Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Растительные сообщества"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Данный урок разработан по УМК В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_v_6_klasse.docx | 76.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии в 6 классе
Тема урока: «Растительные сообщества»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме (ознакомление учащихся с новым материалом).
Тип урока: открытия нового знания.
Метод обучения: проблемный,частично-поисковый
Формы работы:фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
- учебник биологии В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений» для 6 класса,
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- электронная презентация;
- гербарий растений;
- видеофрагменты
Цели урока:
- Образовательные: Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, их типах, ярусном строении.
создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение растительных сообществ.
- Развивающие:развивать умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания типов растительных сообществ.развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
- Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в группах, воспитывать бережное отношения к природе, экологическую культуру.
Способствовать формированию компетенций:информационно-коммуникативной и рефлексивной.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работе парами.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Планируемые результаты:
1.Предметные:Учащиеся должны знать: - определение понятия “фитоценоз”;
- жизненные формы растений в местных фитоценозах;
- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;
- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе.
Учащиеся должны уметь: - классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;
- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастает растения;
- описывать ярусную структуру фитоценоза.
2.Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценивание и взаимопомощь в группе.
3.Метапредметные:
- регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
- коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
- познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Основные понятия: Растительное сообщество, фитоценоз, доминирующие виды (эдификаторы), сопутствующие виды, ярусность, природный фитоценоз, искусственный фитоценоз.
Межпредметные связи: экология, география
Структура урока:
- Организационный этап.
Цель: включить учащихся в работу;
- Актуализация знаний.
Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.
- Изучение нового материала
Цель:Сформировать у учащихся знания о растительных сообществах, расширить знания о многообразии растительного мира
- Физкультминутка
Цель: создать здоровьесберегающие моменты на уроке.
- Первичное закрепление изученного материала.
Цель:закрепить полученные знания
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель:дать оценку успешности достижения урока; оценить собственную деятельность.
- Информация о домашнем задании.
Цель:сообщить учащимся домашнее задани, провести инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | - Встаньте ровно и красиво Прозвенел уже звонок. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. Посмотрите все ли готово у нас для урока, а для урока нам сегодня понадобится учебник, лист самооценки, и опорные конспекты. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация знаний | - Начнем мы с вами урок с повторения терминов изученного материала. Но вот беда, я очень волновалась сегодня и перепутала все термины. Все, которые мы уже знаем и новые которые нам предстоит узнать. Давайте будем разбираться. На доске вывешенные термины нужно разложить на те которые мы знаем и те которые не знаем.Теперь предлагаю вам распределить растения по семействам. Интерактивное приложение https://learningapps.org/5409276 Продолжаем работу . Здесь среди терминов есть все группы систематики растений. Выстроите их по порядку пожалуйста | Называют поочередно термины подходят к доске и делят на две колонки.
Выстраивают систематику. Оценивают свою работу в оценочном листе. | Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
3. Изучение нового материала (Целепологание) | Ребята, мы с вами разделили термины, увидели новые термины которые нам предстоит узнать, но что же за тема урока у нас будет сегодня? Давайте попробуем ее сформулировать. Давайте на минуточку вернемся к нашей систематике. С чего она начинается? Какие царства мы знаем? - Скажите, а в природе организмы одного царства живут изолированно от организмов другого царства? -Как вы думаете, как будет называться явление, когда организмы, относящиеся к разным царствам, обитают совместно. - А коль мы с вами изучаем растения, то, как вы думаете, о каком сообществе сегодня пойдет речь? - Абсолютно верно. - Итак, тема урока «Растительные сообщества». (слайд № 2) | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. -С царств. - Бактерии. Грибы. Растения. -Нет, совместно. Высказывают свои предположения. -Сообщество. - О растительном сообществе. | Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: |
А теперь попробуем определить цель нашего урока (слайд № 2) | Совместно формулируем цели урока: выяснить, что называется растительным сообществом, какие бывают типы растительных сообществ, особенности конкретных сообществ, какие растительные сообщества встречаются в нашей местности. Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества | ||
1. | -Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? - А как вы думаете, могут ли растенияобитающие на одной территории , оказывать влияние друг на друга? -Какое влияние оказывают растения друг на друга? И пришло время дать определение новому понятию « растительное сообщество». - А поможет вам в этом карточка – шифрограмма. (Приложение 1). В ней зашифровано определение, попробуйте его расшифровать. На работу вам 2 минуты. Работаем парами. Проверяем с помощью проектора. (слайд № 3) | - Все растения взаимодействуют между собой - Да могут - Большие деревья создают тень для тенелюбивых растений, корни растений тесно переплетаются под землей, Мхи например, создают большую влажность которая нужна не всем растениям. -Растения произрастающие на определенной территории взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Работают в группах. Выполняют задание, используя карточку – шифрограмму, озвучивают полученное определение. Оценивают свою работу, выставляя баллы в лист оценивания (Приложение 2). | Коммуникативные: Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: умение работать в паре |
2 | Попробуйте самостоятельно привести примеры растительных сообществ (слайд № 4) Лес, луг, болото, степь.
| Приводят примеры растительных сообществ. | |
- В общих чертах и лес и луг и болото являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными. На одном из этих сообществ мы остановимся подробнее. Читаю стихотворение Р Рождественского. (слайд № 5) - И какое сообщество мы будем изучать подробнее. - Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны. - И для каждого из этих типов лесных сообществ характерны свои условия жизни, что определяет их видовой состав. Среди видового многообразия выделяются основные виды –эдификаторы и сопутствующие - Сейчас пользуясь учебником и инструктивной карточкой (Приложение 3) – в ней прописаны этапы вашей работы, работая в паре должны будите изучить свое растительное сообщество и рассказать нам о нем. На работу вам 5 мин на выступление 2 мин Каждое выступление ребят сопровождаю презентацией. (слайд № 6-9) | - лесное сообщество. - Хвойные (сосновые и еловые), смешанные,широколиственные. Разбирают задания - Еловый лес - Сосновый лес - Лиственный лес Работают с учебником. Заполняют инструктивную карточку. Готовятся к выступлению. Работают парами | ||
| Ведя свою хозяйственную деятельность. в жизнь растений. сильно вмешивается человек. Он может уничтожать одни растительные сообщества и создавать другие. - Перед вами примеры растительных сообществ . Разделите их на две группы. Показываю на экране что должно получится(слайд № 10) | Ребята должны разделить природные сообщества на естественные и искусственные.
| |
- Как вы думаете растения приспосабливаются к совместной жизни? -Предлагаю посмотреть видеоролик о жизни леса и выяснить что же за приспособление такое , которое позволяет существовать вместе всем растениям не мешая друг другу? | Просмотр видеоролика. Отвечают на вопрос -Ярусность. | ||
3 | На экране картинка ярусности (слайд № 14) - Какие растения будут занимать верхний ярус? -Как мы можем назвать их? -Почему? - Какие растения занимают второй ярус - Третий ярус? - Какие растения занимают четвертый ярус ? - Пятый ярус ? | - Верхний ярус образуют кроны самых высоких деревьев. -видами –эдификаторами. -они регулируют поступление света на нижние ярусы сообщества. - второй ярус занимают кустарники. - третий ярус занимают травы и кустарнички. - М хи | Познавательные : Логический анализ объектов, |
4 | Показываю картинку ярусности. -какой еще ярус можетбыть - У вас на столах лежит гербарий . Разложите растения по ярусам. Проверяю на проекторе(Слайд № 15) - В каком же растительном сообществе есть такие ярусы. | - Малые деревья. - Раскладывают гербарий. Работают в паре. Оценивают свою работу в оценочном листе. | Познавательные : Поиск информации, логический анализ объектов, умение структурировать знания, свободное восприятие текста, Коммуникативные: умение работать в паре |
5 Первичное закрепление | А теперь ребята, давайте заполним схему которая систематизирует наши знания полученные на уроке Предлагаю на проекторе заполнить схему (Слайд № 17) | Заполняют кластер | Познавательные : составление схем, Регулятивные: выделение и осознание учащимися усвоенного, осознание качества и уровня усвоения |
6 | https://learningapps.org/504517 | Индивидуальная работа. | Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. |
7. Итог урока. Рефлексия | - А теперь ребята подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок и поставьте себе отметку.
Ответь на вопросы, подчеркнув нужные, на твой взгляд слова.
| Делают выводы о работе на уроке, оценивают свою работу | Общеучебные оценка процесса и результата деятельности. |
8. Домашнее задание | Это домашнее задание, которое вы должны будете выполнить к следующему уроку. На проекторе задание : пр. 31 стр 188-192 р.т. П 31 № 136, 137 . Раздаю всем по пакетику чая либо с липой либо с барбарисом. Написать в каком растительном сообществе встречается это растение и какой ярус занимает. Задание на выбор: а) составить кроссворд по теме «Лес» б) подобрать стихи о растениях, лесе. - Всем спасибо за урок! | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
Приложение 1
Тема урока: ----------------------------------------------
Карточка – шифрограмма
Растительное сообщество, или фитоценоз – этоооогрууппавзаимосвяязанныхххмеждусообойраастениий,произрастаююющиххнаоднойтерриториииоказыыывающихвлиияниедруггнадругаинасредусвоеегообитания.
Приложение 2
Лист оценки учащихся
Тема урока: «Растительные сообщества»
Класс: 6
ФИ участника
Этап урока | Самооценка ( от 0 до 5 баллов) |
Проверка домашнего задания | |
Задание 1. «Шифрограмма» | |
Задание 2. « Описание типов растительных сообществ» | - |
Задание 3. « Работа с гербарием» | - |
Задание 4. «Выполнение интерактивного задания» | |
Итого | |
17-20 баллов – «5» 16-13 баллов – «4» 10-12 баллов – «3» | |
Место для отметки |
______________________
Приложение 3
Инструктивная карточка
- Внимательно изучите информацию, представленную вам о растительном сообществе (параграф №31, пункт «Типы растительных сообществ», стр. 188-190) .
- Установите, какая почва, влажность, освещенность и другие факторы характерны для данного растительного сообщества.
- Установите, какие растения являются в данном сообществе основными (преобладающими), а какие сопутствующими.
- На работу Вам отводится 5 минут, а на выступление - 1 минута.
Желаю удачи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Разработка урока в 6 классе по теме: "Растительный и животный мир океана".
Материал предназначен для проведения урока географии в 6 классе. Урок об организмах, населяющих Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов сущ...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...