РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии «Введение в биологию» 5 класс /базовый уровень/
рабочая программа по биологии (5 класс)

Юмашева Олеся Александровна

Место предмета в учебном плане МБОУ «Нововолковская ООШ»

    Согласно учебному плану МБОУ «Нововолковская ООШ» на 2018-2019 учебный год на изучение биологии на уровне основного общего образования отводится в 5 классе 1 ч в неделю, 34 часа в год.

 

Основной целью курса является:

      познакомить школьников с одним из важнейших школьных предметов – биологией, пробудить интерес к нему, научить внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык природы.

 

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;

- формировать умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_2018_.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________

                    143120 Московская область, Рузский городской округ, д. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

                  тел. 8(496)27-65-689    e-mail: wolruz@yandex.ru    сайт:  http://51-sch-nv.eduruza.ru 

        

                                                                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Нововолковская ООШ»

                                                                                                                                                               ____________     О.А. Юмашева

                                                                                                                                             Приказ № _____ от 31.08.2018 г.

                                                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии

«Введение в биологию»

5 класс

/базовый уровень/

                                                                                                    СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                                                              Юмашева Олеся Александровна

                                                                                                   учитель биологии                                                                                                                                                        

                                                                                                                                     высшей квалификационной категории

2018 год.

д. Нововолково

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса составлена на основе:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г     

2. Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (приказ МО РФ и науки от 17.12.2010 № 1897)                                          

3. Основной образовательной программы ООО  МБОУ «Нововолковская ООШ», 2015 г                        

4. Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа. Концентрический курс.

 5.Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018/2019 учебный год  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)             

6. Учебного плана МБОУ «Нововолковская ООШ» на 2018 -2019 учебный год                                                                 

     Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Концентрический курс: Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию.   5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).

Место предмета в учебном плане МБОУ «Нововолковская ООШ»

    Согласно учебному плану МБОУ «Нововолковская ООШ» на 2018-2019 учебный год на изучение биологии на уровне основного общего образования отводится в 5 классе 1 ч в неделю, 34 часа в год.

Основной целью курса является:

      познакомить школьников с одним из важнейших школьных предметов – биологией, пробудить интерес к нему, научить внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык природы.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;

- формировать умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный  химический  состав,  обмен  веществ  и  энергии,   питание,  дыхание,   выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»  

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы»

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

 Раздел 4. Человек на Земле {5 ч).

  • Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

 Демонстрация.

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 6 « Измерение своего роста и массы тела»

Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи».

 Резервное время - 2 ч.

Планируемые результаты

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь:

Личностные результаты:

  1. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
  2. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

Метапредметные результаты:

  1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
  2. Уметь работать с разными источниками биологической информации.
  3. Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.
  4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

  Предметные результаты:

1.    В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.
  • Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.  
  • Научить классифицировать биологические объекты.
  • Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
  • Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.
  • Научить сравнивать биологические объекты и процессы уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
  • Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия  разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и  их функциями.
  • Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.

      2. В ценностно – ориентационной сфере:

  • Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
  1.  В сфере физической деятельности:
  • Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
  1.  В эстетической сфере:
  • Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч).

Ученик научится:

  • основным признакам живой природы;
  • устройству светового микроскопа;
  • распознавать основные органоиды клетки;
  • распознавать основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
  • познакомится с ведущими естествоиспытателями и их ролью в изучении природы.

         Ученик получит возможность научиться:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч).        

Ученик научится:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

            Ученик получит возможность научиться:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч).

Ученик научится:

-        сравнивать различные среды обитания;

-        характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

-        сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

-        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

-        приводить примеры обитателей морей и океанов;

-        наблюдать за живыми организмами.

Ученик получит возможность научиться:

-        находить и использовать причинно-следственные связи;

-        строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

-        выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

           Раздел 4. Человек на Земле {5 ч).

           Ученик научится:

  -  объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

-        объяснять роль растений и животных в жизни человека;

-        обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

-        соблюдать правила поведения в природе;

-        различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

-        вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

           Ученик получит возможность научиться:

-        объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

-        объяснять роль растений и животных в жизни человека;

-        обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

-        соблюдать правила поведения в природе;

-        различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

-        вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

 Календарно – тематическое планирование

урока

Дата

проведения

Тема

Практические работы, лабораторные       опыты,

контроль

Планируемые результаты

Дом. задание

план.

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч.)

1

06.09

Введение.

Живой организм.

(Формирование новых знаний

Фронтальный опрос

Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседнев.жизни.

Познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные - планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П.1

2

13.09

Наука о живой природе.

Индивидуальный опрос

Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых,   объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний  

Познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий -   целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Смыслообразование -понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

П.2

3.

20.09

Методы изучения природы.

Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

(демонстрационная)

Научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения

и работы

с приборами

и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

Познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Смыслообразование - понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

П.3

4.

27.09

Увеличительные приборы..

Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;   логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования 

П.4

5.

05.10

Живые клетки .

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки               (главные части);

Владеть приемами исследовательской деятельности; 

Смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования 

П.5

6.

12.10

Химический состав клетки

Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы»

Научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабора19торную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения tforo, что уже известно, и того, что ещё" неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни

П.6

7.

19.10

Вещества и явления в окружающем мире

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Самоопределение проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности

П.7

Повторить:

П.1-П.6

8.

26.10

Великие естествоиспытатели

Проверочная работа №1.

По теме «Живой организм: строение и изучение»

Научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Научатся применять полученные знания в практической работе

Познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические — осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Ре г у лятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий — отвечать на вопросы.

Самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П.8

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч.)

9.

09.11

Как  развивалась жизнь на Земле

Фронтальный опрос.

Научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятель-ности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;                      называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.                      

Познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы

Самоопределе-ние - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

П.9

10.

16.11

Разнообразие живого

Индивидуальный опрос

Научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

П.10

11.

23.11

Бактерии

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе.

Познавательные: общеучебные :  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

П.11

12.

30.11

Грибы

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика

П.12

Повторить П.11

13.

07.12

Растения. Водоросли

Проверочная работа №2

По темам: «Бактерии», «Грибы».

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Проявляют любознатель-ность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П.13

14.

14.12

Мхи. Папоротники.

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование — составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Самоопределе ние - имеют адекватную позитивную самооценку

П.14

П.15

15.

21.12

Голосеменные растения

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам.

Познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; ком муникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П.16

Повторить П.14,15

П.16

16.

11.01

Покрытосеменные (цветковые) растения

Проверочная работа №3.

По темам: «Мхи. Папоротники, Голосеменные растения».

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Проявляют любознатель-ность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.17

17.

18.01

Значение растений в природе и жизни человека

Индивидуальный опрос

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Познавательные:  общеучебные - выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П.18

18.

25.01

Животные. Простешие.

Фронтальный опрос

Научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; ставить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы  , выполнять задания в соответствии с  поставленной целью, отвечать на вопросы.                      

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.19

19.

01.02

Беспозвоночные животные

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Познавательные: общеучебные — овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Смыслообразование  проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия

П.20

20.

08.02

Позвоноч-ные животные

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Познавательные: общеучебные — овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу;  планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии целью.

Смыслообразование  проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия

П.21

21.

15.02

Значение животных в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.22

Пов-то-рить П.9-

П.22

22.

22.02

Обобща-ющий урок по теме: «Многообразие живых организмов»

Проверочная работа № 4

По теме: «Многообразие живых организмов»

Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. (6ч.).

23.

29.02

Три среды обитания живых организмов

Фронтальный опрос.

Научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Познавательные: обще учебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.23

24

14.03

Жизнь на разных материках

Терминологический диктант.

Индивидуаль-ный опрос.

Научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

П.24

25

21.03

Природные зоны Земли.

Индивидуаль-ный опрос

Научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

Познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.25

26

04.04

Жизнь в морях и океанах.

Лабораторная работа № 5

«Определение

наиболее распространённых растений и животных»

Научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами.

Познавательные: общеучебные -соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.26

27

11.04

Особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания

Практическая работа № 1

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

Научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами.

Познавательные: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу, целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - слушать и понимать речь других людей.

Осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

П.23-П.26

28

18.04

Обобща-ющий урок по теме:

«Среда обитания живых организмов"

Проверочная работа № 5

По теме: «Среда обитания живых организмов"

Научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Нравственно-этическая ориентация - ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя.

П.23-П.26

Раздел 4. Человек на Земле  (5ч.)

29

25.04

Как человек появился на Земле.

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

Научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.27

30

Как  человек изменил Землю

Индивидуаль-ный опрос

Научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.

Познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук

П.28

31

Жизнь под угрозой.

Научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Познавательные:  общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу.

Проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.29

32

Не станет ли Земля пустыней?

Научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Познавательные:  общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

П.30

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа № 7

«Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

Научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и понимать речь других людей.

Демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование - стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования

П.27-П.31

Обобщение (2ч.)

34

Обобщение и повторение изученного  за год.

Раститель-ный и жи-вотный мир Москов-ской обла-сти, Рузско-го района.

Проверочная работа № 6

По теме:  «Человек на Земле»

Научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование — составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё" неизвестно.

Проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении

П.31

СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей

естественнонаучного цикла

от 30.08.2018 г. № 1

Руководитель ШМО

____________ Н.П. Гобзова      

                       

                       СОГЛАСОВАНО:

                       Заместитель директора по УВР

                       ___________    Е.Н. Володина  

                      «31» августа 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 10-11 класс (базовый уровень)

Представлены рабочие программы для 10-11 класса (базовый уровень) для УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Физика-10,11",Просвещение 2009 г.Программы составлены в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень) по программе Л.Н.Боголюбова.

Рабочая программа по обществознанию(базовый уровень). Составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС,на основе примерной программы, с учетом авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова....