учащихся | |||||||||||
УЭ-2 | Цель: получить представление об открытии бактерий I. Внимательно прочитайте вопросы, на которые вы должны ответить после просмотра презентации. Вопросы: 1. Назовите ученого, открывшего бактерии? II. Просмотрите слайды. Ответьте на вопросы, запишите ответы. Информация на слайде: Рассказ об открытии А.Левенгуком бактерий. В 1683 году Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии в созданную им лупу- микроскоп, которая увеличивала объекты в 160-270 раз. О своем открытии он сообщил в самое авторитетное учреждение Лондонское королевское обществе Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули".Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. | Работайте самостоятельно в тетради. Работа с презентацией. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. | ||||||||||
УЭ-3 | Форма бактерий Цель: изучить форму бактерий. I. Выполните задания: 1.Преобразуйте текст и рисунок из приложения в таблицу 2. Проверьте правильность составления таблицы, используя интерактивную доску заполните электронную таблицу. II. Проанализируйте свою работу. Класс делится на две группы по вариантам. 3.1. I вариант работает с рисунками из набора ЦОР; 3.2. II вариант работает с текстом учебника (с. 52). Всем предлагается познакомиться с разнообразием форм бактериальной клетки. В тетрадях сделать соответствующие рисунки и подписи к ним. После чего учащиеся выполняют интерактив «Формы бактериальных клеток». На доске показаны формы бактерий. Кокки - шарообразной формы Диплококки - из попарно сближенных кокков Стрептококки - кокки собраны в цепочку Сарцины - имеют вид плотных палочек Стафилококки - в виде виноградной грозди Бациллы - в виде вытянутых палочек Вибрионы - дугообразно изогнутые Спириллы - с вытянутой штопорообразной формой. | Работайте индивидуально. Прочитайте текст учебника на с.52 + приложение №5+ цор №2 ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e542d-h8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Цор №3 Задание оценивается в 4 балла. Один человек выполняет на компьютере, остальные помогают, проверяют себя Цор №4: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf Цор №5: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033e-1000-4ddd-5aa0-170046bb2fd1/0037.sw | ||||||||||
УЭ-4 | Цель: изучить строение бактерий. I. Выполните задания. 1. На предложенном слайде найдите бактериальную и растительную клетки 2. Рассмотрите рисунок на странице 53 учебника. Назовите основные органоиды бактериальной клетки (устно) 3. Ответьте, чем отличаются эукариоты от прокариот? 4. Зарисуйте бактериальную клетку и подпишите все органоиды. 5. С помощью мыши перетащите органоиды на соответствующие места. II. Осмысление 1. Прочитайте текст. Микробиология — наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами. Микробиология (от греч. micros . малый, bios . жизнь, logos . учение) -.наука, изучающая строение, жизнедеятельность и экологию микроорганизмов мельчайших форм жизни растительного или животного происхождения, не видимых невооруженным глазом. Микробиология изучает всех представителей микромира (бактерии, грибы, простейшие, вирусы). По своей сути микробиология является биологической фундаментальной наукой. Для изучения микроорганизмов она использует методы других наук, прежде всего физики, биологии, биоорганической химии, молекулярной биологии, генетики, цитологии, иммунологии Дайте определения: прокариоты — это...; микробиология — это... 2. Нарисуйте бактериальную клетку и подпишите ее органоиды с помощью рисунка из набора ЦОР «Строение бактериальной клетки».
| Прочитайте текст учебника на с.53. Работа с презентацией. Слайд №2 Оценка: 6 баллов. 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла. Работайте с цор №6
| ||||||||||
УЭ-5 | Цель: изучить распространение бактерий Где же распространены бактерии? В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой), в 1 г почвы – 2,5 млрд. (демонстрация пробирки с почвой), а 1 м3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий. Даже на ваших руках содержатся бактерии. Давайте проверим. В биологии для доказательств принято проводить опыты. Такой опыт мы заложили на прошлом уроке. А сейчас посмотрим его результат. По закладке опытов у на работали 4 группы. Выступление руководителей исследовательских групп (смотри приложение (1-4) Изучение бактерий с помощью микроскопа: рассмотреть бактерии, выращенные группой №2 и №4. (ориентируйтесь на задания на с. 55-56). Определите форму бактерий и название | Слушайте учителя Слушайте отчеты Работайте индивидуально с микроскопом. Оценивают работу консультанты из группы №2 и№4. За работу выполненную правильно получаете 5 баллов | ||||||||||
УЭ-6 | Цель: изучить жизнедеятельность прокариот (питание, размножение. спорообразование) , их значение в природе и для человека I. Выполните задания 1. Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. И хотя для захвата пищи у бактерий нет никаких органов (ни рта, ни рук), они умеют схватывать пищу, выделяя в окружающую среду специальные вещества. С помощью рисунка «Типы питания бактерий» из набора ЦОР и текста учебника (с.53), закончите схему. Проверьте полученную информацию в парах. На основе презентации, текста и ЦОР оформите схему:
2. Напишите способ размножения бактерий. 3. Посмотрите на слайде, как размножаются бактерии. 4. Внимательно изучите процесс спорообразования. Укажите, какое значение имеет этот процесс для прокариот. 5. Продолжите предложение: «По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (……….) и анаэробов (………….)». II. Проанализируйте свою работу. Справкочный материал. Особенности жизнедеятельности бактерий. ПО способу получения энергии выделяют: Аэробы - бактерии живущие в присутствии кислорода и использующие его для получения энергии при окислении энергоемких веществ. По способу питания выделяют: Автотрофы - бактерии, самостоятельно синтезирующие органические вещества из неорганических – фотосинтетики (цианобактерии) или хемосинтетики ( серобактерии, нитрифицирующие бактерии) Гетеротрофы - бактерии, питающиеся готовым органическим веществом Гетеротрофы в свою очередь делятся на: |
Индивидуально. Работаем с презентацией. Либо цор №7 и №8
Оценка: 5 баллов. Прочитайте текст учебника на с.54. Оценка: 1 балл. Работаем с презентацией. Прочитайте текст учебника на с.54. 1 балл. 2 балла. | ||||||||||
УЭ-7 | ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Цель: проверить степень усвоения материала Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых присутствует ядро ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред
| Работайте самостоятельно в тетради. | ||||||||||
УЭ-7 | Цель: подведение итогов урока. Рефлексия 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Предлагается сделать вывод из полученной на уроке информации и ответить на вопрос: почему бактерии, живя в самых различных условиях, способны сохранять жизнеспособ ность? После высказывания демонстрируется текст из набораЦОР о размножении и приспособленности бактерий к неблагоприятным условиям. 3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока набрали 38-42 балл, то получаете оценку – «5», 27-37 баллов – оценку «4», 14-26 баллов – оценку «3», менее 14 баллов – оценку «2» 4. Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили оценку «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз с. 52-55 в учебнике. |
Индивидуально. Вместе с классом. Ваша оценка: сдайте тетради на проверку учителю в индивидуальном порядке. Домашнее задание 1. Проанализировать материал учебника (с. 11—12). Информация о каком процессе жизнедеятельности не прозвучала на уроке? Каково значение этого процесса? 2. Подготовить компьютерную презентацию или сообщение о роли бактерий в природе и в жизни человека. |
- Для учёта знаний учащихся используется «Лист учёта знаний»
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Оценки за выполнение заданий | Общая оценка | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Приложение 5.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
а) только одноклеточные;
б)только многоклеточные;
в)и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
а)оболочка, цитоплазма, ядро;
б)цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
в)оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
а)питаются готовыми питательными веществами;
б)сами способны создавать питательные вещества;
в)верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
1)Бактерии размножаются спорами.
2)Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
3)Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
а)Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
б)Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
в)Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Тест.
1 вариант
1. Какой буквой обозначены бациллы?
2. Клетка бактерий отличается от растительных клеток:
а) отсутствием клеточной оболочки; | в) отсутствием ядра; |
б) отсутствием цитоплазмы; | г) отсутствием ядерного вещества. |
3. Бактерии перенося неблагоприятные условия в состоянии:
а) зиготы; | в) цисты; |
б) споры; | г) активного организма. |
4. Бактерии, живущие на Земле питаются:
а) только готовыми органическими веществами;
б) только созданными ими органическими веществами;
в) как готовыми, так и созданными органическими веществами;
г) только минеральными веществами.
5. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии?
а) мытье полов; | в) облучение ультрафиолетовыми лучами; |
б) проветривание; | г) нагрев воздуха до температуры + 300. |
2 вариант
1. Какой буквой обозначены кокки?
2. Бактерии размножаются путем:
а) слияния половых клеток; | в) делением надвое; |
б) образованием спор; | г) половым путем. |
3. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
а) имеют одну хромосому, расположенную в ядре;
б) имеют одну кольцевую ДНК;
в) размножаются делением надвое;
г) питаются только готовыми органическими веществами.
4. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:
а) у споры толстая многослойная капсула;
б) в споре несколько бактериальных клеток;
в) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.
Приложение №1.
Мы изучали влияние бактерий на продукты питания. Наша группа поставила опыт. Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.
Анализируя результаты опыта, мы пришли к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.
Кисломолочные продуты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисло-молочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.
Приложение №2
Работала под руководством ………………………………………….
Изучала методы борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека. Изучала пользу соблюдения гигиенических правил.
Мы провели анкетирование учащихся 5 -6 классов. В опросе приняли участие 100 человек. Школьники должны были ответить на вопрос: Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями? Результаты опроса показали, что в целом ученики знают основные правила гигиены. Затруднились ответить 5 человек. Остальные называли основные правила гигиены. Так, 53 учащихся назвали более 5 правил, 47 – более 3-х. Лидировал ответ “мыть руки перед едой”. Это правило знает 100 опрошенных. На втором месте по популярности стояли правила “не есть немытые овощи и фрукты” и “следить за чистотой тела”. На вопрос “Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?” учащиеся ответили так:
а) всегда –
б) часто –
в) изредка –
г) никогда –
Вывод: учащиеся знают основные правила гигиены, но не всегда их соблюдают.
Многие учащиеся в анкетах отмечали, что следует мыть руки перед едой.
Мы решили проверить насколько верно это утверждение. Наша группа провела следующий опыт.
Методика опыта.
1 Простерилизовать чашки Петри.
2.Приготовить питательную среду: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 -3 ч в 1-процентном растворе соды (чайную ложку соды растворить в 500 мл воды), затем сварить его и разрезать на ломтики, положить их на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий)
- Прикоснулись к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой – пальцем вымытой руки, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. 4. Закрыли чашку Петри крышкой и поставили в темное теплое место на 2-3 дня.
- Через два дня сравнили результаты. В чашке Петри, где мы коснулись чистой рукой, практически отсутствовали бактериальные колонии. Тогда как на пластинке, которой касались немытой рукой, их было множество.(Вырастают колонии, которые различимы невооруженным глазом). Возможно, что среди бактерий были и возбудители заболеваний. Значит, следует перед едой обязательно мыть руки.Этот метод называют бактериологический посев. Это простейший метод бактериологического исследования.
На практике питательной средой для бактерий является агар – агар. Он очень часто используется в медицине для выявления заболевания, в пищевой промышленности, для оценки санитарного состояния воздуха. Ученые-микробиологи определяют виды бактерий по формам их колоний
Приложение №3
Мы изучала методы борьбы с патогенными бактериями, вызывающими заболевания животных и человека.
Чувствительность к тем или иным лекарственным препаратам, например, антибиотикам, можно выяснить, поместив на
засеянную поверхность маленькие диски из фильтровальной бумаги, пропитанные данными веществами. Если какое-
либо химическое соединение убивает бактерии, вокруг соответствующего диска образуется свободная от них зона.
Так же, как и другие участники , мы приготовили питательную среду для выращивания бактерий. Антибиотик —
вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или
вызывать их гибель.
В качестве химического соединения сначала решили выбрать пенициллин, но пришли к выводу, что большинство
бактерий уже адаптировались к действию этого препарата, поэтому взяли антибиотик нового поколения.
В чашке Петри, где мы воздействовали антибиотиками колонии бактерий не выросли.
Приложение 4.
Гипотеза: Одну бактерию мы увидеть не можем, а вот колонию ….....
Опыт
Получение культуры сенной палочки
Цели: получить колонию сенной палочки.
Схема опыта:
- В колбу с водой положим немного сена
- Прокипятим содержимое в течении 30 мин.
- Полученный настой отфильтровываем
- На несколько дней поставим в помещении с t = 20?-25?C
- Сенная палочка начинает размножаться
- Получаем настой с колонией сенной палочки
Вывод : Размножение бактерий идет очень быстро и за несколько дней видна светлая пленка-которую вы видите - колония сенной палочки.
С культурой сенной палочки поставили два опыта.
1. На предметное стекло стеклянной трубкой поместили каплю воды с сенными палочками и добавили кристаллик минерального удобрения. При рассмотрении под микроскопом обнаружили, что сенные палочки потеряли подвижность и активность.
Вывод:
Чрезмерное применение минеральных удобрений, попадающих через почву в воду, губительно влияют на жизнь водных организмов.
2. На предметное стекло стеклянной трубочкой поместили каплю воды с сенной палочкой и крупинку стирального порошка. Под микроскопом мы увидели неподвижные сенные палочки.
Вывод:
Моющие средства также губительны для водных организмов, поэтому бытовые воды необходимо очищать. Но положительная сторона нашего исследования заключается в том, что доказана необходимость мыть руки с мылом
Предварительный просмотр:
Царство Бактерии. 6 класс. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:
1) клеточной оболочки
2) цитоплазмы
3) ядра
4) рибосом
2. Бактерии, живущие на Земле, питаются:
1) только паразитическим способом
2) только автотрофным путем
3) автотрофным и гетеротрофным путями
4) только минеральными веществами
З. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20—30 мин. Это делают для того, чтобы:
1) бактерии активнее размножались
2) убить всех, кроме сенной палочки, бактерий
3) сенная палочка образовала споры
4) повысить жизнеспособность сенной палочки
4. Труднее всего жить бактериям в условиях:
1) почвы
2) водоема
3) высокогорья
4) организма животных
5. Труднее всего бактериям разлагать остатки животных в:
1) водоемах Африки
2) песках Каракумов
3) почвах Европы
4) джунглях Бразилии
б. Бактерии, наиболее полезные для человека:
1) стрептококки
2) туберкулезные палочки
3) молочнокислые
4) пневмококки
7. Антибиотики не действуют на:
1) вирус гриппа
2) чумную бациллу
3) стрептококк
4) холерный вибрион
8, Некоторые бактерии выживают при -50°С в виде:
1) группы делящихся клеток
2) спор-цист
3) отдельных клеток
4) множественных колоний
9. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:
1) расцвету жизни
2) улучшению здоровья населения
3) угнетению и исчезновению жизни
4) к исчезновению заразных болезней
10. Бактерии гниения не будут развиваться длительное время в:
1) сгущенном молоке
2) открытых консервах
3) мясе в холодильнике
4) овощах на рынке
11. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:
1) у споры более плотная оболочка
2) в споре несколько бактериальных клеток
3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия
4) спора питается автотрофно, а свободная бактерия — гетеротрофно
12. Возбудители дифтерии являются:
I) паразитами
2) сапрофитами
3) симбионтами
4) автотрофами
13. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерий?
1) мытье полов
2) проветривание
3) облучение ультрафиолетовыми лучами
4) нагрев воздуха до температуры +30°С
14. В симбиотических отношениях находятся:
1) возбудитель холеры и человек
2) сальмонелла и курица
3) возбудитель сибирской язвы и овца
4) клубеньковые бактерии и бобовые растения
15. Исключите лишнее понятие:
1) чума
2) холера
3) грипп
4) тиф
16. Быстрее остальных при повышении температуры будут размножаться:
1) одноклеточные грибы — мукор
2) стрептококки
3) мухоморы
4) ягель
17. Основную роль в образовании почвы и разложении органических веществ играют:
1) паразиты растений
2) сапрофиты
3) симбионты
4) паразиты животных
А18. Клубеньки на корнях бобовых — это:
1) колония бактерий
2) вредные опухоли на корнях растения
3) погибшие от бактерий корни
4) разросшиеся корни
А19. Бактериям легче проникнуть в растение гороха через:
1) атмосферный воздух
2) корневые волоски
3) листья
4) стебель
А20. Дизентерийную палочку по способу питания относят к
- Сапротрофам
- Паразитам
- Хемотрофам
- Автотрофам
А21. Все бактерии способны к
- Быстрому размножению
- Накоплению в их клетках ядовитых веществ
- Спорообразованию в неблагоприятных условиях
- Развитию заболеваний при попадании в организм животного
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе:
А) сложность внутреннего строения
Б) способность к фотосинтезу
В) сложность обмена веществ
Г) простота внутреннего строения
Д) способность к быстрому размножению
Е) питание органическими остатками
В2. Выберите правильные утверждения.
А) Клубеньковые бактерии обогащают почву азотом.
Б) Бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ.
В) Сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных.
Г) Бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они своеобразные санитары планеты.
Д) Квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями.
Е) Чтобы продукты не портились, им необходим доступ воздуха.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран (интерактивная доска), презентация в Power Point.
Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»
Тип урока: урок изучения новой темы
Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом
Задачи:
1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.
2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.
3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат.
Ход урока
- Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема, цель урока. (Слайд презентации №1).
2. Изучение новой темы.
Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. (Слайд презентации №2). Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. (Запишите определения в рабочую тетрадь). (Слайд презентации №3). Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.
В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. (Слайд презентации №4). Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.
Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах. (Слайд презентации №5).
Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным. (Запишите определения в рабочую тетрадь).
Детерминация развития пола. (Слайд презентации №6).
1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным — мужской пол.
2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным — женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.
3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным — мужской пол (ХО).
4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки — это диплоидные особи, а самцы — гаплоидные. (Слайд презентации №7).
5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.
Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд презентации №8).
Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости, влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.
Х-хромосома несет много различных признаков. (Слайд презентации №9). Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.
У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). (Слайд презентации №10). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин. (Просмотр видеоролика: слайд презентации №11).
Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. (Слайд презентации №12).
Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. (Слайд презентации №13). Молекулярный дефект в Х- хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью. (Просмотр видеоролика: слайд презентации №14). Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей. (Краткий обзор родословной: слайд презентации №15).
(Слайд презентации №16). В Кемеровской области в Беловском районе проживает коренное население – телеуты, у которых наблюдается гемофилия. Рассмотрим родословную наследования гемофилии у телеутов Кемеровской области. Гемофилия прослеживается в пяти поколениях. Об этом свидетельствует родословная. (Слайд презентации №17). Предполагают, что это вновь возникшая мутация, родоначальником которой был мужчина (либо его мать). Сейчас это заболевание широко распространилось в данной популяции. Если в мире в среднем от 6,6 до 18 больных приходится на 10000 мужчин, то у телеутов частота заболевания гемофилией 3 человека на 1000 мужчин, что превышает мировой уровень в сотни раз. Таким образом, можно говорить о высокой накопляемости гена гемофилии в популяции телеутов. Возникает серьёзная опасность для данной народности, поскольку численность её всего 3, 5тысячи человек.
Задача (Слайд презентации №18).
Изучив родословную наследования гемофилии у телеутов можно найти семью, в которой женщина – носитель вышла замуж за здорового мужчину. От этого брака родилось двое детей: мальчик – гемофилик и девочка – предполагаемый носитель заболевания. Родители очень обеспокоены здоровьем своих детей и внуков. Дайте прогноз в отношении здоровья внуков в этой семье. (Разбирается в качестве примера учителем на схеме - слайд презентации №19). Особи женского пола, гетерозиготные по любому из сцепленных с полом признаков, фенотипически нормальны, но половина их гамет несет рецессивный ген. Несмотря на наличие у отца нормального гена, сыновья матерей-носителей с вероятностью 50% будут страдать гемофилией. Вторая часть задачи с определением фенотипа потомства детей от брака здоровой женщины и мужчины – гемофилика решается на доске учащимися под контролем учителя. (Слайд презентации №20).
- Закрепление изученного материала.
а). Учащимся предлагается ответить на вопросы: (Слайд презентации №21).
- Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
- Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами?
- От чего зависит пол будущего потомка?
- Какой пол и почему называется гомогаметным?
- Какой пол называется гетерогаметным?
- Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений?
- Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий?
- Какие признаки называются сцепленными с полом?
- Почему у особей мужского пола в фенотипе сразу проявляются даже рецессивные признаки, связанные с Х -хромосомой?
- Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом?
б). Учащимся предлагается решить задачи по теме «Наследование сцепленное с полом» (Слайд презентации №22).
1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын?
2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции?
3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом?
5. Домашнее задание §
Самоанализ урока по теме: «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
- Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции». Изучаемый материал опирается на знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, и является базой для последующих уроков. Тема и содержание урока полностью соответствуют требованиям программы. Особенность данного урока заключается в использовании в ходе изучения темы мультимедийной презентации, выполненной в Power Point и высокой концентрации теоретического материала.
- Цель урока: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.
- Урок изучения нового материала наиболее оптимален для решения поставленных целей и задач. Структура полностью соответствует типу и дидактическим целям урока. Время рационально выделено на каждый этап урока. Прослеживается логическая связь при изложении нового материала и между этапами урока.
- Этапы урока:
- Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема урока
- Изучение новой темы. Просмотр презентации в Power Point, сообщение учащегося по теме «Гемофилия»
- Закрепление изученного материала.
а) Устный опрос по вопросам новой темы
б) Решение задач по теме «Сцепленное наследование генов»
- Домашнее задание.
5. Главный акцент при изучении нового материала делается на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом. На уроке присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. Чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного материала, основные термины фиксируются в тетрадях. На уроке использованы следующие методы обучения: наглядные - презентации в Power Point, решение задач на доске; словесные – беседа, рассказ, сообщение учащихся, эмпирический; практические – решение задач по теме. На уроке присутствуют индивидуальная и групповая формы работы. Используются приемы личностно – ориентированного, развивающего обучения, проблемного обучения. Методы и формы обучения соответствуют теме и поставленным целям.
Контроль за усвоением знаний и умений учащихся организован в виде ответов на вопросы и решения задач по новой теме. Средства обучения (мультимедийная установка), используемые в ходе урока способствуют более эффективному достижению учебных задач и обеспечивают высокую степень восприимчивости материала учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии " СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ" 6 класс
СТРОЕНИЕ СЕМЕНИСтроение и функции корняКОРЕНЬ -•осевой вегетативный подземный орган высших растений•обладающий неограниченным верхушечным ростом•развивается из зародышевого корешка...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе...
Разработка урока по биологии "Строение и функция ядра", 10 класс
Тип урока – урок-исследованиеМетоды - Объяснительно – иллюстративный, поисковыйЦели и задачи урока: сформировать у учащихся знания об основном органоиде клетке, показать морфологичес...
Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)
Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс
Открытый урок по биологии «Строение и значение зубов.» 9 класс...
Разработка урока по биологии «Строение и функции белков»
Тема урока: «Строение и функции белков»Цель: продолжить расширение и углубление знаний об органических веществах клетки на основе изучения строения и функций белков;Задачи: Познакомиться с...
Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс
Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....