Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования
статья по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mayorovoy.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
К.А. Майорова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
e-mail: kseniyaalex96@mail.ru
Научный руководитель: А.В. Марина, к.п.н., доцент кафедры
биологии, географии и химии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
e-mail: marinaab@mail.ru
Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования
Аннотация: внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при ее реализации в рамках изучения школьного курса биологии.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) особое значение уделяется организации внеурочной деятельности школьников.
Внеурочная работа рассматривается как «обязательная часть образовательного процесса в школе, осуществляемая в формах, непохожих на ту, что осуществляется непосредственно на уроках, и направленных на результат планируемых результатов изучения основной образовательной программы» [1, С. 19-21].
Внеурочная деятельность связывает все без исключения виды работы, способствующие воспитанию, социализации и обучению школьников. Она рассматривается составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.
Правильно организованная система внеурочной работы способствует формированию познавательных потребностей и способностей любого воспитанника. Она гарантирует воспитание свободной личности, обеспечивая его успешное существование в современном мире, т.е. успешность его социализации.
Внеурочная деятельность предусмотрена ФГОС ООО, в котором определены основные направления такой деятельности [3].
Для реализации внеурочной работы разработано значительное количество программ, которые дают возможность подобрать собственный вариант работы в образовательном учреждении [4-7]. Они широкие возможности использования разнообразных форм деятельности учащихся (проектная деятельность, игровая деятельность, экологический практикум, интеллектуальные марафоны, квесты и др. ).
Реализация таких программ обеспечивает не только расширение и углубление имеющихся у школьников знаний, но, что немаловажно, – их духовно-нравственное воспитание благодаря личному участию в том или ином виде деятельности.
Одной из отличительных особенностей внеурочной деятельности в соответствии с требованиям ФГОС ООО является достижение воспитательных результатов, которые, по мнению С.Ю. Бочкаревой, распределяются согласно трём уровням [2].
Первый уровень результатов рассматривается как получение подростком социальных знаний (о социальных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), изначального представления общественной действительности и повседневной жизни.
Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет связь учащегося со своими учителями. Так, в разговоре о соблюдении прав человека и гражданина обучающийся не только воспринимает информацию от педагога, но и сопоставляет ее с образом самого учителя. Информации будет больше доверия, в случае если сам педагог культивирует соблюдение этих норм.
Второй уровень результатов выражается в приобретении подростком навыка переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, общество, знания, труд, уровень культуры), ценностного взаимоотношения к социальной действительности в целом. С целью достижения данного уровня результатов особенное значение имеет связь школьников между собою на уровне класса, школы, т. е. в социальной образовательной среде.
Третий уровень результатов связан с приобретением подростком опыта независимого социального действия, что позволяет ученику стать, гражданином, свободным человеком. Самостоятельное социальное действие ученика обеспечивает формирование тех гражданских качеств, которые необходимы в постоянно меняющихся социальных условиях.
Достижение рассмотренных выше уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует о ее результативности для развития личности ученика.
Школьный курс биологии основной школы располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание предмета «Биология» обеспечивает формирование таких личностно значимых для ученика результатов, как: использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [8, С. 106-161].
Для их достижения возможно использование таких направлений организации внеурочной деятельности, как: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Они могут быть реализованы при использовании разрабатываемых нами программ внеурочной работы: «Здоровый образ жизни», «Тайны природы», «Юный эколог»
Литература:
- Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О.В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – № 12. – С. 19-21.
- Бочкарёва, С.Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 01.06.2019).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» [Электронный ресурс] / / https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-biologiya-klassi-2593623.html (дата обращения 6.06.2019).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс] // https://botana.biz/prepod/biologiya/opbuoyfp.html (дата обращения 18.05.2019).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии» [Электронный ресурс] // https: //sch13satka.educhel.ru/uploads/20600/20558/section/325445/vneur.deyat/vneur.d.OOO/Za_stranicami_biologii.PDF?1518420195435 (дата обращения 25.05.2019).
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс] // https: //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yunyy-ekolog (дата обращения 30.05.2019).
- Сивоглазов, В.И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5 – 9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И. Сивоглазов. – М.: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» На уровень основного общего образования 3 года реализации
Рабочая программа по внеурочке(физкультура). Плавание 3 года реализации...
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6 классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединение «Юный топограф» основное общее образование, 5 класс 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по топографии (внеурочная деятельность) "Юный топограф" для 5 класса...
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии» (уровень: основное общее образование) 2019-2020
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность по географии»(уровень: основное общее образование)...
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 6 класса основного общего образования
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриот» для обучающихся основного общего образования
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ...