Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Гусева Антонина Николаевна

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rabochaya_programma_po_biologii.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №377 Кировского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ  №377 Кировского района Санкт-Петербурга)

РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию

педагогическим советом  ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1 _ от 27.08.2018

ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора ГБОУ СОШ №377

Кировского района Санкт-Петербурга

от _____________________  № _______

Директор  Ж. В.Валеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО        БИОЛОГИИ        ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙГОД

Учитель

Гусева Антонина Николаевна

Санкт-Петербург

 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ  отводит

34 учебных часа для обязательного изучения курса биологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю

 

Учебно-методическое обеспечение

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • Развитие познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • Формировать потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • Умение применять полученные знания в практической деятельности

Метапредметные результаты

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • Работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Составлять тезисы, планы (простые, сложные и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятиям;

  • Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для логических операций;

  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

Предметные результаты:

  • Для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития,

исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • Понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;

  • Определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;

  • Работать с увеличительными приборами, проводить элементарные биологические исследования;

  • Сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растений в его жизнедеятельности;

  • Распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;
  • сравнивать семена двудольных и однодольных растений;

  • характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;

  • выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;

  • понимать значение систематики как науки;

  • знать строение и значение листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их сходство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;

  • обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;

  • понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере; уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • освоить приемы рациональной организации труды и отдыха, выращивания культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений , меры оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);

  • проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,

экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

  • Проводить наблюдения за растениями, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

  • Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами;

  • Различать с помощью таблиц части и органоиды клетки, органы цветковых растений, называть их функции

  • Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

  • Участвовать в групповой работе
  • Составлять пан работы и план ответа;
  • Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

Содержание учебного предмета

1 .«Наука о растениях – ботаника» ( 4 часа ) Внешнее строение, органы растения: вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения;

  • Многообразие жизненных форм: представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений (деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав);

  • Клеточное строение растений и свойства растительной клетки: клетка как основная структурная единица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро, цитоплазма вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки;

Ткани растений: понятие о ткни растений; виды тканей (основная, покровная, проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

2. Органы растений (8 часов) Семя, его строение и значение: семя как орган размножения растений. строение семени (кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения, значение семян в природе и в жизни человека;

  • Условия прорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семени; температурные условия прорастания семян; роль света; сроки посева семян.

  • Корень, его строение и значение: типы корневых систем растений; строение корня

— зоны корня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня, геотропизм; видоизменения корней; значение корней в природе;

  • Побег, его строение и развитие: побег как сложная система; строение побега; строение почек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов из почек; прищипка и пасынкование; спящие почки;

  • Лист, его строение и значение: внешнее строение листа; внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез, испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизменения листьев;

  • Стебель, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей; функции стебля; видоизменение стебля у надземных и подземных побегов;

  • Цветок, его строение и значение: цветок как видоизмененные укороченный побег, развивающийся из генеративной почки; строение цветка; роль цветка в жизни растения; значение пестика и тычинок в цветке; соцветия, их разнообразие; цветение и опыление растений; опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление); переносчики пыльцы; ветроопыление;

  • Плод, разнообразие и значение плодов: строение плода; разнообразие плодов;

цветковые (покрытосеменные растения; распространение плодов и семян; значение плодов в природе и в жизни человека.

  • 3. Основные процессы жизнедеятельности растений(6 часов) Минеральное питание растений и значение воды: вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их роль в жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде;

  • Воздушное питание растений – фотосинтез: условия образования органических веществ в растении; зелёные растения – автотрофы; гетеротрофы как потребители готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе;

  • Дыхание и обмен веществу растений: роль дыхания в жизни растений;

сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейший признак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;

  • Размножение и оплодотворение у растений: размножение как необходимое

свойство жизни; типы размножения: бесполое и половое; бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.

  • Вегетативное размножение растений и его использование человеком: особенности вегетативного размножения, его роль в природе; использование вегетативного размножения человеком (прививки, культура тканей);
  • рост и развитие растений: характерные черты процессов роста и развития растений; этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста и развития растений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненных процессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.

4.Многообразие и развитие растительного мира(10 часов) Систематика растений, ее значение для ботаники: происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группы царства Растения; роль систематики в изучении растений;

  • Водоросли, их многообразие в природе: общая характеристика; строение,

размножение водорослей; разнообразие водорослей; отделы (зелёные, красные, бурые водоросли); значение водорослей в природе; использование водорослей человеком;

  • Отдел Моховидные, общая характеристика и значение: моховидные, характерные

черты строения; классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения; значение мхов в природе и в жизни человека;

  • Плауны, хвощи, папоротники, их общая характеристика: характерные черты высших споровых растений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека;
  • Отдел Голосеменные, общая характеристика и значение: общая характеристика;

расселение голосеменных по поверхности Земли; образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенности строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России; их значение в природе и в жизни человека;

  • Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение: особенности строения, размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов;

  • Семейства класса Двудольные: общая характеристика; семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры;

  • Семейства класса Однодольные: общая характеристика; семейства: Лилейные, Луковые, Злаки; отличительные признаки; значение в природе и в жизни человека; исключительная роль злаковых растений;

  • Историческое развитие растительного мира: понятие об эволюции живого мира.

Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И.

Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов

  • Многообразие и происхождение культурных растений: история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений, центры их происхождения; расселение растений; сорные растения. Их значение;

  • Дары Нового и Старого Света: дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления; значение растений в жизни человека.
  • 5. Природные сообщества( 5 часов) Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). условия среды обитания (биотоп). роль растений в природных сообществах;

  • Совместная жизнь организмов в природном сообществе: ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. условия обитания растений в биогеоценозе. многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ;

  • Смена природных сообществ: понятие о смене природных сообществ. причины

смены: внутренние и внешние. естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

«Наука о растениях – ботаника»

5 часов

2

Органы растений

8 часов

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6 часов

4

Многообразие и развитие растительного мира

10 часов

5

Природные сообщества

5 часов

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...