Технологическая карта урока "Иммунитет" 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Троян Людмила Ивановна

В предложенном материале содержатся  такие вопросы ЗОЖ как: аллергия, ВИЧ-инфекция. Изучаются правила по предупреждениюзаболевания СПИДом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_immunitet.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Иммунитет.

ФИО

Троян Людмила Ивановна

Место работы

МБОУ «СШ № 23» города Смоленска

Должность

Учитель химии и биологии

Предмет

биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

 Иммунитет. Урок в теме №32

Базовый учебник

 Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2015

Цели урока: 

Образовательные направлены на достижение предметных планируемых результатов:

Ученик научится:

  • определять  основные виды иммунитета, способы его формирования;
  • понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания»;
  • знать способы их профилактики.

Ученик получит возможность:

  • отличать  искусственный  иммунитет от естественного;
  • отличать вакцину от сыворотки;
  • обосновывать необходимость соблюдения правил общественной и личной гигиены.

Развивающие направлены на достижение метапредметных планируемых результатов:

Ученик научится:

        ставить учебные цели и задачи;

•        планировать способы и пути достижения учебных целей;

•        корректировать свои действия;

•        оценивать правильность выполнения учебных задач;

•        работать в группе по решению общих учебных задач;

Ученик получит возможность:

•        работать с различными источниками информации;

•        сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения;

•        получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;

•        использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

•        выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Воспитательные направлены на достижение личностных планируемых результатов:

Ученик получит возможность:

•        быть мотивированным на обучение и развитие познавательной активности;

•        самообразования и саморазвитию, самовыражению, самооценке.

  • быть мотивированным на обучение и развитие познавательной активности;
  • самообразования и саморазвитию, самовыражению, самооценке.

Тип урока:  урок изучения и первичного   закрепления    новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы :  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент об иммунитете, диски к учебнику издательства «Дрофа».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы.

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз.

2.Формулирование проблемы:

Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют.

Способы предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией.

Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет» где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья.

1.Делятся мнением и личным опытом. Выдвигают гипотезы.

2.Принимают информацию, участвуют в постановку задач урока.

3.Формулируют вопросы.

Читают тему урока. Делают предположения.

Формулируют цель урока: узнать, что такое иммунитет, его виды. Использовать полученные знания на практике.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?

– Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.

Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.

2.В учебнике изучите материал об истории формирования искусственного иммунитета, роли кожи и слизистых оболочек в защите организма. Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите  определение понятия «Иммунитет» в тетрадь.

3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет».

4. Объяснение нового материала «Аллергия как нарушение функции иммунной системы»

5. Объяснение нового материала «ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Меры предупреждения заболевания – здоровый образ жизни.

1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

2. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике.

Составляют таблицу.

3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами.

4. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

5.Изучают схему действия ВИЧ, правила по предупреждению заболевания СПИДом. Заполняют таблицу.

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

1.    Что такое иммунитет?
2.    Что такое антитело?
3.    Какой иммунитет называют неспецифическим?
4.    Какой иммунитет называют специфическим?
5.    Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6.    Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7.    Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 
8.    Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9.    Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Выполнение проверочной работы.

Базовый уровень:

Терминологический диктант:

Учитель зачитывает определение понятия, а обучающиеся записывают ответы.

1.Тканевая жидкость

2.Вакцина

3.Иммунитет

4.Сыворотка

5.Лимфа

6.Антитела

7.Кровь

8.Тромбоциты

9.Гемоглобин

10.Т-лимфоциты

Повышенный уровень:

Заполните таблицу 1:

Виды иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

Заполните таблицу 2:

Название болезни

Причины

Меры профилактики

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф  «Иммунитет», выучить термины по теме.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Примерные билеты по физике для технологического 10 класса

представлены примерные билеты по физике для сдачи зачета (экзамена) в 1 и 2 полугодиях в 10 технологическом классе...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...