рабочая программа по биологии для 6 класса по учебнику Пасечника В.В.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и соответствует учебнику В.В. Пасечик. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_kl_fgos.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО _________/В.А. Разинова/
Протокол № ___ от «__»_____20__г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия-интернат №34» НМР РТ __________/Н.В.Амирханова/
«____»_____20__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия-интернат № 34» НМР РТ __________/ Г.А. Ляхова/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 класса
Разиновой Веры Александровны,
учителя высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия-интернат №34» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2019 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:
Личностных результатов:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметных результатов:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучение предмета учащиеся 6 класса научатся:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
- применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (проводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую их разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работать с определителями растений; выращивать, размножать культурные растения;
- выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биолоических словарях и справочниках; анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить ее из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета «Биология»
Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса биологии в 5 классе. В Федеральном базисном учебном плане на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
В курсе 6 класса изучается один раздел - «Живые организмы» (35 ч.).
Царство Растения (2 ч.)
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений (12 ч.)
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений (11 ч.)
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений (9ч.)
Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Обобщение и повторение (1 ч.)
Примерный список лабораторных и практических работ:
- Изучение органов цветкового растения;
- Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
- Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
- Определение признаков класса в строении растений;
- Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
- Вегетативное размножение комнатных растений;
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Царство Растения | 2 | - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Самостоятельная работа с учебником. - Работа с научно-популярной литературой. - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Систематизация учебного материала. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Объяснение наблюдаемых явлений. - Анализ проблемных ситуаций. - Работа с раздаточным материалом. |
2 | Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений | 12 | - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Самостоятельная работа с учебником. - Работа с научно-популярной литературой. - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Написание рефератов и докладов. - Систематизация учебного материала. - Наблюдение за демонстрациями учителя. - Просмотр учебных фильмов. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Объяснение наблюдаемых явлений. - Анализ проблемных ситуаций. - Работа с раздаточным материалом. - Выполнение работ практикума. |
3 | Жизнедеятельность цветковых растений | 11 | - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Самостоятельная работа с учебником. - Работа с научно-популярной литературой. - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Написание рефератов и докладов. - Систематизация учебного материала. - Наблюдение за демонстрациями учителя. - Просмотр учебных фильмов. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Объяснение наблюдаемых явлений. - Анализ проблемных ситуаций. - Работа с раздаточным материалом. - Выполнение работ практикума. |
4 | Многообразие растений | 9 | - Слушание объяснений учителя. - Слушание и анализ выступлений своих товарищей. - Самостоятельная работа с учебником. - Работа с научно-популярной литературой. - Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. - Написание рефератов и докладов. - Систематизация учебного материала. - Наблюдение за демонстрациями учителя. - Просмотр учебных фильмов. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Объяснение наблюдаемых явлений. - Анализ проблемных ситуаций. - Работа с раздаточным материалом. - Выполнение работ практикума. |
5 | Обобщение и повторение | 1 | - Систематизация учебного материала. - Анализ графиков, таблиц, схем. - Работа с раздаточным материалом. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Раздел 1. Царство Растения (2 часа). | ||||
1 | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. | 1 | 2-7.09 | |
2 | Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. | 1 | 9-14.09 | |
Раздел 2. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений (12 часов) | ||||
3 | Семя. Строение семени. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | 1 | 16-21.09 | |
4 | Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Лабораторная работа №2 «Строение корневых систем» | 23-28.09 | ||
5 | Зоны корня. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Лабораторная работа №3 «Корневой чехлик. Корневые волоски» | 1 | 30.09-5.10 | |
6 | Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Лабораторная работа №4 «Строение почек». | 1 | 7.10-12.10 | |
7 | Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Лабораторная работа №5 «Строение и расположение листьев у разных растений» | 1 | 14.10-19.10 | |
8 | Клеточное строение листа. Микроскопическое строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторная работа №6 «Строение кожицы листа» | 1 | 21.10-26.10 | |
9 | Стебель. Строение и значение стебля. Лабораторная работа №7 «Строение клубня картофеля и луковицы» | 1 | 28.10-31.10 | |
10 | Микроскопическое строение стебля. Лабораторная работа №8 «Внутреннее строение ветки дерева» | 1 | 4.11-09.11 | |
11 | Строение и значение цветка. | 1 | 11.11-16.11 | |
12 | Соцветия. | 1 | 18.11-23.11 | |
13 | Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. | 1 | 25.11-30.11 | |
14 | Обобщающий срез знаний по теме «Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений» | 1 | 2-7.12 | |
Раздел 3. Жизнедеятельность цветковых растений (11 часов) | ||||
15 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание. | 1 | 9.12-14.12 | |
16 | Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. | 1 | 16.12-21.12 | |
17 | Обмен веществ и превращение энергии: дыхание. | 1 | 23.12-28.12 | |
18 | Обмен веществ и превращение энергии: удаление конечных продуктов обмена веществ. | 1 | 06.01-11.01 | |
19 | Процессы жизнедеятельности растений: Транспорт веществ. Движения. | 1 | 13.01-18.01 | |
20 | Рост, развитие и размножение растений. | 1 | 20.01-25.01 | |
21 | Размножение споровых растений | 1 | 27.01-1.02 | |
22 | Размножение голосеменных растений | 1 | 03.02-08.02 | |
23 | Половое размножение растений. Опыление. Виды опыления. Оплодотворение у цветковых растений. | 1 | 10.02-15.02 | |
24 | Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. | 1 | 17.02-22.02 | |
25 | Обобщающий срез знаний по теме «Процессы жизнедеятельности растений» | 1 | 24.02-29.02 | |
Раздел 4. Многообразие растений (9 часов) | ||||
26 | Основы систематики растений. | 1 | 2.03-7.03 | |
27 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные | 1 | 9.03-14.03 | |
28 | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые и Сложноцветные | 1 | 16.03-21.03 | |
29 | Класс Однодольные. Семейства Злаки и Лилейные | 1 | 01.04-04.04 | |
30 | Культурные растения | 1 | 06.04-11.04 | |
31 | Растительные сообщества: типы сообществ, взаимосвязи организмов в сообществе | 1 | 13.04-18.04 | |
32 | Сезонные изменения в растительном сообществе. Смена сообществ | 1 | 20.04-25.04 | |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | 1 | 27.04-02.05 | |
34 | Обобщающий срез знаний по теме «Классификация растений. Природные сообщества» | 1 | 04.05-09.05 | |
Раздел 5. Обобщение и повторение (1 час) | ||||
35 | Обобщающий урок по теме «Систематика и строение покрытосеменных растений» | 1 | 11.05-16.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника, В....
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...
Рабочая программа по биологии 7 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 9 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 8 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (по линии Пасечника В.В.)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.) Базовый уровень обучения...
Рабочая программа по биологии 11 класс (по линии Пасечника В.В.) Базовый уровень обучения
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)...