Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пасечник В.В. календарно-тематическое в 6 кл | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Биология»
(базовый уровень)
6 класс
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» для 6 класса составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы по биологии В.В.Пасечника 5 класс (Сборник программ «Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие –сост. Г.М. Пальдяева.- 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.»), и с учётом методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 учебном году».
Календарным учебным графиком МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» в 6 классе установлено 34 учебные недели.
Учебный план МБОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год отводит для изучения биологии обучающихся 6 класса 34 учебных часа, 1 час в учебную неделю.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование УМК В.В. Пасечника:
- Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2013.
2015г.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; взаимосвязью строения и функций органов и их систем. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Календарно-тематическое планирование предусматривает некоторые изменения:
в связи с праздничными днями, установленными постановлением правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2016 году» (27.08.2015) и «О переносе выходных дней в 2017 году» (27.08.2016) в соответствии с расписанием уроков школы на 2016-2017 учебный год объединены уроки: №31 по теме «Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе» и урок №32 по теме «Развитие и смена растительных сообществ.Экскурсия Природное сообщество и человек.»; №33по теме « Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» и № 34 «Контрольно-обобщающий урок по курсу биологии 6 класса».
В результате программный материал учебного предмета «Биология» авторов предметной линии учебников Пасечник В.В. для 6 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата план | Дата факт | Реализация электронного обучения и / или дистанционного обучения | |||
1 | 1 | Строение семян двудольных растений Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа | ||||||
2 | 2 | Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | ||||||
3 | 3 | Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | ||||||
4 | 4 | Строение корней. Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | ||||||
5 | 5 | Условия произрастания и видоизменения корней | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | ||||||
6 | 6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа №5 Строение почек. Расположение почек на стебле | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега | ||||||
7 | 7 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | ||||||
8 | 8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторные работы№7, №8 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты | ||||||
9 | 9 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа №9 Внутреннее строение ветки дерева | Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | ||||||
10 | 10 | Видоизменение побегов. Лабораторная работа №10 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | ||||||
11 | 11 | Цветок и его строение. Лабораторная работа №11 Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты | ||||||
12 | 12 | Соцветия. Лабораторная работа №12 Ознакомление с различными видами соцветий | Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | ||||||
13 | 13 | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян. Лабораторная работа №13 Ознакомление с сухими и сочными плодами. | Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | ||||||
14 | 14 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | |||||||
Жизнь растений 10 часов | |||||||||
15 | 1 | Минеральное питание растений | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | ||||||
16 | 2 | Фотосинтез | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | ||||||
17 | 3 | Дыхание растений | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | ||||||
18 | 4 | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | ||||||
19 | 5 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №14 Передвижение веществ по побегу растения | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений | ||||||
20 | 6 | Прорастание семян. Практическая работа №1 Определение всхожести семян растений и их посев | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | ||||||
21 | 7 | Способы размножения растений | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | ||||||
22 | 8 | Размножение споровых растений | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | ||||||
23 | 9 | Размножение семенных растений | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. | ||||||
24 | 10 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Практическая работа №2 Вегетативное размножение комнатных растений | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | ||||||
Классификация растений 6 часов | |||||||||
25 | 1 | Систематика растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | ||||||
26 | 2 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками | ||||||
27 | 3 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные. Лабораторная работа №15 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам | ||||||
28 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | ||||||
29 | 5 | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников | ||||||
30 | 6 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Классификация растений» | |||||||
Природные сообщества 3 часа | |||||||||
31 | 1 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | ||||||
32 | 2 | Развитие и смена растительных сообществ. Экскурсия Природное сообщество и человек | Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет) | ||||||
33 | 3 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето | ||||||
34 | Контрольно-обобщающий урок по курсу биологии 6 класса |
Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплекс для учащихся:
«Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Пасечник В.В. 14-е изд. - М.: 2015. - 304 с
Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс". С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС М: Дрофа, 2015
Учебно-методический комплекс для учителя:
- Программа курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», авторы: В.В.Пасечник, В. В. Латюшин, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2015
- Методическое пособие к учебнику «Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс. Пасечник В.В. М: Дрофа, 2015
Дополнительная литература
- Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по
учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.
- Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.
- Козлова Т. А., Кучменко В. С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
4. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.
4. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
6. Лернер Г. И. ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011. - 240с
7. Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
Полезные интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Энциклопедии, электронные книги, электронные учебники
http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=368&id_cat=1492- электронные таблицы
http://www.biology.ru/- открытая биология
http://kpdbio.ru/course/view.php?id=123- подготовка к олимпиадам
http://314159.ru/ebio.htm- учебник
http://plant.geoman.ru/- жизнь растений
http://rus.gflora.com/-энциклопедия комнатных растений
http://www.floranimal.com/- растения и животные мира
http://www.youngbotany.spb.ru/site/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0- лаборатория ботаники
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BIOLOGIYA.html- энциклопедия Кругосвет
Оборудование и приборы: кабинет биологии укомплектован полностью, имеется набор необходимых учебных приборов и оборудования, обеспечивающих как демонстрации опытов и биологических объектов, так и для непосредственного проведения лабораторных и практических работ (обеспеченность комплектом лабораторного оборудования на каждую парту), проектор, компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...