Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа, Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_abv.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 5

с углубленным изучением отдельных предметов

"Утверждаю"

Директор МБОУ Наро-Фоминской

       сош №5 СУИОП

______________Блашковская В.В.

     Приказ № ___ от ______________.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Биология»

6 классы

(базовый уровень)

Составитель: учитель биологии

Шиленкова Е.А

г. Наро-Фоминск

2019 г

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
  • овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

Метапредметные

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
  • освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные

  • формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
  • расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений
  • формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
  • знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  растениями, при простудных заболеваниях.
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Обучающийся научится:

  • распознавать и показывать на таблицах основные органоиды растительной клетки, растительные  ткани, основные органы и системы органов растений ;
  • исследовать строение основных органов растений;
  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
  • обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
  • определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений
  • объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности растений;
  • фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения
  • проводить наблюдения за растениями и животными;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
  • различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные правила отношения к живой природе;

Содержание учебного предмета

Учебник; Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс, А.В.Пасечник, 2014 г.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.

Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Природные сообщества

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Календарно-тематическое планирование .

№ п/п

Тема урока

Дата по плану 6а

Дата по факту 6а

Дата по плану 6б

Дата по факту 6б

Дата по плану 6в

Дата по факту 6в

Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

Строение семян двудольных растений

2

Строение семян однодольных растений

3

Виды корней. Типы корневых систем

4

Строение корня

5

Видоизменение корней.

6

Побег и почки

7

Внешнее строение листа.

8

Клеточное строение листа.

 

9

Видоизменение листьев

10

Строение стебля.

11

Видоизмененные побеги.

12

Строение цветка.

13

Соцветия.

14

Плоды и их классификация.

Жизнь растений (12 часов)

15

Минеральное питание растений

16

Фотосинтез

17

Дыхание растений.

18

Испарение воды растениями.

19

Передвижение веществ по стеблю.

20

Прорастание семян.

21

Способы размножения растений.

22

Размножение споровых растений.

23

Размножение голосеменных растений

24

Вегетативное размножение покрытосеменных

25

Половое размножение покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у покрытосеменных растений.

26

Рубежный контроль

Классификация растений (5 часов)

27

Основы классификации растений.

28

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

29

Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые) и Сложноцветные.

30

Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки.

31

Важнейшие культурные растения.

Природные сообщества (3 часа)

32

Растительные сообщества

33

Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ.

34

Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания

"Согласовано"

на заседании ШМО учителей биологии, химии, ОБЖ и физической культуры

Протокол № ____ от « ___  »____________2018 г.

Руководитель ШМО ______________ /Горячева О.В./

« ___  »____________2018 г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР _________________ /Украинская Е.А./

« ___  »____________2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...