Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

По ФГОС, Трайтак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biol_5_klassy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов   

"Утверждаю"

Директор МБОУ Наро-Фоминской сош №5 СУИОП

_________________Блашковская В.В.

Приказ № ___ от _______________.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Биология"

5 классы

(базовый уровень)

Составитель: учитель биологии
Шиленкова Е. А.

г. Наро-Фоминск

2019 год


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметные

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника;
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Обучающийся научится:

  • составлять план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из различных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта;
  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  • работать с текстом и иллюстрациями учебника;
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
  • давать общую характеристику растительного царства;
  • объяснять роль растений биосфере;
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  • определять понятия: «клетка», «оболочка»,  «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  • работать с лупой и микроскопом;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • распознавать различные виды тканей;
  • давать общую характеристику бактериям и грибам;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;
  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Содержание учебного предмета

Учебник: Биология Живые организмы Растения, Д. И. Трайтак, Н.Д. Трайтак, 2019 г.

Введение(3 ч)

Биология — наука о живой природе, методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Разнообразие растительного мира(6 ч)

Растения как составная часть живой природы. Ботаника- наука о растениях. Среда обитания растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Практическая работа « Составление паспорта растений».

Клеточное строение растений.(5ч)

Клетка- основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме. Лабораторные работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Строение и многообразие покрытосеменных растений(20ч)

Семя- орган полового размножения и расселения растений. Строение и функции корня. Разнообразие корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Строение и рост корня. Видоизменения корней. Строение и развитие побега. Разнообразие почек. Стебель- осевая часть побега. Рост стебля. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Видоизменения побегов. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Внутренне строение листа. Видоизменения листьев. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Распространение семян и плодов.

Лабораторные работы: « Строение семени», « Строение почек», « Строение клубня», « Строение цветка», « Определение возраста дерева по спилу»

Практическая работа « Развитие стержневой и мочковатой корневых систем»

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

5 А, Б, В

5 А, Б, В

Введение (3ч)

1

Биология- наука о живой природе

06.09

2

Методы исследования в биологии. Практическая работа « Фенологические наблюдения»

13.09

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.

20.09

Разнообразие растительного мира(6 ч)

4

Растения как составная часть живой природы. Ботаника.

27.09

5

Среда обитания растений.

04.10

6

Жизненные формы и продолжительность жизни растений

18.10

7

Растительный покров Земли

25.10

8

Влияние человека на растительный покров Земли. Практическая работа «Составление паспорта растений»

01.11

9

Урок обобщения по теме «Разнообразие растительного мира»

08.11

Клеточное строение растений (5 ч)

10

Лабораторная работа « Устройство лупы и светового микроскопа»

15.11

11

Клетка. Строение клетки

29.11

12

Лабораторная работа «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»

06.12

13

Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме

13.12

14

Урок обобщения по теме «Клеточное строение растений»

20.12

Строение и многообразие покрытосеменных растений(18 ч)

15

Семя- орган полового размножения и расселения растений.

27.12

16

Лабораторная работа « Строение семени»

10.01

17

Строение и функция корня

17.01

18

Образование корневых систем. Регенерация корней. Практическая работа «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем»

24.01

19

Строение и рост корня

31.01

20

Видоизменения корней

07.02

21

Строение и развитие побега. Разнообразие почек. Лабораторная работа « Строение почек»

14.02

22

Стебель- осевая часть побега

28.02

23

Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Лабораторная работа « Определение возраста дерева по спилу»

06.03

24

Видоизменения побегов. Лабораторная работа « Строение клубня»

13.03

25

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

20.03

26

Внутренне строение листа.

27.03

27

Видоизменения листьев

10.04

28

Строение цветка

17.04

29

Лабораторная работа «Строение цветка»

24.04

30

Разнообразие цветков. Соцветия

08.05

31

Плоды. Распространение семян и плодов

15.05

32

Урок обобщения по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

22.05

33

Итоговое повторение

29.05

"Согласовано"

на заседании ШМО учителей биологии, химии, ОБЖ и физической культуры

Протокол № ____ от « ___  »____________2019 г.

Руководитель ШМО ______________ /Горячева О.В./

« ___  »____________2019 г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР _________________ /Украинская Е.А./

« ___  »____________2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...