Рабочая программа по биологии 11 класс (по линии Пасечника В.В.) Базовый уровень обучения
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Шаймухаметова Маян Амировна

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии (автор Пасечник В.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_11_klass_bazovyy.doc138 КБ
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_11_klass_bazovyy.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рассмотрено»                                  Принята                                        «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                        

на  заседании  Методического        на Педагогическом совете         Директор школы  МБОУ «СОШ №21» объединения,                                          школы                                                                                  Е.В.Афанасьева

протокол №1                                          протокол №1                

 «        »              2013  года               от   «    »             2013 года         приказ №             от

Рук МО                Кобзарь Г.Н.                                                            «     »                                2013  года                  

 

 

 

Рабочая  учебная программа

                                по  биологии                                

(наименование учебного предмета)

                                        11 класс                                        

(уровень ступень образования)

                                        2013-2014 учебный год                                

(срок реализации программы)

        Шаймухаметова Маян Амировна –учитель  высшей категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, должность, квалификация)

                                г .Нижневартовск        2013                                        

(название населенного пункта, год разработки)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007), Программы среднего (полного)  общего образования по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. (автор Пасечник В.В., Дрофа, 2009г.).

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на базовом  уровне отводится 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии в  11 классе старшей школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Отличительные особенности реализации  рабочей программы

  • использование мультимедийных презентаций, которые позволяют не только наглядно и эффективно преподнести учебный материал, но и развивать ключевые компетентности учащихся;
  • использование разнообразных ЦОР на разных этапах урока, способствующих достижению триединой цели урока;
  • реализация принципов  личностно-ориентированного обучения.

Изменения, внесенные в программу и их обоснование:

1. Не включена лабораторная  работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» из-за отсутствия аквариума». Учащиеся теоретически  ознакамливаются    с изменениями в естественных водоемах на примере высыхания водоема.

2. Не включена лабораторная работа «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» из-за отсутствия в учебнике инструкции по его проведению.

3. Не включена лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» из-за отсутствия в кабинете биологии аквариума.

4.Экскурсии «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).» «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).» не включены из-за нехватки свободных часов

Рабочая программа предусматривает  дифференцированный подход к обучению.  Так как  в каждом классе имеются учащиеся с разным уровнем обучаемости,  в календарно- тематическом планировании отображены требования   к подготовке на базовом и повышенном уровнях. Кроме того, поурочные и тематические  проверочные и контрольные работы  носят разноуровневый характер.

Рабочая программа предусматривает применение различных методов, форм и приемов обучения, которые позволяют  с учетом специфики каждого класса, с учетом особенностей учащихся  формировать и развивать различные умения и навыки, как общеучебные, так и специальные.

Ведущие методы и формы обучения, используемые технологии

  • Словесно-наглядный  (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа,  устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса  или  комментирование  содержания видеофильма или анимации во время их показа,  и др.)
  • Практический (проведение  практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.
  • Проблемный (проблемное изложение новой темы,  эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих  какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение  путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)

Формы  обучения:

  • Коллективная  (объяснение новой темы, беседа, демонстрация наглядности идр.)
  • Групповая  (уроки повторения и обобщения)
  • Работу в парах (лабораторные работы)
  • Индивидуальная (работа с одаренными детьми, с детьми с ослабленным здоровьем и др.)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности.

В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности. При  изучении  биологии в 11 классе  выпускники  должны  развивать следующие общеучебные  умения и  навыки:

 Работа с  учебником:

  • понимать  и  запоминать прочитанное,
  • использовать при конспектировании различные подходы,
  • кратко записывать  основные  моменты,
  • составлять план- конспект текста;
  • составлять схемы и заполнять таблицы по тексту и др.

При  изучении  биологии в 11 классе  учащиеся  должны   развивать

коммуникативные умения:

  • понятно, кратко,  точно,  вежливо излагать свои мысли
  • задавать вопросы
  • отвечать на вопросы
  • возражать
  • организовать работу в парах
  • участвовать в дискуссиях, в эвристической беседе

информационные умения:

  • овладеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями,  Интернет; 
  • самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: видеозапись, Интернет и др.

Специальные  умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету биология

 1. Работа с живыми объектами, чучелами животных, влажными препаратами и коллекциями животных:

  • описание объекта;
  • наблюдение за объектом;
  • сравнивание объектов;
  • нахождение связи строения и функций.

2. Работа с микроскопом:

  • приготовление микропрепарата и  микроскопа к работе;
  • наблюдение за объектом  и его описание при работе с микроскопом.

3. Классификация животных

  • распределять животных по таксонам;
  • сравнивать  разные таксоны.

Взаимосвязь биологии  с другими дисциплинами. Изучение  биологии в 11  классе предусматривает  интеграцию  с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь организмов, экологические проблемы и др.), физика (закон сохранения энергии, превращения энергии), химия (миграции атомов, круговорот веществ в природе), селекция, генетика и др.

Формы контроля знаний

  1. Текущий (устная или тестовая  фронтальная проверка знаний по пройденным урокам).
  2. Тематический (тематическая контрольная  работа по наиболее  объемным темам)
  3. Промежуточный (полугодовая контрольная работа).
  4. Итоговый (годовая контрольная работа)

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Прогнозируемые  результаты обучения на конец 2013-2014 учебного года

Классы

Общая успеваемость

Качественная успеваемость

11А

100%

70%

11Б

100%

60%

Итоговая

100%

65%

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 11 КЛАССА (Базовый уровень)

Раздел 1. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

■ Демонстрация

 «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии ».

Раздел   2.   ЭВОЛЮЦИЯ   (20 ч)

Тема 2 .1.История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Щ. В. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2.Современное эволюционное учение (9 часов)

1 Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле (3 часа)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4.Происхождение человека (4 часа)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

■ Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

■ Лабораторные и практические работы

  1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
  2. Выявление изменчивости у особей одного вида.
  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
  4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
  5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Раздел №3.  ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)

Тема 3.1. Экологические факторы (3 часа)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 3.2. Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы.

Тема 3.3. Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 3.4. Биосфера и человек (2 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения, в природной среде.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

Лабораторные и практические работы

  1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
  3. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
  4. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
  5. Решение экологических задач.

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Сводно-тематический план

№ пп

Название разделов

Кол-во часов

Раздел 1. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ

3

Раздел  2.   ЭВОЛЮЦИЯ   .

18

Тема №1 История эволюционных идей

2

Тема 2.   Современное эволюционное учение

9

Тема 3. Происхождение  жизни на Земле

3

Тема 4. Происхождение человека

4

Раздел 3.  Экосистемы

10

Тема 3.1.Экологические факторы

2

Тема 3.1. Структура экосистем

4

Тема 3.3.  Биосфера- глобальная экосистема

2

Тема 3.4.  Биосфера и человек

2

Контрольные работы (стартовая, полугодовая и годовая)

3

Подведение итогов

1

Итого

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • уметь
  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учебно  – методический  комплект.

Учебник:    А.А.Каменский,  Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2006.

Методические  пособия для учителя:

1)    Т.А. Козлова.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2006.

Дополнительная  литература для   учащихся:

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4.  Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.).
  5. Авторские презентации к урокам

Ресурсы Интернет

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/ main.html   - Ресурсы по биологии

http://www.en.edu.ru/db/sect/ 1798/  - Естественно-научный образовательный портал



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

 г. Нижневартовска

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год

Преподаватель        Шаймухаметова М.А.

Предмет                БИОЛОГИЯ

Классы (указать направление: ТО, ГО, РО, КРО 11А, 11Б

Общее количество часов по предметы по учебному плану:        35

По четвертям

Кол-во недель

Кол-во

уроков

Кол-во лабораторных  и практических работ

Кол-во контрольных

работ

I четверть

8

8

1

1

2 четверть

8

8

2

1

3 четверть

10

10

3

-

4 четверть

9

9

4

1

Итого

 35

35

10

3

Учебник (автор, название учебника, издательство, год издания  А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.  Общая биология. 10-11 класс. Дрофа 2006

Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом школы, принятым на  педагогическом совете №   1  от   «27» августа   2013г.  и   программой (полное название, авторы, издательство, год издания) Программа   по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В.В.Пасечник   Дрофа, 2009г.

 

Преподаватель (подпись)        

Рассмотрен на заседании МО учителей  естественного цикла

     Протокол №         1     _        от « 28»    августа         2013 г

Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 11 класс (35 ч)

урока

Дата

Название разделов

и темы  уроков

Тип и форма урока

Элементы содержания

урока

Требования к уровню

 подготовленности учащихся 

Вид  контроля

Раздел  1.   ЭВОЛЮЦИЯ   .

Тема №1 История эволюционных идей

5.09

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. §52 до стр.190

УИНМ

Эволюция, эволюционная теория.

Базовый: знать вклад Линнея, Ламарка, Дарвина. Основные положения учения Ламарка.

Повышенный: уметь обосновывать  заслуги и ошибки Ж.Б.Ламарка.

Устный опрос

12.09

Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. §52 стр.191-194, §61

УМНИ

Закон    зародышевого сходства, переходные формы, филогенетические ряды

Базовый: знать термины,  основные положения  теории Ч.Дарвина, основные группы доказательств эволюции.

Повышенный:  знать краткую биографию Ч.Дарвина, уметь приводить примеры  доказательств эволюции по группам

Устный опрос

19.09

Стартовая  контрольная работа

КЗУ

Основные понятия из курса 10 класса

Базовый: знать  основную терминологию по цитологии, генетике, размножению организмов

Повышенный: уметь объяснять процессы, сопоставлять, сравнивать, доказывать,  обосновывать ответы примерами

Разноуровневая КР

 

Тема 2.   Современное эволюционное учение

  1. 4

26.09

Вид. Критерии вида. Популяция  §53, 54

ЛР №1.  Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

КУ

Критерии вида: генетический, морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический

Базовый: знать термины, основные критерии вида, уметь определять морфологические критерии у конкретных видов растений

Повышенный: уметь обосновывать необходимость знания всех критериев вида, сравнивать растения по морфологическому критерию.

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

3.10

Генетический состав популяций, изменения в генофонде. §55, 56

ЛР №2. Выявление изменчивости у особей одного вида на примере комнатных растений

УМНИ

Популяция

Генофонд популяции

Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость,   дрейф генов

Базовый: знать виды изменчивости и их роль в эволюции, уметь выявлять  признаки изменчивости у  растений.

Повышенный: уметь  различать по примерам виды изменчивости, объяснять причины изменчивости.

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

10.10

Движущие силы эволюции. §56, 57. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. §58

КУ

Борьба за существование

Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями Формы  отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный,

Базовый: Знать  движущие силы эволюции, формы борьбы за существование, его причины и результат знать термины, признаки разных форм отбора

Повышенный: уметь объяснять механизм действия движущих сил эволюции уметь различать формы ЕО, обосновать их значение в эволюции

Тестовая проверка

17.10

Приспособленность организмов –результат эволюции

ЛР №3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

КУ

Биологические адаптации,

Механизм адаптации, мимикрия, покровительственная окраска, маскировка

Базовый: знать  виды приспособленности, уметь выявлять приспособленность к среде обитания у разных организмов.

Повышенный: уметь объяснять механизм возникновения приспособленности, доказывать относительный характер адаптаций.

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

24.10

Изоляция — эволюционный фактор. Видообразование. §59, 60

УИНМ

Репродуктивная изоляция, механизмы изоляции, генетическое равновесие, дрейф генов Микроэволюция

Базовый: знать термины, называть виды изоляции.

Повышенный: объяснять роль изолирующих факторов в  видообразовании

Устный опрос

7.11

Биологический прогресс и биологический регресс. §63

УИНМ

Биологический  прогресс и регресс

Базовый: знать термины

Повышенный: объяснять  причины биологического прогресса и регресса, приводить примеры видов

Устный опрос

14.11

Основные направления эволюционного процесса§63

УИНМ

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз,

Базовый: знать термины,  основные направления эволюции

Повышенный:  уметь различать ароморфозы, идиоадаптации и общую дегенерацию по примерам

Тестовая проверка

21.11

Контрольная работа по  теме «Эволюция»

УОПМ

Все основные термины и понятия по теме

Базовый: знать  основную терминологию, различать понятия.

Повышенный: уметь объяснять процессы, сопоставлять, сравнивать, доказывать,  обосновывать ответы примерами

Разноуровневая КР 

Тема 3. Происхождение  жизни на Земле

28.11

Гипотезы происхождения жизни. §89, 90 ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  жизни

УИНМ

Креационизм, гипотеза панспермии

Гипотеза абиогенного

происхождения жизни

Гипотеза биопоэза

Базовый: знать  сущность различных теорий о возникновении жизни на Земле.

Повышенный: уметь объяснять сущность разных гипотез, доказывать их правильность или неправильность.

Устный опрос

5.12

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. §91

УИНМ

Систематика, таксоны, империя

Базовый: знать систематические группы живого мира

Повышенный:  уметь классифицировать организмы

Устный опрос

12.12

Многообразие органического мира Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. §62

УИНМ

Естественная  классификация

Систематические  категории

Базовый: знать особенности естественной и научной классификации, принципы систематики

Повышенный: уметь определять таксоны конкретных организмов

Устный опрос

19.12

Полугодовая контрольная работа

КЗУ

Все основные термины и понятия

Базовый: знать  основную терминологию, различать понятия.

Повышенный: уметь объяснять процессы, сопоставлять, сравнивать, доказывать,  обосновывать ответы примерами

Разноуровневая КР

Тема 4. Происхождение человека

26.12

Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека и животных. § 69

УИНМ

Антропология, человек разумный (Homo sapiens)

Базовый: знать  кратко историю  эволюции человека, называть основные этапы эволюции человека.

Повышенный: знать особенности каждого этапа антропогенеза, причины  возникших изменений.

Устный опрос

16.01

Основные этапы эволюции приматов. § 70

Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы

Базовый: знать этапы эволюции человека,

Повышенный: уметь характеризовать по этапам

23.01

Факторы эволюции человека. §71.

УИНМ

Биологические и социальные факторы

Базовый: знать этапы эволюции человека, биологические и социальные факторы эволюции человека.

Повышенный: уметь объяснять роль социальных  и биологических факторов

Устный опрос

30.01

Гипотезы происхождения человека. ЛР №5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека Человеческие расы. §73

УИНМ

Европеоидная, монголоидная, австрало-негроидная расы, расизм

 Базовый: знать причины появления рас, их признаки, распространение на Земле.

Повышенный: уметь обосновывать несостоятельность расизма, приводить доказательства принадлежности людей всех рас к одному виду.

Устный опрос

 

Раздел 2. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ

6.02

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений §64

УИНМ

Селекция, сорт, порода, штамм,  Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Базовый: знать термины, центры происхождения культурных растений Повышенный: уметь обосновать  роль Вавилова, значение его трудов, приводить примеры растений по центрам происхождения

Устный опрос

13.02

Методы современной селекции. § 65, 66, 67

УИНМ

Гетерозис, аутинбридинг, гибридизация, искусственный отбор

Базовый: знать  основные методы селекции

Повышенный: уметь характеризовать  методы селекции и  знать их значение, особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

Устный опрос

 20.02

Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. §68

УИНМ

Биотехнология, клон

Генная и клеточная инженерия, протопласт,  Полиэмбриония, генетическое клонирование культура тканей

Базовый: знать  термины, называть основные направления биотехнологии.

Повышенный: уметь объяснять  сущность генной и клеточной инженерии, их значение.

Устный опрос

 

Раздел 3.  Экосистемы

 

Тема 3.1.Экологические факторы

27.02

Предмет экологии. Экологические факторы среды. §74, 75, 76

УИНМ

Экология

Абиотические, биотические, антропогенные факторы, закон минимума

Экологическая ниша

Базовый: знать термины, различать экологические  факторы, основные среды обитания

Повышенный: уметь по примерам определять вид фактора, обосновывать значение экологии.

Устный опрос

6.03

Межвидовые отношения. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. §77, 78

КУ

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм Внутривидовая и межвидовая конкуренция

Базовый: знать основные типы взаимоотношений организмов в природе, уметь приводить примеры таких  отношений

Повышенный: уметь сравнивать разные типы взаимоотношений, объяснять их значение для  видов.

Тестовая проверка

Тема 3.2. Структура экосистем

13.03

Сообщества. Экосистемы. Агроценозы.   §81   

ЛР №6. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем

КУ

Биотические сообщества, экосистема,биогеоценоз, агроценоз

Базовый: знать термины,  признаки агроценозов и биогеоценозов

Повышенный: уметь сравнивать естественные и искусственные экосистемы

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

20.03

Видовая и пространственная структура экосистем. §82

КУ

Видовая, морфологическая, трофическая структура сообщества Динамика популяции

Базовый: знать термины, структуру  сообщества и экосистемы

Повышенный:  уметь объяснять и приводить примеры, сравнивать понятия, объяснять причины динамики популяций.

Тестовая проверка

3.04

Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. §83, 84, 85. ЛР №7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

КУ

Пищевая цепь, продуценты, консументы, редуценты

Детрит, биогенные элементы

Пирамида биомассы, численности Токсичные вещества

Базовый: знать термины, правило пирамиды, уметь составлять цепи питания

Повышенный: уметь объяснять сущность правил  пирамиды и  их значение для человека.

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

10.04

Свойства экосистем. Смена экосистем. §86

ЛР №8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

КУ

Сукцессия: первичная и вторичная, климакс

Базовый: знать термины, закономерности в ходе сукцессии, уметь выявлять по рисункам антропогенные изменения в экосистемах.

Повышенный: уметь сравнивать  виды сукцессий,  выявлять причины изменений в экосистемах, закономерности  этих изменений.

Проверка ЛР,

Тестовая проверка

 

Тема 3.3.  Учение о биосфере

17.04

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

УИНМ

Биосфера. Учение о биосфере, живое вещество, ноосфера

Базовый: знать термины, сущность учения Вернадского, называть  функции живого вещества.

Повышенный: уметь по примерам определять функции живого вещества.

Устный опрос

24.04

Круговорот веществ. Биогеохимические процессы в биосфере.

УИНМ

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере

Базовый: знать общий механизм круговорота веществ в природе, его значение.

Повышенный:  знать роль живых организмов в круговороте воды, азота, углерода.

Устный опрос

Тема 3.4.  Биосфера и человек

30.04

Глобальные экологические проблемы.

КУ

Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди,

Базовый: Знать глобальные экологические проблемы,

Повышенный:  уметь объяснять причины глобальных проблем, обосновать пути  решения этих проблем.

Тестовая проверка

8.05

ЛР №9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

ПЗ

Экологические проблемы

Базовый: знать алгоритм решения основных типов задач

Повышенный: уметь самостоятельно решать экологические задачи

Проверка ЛР,

15.05

ЛР №10. Решение экологических задач.

ПЗ

Экологические проблемы

Базовый: знать алгоритм решения основных типов задач

Повышенный: уметь самостоятельно решать экологические задачи

Проверка ЛР,

22.05

Годовая контрольная работа

КЗУ

Все основные термины и понятия по курсу

Базовый: знать  основную терминологию, различать понятия.

Повышенный: уметь объяснять процессы, сопоставлять, сравнивать, доказывать,  обосновывать ответы примерами

Разноуровневая КР

 

Подведение итогов по курсу общей биологии

УОУМ

Все основные термины и понятия по курсу

Базовый: знать  основную терминологию, различать понятия.

Повышенный: уметь объяснять процессы, сопоставлять, сравнивать, доказывать,  обосновывать ответы примерами

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 10 КЛАСС

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным ком­понентом государств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 10 КЛАСС

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным ком­понентом государств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

Рабочая программа по биологии11 класс

Рабочая программа по биологии 11 класс рассчитана на 34 часУМК Учебник «Общая биология»; В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Базовый уровень. 10-11 классы Москва. Дрофа. 2011г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для среднего общего образования (базовый уровень) для обучающихся с ОВЗ Срок освоения программы 1 год (10 класс)

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика английского языка как учебного предмета заключается в его интегративном ха...

Рабочая программа для 8 класса по геометрии для Сетевого города. Базовый уровень (Мерзляк)

quot;. Файл содержит: наименование раздела, название темы урока, домашнее задание. Файл используется для автоматического заполнения вышеперечисленной информации в АИС "Сетевой регион. Образовани...