выездная экошкола
проект по биологии
первоначальный вариант проекта "Детская Арктическая экошкола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsion_proekt_eko_shkola_dzyuba.docx | 86.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- Общая информация об организации
Наименование организации (по уставу) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги |
Адрес организации | 629404, г.Лабытнанги, ул.Школьная, д.45 |
ФИО руководителя организации | Сомова Галина Валерьевна |
ФИО руководителя МИП | Дзюба Ольга Валериевна, учитель биологии и химии, первой квалификационной категории |
Контактное лицо по вопросам представления заявки | Дзюба Ольга Валериевна |
Контактный телефон | 89088623171 |
Телефон/ факс организации | 8(34-992)5-90-44, |
Сайт организации | |
Электронный адрес организации | gimnasia89@gmail.com |
- Краткое описание инновационного проекта (программы)
Направление реализации инновационного проекта (программы) | Молодые профессионалы Ямала. Экологическое направление (краеведение, ориентирование на местности, школа выживания) |
Тема инновационного проекта | Проект программы образовательного туризма «Экологическая школа» методом погружения в природу |
Основная идея инновационного проекта (программы) | Изучать особенности устройства мира на примере экосистемы рек и озёр тундры, развивать экологическую культуру при организации проживания на берегах водоемов, при рыбной ловле, при использовании природных ресурсов. |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту | Анализ научных публикаций (с ретроспективой в 20 лет), а так же обзор доступных публикаций на образовательных сайтах, в коммерческих и педагогических журналах и газетах, обследованиях сетевой активности и данные по статистике системы образования не выявили практических аналогов. CyberLeninka.ru›Научные статьи›n/rybnye-resursy… |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития муниципальной системы образования в городе Лабытнанги | В связи с ухудшением состояния рек и перепромыслом ценных пород рыб, сократилось поголовье рыб. Подростки под руководством экологов, могут оказать значительную помощь в определении возрастного состава местных рыб, составить описание (каталог) рыб рек Большой и Малый Ханмей, Собь, Орехъеган, Елец, Большая и Малая Пайпудына. Полученные сведения могут использоваться специалистами для планирования мест промыслового лова рыбы, прогноза скорости восстановления рыбных ресурсов, а так же помогут улучшить экономическую ситуацию в стране. Подростки овладеют навыками научно-прикладного характера в изучении фауны водных объектов, примут участие в составлении каталога рыб. Научатся правилам поведения и выживания в природных условиях. |
Цели и задачи проекта | Цели: создать новое направление работы по экологическому воспитанию учащихся, профориентации, в выборе будущей профессии, привлечение молодого поколения к охране биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа, их бережному сохранению и приумножению. Задачи:
|
Сроки реализации инновационного проекта (программы) | 2016-2018 гг |
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) |
|
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) | Сформировать экологическую дружину из участников «Экологической школы», учащихся - добровольцев школ г.Лабытнанги |
География проекта | Прилегающая к городу территория тундры на берегах рек Ханмей, Собь, Орехъеган, Елец, Пайпудына |
Бюджет проекта | Доставка участников и обеспечение оборудованием при помощи Арктического научно-исследовательского института экологии растений и животных (УФАН) |
- Программа реализации инновационного проекта.
- 1. Исходные теоретические положения.
Я хочу научить подростков анализировать проблемы качества окружающей среды человека, совместно с ними придумать, как их можно решить, показать как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах передачи энергии, как разные организмы связаны между собой и со средой своего обитания.
Это очень сложные вопросы, которые пытаются решить многие ученые мира, поэтому получив такой внушительный перечень вопросов, я остановлюсь только на аспектах миграции и жизни рыб в реках тундры.
Научные труды по этой теме –
CyberLeninka.ru›Научные статьи›n/presnovodnye-ryby…
CyberLeninka.ru›Научные статьи›n/rybnye-resursy…
Статьи по теме -kolafish.ru›ru/tundra_fish
fisher.spb.ru›Блоги на fisher.spb.ru›Рыбалка в тундре
all-fishing.ru›forum/index.php…
Организационная сторона проекта.
Реализация проекта предполагает организацию палаточного лагеря, погружение в национальные традиции и обучение участников «Экологической школы» основам выживания в тундре. Этот выезд рассчитан на 4-5 дней. В течение этого времени участники освоят ловлю хариуса и других рыб с помощью удочки.
Содержание проекта.
Изучим методы исследования рыб, освоим методы спортивной ловли и научимся жить в природе.
Для этого нам нужна помощь родителей и учителей. А так же согласие родителей на особенности питания, предполагаемые в походных условиях.
Экологическая направленность с использованием фундаментальных научных принципов для мониторинга видового состава рыб рек Ханмей, Собь, Орехъеган, Елец, Пайпудына ( выбор маршрутов основан на практике собственников вездеходов, имеющих большой опыт в поездках в тундру).
По результатам нашего исследования мы можем попытаться обосновать роль мостов, газо- и нефтепроводов и их влияния на возрастной и видовой состав местных рыб.
- Этапы и сроки реализации инновационного проекта.
Этапы организации «Экологического лагеря»:
- Этап «Подготовительный»: (проводится в начале мая)
- сбор и рассмотрение предложений участников творческих объединений и педагогов по составлению программы лагеря;
- собеседование с будущими участниками и их родителей о режиме участия в досуговой программе;
- уточнение программы (время экскурсий, практик, трудовых десантов, и т.д.), составление маршрута и способа передвижения, распространение программы, сбор заявлений и медицинских допусков от родителей, собеседование по организационным вопросам.
- Составление необходимой документации по согласованию маршрутов с МЧС
2. Этап «Основной». Проведение лагеря, соответственно теме, срокам выезда и программе на данный период (предположительно в августе).
3. Этап «Заключительный». Обработка материалов собранных в «Экологической школе», презентация и защита творческой, исследовательской, проектной работы, обсуждение. Разработка методов реализации экологического воспитания молодежи.
Сроки реализации
2016 г-подготовительный этап
2017 г-практический этап
2018 г-обобщающий этап
- Содержание и методы реализации инновационного проекта, необходимые условия организации работ.
Механизм реализации проекта
Летний выездной экологический лагерь (5 дней 4 ночи). Количество детей: 10-25
- Возраст 15 – 17 лет
2.Количество сотрудников: 3-4 (из них один водитель вездехода и один мед.работник)
3.Питание: пятиразовое (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин)
4. Транспорт: вездеход
5. Связь: спутниковая
Одним из важнейших механизмов реализации проекта является организация деятельности микрогрупп внутри разновозрастного временного коллектива, который дает возможность психологического взаимодействия подростков. Во время работы с подростками важно придерживаться следующих принципов:
- добровольность участия;
- активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
- сохранение за участником программы права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов.
Цели - создать новое направление работы по экологическому воспитанию учащихся, профориентации, в выборе будущей профессии, привлечение молодого поколения к охране биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа, их бережному сохранению и приумножению.
- Создать образовательную среду, в которой мы можем изучать особенности устройства мира на примере тундры, развивать экологическую культуру, туризм и любовь к своей Родине.
- Узкая цель деятельности, основанная на научных принципах - мониторинг окружающей среды – изучение миграций рыб в природных условиях – 1)в краткосрочных экспедициях в реках; 2) в городской среде - под мостами, в районах очистных сооружений, на Обском причале.
- Мы научимся ловить, взвешивать, описывать рыб и составим примерные возрастные карты местных рыб. Составим каталог видового состава местных рыб.
Задачи
- Изучить особенности жизни рыб.
- Составить план реализации проекта «Экологическая школа».
- Научиться методам определения, измерения и описания рыб.
- Организовать взаимодействие с представителями малочисленных народов Севера.
Методы исследования
- Обзор литературных источников по истории использования рыбы в пищу ненцами. Изучение местных видов рыб.
- Формирование навыков спортивной рыбной ловли и обучение молодежи методам взвешивания, описания рыб, наименее травматичного снятия с крючка рыб, работа с определителями.
- Формирование навыков соблюдения правил техники безопасности при нахождении на водных объектах, в полевых условиях.
Статус исследования
Внутригимназический (теоретическое обоснование), городской (теоретическая часть и практическое применение)
Объект исследования: экологическая школа, как направление экологического туризма.
Предмет исследования: хариус и др.виды рыб.
Положительный эффект: занятость детей в летнее время, формирование основ проживания в полевых условиях, изучение научных принципов мониторинга окружающей среды родного края.
Условия реализации:
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Источники финансирования:
- Доставка участников и обеспечение оборудованием при помощи Арктического научно-исследовательского института экологии растений и животных (УФАН)
- Личное имущество участников «Экологической школы»
- Снабжение едой за счет родителей участников «Экологической школы»
- Возможно привлечение спонсоров
2. Администрацией экологического лагеря в целях совершенствования материально-технической базы учреждения предполагается осуществить:
-решение вопроса о территории, необходимой для обеспечения занятости и проживания 10-25 детей.
3.Решение задач совершенствования материально-технической базы является необходимой основой создания хороших условий для педагогов в их учебно-воспитательной работе, развития детей, привлечения родителей к образовательно-воспитательному процессу.
Ресурсное обеспечение проекта
Волонтеры
4.Прогнозируемые результаты по каждому этапу.
Предполагаемые конечные результаты
- Создание нового направления работы по экологическому воспитанию в муниципальной системе г.Лабытнанги
- Составление каталога возрастного и видового состава рыб.
- Формирование навыков научного подхода в изучения природы водных объектов.
Этот проект поможет юным экологам самоутвердиться, самореализоваться, самосовершенствоваться в жизненных ситуациях, требующих ответственности за свои действия в полевых условиях.
В результате реализации программы лагеря:
- Вовлекается широкий круг подростков в интересную, конкретную, построенную в игровой форме, физкультурно-оздоровительную и краеведческую работу (по мониторингу экологического состояния некоторых рек вблизи г.Лабытнанги).
- Происходит физическое, интеллектуальное, духовное развитие подрастающего поколения.
3. Будут приобретены навыки в необходимой в дальнейшем трудовой деятельности.
- Повысится чувство собственного достоинства и собственной значимости в обществе через проживание опыта соединения с природой.
- В течение смены будет решен вопрос о занятости подрастающего поколения в летний период.
- Подростки будут мотивированы представлять результаты своих исследований на конференциях, писать исследовательские пректы.
- Постепенно будет изменяться отношение современного общества к природе и ее богатствам.
1 этап. Формирование группы подростков и административного состава для выезда в тундру на берег реки. Сбор оборудования, обеспечение транспортом, провизией, аптечкой, связью. Решение вопросов технического характера. Встреча с представителями УФАН (Соколовым А.А., Штро В.Г.) и оказание ими консультативной помощи в вопросах мониторинга водной среды и обитателей тундры. Ознакомление родителей (законных представителей) и подростков с правилами поведения и техники безопасности при проживании в тундре, вблизи водных объектов, при обращении с оборудованием лагеря.
2 этап. Выезд, организация жизни в лагере, формирование навыков спортивного (научного) лова рыбы, ведение полевых заметок. Формирование навыков по устройству лагеря, с соблюдением правил поведения вблизи водных объектов. Составление планов исследуемой местности, изучение видового состава рыб, наблюдение природных объектов, совершенствование навыков ориентирования на местности.
3 этап. Оформление результатов исследования, составление каталога возрастного состава местных видов рыб некоторых участков рек вблизи г.Лабытнанги. Представление результатов мониторинга.
- Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.
Фото и видеоотчет по количеству выловленной рыбы. Таблицы измерения веса, длины и цвета рыб.
Сопоставление результатов мониторинга с предполагаемыми результатами сотрудниками Академии РАН (УФАН).
- Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).
Этапы | Дата | Содержание |
1 этап. | Начало мая | Формирование группы подростков и административного состава |
2 этап. | Август | Выезд, проживание в лагере, мониторинг водных объектов |
3этап. | Август-сентябрь | Оформление результатов исследования (составление каталога возрастного состава местных видов рыб, оценка экологического состояния водных объектов) |
- Перечень учебно-методических разработок по теме инновационного проекта.
А.М.Панфилов.Организация и проведение полевой школьной экспедиции. ecosystema.ru›03programs/exp/exp/index.htm
Сикорская Г.П. Образовательный проект «Экологический лагерь» CyberLeninka.ru›Научные статьи›…-podhody-k-soderzhaniyu…
IV.Обоснование возможности реализации инновационного проекта.
Перечень нормативных документов
Сегодня лицензирование в сфере туризма представлено только Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков.
вопросы использования туристских ресурсов:
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности туризма:
- Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»;
правовые акты, устанавливающие основы деятельности органов государственной власти в сфере туризма:
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму»;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;
Для осуществления работы «Экологического лагеря» необходимо разработать новые местные нормативные документы, обеспечивающие безопасное нахождение подростков в условиях тундры (совместно с МЧС и администрацией города Лабытнанги, согласовать план с УО)
V.Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в массовую практику.
Экологический туризм не будет очень массовым никогда (я думаю), это связано с особенностями климата Крайнего Севера, особенностями природы здесь и особенностями передвижения по местности тундры на трэколе (вездеходе).
За несколько лет работы лагеря можно создать экологическую дружину, которая будет помогать экологам и ученым в районе г.Лабытнанги. Подростки приобретут ценные умения и навыки и смогут использовать их при обучении на экологических факультетах.
VI.Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта.
Механизмы внедрения полученных результатов в муниципальную систему образования Г.Лабытнанги.
Программа реально выполнима и может быть использована для экологического просвещения и мониторинга водных объектов. Результаты полевых исследований можно использовать в научно-практической деятельности старших школьников, результаты могут внести ясность в экологическое состояние рек вблизи г.Лабытнанги.
СТРУКТУРА
Описания инновационного проекта
1. Название «Проект программы образовательного туризма «Экологическая школа» методом погружения в природу»
- Введение.
В результате реализации проекта в Гимназииг.Лабытнанги, исследователи смогут практически подтвердить (или опровергнуть) выводы экологов о снижении численности промысловых видов рыб и скорректировать экономику региона по рыбному промыслу.
Актуальность проекта
Прошлым летом (2016 года) я работала в летнем профильном лагере на базе Гимназии. У меня возник вопрос: как разнообразить летний досуг детей, которым не очень интересно находится на площадке с малышами 8-10 лет? Как организовать отдых подростков с пользой для ума и организма. И я предлагаю план полевых исследований в игровой форме, с элементами экологии, краеведения и спортивных соревнований.
Крайний Север - суровый, красивый, сказочный край. Наши дети и мы изучаем национальные традиции жизни в тундре коренных народов Севера, чтобы понять, как они могли выжить здесь суровыми зимами, дождливыми комариными короткими летами и пережить период расцвета своего самобытного народа. Я искала информацию в сети интернет, у учителей краеведения, у людей, выезжающих на вездеходах в тундру для работы, у представителей ассоциации коренных и малочисленных народов севера «Ямал - потомкам». В общении с детьми ненцев, которые учатся и учились в нашей Гимназии – Сергеем Моисеевым и Артемом Пырысевым. Они спрашивали у своих родных о культурных традициях, об особенностях национального питания и охоты, рассказывали о быте и еде своим одноклассникам.
С 5 классом на классных часах мы обсуждаем экологическую ситуацию
на Ямале, особенности жизни и хозяйствования малых народов Севера. Я регулярно провожу в Гимназии Всероссийские экоуроки с ЭКА - Зеленым движением России. И этот проект хотим внедрять именно в 2017 году, который объявлен годом экологии.
Меня, как учителя биологии, и гражданку России, интересует и беспокоит сложившаяся на сегодня экологическая ситуация, и я продумываю варианты планомерного изменения обывательских воззрений проживающего здесь населения. А лучший метод воздействия на ситуацию – привлечение и обучение молодёжи.
Новизна проекта.
Изучая традиции местного населения, мы сможем использовать принцип экологичности в климатически неблагоприятных условиях жизни Крайнего Севера. Мы сможем изучить и использовать основы природопользования, научиться питаться «едой тундры» – рыбой, мясом, ягодами, - которая действительно полезна, богата витаминами, ферментами и сбалансирована по калорийности. Используя в питании «правильную» еду, мы будем способствовать укреплению своего здоровья.
Многим подросткам интересно, как готовят национальную еду, некоторые, возможно, будут работать в ресторанах, где будут угощать туристов экзотической едой, отражающей особенности моего Севера. Обучение мониторингу окружающей среды, это стартовые навыки для детей, планирующих стать экологами. Сотрудничество с УФАН, откроет возможности к научной базе данных, подростки научатся систематизировать данные своих исследований.
Привлекая молодежь к участию в «Экологической школе» я смогу привлечь внимание общественности и туристов не только к природным богатствам нашего края, но и к культурным традициям местного населения. Всегда занимательно узнавать, как живут другие. Все мы мечтаем побывать в далеких странах, но у нас на Крайнем Севере не менее интересно!
Используя территориальные особенности г.Лабытнанги и его окрестностей можно организовать выездную экологическую школу в летний период, работа которой будет обеспечена силами подростков и учителей, не уезжающих в отпуск, которые хотят сохранить наши природные богатства.
Одним из важнейших механизмов реализации проекта является организация деятельности микрогрупп внутри разновозрастного временного коллектива, который дает возможность психологического взаимодействия подростков. Во время работы с подростками важно придерживаться следующих принципов:
- добровольность участия;
- активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
- сохранение за участником программы права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов.
Цели
- создать новое направление работы по экологическому воспитанию учащихся, профориентации, в выборе будущей профессии, привлечение молодого поколения к охране биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа, их бережному сохранению и приумножению.
- Создать образовательную среду, в которой мы можем изучать особенности устройства мира на примере тундры, развивать экологическую культуру, туризм и любовь к своей Родине.
- Узкая цель деятельности, основанная на научных принципах - мониторинг окружающей среды – изучение миграций рыб в природных условиях – 1)в краткосрочных экспедициях в реках; 2) в городской среде - под мостами, в районах очистных сооружений, на Обском причале.
- Мы научимся ловить, взвешивать, описывать рыб и составим примерные возрастные карты местных рыб. Составим каталог видового состава местных рыб.
Задачи
- Изучить особенности жизни рыб.
- Составить план реализации проекта «Экологическая школа».
- Научиться методам определения, измерения и описания рыб.
- Организовать взаимодействие с представителями малочисленных народов Севера.
Основная идея
Идея проекта. Проект «Экологическая школа» направлен на реализацию плана полевых исследований в игровой форме, с элементами экологии, краеведения и спортивных соревнований.
В реках Ханмей, Собь, Орехъеган, Елец, Пайпудына помимо хариуса обитают – щука, налим, таймень, чебак, окунь, и виды рыб, приходящие на нерест – щекур, пыжьян, сырок.
В августе наиболее благоприятный период организации выездного лагеря, не так много воды и комаров как в июне, хариус поднялся в низовья рек с зимовок и доступен для ловли. Созрели ягоды и грибы.
С традициями национальной еды и использования природных богатств можно будет познакомиться при прохождении маршрута на реку Большой Ханмей. Изучить большое видовое разнообразие рыб при реализации маршрута Собь и Орехъеган. Топографическая схема прилагается.
Наше общество устало от обилия информации и, подростков сложно удивить чем-то новым. Мы знаем многое из жизни иностранцев, потому что есть интернет. А о том, что происходит в нашем регионе, мы порой, и не задумываемся. Также, как продолжаем игнорировать вред фаст-фуда,- мы знаем, что это вредно, но не перестали готовить и есть пиццу и картофель-фри. Мы изучаем основы экологии, но не умеем правильно применить изученные термины и методы научного подхода для анализа видового состава местной фауны - и под влиянием средств массовой информации, появляются такие ненаучные выражения как «плохая экология» того или иного района, «экологически чистые» продукты или товары. Зная, что современному обществу всерьёз угрожает гиподинамия мы продолжаем сидеть за планшетами, или уткнувшись в социальную сеть в поисках эфемерной новизны и интересности.
Реализация этой программа позволит подросткам погрузиться в природу тундры, увидеть красоту и мощь природы, сделать свой вклад в экономику и экологическую ситуацию края.
Основная часть.
Проект «Экологическая школа» направлен на реализацию плана полевых исследований в игровой форме, с элементами экологии, краеведения и спортивных соревнований.
В реках Ханмей, Собь, Орехъеган, Елец, Пайпудына помимо хариуса обитают – щука, налим, таймень, чебак, окунь, и виды приходящие на нерест – щекур, пыжьян, сырок.
В августе наиболее благоприятный период организации выездного лагеря, не так много воды и комаров как в июне, хариус поднялся в верховья рек с зимовок и доступен для ловли. Созрели ягоды и грибы.
С традициями национальной еды и использования природных богатств можно будет познакомиться при прохождении маршрута на реку Большой Ханмей. Изучить большое видовое разнообразие рыб при реализации маршрута Собь и Орехъеган. Топографическая схема прилагается.
Проанализировав интернет – источники, нашли некоторые каталоги рыб и статьи по ихтиофауне Ямальской тундры-
ipae.uran.ru›sites/default/files/publications/…
elibrary.ru›item.asp?id=24977461
Задачи, реализуемые в ходе проекта:
Образовательные:
- Знакомство с объектами природного и культурного наследия родного края.
- Освоение методов исследовательской и проектной деятельности.
- Закрепление, обобщение, систематизация знаний, полученных в ходе освоения программ дополнительного образования по экологической и туристско-краеведческой направленности.
- Расширение кругозора.
Воспитательные:
- Воспитание патриотических и гражданских качеств личности.
- Формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного за сохранение природного и культурного наследия.
- Способствовать положительному стереотипу поведения в окружающем мире.
Развивающие:
- Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности ребенка.
- Укрепление физического и эмоционального здоровья.
- Формирование умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
- Формирование у участников проекта особого мировоззрения и поведения, необходимого для выживания в тундре.
Кадровое обеспечение (ресурсы)
- Директор лагеря, он же один из тренеров-преподавателей.
- Тренеры-преподаватели (1-2), в зависимости от количества детей.
- Вожатый - студент вуза (педагогического колледжа, экологической направленности)
4.Медработник
5. Подростки – помощники, организаторы.
Подбором и подготовкой кадров для работы занимается директор лагеря. Основной штат сотрудников набирается из числа специалистов, ранее работавших в детских лагерях, вновь привлеченных специалистов.
Вожатский состав будет представлен студентами педагогического колледжа и подростками, трудоустроившимися на летний период. Руководство и организация загородного мобильного лагеря осуществляется согласно должностным обязанностям штатных единиц. В процессе работы лагеря высшим органом является собрание всех работников (педагоги, воспитатели, вожатые). Директор лагеря по согласованию с Управлением образования решает вопросы по структуре, штатному расписанию, должностным окладам, организации питания, месту и расписанию работы лагеря.
Работники лагеря с круглосуточным пребыванием выполняют свои должностные обязанности согласно правилам и нормам должностных инструкций в соответствии с трудовым законодательством.
Участники проекта:
1. Учащиеся школ города Лабытнанги.
2. Родители учащихся.
3. Учреждения: администрация города, Управление образования, комитет по молодежной политике физкультуре и спорту.
4. Школы.
5. Педагоги и студенты.
Форма проведения программы «Экологического лагеря» – эколого-краеведческое путешествие, которое включает: экскурсии, практические работы в полевых условиях, игры (в том числе деловые и ролевые, подвижные), создание и защита мини-проектов, исследования, конкурсы, трудовые десанты.
Программа реализуется через разнообразные формы деятельности:
- коллективная, индивидуальная, групповая организация творческой деятельности;
- репродуктивная, частично-поисковая, поисковая, проектная, исследовательская уровни деятельности (в зависимости от личностных приоритетов).
- Используемое оборудование и материалы для проведения исследований:
- для работы в полевых условиях: барометр, гигрометр, термометр, планшеты, блокноты, карандаши, ручки, линейки, компасы, лупы, чашки Петри, банки с крышками, сачок, весы, определители флоры и фауны, карты, карты-схемы, путеводители;
- для обработки данных и выполнения творческий отчетов: ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, весы, удочки, спиннинги, мушки для ловли хариусов.
Порядок контроля и оценки результатов
Предоставление отчета в администрацию, в отдел управления по делам молодежи, в УФАН, организация выступлений участников проекта.
Риски.
Удаленность от города от 12 до 100 км.
Даже при ежедневном отчете в МЧС по спутниковой связи могут быть ситуации, требующие вывоза заболевших участников проекта.
Опасные животные – медведи.
Последствия эпидемии сибирской язвы.
Погодные условия (например, обложные дожди, способные свернуть деятельность экспедиции).
Всегда существуют риски травм – порезов, переломов, ожогов.
Участники команды могут заблудиться в лесу.
Водные объекты всегда представляют опасность и требуют постоянного нахождения взрослых рядом с детьми.
Методы устранения (снижения) рисков – строгое соблюдение правил поведения и техники безопасности, постоянное нахождение в лагере мед.работника, исправной спутниковой связи и транспорта (вездехода или трэкола).
Заключение
Многие проекты во всем мире направлены на его улучшение. Кто как не молодежь, сможет реализовать новое и по-новому мыслить? Мы, учителя должны стремиться к изменению себя и своего мировоззрения, чтобы идти в ногу со временем и дать детям возможность реализации себя в этом мире сейчас. Время и информационный поток ускорились и нам все сложнее успевать и соответствовать современным реалиям. Они уже живут в новом цифровом интернет – мире. А вокруг нас всё та же тундра и вечная мерзлота. И они не все сами могут остановиться и подумать – куда идти и что делать для сохранения этой природы, от которой зависит наша жизнь.
Значимость данной работы достаточно велика. Во-первых, у подростков повышается мотивация в изучения химии, биологии, географии и краеведения для понимания экологических законов, действующих в Ямальской тундре, не смотря на увеличивающееся давление антропогенного характера. Удовольствие от созерцания мира становится намного полнее, если мысль проникает сквозь невидимую оболочку вещей, и мы начинаем понимать внутренние связи между ними, структуру веществ и их взаимодействие. Это надпредметные компетенции.
Подростки осознают некоторые философские аспекты жизни и роль в них естественных наук: химия и биология – тесно связаны между собой и составляют основу жизни, потому что энергия, которую мы получаем из пищи, находится в молекулах этой пищи.
Во-вторых, расширятся знания подростков о быте этносов Ямала, их мудрости, трудолюбии, жизненной стойкости на Крайнем Севере.
Богатый опыт, накопленный жителями тундры, по использованию мощи природы, должен быть не только сохранен, но и научно обоснован. Я с большим интересом работала над этой темой. Уверена, что в будущем можно будет использовать проект для внеурочных занятий на уроках химии, краеведения и экологии.
Каждый подросток, прошедший хотя бы один этап экологического маршрута приобретет навыки выживания в лесу и на реке.
Литература.
- Бекетов Н.В., Находкин Н.А., Павлова С.Н. Экологические аспекты экономического развития современного общества // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 6-й Межд. научн.-практ. конф. Ч. — СПб.: Нестор, 2004. — С. 262–264.
- Доброцова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М.: Агропромиздат, 1988.
3. Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.- 03 Минздрав России Москва 2003
4. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. Настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. ИСАР Дальний Восток, 1999
5.Молоканова Т.В. Как помочь детям адаптироваться в лагере. Психологическое сопровождение. Занятия. Упражнения. Рекомендации. Волгоград.: Учитель, 2008.
6.Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. Вопросы безопасности. М.:ЦДЮТур, 1997
7.Поломис Карел. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии. М.: Профиздат, 1990.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 29 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10"
9.Почитаева М.В. На тропах природы. Методическое пособие для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем. Часть 2. Йошкар-Ола, 2004.
10.Практика организации летнего отдыха детей. Сборник нормативных документов. Екатеринбург.: Дом учителя, 2000.
11.Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. М.: Педагогическое общество России, 2003.
12.Сикорская Г.П. Образовательный проект «Экологический лагерь» (методическое пособие для организаторов экологического образования). Екатеринбург, 1996.
13.Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. Тюмень.: СофтДизайн, 1997.
14.Творчество педагогов дополнительного образования детей. Выпуск 2. Эколого-биологическая деятельность. Нижний Новгород.: ООО «Педагогические технологии», 2004.
15. Федеральный закон «Об основании туристской деятельности в Российской Федерации»
Приложение I.
План работы лагеря. Примерный распорядок дня:
8.00-8.25 - Зарядка, утренний осмотр
8.30-8.55 - Завтрак
09.00-11.50 – Занятия (вылов рыбы, ориентирование на местности, сбор ягод, грибов)
12.00-12.30 - Обед
12.30-15.00 - Время отдыха. Обмен опытом, картографирование объектов изучения.
15.00-16.30 - Полдник. Подведение итогов дня. Систематизация информации.
19.00-19.30. Ужин. Тренинги, лекции по экологии, краеведению,.
21.00 - Второй ужин. Литературные чтения.
День 1. Заселение, формирование групп по 10-12 человек + инструктор к каждой группе (инструктор – человек возраст которого не менее 18 лет). Обсуждение инструктажа по технике безопасности в тундре, правил поведения в лагере, распределение инвентаря и обязанностей (по типу дежурства по 2 человека каждый день – костровые, повара, и т.д.). Приготовление еды, знакомство с территорией, знакомство участников проекта между собой. Устройство лагеря. Расстановка палаток, оборудование мест для костра, еды, туалета. Мастер-класс по разжиганию разных типов костров. Ознакомление с удочками, спиннигами, закидушками и методами сбора основной информации по изучению рыб. Совместное приготовление ужина. Каша с тушенкой привычная еда туриста. Представление каждой команды.
Определение плана действий для каждого участника проекта и команды в целом. Объяснение роли экспедиции и особенностей спортивной рыбалки, с дальнейшими измерениями выловленных рыб и обучение правильному обращению с живой рыбой. Внесение данных в таблицы, составление отчетов по итогам рыбалки, выпускание рыб обратно в среду обитания.
Группы распределяются по берегу – у перекатов, под мостом с одной и другой стороны, по разным берегам реки с описанием мест для рыбной ловли.
Вечер. Психологические тренинги для сплочения коллектива. Костер дружбы и чай «желаний» (каждый, получивший свою кружку говорит в кругу друзей, чего он ожидает от проекта).
День 2. Распределение обязанностей, завтрак, поход по окрестностям с составлением плана берега и карты местности. Ориентирование в лесу. Знакомство с местной флорой и фауной. Приобретение навыков по вылову рыбы, отбору рыбы для еды и для внесения данных выловленных рыб в мониторинговые таблицы. Обед. Рыбалка. Ужин. Выпекание лепешек по рецептам ненцев. Приготовление чая. Обсуждение у костра национальных традиций.
День 3. Завтрак, распределение дежурства, уборка территории. Спортивная командная эстафета «Кто словит больше рыбы по весу».
Собрать мусор по берегу реки, в лесу в пакеты, с последующим вывозом с этой территории. Ориентирование на местности. Рыбалка. Обед. Подведение итогов рыбалки, обсуждение результатов мониторинга. Выявление явных и скрытых лидеров в команде. Литературные чтения писателей Ямала.
День 4. Рыбалка с отслеживанием веса рыб, определения их возраста. Составление отчета о проделанной работе по формированию навыков выживания в условиях тундры. Отчет об особенностях местной фауны. Альтернативные задания – собрать ягоды и грибы, собрать гербарий, рассмотреть в бинокль местных птиц, возможно, животных. Записать наблюдения о фауне и флоре.
День 5. Уборка территории, сжигание безопасного мусора, сворачивание палаток, сбор оборудования, систематизация результатов мониторинга. Отъезд домой.
Приложение II
Списки личного имущества
Рюкзак большой с непромокаемым вкладышем 1
Спальный мешок с вкладышем 1
Циновка пенопластовая 1
Обувь основная (кроссовки) 1
Сапоги резиновые 1
Костюм тренировочный 1
Свитер шерстяной 1
Брюки 1
Нижнее белье 2-3
Носки шерстяные 2-3
Носки х/б 2-3
Полотенце 2
Платки носовые 2, cалфетки
Миска, кружка, ложка, нож компл.
Туалетные принадлежности компл.
Индивидуальный медицинский пакет 1
Спички в непромокаемой упаковке 1
Мешочек из пластика для документов 1
Накомарник 1
Списки группового имущества
Общий перечень
(из расчета на группу 20 человек)
Наименование
1.Палатка двускатная 4-х местная 6
2.Тент, полиэтиленовая пленка 6
- Комплект из трех ведер (кастрюль) от 5 до 8 л, в чехле 3
- Топор малый в чехле 2
- Металлические рогульки, тросик, крючья для подвески посуды и т. п. компл.
- Рукавицы костровые 2
- Сковорода 2
- Разливательная ложка 2
- Нож консервный 2
- Фляга 2-6
- Клеенка обеденная (полиэтиленовая) 2
- Мочалка капроновая 5
- Безмен 10
- Мыло хозяйственное 4
- Спички в непромокаемой упаковке 5
- Фонарь карманный с батарейками 6
- Медицинская аптечка
- Ремонтный набор
- Фотоаппарат
- Котел походный 3
- Удочки с набором мушек к каждой - 10
- Спиннинги -5
Приложение III
Использование национального компонента на уроках биологии и краеведения
- Смородина красная растет по сырым заболоченным местам в тундре. Ее листья жители тундры заваривают кипяченой водой и пьют как чай. Найти, собрать и засушить листья, снабдив мешочек этикеткой с указанием места и даты сбора. Отметить на карте место, где растет смородина.
- В качестве противовоспалительного средства жители тундры применяют отвар листьев брусники. Найти, собрать и засушить листья, снабдив мешочек этикеткой с указанием места и даты сбора. Отметить на карте место, где много брусники.
- Жители тундры заготавливают на зиму плоды шиповника и используют их как лекарственное средство. Эти плоды называют «копилкой» витаминов. Найти, где растет шиповник. Отметить на карте место, где растет шиповник.
- Полярной ночью человек нуждается в витаминах для поддержания жизненных сил организма. Жители тундры на зиму заготавливают ягоды голубики (богатый источник витаминов) и используют их для приготовления отвара, который дают детям и взрослым при нарушении обмена веществ.
- Летом женщины в тундре занимаются заготовкой ягеля. Они собирают и сушат его для хозяйственных нужд, чтобы использовать в зимнее время. Ягель отличный антисептик и хорошо впитывает влагу, поэтому его использовали как подстилку в детской колыбели. Собрать образцы ягеля, высушить и проверить на впитываемость.
Приложение IV.
Интервьюирование.
Анатолий Ямру жил в тундре с родителями, тетей и бабушкой с дедом. У них было стадо оленей в 100 голов. После учебы в колледже проживает в городе Салехард.
Анфиса Салиндер 28 лет, жила в семье тундровых ненцев, потом вышла замуж и переехала в поселок Яр-Сале.
- С какого возраста детям дают строганину?
- С 0,6 – 1,5 лет наверно. Малосольная и сушеная рыба выменивается на оленьи шкуры и мясо, когда встречаются с ненцами, проживающими на побережьях рек. Все семьи питаются приблизительно, похоже. Обычно это рыба - муксун, щекур, пыжьян (чир). Щуку, налима, язя и другую рыбу не ели сырой. Из омуля и нельмы всегда варили уху.
- Как часто в вашей семье ели оленину?
- Всегда, несколько раз в неделю, мясо морозили впрок, варили, редко засаливали. Мы любили период забоя оленей, тогда мы ели сырое, еще теплое мясо, отец и дяди отрезали кусочки почек, мы, макали его в желудочный сок, где были маленькие кусочки ягеля, а печень смачивали кровью, которая собиралась в полости брюха.
Иногда олений мозг посыпали сахаром, коптили панты, эти блюда были редко.
- Почему нужно пить кровь оленя? Это традиция?
- Да, кровь дают пить всем – и маленьким, и взрослым, потому что она богата витаминами и микроэлементами. А в сыром мясе, есть такие вещества, которые помогают не болеть (это ферменты). Они поддерживают обмен веществ в организме.
- Использовали вы в пищу ягоды, травы?
- Летом – ягоды: морошка, голубика, черника, княженика (мы дети перетирали их с сахаром и зимой добавляли в чай при простуде). Травы собирали шаманы или старые люди, они говорили, какие травы при каких болезнях использовать, давали рецепт.
-Какими способами вас лечила мама?
У мамы был настой золотого корня. Настойка мухомора, при зубной боли полоскали рот.
-Мать вытапливала жир гусей, и натирала спину, ноги, или горло и грудь, в зависимости, где болело. Иногда, заставляла нас есть медвежий жир (по чайной ложке в день), обычно зимой.
-Какие травы вы использовали в хозяйстве?
Мы использовали кору ольховника для того, чтобы чистить зубы, и ягель, чтобы чистить посуду. Летом, чтобы отгонять комаров, жгли в костре багульник.
Приложение V.
Хариус сибирский (основной вид изучения) (лат. Thymallus) –хариусы - род рыб подсемейства хариусовых семейства лососевых отряда лососеобразных. Характерным признаком является большой спинной плавник, задняя часть которого у половозрелых самцов в сложенном состоянии достигает жирового, а иногда и основания хвостового плавников.
Хариус живёт в реках горного типа с чистой и холодной водой, а также олиготрофных озерах, на высотах до 2000-2300 м над уровнем моря. Пищей служат организмы зообентоса: личинки ручейников, веснянок, поденок, хирономид, их имаго, а в теплое время года разнообразные воздушные насекомые. Некоторые виды хариусов могут поедать других рыб, а особо крупные особи даже мелких грызунов.
Пища ненцев
Пища ненцев - мясо и рыба. Растительная пища почти не используется. Да и понятно – с конца сентября по начало июня фактически всё покрыто снегом, который только олени и могут раскапывать мощными копытами, в поисках ягеля и ягод.
Приготовление пищи всегда было делом женщин. Добыча и разделка туш – мужчин. Сейчас эпоха гендерного равенства и роли в современном обществе становятся общими.
Мясная пища. Мясо оленя употребляется ненцами с середины августа до мая, то есть в течение зимнего периода.
Рыбная пища. Рыба является одним из основных видов пищи ненцев в летнее время. В прошлом для безоленных и малооленных ненцев это был главный продукт питания.
Употребляют только что выловленную рыбу в сыром виде, иногда чуть присолив или макая куски рыбы в соленую воду. Хариус очень нежная рыба и ее надо съедать сразу или сразу засаливать. Зимой одним из любимых блюд является строганина – свежая мороженая рыба, тонко наструганная острым ножом.
Вытопленный рыбий жир является одним из любимых лакомств: его пьют, в него обмакивают во время еды лепешки, хлеб, куски рыбы.
Икра ценится главным образом в некоторых породах рыб (омуль, сиг, пелядь), причем ненцы предпочитают икру, добытую из озерной рыбы, а не речной, так как она бывает очень нежной и жирной. Икру едят сырой, смешивая ее с жиром, вываренным из внутренностей рыбы, кусочками рыбы или ягодами.
Утренняя еда обычно состоит из чая, хлеба и масла (жира), днем и вечером варят мясо или рыбу и пьют чай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выездная филармония" - форма воспитательной работы в хореографической школе
В издании представлена методическая разработка к программе летнего отдыха «Сириус». На базе ДДТ «Гармония»...
Итоговое выездное занятие по курсу ОБЖ за 6 класс
Занятие проводится в полевых условиях в виде соревнования команд. Занятие проводится в 2 этапа: 1 - теоретический, 2- практический.Для проведения практического этапа необходимо иметь следующее снаряже...
«Экошкола»: проект по экологическому воспитанию школьников
методматериал...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Экошкола»
laquo;Экошкола» - проектно-исследовательская площадка, в рамках которой осуществляется формирование экологической культуры школьника - совокупности экологического сознания, экологических чувств...
Экошкола 2019
Сетевая этноэкологическая школа "Селенга-Байкал" Летняя школа на берегу Байкала...
Конспект занятия деятельности объединения экошколы "Зеленые паруса"
Экологические пазлы "В гармонии с природой"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Профориантационной направленности «Экошкола» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Щербинина Екатерина Владимировна Учитель географии
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экошкола» имеет естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью ...