Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Биология. Человек. 8 класс", авторы - Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_klass.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса для 8 класса
Тематический план
№ п/п | Содержание темы | Общее количество часов | Основная цель | Примечания |
1 | Введение | 1 | Познакомить школьников с содержанием и задачами раздела « Человек и его здоровье «; пробудить интерес к приобретению знаний о своем организме; показать черты присущие как биологическому виду и принципиальные особенности людей; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. | Федеральный компонент. |
2 | Происхождение человека | 3 | Определить место человека в системе органического мира; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; познакомить с понятием раса, основными характеристиками существующих рас и причинами их возникновения; показать вред расистских теорий. | |
3 | Строение и функции организма | 58 | ||
3.1 | Общий обзор организма человека | 1 | Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии его внутренних органов и полостях тела, системах органов, | |
3.2 | Клеточное строение организма.Ткани. | 5 | Сформировать знания о строении, химическом составе и физиологии клетки; развить понятие «ткань», типы тканей; совершенствовать умения работать с рисунками. Таблицами. Микроскопом. | |
3.3 | Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций | 8 | Развить понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой. О взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции; познакомить со строением и функциями нервной и гуморальной систем; познакомить с эндокринными заболеваниями и мерами их профилактики. | |
3.4 | Опорно – двигательная система | 7 | Раскрыть основные функции ОДС; сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, дать представление об особенностях строения скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью; научить оказывать первую помощь при повреждениях ОДС; раскрыть особенности строения скелетных мышщ, выяснить функции мышщ и нервной системы при движении человека; Выяснить условия повышения работоспособности мышщ и причины их утомления; раскрыть влияние физической нагрузки на формирование ОДС. | |
3.5 | Внутренняя среда организма | 3 | Развить знания учащихся о внутренней среде организма, показать ее роль в организме, значении ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях, иммунитете. | |
3.6 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | Развить знания учащихся о системе органов кровообращения, ее значении, о строении, о строении и работе сердца; раскрыть понятие « кровообращение», причины движения крови и лимфы; выяснить как влияют физические нагрузки, спиртные напитки, табак на кровеносную систему; научить учащихся оказывать первую помощь при кровотечениях. | |
3.7 | Дыхательная система | 5 | Познакомить учащихся с сущностью дыхания, его ролью в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; познакомить со строением органов дыхания в связи с выполняемыми функциями; разъяснить механизм вдоха и выдоха; познакомить с приемами первой помощи при нарушении дыхания. | |
3.8 | Пищеварительная система | 6 | Познакомить школьников с понятиями «пищевые продукты», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы; выяснить строение органов пищеварения; меры, необходимые для профилактики заболеваний ЖКТ; гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания. | |
3.9 | Обмен веществ и энергии | 3 | Раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма; разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, органических веществ, сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ. | |
3.10 | Покровные органы. Терморегуляция. | 3 | Сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи, анатомо – физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма; развивать гигиенические понятия об одежде, обуви; профилактика и оказание первой помощи при обморожениях, ожогах. | |
3.11 | Выделение. | 1 | ||
3.12 | Анализаторы. | 5 | Познакомить учащихся с понятием «анализатор», сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах, раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений восприятия в жизни человека; познакомить с основными правилами гигиены органов чувств. | |
3.13 | ВНД. Поведение. Психика | 6 | Познакомить учащихся с ролью И. М, Сеченова, И. П. Павлова. А. А. Ухтомского в развитие учения ВНД; обобщить знания об условных и безусловных рефлексах, раскрыть роль торможения условных рефлексов в приспособлении организма к различным условиям; определить особенности ВНД человека, показать значение речи; сформировать знания о внимании, эмоциях и воле; дать понятия о биоритмах и их значении; сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях ее становления. | |
4 | Индивидуальное развитие организма | 4 | Развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека; углубить знания об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни; познакомить с периодами формирования организма до 18 лет. | |
5 | Резервное время | 2 | ||
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | К -во часов | Содержание материала | Виды деятельности Лабораторные работы | Планируемые результаты | ДЗ | |
1 | Введение | ||||||
1 | 1н09 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его Становление наук о человеке. | Беседа, работа с учебником и тестами, работа с терминами. | Дать понятие о предмете изучения, раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека. Учащиеся должны знать: науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения. | П. 1-2 | ||
3 | Происхождение человека | ||||||
2 | 1н09 | Систематическое положение человека | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и дополнительным материалом, работа с терминами. | Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ. Учащиеся должны знать: Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека, систематическое положение человека. | П.3, презентации по теме | ||
3 | 2н09 | Историческое прошлое людей | Фронтальный опрос, беседа, работа в группе, работа с учебником и дополнительным материалом, работа с терминами, составление схем в тетради. | Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека. Учащиеся должны знать: Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. | П.4, таблица | ||
4 | 2н09 | Расы человека | Тестирование, беседа, работа с учебником. | Учащиеся должны знать основные характеристики существующих рас и причины их появления, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный, доказать равенство всех рас, показать вред расистских теорий, обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация». | П.5 | ||
58 | Строение и функции организма | ||||||
5 | 3н09 | 1 | Общий обзор организма человека | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради. | Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела. Учащиеся должны знать: Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов. | П.6 | |
5 | Клеточное строение организма. Ткани | ||||||
6 | 3н09 | Строение и химический состав клетки | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы в тетради. | Показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов. Учащиеся должны знать: Возбудимость, органоиды, развитие, рост. | П.7 | ||
7 | 4н09 | Физиология клетки | Терминологический диктант, лекция, работа с учебником и таблицами, работа с терминами. | Раскрыть физиологию клетки. Учащиеся должны знать: Сократимость, проводимость, ферменты. | П.7 | ||
8-9 | 4н09-1н10 | 2 | Ткани. Типы тканей и их свойства | Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, л.р. «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп», работа с рисунками учебника и таблицами. | Раскрыть понятие ткань и орган, тканевая жидкость и межклеточное вещество. Учащиеся должны знать: строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные. | П.8 | |
10 | 1н10 | Обобщающий урок по теме «Организм человека и его строение» | Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа. | Учащиеся должны систематизировать знания по теме, закрепить знания о клетке как системе взаимосвязанных структур, о тканевом строении органов, о связи систем органов в едино целое. Совершенствовать умения работать с рисунками, таблицами, микроскопом. | |||
8 | Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций | ||||||
11 | 2н10 | Регуляция функций в организме | Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, работа с терминами. | Учащиеся должны иметь представление о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой, о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. | П.9, записи в тетради | ||
12 | 2н10 | Общий план строения нервной системы и ее функций. Рефлекторный принцип работы нервной системы. | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради, л.р. « Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». | Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическа, рефлекторном принципе деятельности нервной системы. раскрыть природу нервных импульсов и функцию синапсов. Учащиеся должны знать определение «рефлекс», называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы, распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы, свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость, строение синапса. | П.43,9 | ||
13 | 3н10 | ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции | Лекция, выполнение рисунка по ходу лекции, самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника. | Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях, сером веществе и белом веществе спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга, нарушениях деятельности спинного мозга. Учащиеся должны знать особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга, распознавать основные части спинного мозга, характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности человека. | П.44 | ||
14 | 3н10 | Головной мозг. Строение и функции его основных отделов. | Лекция, заполнение таблицы по ходу лекции, работа с терминами. Л. р. «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга». «Рефлексы продолговатого и среднего мозга». | Учащиеся должны знать особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, функции головного мозга, распознавать отделы головного мозга по таблице. | п.45-46, таблица | ||
15 | 4н10 | Периферическая нервная система | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы в тетради. | Учащиеся должны называть отделы нервной системы (соматическая и вегетативная нервная система), их функции, подотделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический подотделы ) , их функции. | П.47 | ||
16 | 4н10 | ЖВС и гормоны | Тестироваие, лекция, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение таблицы в тетради. | Учащиеся должны называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, внешней секреции, смешанной секреции. | П.58 | ||
17 | 2н11 | Нарушения гуморальной регуляции организма | Индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью, самопроверка. | Учащиеся должны называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез, познакомиться с мерами профилактики эндокринных болезней. | П.59, таблица | ||
18 | 2н11 | Контрольно – обобщающий урок «ЖВС. Нервно - гуморальная регуляция». | Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа. | Учащиеся должны систематизировать и обобщить материал темы, закрепить знания. | |||
7 | Опорно – двигательная система | ||||||
19 | 3н11 | ОДС. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения. | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, составление схем в тетради. | Раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микроскопическое строение костей. Учащиеся должны знать: Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество, соединение костей. | П.10,12 | ||
20 | 3н11 | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | Фронтальный опрос, беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, заполнение рабочей тетради. | Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека. Учащиеся должны знать: скелет головы и осевой скелет, осевой и дополнительный скелет, его строение. | П.11-12 | ||
21 | 4н11 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, работа в группе. | Разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной врачебной помощи, дать элементарное сведения о костно-мышечных травмах. Учащиеся должны знать: повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк; шина, растяжение связок, вывих. | П.16 | ||
22 | 4н11 | Мышцы, их строение и функции | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Мышцы человеческого тела» | Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани. Учащиеся должны знать: Антагонисты, синергисты, скелетные мышцы, мышцы-сгибатели и разгибатели. | П.13 | ||
23 | 1н12 | Работа скелетных мышц и их регуляция | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Утомление при статической и динамической работе». | Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечных сокращений, об изменении мышц при тренировках. Учащиеся должны знать: Гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект. | П.14 | ||
24 | 1н12 | Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами, Л.р. «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия. Учащиеся должны знать: Осанка, плоскостопие. | П.15 | ||
25 | 2н12 | Контрольно–обобщающий урок по теме «ОДС» | Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа. | Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Учащиеся должны знать и уметь применять полученные знания на практике | |||
3 | Внутренняя среда организма | ||||||
26 | 2н12 | Внутренняя среда организма. Состав крови. Функции. | Лекция, работа с терминами. | Продолжить формирование понятия внутренней среды и её компонентах, раскрыть понятие гомеостаз Учащиеся должны знать: Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. | П.17 | ||
27 | 3н12 | Форменные элементы крови. | Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, Л.р. «Рассматривание крови человека под микроскопом» | Учащиеся должны знать: | П.17-18, рабочая тетрадь | ||
28 | 3н12 | Иммунитет | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки. Познакомить с наукой иммунологией, историей открытия вакцины (работы Э. Дженнера и Л. Пастера). Учащиеся должны знать: Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты, неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитические заболевания. Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. | П.17, рабочая тетрадь | ||
6 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | ||||||
29 | 4н12 | Транспортные системы организма. Круги кровообращения. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами , Л.р. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Повторить круги кровообращения и строения сердца, изучить общий план строения сердца человека и движения крови по большому и малому кругам кровообращения. Учащиеся должны знать: Замкнутая система, артерии, вены, артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы. | П.20-21 | ||
30 | 4н12 | Органы кровообращения: строение сердца. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, работа в группах с моделью сердца. | Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, раскрыть регуляцию сердечной системы Учащиеся должны знать: Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости. | П.22 | ||
31 | 2н01 | Сердечный цикл. Регулярная работа сердца. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Учащиеся должны знать: как работает сердце, получить знания о сердечном цикле, показать взаимосвязь строения и функций сердца. | П.22 | ||
32 | 2н01 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами Л.р. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Природа пульса». | Выяснить причины движения крови и изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии. Учащиеся должны знать: Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления. | П.23 | ||
33 | 3н01 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. | Беседа ,Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. | Раскрыть физиологические основы сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии с влиянием курения, потребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Учащиеся должны знать: Ударный объём, гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе. | П.24 | ||
34 | 3н01 | Первая помощь при кровотечении | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами | Познакомить учащихся с приемами первой помощи по остановке кровотечений. Учащиеся должны знать: Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения. | П.25 | ||
5 | Дыхание | ||||||
35 | 4н01 | Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания | Беседа, работа с учебником и таблицами, работа с терминами | Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава. Учащиеся должны знать: Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути | П. 26,27 | ||
36 | 4н01 | Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы. Показать роль кругов кровообращения в газообмене. Учащиеся должны знать: альвеолы, легочное дыхание | П.27,28 | ||
37 | 5н01 | Дыхательные движения, их регуляция. | Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Определить роль нервно-гуморальной регуляции дыхания, механизма вдоха и выдоха. Учащиеся должны знать: Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. | П.28 | ||
38 | 5н01 | Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. | Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами, л.р. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, выступление с докладами. | Показать простейшие приемы самообследования органов дыхания. Учащиеся должны знать: Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. | П.29 | ||
39 | 2н02 | Контрольно – обобщающий урок «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем» | Тестироваие, фронтальный и индивидуальный опросы, беседа. | Обобщить знания детей об системе дыхания и кровеносной системе, развивать умение анализировать. | |||
6 | Пищеварение | ||||||
40 | 2н02 | Питание и пищеварение | Лекция | Дать понятие о питании, продуктах питания и питательных веществах: жирах, углеводах, витаминах, воде и минеральных веществах. О пищеварении, строении и функциях пищеварительной системы, органах пищеварения: пищеварительный канал, и пищеварительные железы. Учащиеся должны называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания. | П.30 | ||
41 | 3н02 | Пищеварение в полости рта. Глотание | Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами, л.р. Действие ферментов слюны на крахмал. | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, о пищеварительных железах, пищеварении в ротовой полости.Объяснить работу пищеварительных ферментов. Учащиеся должны уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. | П.31 | ||
42 | 3н02 | Пищеварение в желудке. | Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами, | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, роли ферментов в пищеварении, о пищеварении в желудке, о строении желудка. Учащиеся должны уметь давать определение понятию фермент, рефлекс условный и безусловный, объяснять процесс пищеварения в желудке. | П.32 | ||
43 | 5н02 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | Беседа, работа с учебником и таблицей в тетради, работа с терминами, | Дать понятие о строении двенадцатиперстной кишки, всасывании питательных веществ в тонком и толстом кишечнике, аппендиксе. Учащиеся должны уметь характеризовать сущность биологического процесса в кишечнике, роли ферментов печени и поджелудочной железы. | П.33 | ||
44 | 5н02 | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Беседа , фронтальный и индивидуальный опрос. | Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения. Учащиеся должны уметь характеризовать сущность регуляции пищеварительной системы. | П.34 | ||
45 | 2н03 | Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. | Беседа, выступления с докладами. | Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения. | П.35 | ||
3 | Обмен веществ и энергии | ||||||
46 | 2н03 | Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей. | Лекция, работа с учебником. | Дать понятия об обмене и роли белков, углеводов, жиров, водно-солевом обмене, о способах определения норм питания Учащиеся должны уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращении энергии в организме, как основу жизнедеятельности организма. | П.36 | ||
47 | 3н03 | Витамины | Беседа, выступление с докладами, работа в тетрадях с таблицей, работа с терминами. | Дать понятие о витаминах, их роли в организме и содержании в пище. Дать понятие о суточной потребности организма в витаминах, о гипо- и гипервитаминозах и их проявлениях. Учащиеся должны знать: основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. | П.37 | ||
48 | 3н03 | Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион. | Л.р. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Пр. работа Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. | Показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, обосновать необходимость сбалансированного питания. Учащиеся должны знать: основной обмен, калорийность. | П.38 | ||
3 | Покровные органы. Терморегуляция. | ||||||
49 | 4н03 | Строение и значение кожи. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Дать понятие о покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы, гиподермы. Учащиеся должны знать: особенности строения кожи человека, функции кожи, распознавать и описывать структурные компоненты кожи. | П.39 | ||
50 | 4н03 | Терморегуляция организма. Закаливание. | Беседа, фронтальный опрос, работа с текстом учебника. | Дать понятие о теплообразовании, теплоотдаче и терморегуляции организма, о роли кожи в терморегуляции, приемах закаливания. Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики. Учащиеся должны уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | П.41 | ||
51 | 5н03 | Гигиена кожи, одежды и обуви. | Беседа, выступление с докладами или инсценировки. | Учащиеся должны знать: основы ухода за кожей, одеждой, обувью. | П.40 | ||
1 | Выделение. | ||||||
52 | 5н03 | Мочевыделительная система. Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами. | Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении, строении и функции почек Учащиеся должны знать особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. | П.42 | ||
5 | Анализаторы | ||||||
53 | 1н04 | Значение органов чувств. Анализаторы. | Лекция | Называть органы чувств человека, анализаторы, особенности строения, знать о специфичности анализаторов, знать значение их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. | П.48 | ||
54-55 | 1н04-3н04 | 2 | Зрительный анализатор. Гигиена зрения. | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с терминами., Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. | Учащиеся должны называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора, называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения, анализировать факторы риска для здоровья. | П.49-50 | |
56 | 3н04 | Слуховой анализатор. | Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и таблицей. | Учащиеся должны называть особенности строение органа слуха и слухового анализатора, распознавать части органа слуха и анализатора. | П.51 | ||
57 | 4н04 | Органы равновесия. Мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. | Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником и таблицей. | Учащиеся должны знать особенности строения органов равновесия, обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. | П.52 | ||
| |||||||
6 | ВНД. Поведение. Психика. | ||||||
58 | 4н04 | Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. | Лекция | Учащиеся должны давать определение понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс, называть принцип работы нервной системы. | П.53 | ||
59 | 5н04 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Беседа. Л.р. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа | Учащиеся должны давать определение понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс, называть принцип работы нервной системы, характеризовать особенности работы головного мозга. | П.54 | ||
60 | 5н04 | Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос. | Обобщить знания учащихся о рефлекторной теории поведения, определить особенности ВНД человека, показать значение речи в развитии высших психических функций. В трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. Учащиеся должны знать: | П.56 | ||
61 | 2н05 | Воля, эмоции ,внимание. | Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос. | Учащиеся должны называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека, знать физиологическую основу эмоций. Знать, что такое Воля, особенности психики человека. | П.57 | ||
62 | 2н05 | Биологические ритмы. Сон и сновидения. | Беседа. Выступления с докладами. | Учащиеся должны знать, что такое биологические ритмы, сон (фазы сна), бодрствование, значение сна, характеризовать значение сна для организма человека. | П.55 | ||
63 | 3н05 | Личность и ее индивидуально – психологические особенности. Интересы. Склонности, способности. Характер. Темперамент. | Пр. работа «Определение типа темперамента» , беседа | Учащиеся должны называть типы темперамента. Уметь давать определения - склонности, способности, наследственные задатки, характер, темперамент. | П.64 | ||
4 | Индивидуальное развитие организма | ||||||
64 | 3н05 | Размножение в органическом мире. | Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью. | Уметь давать определения - онтогенез, филогенез, оплодотворение, сравнивать бесполое и половое размножения | П.60 | ||
65 | 4н05 | Развитие зародыша и плода. Беременность. Роды. | Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью. | Учащиеся должны называть этапы жизненного цикла человека, узнавать по рисункам органы размножения, функции плаценты, перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной. | П.61,62 | ||
66 | 4н05 | Развитие человека после рождения. | Беседа, работа с текстом параграфа и рабочей тетрадью. | Учащиеся должны называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения. Уметь давать определения - индивид, личность, интроверт, экстраверт. | П.63 | ||
67 | 5н05 | Обобщающий урок по курсу «Биология. Человек». | Беседа | Учащиеся должны : уметь ориентироваться в изученном материале. | |||
68 | 5н05 | Повторение материала |
Рабочая программа по биологии, 8 класс
( 2 часа в неделю, 68 часов )
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 -го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа ориентирована на учебник Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев.Биология,Человек-8 кл.-М.:Дрофа,2005.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
- темы «Нервная система», «Рефлекторная регуляция органов и систем организмов» и «Эндокринная система» объединены в одну тему «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций», т. к. они связаны между собой и являются логическим продолжением друг друга.
- тема «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций» вынесена на начало учебного года, так как эта логическая последовательность учебного материала улучшат его усвоение.
- изучение материала о становлении личности перенесено из темы «Индивидуально развитие организма» в тему «ВНД. Поведение. Психика», в связи с тем, что это более логично.
- В тему «Дыхательная система» добавлен один час из резерва на обобщение материала по двум взаимосвязанным темам «Кровеносная и лимфатическая системы» и «Дыхательная система».
- лабораторные работы запланированы не в полном объеме, что связано с материально-технической базой кабинета биологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса по биологии.
Учащиеся должны знать:
- понятия: биосоциальная природа человека, природная среда и социальная среда; основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практические выходы;
- значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека;
- уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевой, органный, системный, организменный.
- состав и свойства внутренней среды, гомеостаз, основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости, природу иммунитета; строении и функции основных органов и систем органов.
-нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, основные закономерности высшей нервной деятельности.
-индивидуальное развитие человека.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
- раскрывать взаимосвязь строения функций на разных уровнях организации организма;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | ||
По программе В. В. Пасечника | По рабочей программе | Лабораторных, практических работ | |
1. Введение | 1 | 1 |
|
2. Происхождение человека | 3 | 3 | |
3. Строение и функции орга низма | 57 | 59 |
|
3.1 Общий обзор организма человека | 1 | 1 | |
3.2. Клеточное строение организма. Ткани. | 5 | 5 | Л. р. №1 |
3.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма | 1 | 1 | Л.р.№2 |
3.4 Опорно-двигательная система | 7 | 7 | Л.р.№3-5 |
3.5 Внутренняя среда организма | 3 | 3 | Л.р.№6 |
3.6 Кровеносная и лимфатическая системы организмов. | 6 | 6 | Л.р.№7-11 |
3.7 Дыхательная система. | 4 | 5 | Л.р.№12 |
3.8 Пищеварительная система | 6 | 6 | Л.р.№13 |
3.9 Обмен веществ и энергии. | 3 | 3 | Л.р.№14,15 |
3.10 Покровные органы. Теплорегуляция. | 3 | 3 | |
3.11 Выделительная система | 1 | 1 | |
3.12 Нервная система человека | 5 | 5 | Л.р.№16,17 |
3.13 Анализаторы | 5 | 5 | |
3.14 ВНД. Поведение. Психика. | 5 | 6 | Л.р.№ 18,19 |
3.15 Железы внутренней секреции | 2 | 2 | |
4. Индивидуальное развитие организма | 5 | 4 | |
10. Резервное время. | 5 | 1 |
|
Итого | 70 | 68 |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.
4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.
8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.
Дополнительная литература и средства обучения
1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.
– М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,
С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...