Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Экошкола»
рабочая программа
«Экошкола» - проектно-исследовательская площадка, в рамках которой осуществляется формирование экологической культуры школьника - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Программа обучения в «Экошколе» состоит из 5 модулей:
- Модуль 1 «Здоровый образ жизни. Валеология».
- Модуль 2 «Основы энергосбережения».
- Модуль 3 «Юный исследователь».
- Модуль 4 «Общество и природа. Экомониторинг».
- Модуль 5 «Природная мастерская».
Модуль 1 «Здоровый образ жизни. Валеология». В рамках изучения данного модуля школьникам необходимо сформировать правильное отношение к здоровью как главной ценности виерархии потребностей человека.
Модуль 2 «Основы энергосбережения». При изучении данного модуля упор делается на энергосберегающие технологии, основы энергетического менеджмента , эффективность энергопотребления, на оптимизацию энергозатрат, что являются важнейшим направлением развития производств и сферы ЖКХ.
Модуль 3 «Юный исследователь». На примере работы «Малой биологической академии» происходит знакомство с основами построения научных исследований и описания их результатов.
Модуль 4 «Общество и природа. Экомониторинг». Основу данного модуля составляет изучение проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Обучение различным методам изучения состояния окружающей среды, определение качества воды из различных источников, почвы и воздуха.
Модуль 5 «Природная мастерская». Мастер-классы по изготовлению поделок из природных материалов и знакомство с основами народных промыслов позволяют сформировать навыки самостоятельного мышления учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №544
с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета ГБОУ школы №544 с углубленным изучением английского языка Протокол № 1 от 31.08.2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ школа №544 ____________________ А.А. Бушмакина Приказ № ________ от «31 » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Экошкола»
на 2018-2019 учебный год
Год обучения: первый
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
- педагог дополнительного образования Егорова Виктория Александровна.
Санкт-Петербург
2018 г.
Пояснительная записка
«Природа, как бесценный дар, и человек – это единое целое. Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства». |
(В.И. Вернадский).
Гармонизация отношений с окружающей средой является одной из главных проблем современности. Каждый здравомыслящий человек понимает, что мир находится на грани хрупкого экологического равновесия, существующего в природе. Ситуация разрастающегося экологического кризиса, до предела обострившая взаимоотношения человека с природой, потребовала переосмысливания традиционных задач обучения и воспитания подрастающего поколения. В сложившихся условиях громадное значение приобретает экологическое образование.
С этой целью в школе была разработана образовательная программа «Экошкола», ориентированная на непрерывную систему экологического образования обучающихся.
Направленность программы: социально-педагогическая
Актуальность программы сегодня человечество пытается создать новые технологии и инновации природопользования. Но этого недостаточно. Продолжается деградация экосистем, загрязняются воздух и воды Мирового океана, наблюдается дефицит чистых пресных вод, истощаются не возобновляемые ресурсы, растут мусорные свалки, увеличивается выброс токсичных отходов, исчезают многие виды флоры и фауны, разрушается озоновый слой, ухудшаются условия жизни людей в крупных городах, под угрозой здоровье нынешнего и будущего поколений. Нехватка знаний, необходимых для улучшения качества жизни, пассивность и потребительское сознание по отношению к нашей природе приводит к нарушению баланса экологического, социального и экономического развития общества планеты – Земля. Что может помочь нам выйти из кризиса и создать новый более совершенный мир? Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема сегодня встает не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
С принятием закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.
Заниматься экологическим образованием в современном мире с глобальными экологическими проблемами становится с каждым днём всё актуальнее. И начинать знакомить ребёнка с культурой поведения в окружающем мире необходимо с самого раннего возраста с первых шагов его познания мира.
Обучающие, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки. В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность, и решать их - задача всех: семьи, дошкольных образовательных учреждений, современной школы и учреждений дополнительного образования детей. Система дополнительного образования позволяет использовать при решении задач по экологическому воспитанию различные формы работы как традиционные, так и не традиционные.
Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того, что путь улучшения экологии планеты, помимо проведения природоохранных мероприятий, лежит также через систему образования и воспитания.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе.
Цель:
воспитание экологической культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий для социального становления и развития, самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи:
– расширение и обогащение экологических знаний учащихся;
– стимулирование их разносторонней природоохранной деятельности;
– развитие заинтересованности учащихся в экологическом благополучии окружающей среды.
Возраст обучающихся:
от 11 до 14 лет.
Объём учебной программы в часах – 27 (4 группы).
Срок реализации – 1 год.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Здоровьесберегающие приёмы и правила:
соблюдение Санитарных правил и Норм, в частности проветривание помещений через каждые 45 мин.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний;
- ответственного отношения к учению, труду;
- целостного мировоззрения;
- осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
- коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры
Метапредметные результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
- понимать смысл биологических терминов;
- знать сущность биологических процессов;
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.
Контроль результатов:
Открытые занятия, проекты, практические работы, лабораторные работы на основе ролевых игр, лабораторные работы с применением метода кейс-стади, лабораторные работы с применением тренажеров.
Методы оценивания:
метод, основанный на вопросах для самоанализа
- метод, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе;
- метод, представляющий собой открытый ответ (письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы);
- метод рисуночного или графического изображения изменений, которые произошли во время работы;
- портфолио на основе приемов песочной анимации;
- скрайбинг-портфолио;
- презентация на основе комиксов;
- игра;
- кейс;
- тренажер «Учусь экспериментировать».
Инструменты оценивания:
- критериальные описания, или наборы критериев, которые указывают на определенные характерные признаки или свойства лабораторной работы;
- эталоны, которые представляют собой образцы работ обучающихся, с которыми сравниваются оцениваемые работы;
- памятки, или листы, содержащие перечни информации, данных, элементов, характерных признаков или свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.
Учебно-тематический план
«Экошкола» - проектно-исследовательская площадка, в рамках которой осуществляется формирование экологической культуры школьника - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Программа обучения в «Экошколе» состоит из 5 модулей:
- Модуль 1 «Здоровый образ жизни. Валеология».
- Модуль 2 «Основы энергосбережения».
- Модуль 3 «Юный исследователь».
- Модуль 4 «Общество и природа. Экомониторинг».
- Модуль 5 «Природная мастерская».
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Часы | Основные элементы содержания | |
Теория | Прак-тика | ||||
1. | Модуль 1 «Здоровый образ жизни. Валеология». | 5 | 1 | 4 | В рамках изучения данного модуля школьникам необходимо сформировать правильное отношение к здоровью как главной ценности виерархии потребностей человека. |
2. | Модуль 2 «Основы энегосбережения». | 4 | 1 | 3 | При изучении данного модуля упор делается на энергосберегающие технологии, основы энергетического менеджмента , эффективность энергопотребления, на оптимизацию энергозатрат, что являются важнейшим направлением развития производств и сферы ЖКХ. |
3. | Модуль 3 «Юный исследователь». | 4 | 1 | 3 | На примере работы «Малой биологической академии» происходит знакомство с основами построения научных исследований и описания их результатов. |
4. | Модуль 4 «Общество и природа. Экомониторинг». | 5 | 1 | 4 | Основу данного модуля составляет изучение проблем взаимодействия человека с окружающей средой. Обучение различным методам изучения состояния окружающей среды, определение качества воды из различных источников, почвы и воздуха. |
5. | Модуль 5 «Природная мастерская». | 9 | 2 | 7 | Мастер-классы по изготовлению поделок из природных материалов и знакомство с основами народных промыслов позволяют сформировать навыки самостоятельного мышления учащихся. |
Всего | 27 | 6 | 21 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебно-методическое обеспечение:
1. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкции / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – 5-е изд. – Спб.: Крисмас+, 2017. – 176 с.: ил.
2. Колюбина Ю.В. Гармония pH // Химия и жизнь. – 1997. – №8–9.
3. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. Москва.: Медицина, 2004, 132 с.
4. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва.: Мысль, 2002. 236 с.
5. Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.
6. Бродский, А.К. Общая экология / А.К. Бродский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
7. Денисов, В.В. Экология города / В.В. Денисов, А.С. Курбатова, И.А. Денисова, В.Л. Бондаренко, В.А. Грачев, В.А. Гутенев, Б.А. Нагнибеда / Под. ред. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 832 с.
8. Константинов, В.М. Охрана природы /В.М. Константинов. – М.: Изд. Академия, 2003. – 240с.
9. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие /В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 378с.
10. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде / Т. Миллер. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1996. – Т.3. – 400 с.
11. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человек /Ю.П. Пивоваров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 512 с.
12. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни — М.: Академия, 2013.
13. Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – 2007. – №4. – С.28–31.
14. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – 2007. – №2. – С.41–47.
2.Цифровые образовательные ресурсы:
1. Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект http://www ecobiocentre.ru
2. Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива» http://fns.nspu.ru/resurs/nat
3. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья http://plant.geoman.ru
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Фотоаппарат.
4. Мультимедийный проектор.
Оборудование:
1. Мини-экспресс лаборатория «Пчелка-У».
2. Ватман, карандаши, акварельные краски, кисточки, фломастеры, клей, ножницы.
3. Пластиковый контейнер.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Дата проведения | ||||||||||
План | Факт | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | Введение в программу. Постановка цели и задач обучения. Техника безопасности жизнедеятельности: а) техника безопасности на занятиях; б) пожарная безопасность; в) безопасность на дорогах; г) поведение при чрезвычайных ситуациях; д) правила поведения на занятиях. | 21.01 | 25.03 | 07.11 | 03.09 | ||||||||
Понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье и болезнь. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни. Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни. Знакомство со следующими понятиями: «здоровье», «здоровый образ жизни», критериями здоровья, факторами, которые влияют на формирование здоровья. Работа с фото-кейсом. Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизни. Познакомить учащихся с понятием «здоровье человека», критериями здоровья, факторах, которые влияют на формирование здоровья. Сформировать у учащихся мировоззрение о здоровом образе жизн «здоровье», «здоровый образ жизни», | 21.01 | 25.03 | 12.11 | 03.09 | ||||||||
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы | 1 | Выполнение практической работы «Изучение запыленности пришкольной территории». | 23.01 | 27.03 | 12.11 | 05.09 | ||||||||
Как жить экологично в мегаполисе | 1 | Раскрытие понятий «загрязнение окружающей среды», «экослед» и «экологичный образ жизни». Знакомство с вариантами полезных и выгодных экопривычек, основанных на таких принципах как разумное потребление, повторное использование, совместное использование, энерго/водосбережение, переработка, здоровый образ жизни. Игра «Выгодные привычки». | 28.01 | 01.04 | 14.11 | 10.09 | ||||||||
Стресс и здоровье | 1 | Знакомство с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами). Выполнение заданий по карточкам «Умей справиться со стрессовыми ситуациями». | 28.01 | 01.04 | 19.11 | 10.09 | ||||||||
Новые методы борьбы с «Мусорным монстром». | 1 | Ознакомление с технологиями раздельного сбора и переработки отходов. Выполнение игрового задания по сортировки мусора. Разработка схемы управления отходами. Составление списка действий по борьбе с «мусорным монстром». | 30.01 | 03.04 | 19.11 | 12.09 | ||||||||
Польза и вред полиэтилена | 1 | Беседа о получении полиэтилена и его свойствах. Выполнение практической работы «Польза и вред полиэтилена». Разработка пластилиновой анимации на заданную тему. | 04.02 | 08.04 | 21.11 | 17.09 | ||||||||
Гигиена умственного труда. | 1 | Беседа по правилам гигиены умственного труда. Выполнение игровых заданий. Практическая работа «Чередование труда и активного отдыха». | 04.02 | 08.04 | 26.11 | 17.09 | ||||||||
Вода России. Сбережем дар природы | 1 | Беседа о значимости водных ресурсов для экономики, социума и экосистемы нашей планеты. Выполнение настольной игры на звание «Водный знаток». | 06.02 | 10.04 | 26.11 | 19.09 | ||||||||
Как загрязненная вода влияет на водные растения. | 1 | Выполнение практической работы «Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения. Очистка воды от СМС». | 11.02 | 15.04 | 28.11 | 24.09 | ||||||||
Физическая активность. Рациональное питание. | 1 | Упражнения и игры для развития физической активности. Беседа об основных питательных веществах, продуктах и рациональном питании. Разработка скрайбинга на заданную тему. | 11.02 | 15.04 | 03.12 | 24.09 | ||||||||
Анализ качества продуктов питания. | 1 | Выполнение практической работы «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов». | 13.02 | 17.04 | 03.12 | 26.09 | ||||||||
Полезный разговор о вредных привычках. | 1 | Беседа о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека. Просмотр видеоматериала о вредных привычках. Разработка скрайбинга на заданную тему. | 18.02 | 22.04 | 05.12 | 01.10 | ||||||||
Курение и его влияние на здоровье. | 1 | Беседа о вреде курения. Выполнение практической работы «Влияние курения на свойства слюны». | 18.02 | 22.04 | 10.12 | 01.10 | ||||||||
Алкоголь и его влияние на здоровье. | 1 | Беседа об отрицательных свойствах алкоголя. Выполнение практической работы «Воздействия алкоголя на свойства белка». | 20.02 | 24.04 | 10.12 | 03.10 | ||||||||
Основные направления в энергосбережении. Топливно-энергетические ресурсы. Традиционные и нетрадиционные способы получения электрической энергии. | 1 | Беседа о энергосбережении, традиционных и нетрадиционных способах получения электрической энергии. Выполнение практической работы. | 25.02 | 29.04 | 12.12 | 08.10 | ||||||||
Хранители воды. | 1 | Беседа о методах по сбережению воды в повседневной жизни дома, в школе и на природе. Просмотр видеоматериала «Проблемы воды в мире и в России». Разработка повседневных шагов, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят к напрасной трате воды. | 25.02 | 29.04 | 17.12 | 08.10 | ||||||||
Воздух и его состава. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 | Выполнение практической работы «Наблюдение за составом атмосферных осадков». Разработка пластилиновой анимации на заданную тему. | 27.02 | 06.05 | 17.12 | 10.10 | ||||||||
Производство энергии и ее потребление в различных странах. Экологические проблемы энергопотребления. | 1 | Беседа о способах производства электрической энергии, уровня производства и потребления электроэнергии в различных странах. Проведение конференции по теме «Экологические проблемы энергопотребления». | 04.03 | 06.05 | 19.12 | 15.10 | ||||||||
Изменение климата и связь с сохранением лесов. | 1 | Беседа о функциях леса и его климатообразующих функциях. Беседа о парниковом эффекте и глобальном изменении климата. Выполнение учебной игры на усвоение изученного материала. Создание карманной книжечки с практическими советами по теме урока. | 04.03 | 08.05 | 24.12 | 15.10 | ||||||||
Почва – важная составляющая части биосферы. Загрязнение почвы. | 1 | Беседа об основных источниках и последствиях загрязнения почв. Просмотр видеоматериала «Загрязнение почвы». Выполнение практической работы «Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы». | 06.03 | 13.05 | 24.12 | 17.10 | ||||||||
Энергосбережение и энергосберегающие технологии. Энергосбережение в быту. | 1 | Знакомство с понятием «энергосбережение». Беседа о способах энергосбережения. Анализ об особенностях энергосбережения и его значении в повседневной жизни. Выполнение кейсовых заданий. | 11.03 | 13.05 | 26.12 | 22.10 | ||||||||
Подарок «Черному морю». | 1 | Беседа о причинах и последствиях загрязнения морской среды. Выявление способов сокращения попадания отходов в море. Выполнение игрового задания «Море мусора». По окончанию урока учащиеся придумывают слоганы, оформляют плакаты по заданной теме и находят подходящее место для их размещения. | 11.03 | 15.05 | 31.12 | 22.10 | ||||||||
Хранители воды II | 1 | Знакомство с понятиями «водный след вещей», «водный след человека». Выполнение практической работы «Определение органолептических показателей воды». Настольная игра на звание «Хранители воды II». Изготовление покетмода (карманная книжечка с домашним заданием по сбережению воды). | 13.03 | 20.05 | 31.12 | 24.10 | ||||||||
Перспективы использования энергии. | 1 | Проведение конференции по теме «Перспективы использования энергии». Выполнение кейсовых заданий по заданной теме. | 18.03 | 20.05 | 09.01 | 29.10 | ||||||||
Сохранение редких видов животных и растений. | 1 | Знакомство с понятиями «трофические цепи», «биоразнообразие», «Красная книга». Беседа об отдельных видах животных и растений, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения. Просмотр видеоматериала «Сохранение редких видов животных.». Создание карманной книжечки с информацией о том, какие действия может предпринять каждый человек, чтобы сохранить редкие виды животных и растений. | 18.03 | 22.05 | 14.01 | 29.10 | ||||||||
Итоги содружества. | Написание мини-сочинения: «Я в экошколе…». Чему мы научились, что узнали, было ли интересно. Написание мини-сочинения: «Я в экошколе…». Чему мы научились, что узнали, было ли интересно. | 20.03 | 27.05 | 14.01 | 31.10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетского класса МЧС (7А класса МЧС)...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...