Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по биологии (6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительные животные» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Цель программы:
Формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Дети, участвующие в реализации данной образовательной программы – учащиеся 5, 6, 7 классов.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Среды жизни и их обитатели | 1 |
2 | Гиганты моря и карлики в мире животных | 4 |
3 | Одетые в броню. Рождающие мел | 4 |
4 | Ядовитые животные | 6 |
5 | Животные -рекордсмены | 2 |
6 | Животные -строители | 2 |
7 | Заботливые родители | 3 |
8 | Язык животных | 4 |
9 | Животные – понятливые ученики | 2 |
10 | Герои песен, сказок и легенд | 2 |
11 | Животные - символы | 2 |
12 | Бионика –перспективы развития | 2 |
Итого | 34 |
Содержание программы.
1. Среды жизни и их обитатели (1 ч). Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч). Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч). Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
4.Ядовитые животные (6 ч). Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
5.Животные рекордсмены (2 ч). Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
6.Животные -строители (2 ч). Пауки, пчелы, птицы, бобры.
7.Заботливые родители(3 ч). Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
8.Язык животных (4 ч). Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч). Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
11.Животные – символы (2 часа)
12.Бионика - перспективы развития (1 час).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Экология животных» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Метапредметные результаты
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7);
- смысловое чтение (М8);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9).
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Наименование темы | Форма проведения занятия | Образоват. продукт |
1 | 3-7 сент | Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам | Беседа | конспект |
2 | 10-14 сент | Размер имеет значение | Беседа | Конспект |
3 | 17-28 сент | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Конспект |
4 | 1-6 окт | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | Активная лекция | Конспект |
5 | 8-12окт | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
6 | 15-19 окт | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Проект |
7 | 22-26 окт | Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. | Активная лекция | Конспект |
8 | 5-9 нояб | Раковины моллюсков. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Проект |
9 | 12-16 нояб | Панцири броненосцев и черепах. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. Результаты |
10 | 19-23 ноя | Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации. | Проект |
11 | 26-30 ноя | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
12 | 3-7 дек | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
13 | 10-14 дек | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
14 | 17-21 дек | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | Проект |
15 | 25-28 дек | Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. | Работа с интернетом и литературой по поиску информации | Проект |
16 | 9-11 янв | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
17 | 14-18 янв | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
18 | 21-25 янв | Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
19 | 28-1 фев | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
20 | 4-8 фев | Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
21 | 11-15 фев | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
22 | 18-22 фев | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
23 | 25-1 март | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
24 | 4-7 март | Язык животных. Танец пчел, муравьев, | Лекция с элементами беседы. | Конспект. |
25 | 11-15 март | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | Лекция с элементами беседы | Конспект |
26 | 18-22 март | Значение пения птиц, общение млекопитающих. | Работа в группах | Проект |
27 | 1-5 апр | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | Исследовательская работа | Оформление и представление результатов работы. |
28 | 8-12 апр | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. | Рассказ с элементами беседы. | Конспект. |
29 | 15-19 апр | Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. | Работа в группах | Проект |
30 | 22-26 апр | Животные – герои песен и сказок. | Работа в группах | Проект |
31 | 29-3 мая | Животные – герои легенд. | Работа в группах | Проект |
32 | 6-10 мая | Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др. | Работа в группах | Проект |
33 | 13-17 мая | Животные символы. | Работа в группах | Проект |
34 | 20-24 мая | Бионика как наука. | Работа в группах | Проект |
Всего: 35 ч |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
- «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990 г.
- Зедлаг У., «Слоны», серия «Что есть что», М, «Слово», 1991 г.
- Зельф М., «Лошади», серия «Что есть что», М, «Слово», 1984 г.
- Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.
- Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.
- Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
- «Энциклопедия для детей», «Биология», «Аванта +», 1994 г.
- «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г
Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.
- Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г
- Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005
Ресурсы Интернета
1.http://bio.1september.ru
3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
5. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...