Разработка урока в 6 классе по теме: "Растительный и животный мир океана".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Материал предназначен для проведения урока географии в 6 классе. Урок об организмах,  населяющих  Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_okeana.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок географии в 6 классе        

  Тема: «Растительный и животный мир океана»

Цель: 

Сформировать представление об особенностях  распространения организмов в Мировом океане; называть основные сообщества организмов океанов; развивать навыки работы с различной справочной литературой; воспитывать бережное отношение к богатствам Мирового океана.

Задачи урока:

  • Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
  • Сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира океанов и морей.
  • Дать школьникам представление о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.
  • Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.
  • Продолжить формирование умения работать с картами, схемами,  таблицами и электронным учебником

Оборудование: учебник географии 6 кл., слайд-презентация, сообщения учащихся, видеопроектор, карта океанов

                                   Ход урока:

  1. Оргмомент : тема, цель.                                                                                                                                                      Сегодня на уроке  узнаем много интересного об организмах,  населяющих  Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит.   Запишем тему урока в тетрадь. (Слайд 1), (Слайд 2)

     2. Вступительная беседа:

-  Каких обитателей Мирового океана вы знаете? Как вы думаете, температура воды в океане с глубиной меняется или нет? Что такое шельф? На эти и другие вопросы мы и найдем сегодня ответ.

3. Изучение нового материала.

   Как растительный и животный  мир земли, также богат и разнообразен живой мир океана.

Рассказ учителя.

Условия жизни организмов в Мировом океане.

   Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. Запишите эти цифры в тетрадь.  (Слайд 3)

        Условия существования организмов очень благоприятны:

 (Слайд 4)

    1. Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить      организмы больших размеров.

      2. Нет резких перепадов температуры воды по сезонам года.

      3. В воде растворен кислород, дышат морские организмы.

Хотя условия и благоприятны для разнообразия организмов, но

распределены в океане они неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, обитают в основном животные - хищники.

Холодные глубины океана населены мало, но не лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно встретить червей, ракообразных, моллюсков.

Так как океаны расположены в разных широтах с разными климатическими условиями, то и обитатели в них различны.

        Растительный мир океана представлен в основном водорослями: их большое количество и разнообразие, начиная с одноклеточных и заканчивая многоклеточными – зелеными, бурыми, красными.  Морские водоросли — древние, слоевцовые споровые растения, содержащие в своих клетках хлорофилл, и живущие преимущественно в воде. Здесь мы встречаемся и с одноклеточными и многоклеточными, и с крупными формами различного строения. Даже по окраске морские водоросли неодинаковы, так как одни содержат только хлорофилл, другие ещё ряд дополнительных пигментов, окрашивающие их в различные цвета. (Слайд 6)

        Кораллы – это морские животные (коралловые полипы), которые имея известковый скелет и живя колониями, образуют коралловые острова и рифы.  (Слайд 7).  Цвет кораллов зависит от состава и количества органических соединений: встречаются не только розовые, но и красные, голубые, белые и даже черные кораллы. Красные кораллы называют "кровавой пеной", "цветком крови", черные - "королевскими кораллами ". Розовые, красные и черные кораллы считаются наиболее ценными. (Слайд 8)

Все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы.

Рассмотрим схему, которую вы должны перенести в тетрадь. (Слайд 9)

        Планктон.

        Термин "планктон" происходит от греческого слова "планос", что означает "блуждающий". Планктон — собирательное понятие для сообщества дрейфующих или малоподвижных растений и животных, обитающих в морской и пресной воде. Сюда входят самые различные организмы — от микроскопических растений до медуз с диаметром зонта 2 м. К планктону относят икру рыб и личинки других морских животных.

   К фитопланктону относятся все растительные организмы — от мельчайших одноклеточных водорослей до гигантских морских водорослей. Входящие в „ эту группу растения благодаря их способности к фотосинтезу перерабатывают неорганические питательные вещества в органическое вещество. Фитопланктон составляет около 90% всего растительного царства Земли.

   В зоопланктон входят животные формы планктона, являющиеся основными потребителями фитопланктона. В свою очередь зоопланктон служит пищей для многих видов рыб, головоногих моллюсков и усатых китов.        (Слайд 10)

        Сообщение учащегося о Морской осе. (Слайд 11) (2 мин)

Нектон.

Нектон — совокупность водных активноплавающих животных, способных передвигаться самостоятельно на значительные расстояния и противостоять силе течения. К нектону относятся рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие, взрослые головоногие, тюлени, водные змеи, черепахи, пингвины. Для нектонных животных характерны обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения. (Слайд 12)

Слово уходит корнями в греческое слово nektos — плавающий, плывущий.

        Сообщение учащегося о китах.(Слайд 13) (2 мин)

        Сообщение учащегося о рыбе- попугае. (Слайд 14) (2 мин)

Сообщение учащегося о акулах. (Слайд 15)  (2 мин)

Сообщение учащегося о морских черепахах.  (Слайд16) (2 мин)

Бентос.

Бентос — организмы, обитающие на морском дне. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (например, водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы). Некоторые из организмов ползают по дну или закапываются в грунт. Другие, так называемый сидячий бентос, прикреплены ко дну. Иногда к бентосу относят и некоторых рыб, например камбалу, проводящих значительную часть времени в тесном контакте с дном.

Пример обитателей бентоса — морские звёзды, устрицы, камбалы, мидии,

морской огурец, анемоны и многое другое. (Слайд 17).

        Сообщение учащегося о морских звездах . (2 мин)

        Сообщение учащегося о скатах. (2 мин)

4. Закрепление материала.

А сейчас выполним задание: Определите ,к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу. (Слайд 19)

  1. Дельфины

6. Красные водоросли

А) Планктон

  1. Медузы

7. Рыбы

Б) Нектон

  1. Осьминоги

8. Криль

В) Бентос

  1. Диатомеи

9. Черепаха

  1. Морские звёзды

10. Бурые водоросли

  • Вывод: И так, совершив путешествия, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять.
  • Домашнее задание: параграф 48, записи в тетради. (Слайд 20)

СПАСИБО ЗА УРОК.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе по теме "Растительные ресурсы России"

Материал к уроку содержит подробный конспект урока, презентацию. На уроке используется музыкальный фрагмент из балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Танец рыцарей) для образного представления р...

урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...

Разработка урока 6 класс "Животные в нашей жизни"

Урок посвящен проблеме редких и исчезающих видов животных, учит стратегиям выполнения заданий по чтению в формате ГИА....

Тесты в XL по географии 8 класса по теме "Растительный и животный мир России".

Промежуточное тестирование в XL по теме "Растительный и животный мир России"...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Растительные сообщества"

Данный урок разработан по УМК  В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС....

конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИЦель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готов...