Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов
"Утверждаю"
Директор МБОУ Наро-Фоминской
сош №5 СУИОП
______________Блашковская В.В.
Приказ № ___ от ______________.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
6 классы
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
Шиленкова Е.А
г. Наро-Фоминск
2019 г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
- овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
- сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
Метапредметные
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
- освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные
- формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
- расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;
- определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений
- формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
- знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, при простудных заболеваниях.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Обучающийся научится:
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды растительной клетки, растительные ткани, основные органы и системы органов растений ;
- исследовать строение основных органов растений;
- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности растений;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения
- проводить наблюдения за растениями и животными;
- составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
- различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
- выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- участвовать в групповой работе;
- составлять план работы и план ответа;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные правила отношения к живой природе;
Содержание учебного предмета
Учебник; Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс, А.В.Пасечник, 2014 г.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.
Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Природные сообщества
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Календарно-тематическое планирование .
№ п/п | Тема урока | Дата по плану 6а | Дата по факту 6а | Дата по плану 6б | Дата по факту 6б | Дата по плану 6в | Дата по факту 6в |
Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||||
1 | Строение семян двудольных растений | ||||||
2 | Строение семян однодольных растений | ||||||
3 | Виды корней. Типы корневых систем | ||||||
4 | Строение корня | ||||||
5 | Видоизменение корней. | ||||||
6 | Побег и почки | ||||||
7 | Внешнее строение листа. | ||||||
8 | Клеточное строение листа. |
| |||||
9 | Видоизменение листьев | ||||||
10 | Строение стебля. | ||||||
11 | Видоизмененные побеги. | ||||||
12 | Строение цветка. | ||||||
13 | Соцветия. | ||||||
14 | Плоды и их классификация. | ||||||
Жизнь растений (12 часов) | |||||||
15 | Минеральное питание растений | ||||||
16 | Фотосинтез | ||||||
17 | Дыхание растений. | ||||||
18 | Испарение воды растениями. | ||||||
19 | Передвижение веществ по стеблю. | ||||||
20 | Прорастание семян. | ||||||
21 | Способы размножения растений. | ||||||
22 | Размножение споровых растений. | ||||||
23 | Размножение голосеменных растений | ||||||
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных | ||||||
25 | Половое размножение покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у покрытосеменных растений. | ||||||
26 | Рубежный контроль | ||||||
Классификация растений (5 часов) | |||||||
27 | Основы классификации растений. | ||||||
28 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | ||||||
29 | Семейства Пасленовые, Бобовые (Мотыльковые) и Сложноцветные. | ||||||
30 | Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки. | ||||||
31 | Важнейшие культурные растения. | ||||||
Природные сообщества (3 часа) | |||||||
32 | Растительные сообщества | ||||||
33 | Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ. | ||||||
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания |
"Согласовано"
на заседании ШМО учителей биологии, химии, ОБЖ и физической культуры
Протокол № ____ от « ___ »____________2018 г.
Руководитель ШМО ______________ /Горячева О.В./
« ___ »____________2018 г.
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР _________________ /Украинская Е.А./
« ___ »____________2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...