Разработка урока в 6 классе по теме: "Растительный и животный мир океана".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Материал предназначен для проведения урока географии в 6 классе. Урок об организмах, населяющих Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_okeana.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6 классе
Тема: «Растительный и животный мир океана»
Цель:
Сформировать представление об особенностях распространения организмов в Мировом океане; называть основные сообщества организмов океанов; развивать навыки работы с различной справочной литературой; воспитывать бережное отношение к богатствам Мирового океана.
Задачи урока:
- Разобрать с учащимися новые термины и понятия.
- Сформировать знания о разнообразии животного и растительного мира океанов и морей.
- Дать школьникам представление о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.
- Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.
- Продолжить формирование умения работать с картами, схемами, таблицами и электронным учебником
Оборудование: учебник географии 6 кл., слайд-презентация, сообщения учащихся, видеопроектор, карта океанов
Ход урока:
- Оргмомент : тема, цель. Сегодня на уроке узнаем много интересного об организмах, населяющих Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит. Запишем тему урока в тетрадь. (Слайд 1), (Слайд 2)
2. Вступительная беседа:
- Каких обитателей Мирового океана вы знаете? Как вы думаете, температура воды в океане с глубиной меняется или нет? Что такое шельф? На эти и другие вопросы мы и найдем сегодня ответ.
3. Изучение нового материала.
Как растительный и животный мир земли, также богат и разнообразен живой мир океана.
Рассказ учителя.
Условия жизни организмов в Мировом океане.
Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. Запишите эти цифры в тетрадь. (Слайд 3)
Условия существования организмов очень благоприятны:
(Слайд 4)
1. Действует выталкивающая сила воды, поэтому в ней могут жить организмы больших размеров.
2. Нет резких перепадов температуры воды по сезонам года.
3. В воде растворен кислород, дышат морские организмы.
Хотя условия и благоприятны для разнообразия организмов, но
распределены в океане они неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, обитают в основном животные - хищники.
Холодные глубины океана населены мало, но не лишены жизни, хотя растений там нет. Но можно встретить червей, ракообразных, моллюсков.
Так как океаны расположены в разных широтах с разными климатическими условиями, то и обитатели в них различны.
Растительный мир океана представлен в основном водорослями: их большое количество и разнообразие, начиная с одноклеточных и заканчивая многоклеточными – зелеными, бурыми, красными. Морские водоросли — древние, слоевцовые споровые растения, содержащие в своих клетках хлорофилл, и живущие преимущественно в воде. Здесь мы встречаемся и с одноклеточными и многоклеточными, и с крупными формами различного строения. Даже по окраске морские водоросли неодинаковы, так как одни содержат только хлорофилл, другие ещё ряд дополнительных пигментов, окрашивающие их в различные цвета. (Слайд 6)
Кораллы – это морские животные (коралловые полипы), которые имея известковый скелет и живя колониями, образуют коралловые острова и рифы. (Слайд 7). Цвет кораллов зависит от состава и количества органических соединений: встречаются не только розовые, но и красные, голубые, белые и даже черные кораллы. Красные кораллы называют "кровавой пеной", "цветком крови", черные - "королевскими кораллами ". Розовые, красные и черные кораллы считаются наиболее ценными. (Слайд 8)
Все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы.
Рассмотрим схему, которую вы должны перенести в тетрадь. (Слайд 9)
Планктон.
Термин "планктон" происходит от греческого слова "планос", что означает "блуждающий". Планктон — собирательное понятие для сообщества дрейфующих или малоподвижных растений и животных, обитающих в морской и пресной воде. Сюда входят самые различные организмы — от микроскопических растений до медуз с диаметром зонта 2 м. К планктону относят икру рыб и личинки других морских животных.
К фитопланктону относятся все растительные организмы — от мельчайших одноклеточных водорослей до гигантских морских водорослей. Входящие в „ эту группу растения благодаря их способности к фотосинтезу перерабатывают неорганические питательные вещества в органическое вещество. Фитопланктон составляет около 90% всего растительного царства Земли.
В зоопланктон входят животные формы планктона, являющиеся основными потребителями фитопланктона. В свою очередь зоопланктон служит пищей для многих видов рыб, головоногих моллюсков и усатых китов. (Слайд 10)
Сообщение учащегося о Морской осе. (Слайд 11) (2 мин)
Нектон.
Нектон — совокупность водных активноплавающих животных, способных передвигаться самостоятельно на значительные расстояния и противостоять силе течения. К нектону относятся рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие, взрослые головоногие, тюлени, водные змеи, черепахи, пингвины. Для нектонных животных характерны обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения. (Слайд 12)
Слово уходит корнями в греческое слово nektos — плавающий, плывущий.
Сообщение учащегося о китах.(Слайд 13) (2 мин)
Сообщение учащегося о рыбе- попугае. (Слайд 14) (2 мин)
Сообщение учащегося о акулах. (Слайд 15) (2 мин)
Сообщение учащегося о морских черепахах. (Слайд16) (2 мин)
Бентос.
Бентос — организмы, обитающие на морском дне. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (например, водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы). Некоторые из организмов ползают по дну или закапываются в грунт. Другие, так называемый сидячий бентос, прикреплены ко дну. Иногда к бентосу относят и некоторых рыб, например камбалу, проводящих значительную часть времени в тесном контакте с дном.
Пример обитателей бентоса — морские звёзды, устрицы, камбалы, мидии,
морской огурец, анемоны и многое другое. (Слайд 17).
Сообщение учащегося о морских звездах . (2 мин)
Сообщение учащегося о скатах. (2 мин)
4. Закрепление материала.
А сейчас выполним задание: Определите ,к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу. (Слайд 19)
| 6. Красные водоросли | А) Планктон |
| 7. Рыбы | Б) Нектон |
| 8. Криль | В) Бентос |
| 9. Черепаха | |
| 10. Бурые водоросли |
- Вывод: И так, совершив путешествия, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять.
- Домашнее задание: параграф 48, записи в тетради. (Слайд 20)
СПАСИБО ЗА УРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе по теме "Растительные ресурсы России"
Материал к уроку содержит подробный конспект урока, презентацию. На уроке используется музыкальный фрагмент из балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Танец рыцарей) для образного представления р...
урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"
Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...
Разработка урока 6 класс "Животные в нашей жизни"
Урок посвящен проблеме редких и исчезающих видов животных, учит стратегиям выполнения заданий по чтению в формате ГИА....
Тесты в XL по географии 8 класса по теме "Растительный и животный мир России".
Промежуточное тестирование в XL по теме "Растительный и животный мир России"...
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме: "Растительные сообщества"
Данный урок разработан по УМК В.В.Пасечника в соответствии с требованиями ФГОС....
конспект урока по биологии 6 класс на тему "Растительная клетка"
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИЦель: рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готов...