Использование технологии развития критического мышления для познавательных универсальных учебных действий учащихся при изучении биологии
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель биологии МБОУ «СОШ № 9» г.Читы
Томских Е.В.
Урок: Наследственная изменчивость. Мутации.
Урок биологии в 10 классе по технологии критического мышления
Учебник:
Технологическая карта урока
Тема урока:
Цели: углубить знания о наследственной изменчивости и мутациях.
Задачи:
— систематизировать и углубить знания об изменчивости и ее видах;
— раскрыть сущность наследственной изменчивости; познакомить с формами наследственной изменчивости, с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению, роли мутаций в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
1.Предметные:
— формулировать определения понятий «генотипическая изменчивость», «мутационная изменчивость», «мутация», «мутагенные факторы»;
— называть и характеризовать мутагенные факторы, виды мутаций по их воздействию на организм;
— знать примеры взаимосвязей между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций;
— осознавать необходимость активного действия по предотвращению воздействия на организм человека мутагенов;
— характеризовать источники комбинативной изменчивости.
2.Метапредметные:
Познавательные: — использовать приемы критического мышления для обработки информации и структурирования ее в логическую схему, для применения в учебных ситуациях и при проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
— выявлять причинно-следственные связи (между воздействием мутагенов и возможностью возникновения мутаций).
Коммуникативные: — использовать речевые средства для изложения информации, аргументации своей точки зрения.
Регулятивные: — организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологии; осознание важности генетических знаний для сохранения здоровья человека; осознание ценности здоровья человека на основе знаний о мутагенах и возможных мутациях, связанных с их действием.
3. Личностные:
- Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
- Способствовать формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Стратегия проведения занятия:
Использование технологии «критического мышления» для развития познавательных УУД.
Мотивация учащихся:
- повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- поддержка индивидуального развития;
- соревнование между подростками;
- помощь в затруднительных случаях;
- ориентация на решение поставленных задач;
- одобрение коллективной работы (групповой);
- опора на личный опыт.
Планируемые результаты технологии критического мышления.
1.Углубление знаний о наследственной изменчивости.
2.Самостоятельное формулирование выводов.
3.Самостоятельное решение проблем.
4.Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
5.Выражение своих мыслей (устно и письменно): ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
6.Аргументация своей точки зрения, уважение точки зрения других.
7.Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность).
8.Способность брать на себя ответственность.
9.Способность участвовать в совместном принятии решения.
10.Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
11.Умение сотрудничать и работать в группе.
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
репродуктивный, частично – поисковый (эвристический), продуктивный, учебная дискуссия, самостоятельная работа с книгой. Дополнительным материалом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.
Оборудование:
- Наглядные пособия (картинки)
- Компьютер и видеопроектор
- Презентация «Наследственная изменчивость»
- Раздаточный материал (дополнительная литература).
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.
Структура урока
Изменчивость признаков у организмов
В процессе индивидуального развития некоторые признаки изменяются в течении жизни. При одном и том же генотипе могу формироваться разные фенотипы. Изменчивость определяется способностью организма изменяться под воздействием различных условий среды. Различают ненаследственную или модификационную изменчивость, затрагивающих фенотип, и наследственную или генотипическую изменчивость. Примером ненаследственных изменений могут служить: выработка темного пигмента у зайца-беляка весной, и его отсутствие зимой. Такая изменчивость всегда приспособленная по отношению к условиям среды. Ненаследственная изменчивость групповая и характерна для всех особей вида.
Наследственная изменчивость передается по наследству. Она бывает мутационной и комбинативной. Мутационная изменчивость носит скачкообразный характер. Мутации индивидуальны и возникают у единичных особей. Воздействие одинаковых внешних условий вызывает у каждого организма разные мутации. Мутационная изменчивость непредсказуема. Так, например облучение перед посевом семян пшеницы приводит и к высокой урожайности благодаря развитию крупных колосьев, и к отсутствию урожая. Бывает генной, хромосомной и генотипической.
По своему влиянию на организм мутации могут быть полезными, вредными, безразличными. Однако чаще всего они снижают жизнеспособность организма.
Приложение 1
1 группа.
Задание:
Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ.
Определите последовательность белка, используя таблицу генетического кода. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеатида тимина на цитозин.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
У | Ц | А | Г | ||
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Вопросы:
- Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
- К чему она приводит?
- Какое имеет значение в природе?
- Какое имеет значение в жизни человека?
Приложение 2
2 группа.
Задание:
Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами (дигетерозиготы). В потомстве получили расщепление 6:3:2:1, причем мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Вопросы:
- Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
- К чему она приводит?
- Какое имеет значение в природе?
- Какое имеет значение в жизни человека?
Приложение 3
3 группа.
Задание:
Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на вопросы.
Синдром Клайнфельтера.
Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.
Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта.
Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона.
Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удаётся отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.
К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учёбе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.
Вопросы по тексту:
1. Чем вызывается синдром Клайнфельтера?
2. Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?
Вопросы к заданию:
- Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
- К чему она приводит?
- Какое имеет значение в природе?
- Какое имеет значение в жизни человека?
Приложение 4
4 группа.
Задание:
Найдите три ошибки в приведённом тексте, используя информационную таблицу. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Хромосомные мутации — это перестройки хромосом. (2)Появление хромосомных мутаций связано с делецией, дупликацией, инверсией или транслокацией в хромосомах. (3)Часто причиной хромосомных мутаций может быть случайное сочетание хромосом при оплодотворении. (4)Хромосомные мутации называют точковыми. (5)Вследствие хромосомной мутации образуются новые аллели генов. (6)Хромосомные мутации относят к генотипической изменчивости.
Вопросы:
- Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
- К чему она приводит?
- Какое имеет значение в природе?
- Какое имеет значение в жизни человека?
Приложение 5
Группа 5.
Задание:
Прочитайте информацию приложения и выполните задание.
Какие растения вырастут из семян, полученных на зеленой ветке? Почему?
Какие растения вырастут из семян, полученных на пятнистой ветке? Почему?
Вопросы:
- Какой тип наследственной изменчивости? Ответ поясните.
- К чему она приводит?
- Какое имеет значение в природе?
- Какое имеет значение в жизни человека?
Приложение 6
Определить верные и неверные утверждения
1.Наследственная изменчивость зависит от факторов среды.
2.Цитоплазматическая изменчивость не ядерная, но наследственная.
3.Комбинативная изменчивость зависит от половых клеток.
4. В основе генной мутации лежит изменение хромосомы.
5.Мутации- это изменения в генотипе.
6.К генным мутациям относят полиплоидию.
7.Геномные мутации изменяют ген.
8.Хромосомные мутации всегда летальные.
9.Полиплоидия-это геномная мутация.
10. Мутации материал для эволюции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.
Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью, выполнять разнообразные проекты, приним...
Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"
Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...