Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_rabochaya_programma_po_biologii.docx | 45.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга) | |||
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 _ от 27.08.2018 ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ №377 Кировского района Санкт-Петербурга от _____________________ № _______ Директор Ж. В.Валеева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙГОД
Учитель
Гусева Антонина Николаевна
Санкт-Петербург
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит
34 учебных часа для обязательного изучения курса биологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю
Учебно-методическое обеспечение
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- Развитие познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- Формировать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- Умение применять полученные знания в практической деятельности
Метапредметные результаты
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- Работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Составлять тезисы, планы (простые, сложные и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятиям;
- Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для логических операций;
- Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
Предметные результаты:
- Для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития,
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- Понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;
- Определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;
- Работать с увеличительными приборами, проводить элементарные биологические исследования;
- Сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растений в его жизнедеятельности;
- Распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;
- сравнивать семена двудольных и однодольных растений;
- характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;
- выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;
- понимать значение систематики как науки;
- знать строение и значение листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;
- выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;
- находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их сходство;
- объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;
- понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере; уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- освоить приемы рациональной организации труды и отдыха, выращивания культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений , меры оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);
- проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
- Проводить наблюдения за растениями, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц
- Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами;
- Различать с помощью таблиц части и органоиды клетки, органы цветковых растений, называть их функции
- Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- Участвовать в групповой работе
- Составлять пан работы и план ответа;
- Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
Содержание учебного предмета
1 .«Наука о растениях – ботаника» ( 4 часа ) Внешнее строение, органы растения: вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения;
- Многообразие жизненных форм: представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений (деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав);
- Клеточное строение растений и свойства растительной клетки: клетка как основная структурная единица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро, цитоплазма вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки;
Ткани растений: понятие о ткни растений; виды тканей (основная, покровная, проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
2. Органы растений (8 часов) Семя, его строение и значение: семя как орган размножения растений. строение семени (кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения, значение семян в природе и в жизни человека;
- Условия прорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семени; температурные условия прорастания семян; роль света; сроки посева семян.
- Корень, его строение и значение: типы корневых систем растений; строение корня
— зоны корня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня, геотропизм; видоизменения корней; значение корней в природе;
- Побег, его строение и развитие: побег как сложная система; строение побега; строение почек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов из почек; прищипка и пасынкование; спящие почки;
- Лист, его строение и значение: внешнее строение листа; внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез, испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизменения листьев;
- Стебель, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей; функции стебля; видоизменение стебля у надземных и подземных побегов;
- Цветок, его строение и значение: цветок как видоизмененные укороченный побег, развивающийся из генеративной почки; строение цветка; роль цветка в жизни растения; значение пестика и тычинок в цветке; соцветия, их разнообразие; цветение и опыление растений; опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление); переносчики пыльцы; ветроопыление;
- Плод, разнообразие и значение плодов: строение плода; разнообразие плодов;
цветковые (покрытосеменные растения; распространение плодов и семян; значение плодов в природе и в жизни человека.
- 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(6 часов) Минеральное питание растений и значение воды: вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их роль в жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде;
- Воздушное питание растений – фотосинтез: условия образования органических веществ в растении; зелёные растения – автотрофы; гетеротрофы как потребители готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе;
- Дыхание и обмен веществу растений: роль дыхания в жизни растений;
сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейший признак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;
- Размножение и оплодотворение у растений: размножение как необходимое
свойство жизни; типы размножения: бесполое и половое; бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.
- Вегетативное размножение растений и его использование человеком: особенности вегетативного размножения, его роль в природе; использование вегетативного размножения человеком (прививки, культура тканей);
- рост и развитие растений: характерные черты процессов роста и развития растений; этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста и развития растений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненных процессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.
4.Многообразие и развитие растительного мира(10 часов) Систематика растений, ее значение для ботаники: происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группы царства Растения; роль систематики в изучении растений;
- Водоросли, их многообразие в природе: общая характеристика; строение,
размножение водорослей; разнообразие водорослей; отделы (зелёные, красные, бурые водоросли); значение водорослей в природе; использование водорослей человеком;
- Отдел Моховидные, общая характеристика и значение: моховидные, характерные
черты строения; классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения; значение мхов в природе и в жизни человека;
- Плауны, хвощи, папоротники, их общая характеристика: характерные черты высших споровых растений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека;
- Отдел Голосеменные, общая характеристика и значение: общая характеристика;
расселение голосеменных по поверхности Земли; образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенности строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России; их значение в природе и в жизни человека;
- Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение: особенности строения, размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов;
- Семейства класса Двудольные: общая характеристика; семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры;
- Семейства класса Однодольные: общая характеристика; семейства: Лилейные, Луковые, Злаки; отличительные признаки; значение в природе и в жизни человека; исключительная роль злаковых растений;
- Историческое развитие растительного мира: понятие об эволюции живого мира.
Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И.
Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов
- Многообразие и происхождение культурных растений: история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений, центры их происхождения; расселение растений; сорные растения. Их значение;
- Дары Нового и Старого Света: дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления; значение растений в жизни человека.
- 5. Природные сообщества( 5 часов) Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). условия среды обитания (биотоп). роль растений в природных сообществах;
- Совместная жизнь организмов в природном сообществе: ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. условия обитания растений в биогеоценозе. многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;
- Смена природных сообществ: понятие о смене природных сообществ. причины
смены: внутренние и внешние. естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | «Наука о растениях – ботаника» | 5 часов |
2 | Органы растений | 8 часов |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 часов |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 часов |
5 | Природные сообщества | 5 часов |
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...