Школьное лесничество как форма экологического воспитания
материал по биологии
Экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 458.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотарева Марина Ивановна учитель биологии и химии
МБОУ «Сеяхинская ШИ»
Школьное лесничество как форма экологического воспитания
В настоящее время, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности. Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.
Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.
Для реализации данных задач на базе МБОУ «Сеяхинская ШИ» Ямальского района Тюменской области в феврале 2019 году (Приказ № 78) организовано школьное лесничество «Зеленый патруль» на основе проектов: «Экомах», «Tundra_ school_net».
В состав объединения вошли ученики 7 – 9 классов. Подростковый возраст оптимально подходит для реализации выдвинутых целей и задач. Это возраст, который стремится к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. А главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя. У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Все это возможно реализовать, будучи членом школьного лесничества.
Цель организации школьного лесничества: формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации. Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности, которые представлены следующими видами: образовательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, просветительская деятельность.
Выполняя программу учебно-исследовательской деятельности, обучающиеся школьного лесничества «Зелёный патруль» занимаются изучением особенностей выращивания растений.
В рамках учебно-практической деятельности члены школьного лесничества занимаются изготовлением искусственных гнезд (скворечников), принимают участие в озеленении территории школы и села.
Введение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды является основной работой членов школьных лесничеств. Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения:
- акция: «Берегите тундру от пожара» (Противопожарная агитация, конкурсы рисунков и плакатов противопожарной направленности (ежегодные))
- выступления агитбригады («Да сохранится шар земной!», ежегодно на День Земли);
- работа школьного лесничества будет освещаться в СМИ.
- беседы по охране леса, растений тундры на классных часах
- выпуск стенгазет
- тематические вечера и праздники
Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов. Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды.
Ежегодно члены школьного лесничества участвуют в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира: «День птиц», акции «Кормушка», «Птичий домик», операции «Чистый двор», «Чистое село».
В целях совершенствования школьного лесничества необходимы слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы, которые проводятся Министерством лесного хозяйства и детским эколого-биологическим центром.
Члены школьного лесничества являются активными участниками конкурсов различного уровня: муниципального, регионального, всероссийского, международного.
2016-2017 уч. г.
Всероссийский уровень
Центр развития одаренности II всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Дерзание», Тусида Анастасия 9 класс «Растения севера», диплом призера.
Муниципальный уровень
Проведение муниципальной дистанционной олимпиады «Экология в цифрах», лидеры по количеству призовых мест. Приказ № 57 от 7.02.2017
5 классы Айнулина Эльмина – 3 место, Худи Ерменя – 2 место,
6 классы Яунгад Денис, Сапега Т, Яптик Дарья – 2 место,
5 классы Вануйто Д., Худи Яна, Вануйто Л. – 1 место.
Муниципальный уровень
VIII окружной (заочный) конкурс юных – натуралистов – экологов «Изобразительное творчество»
Возрастная категория 14 – 17 лет Яптик Альберт рисунок «Спасите планету!», 1 место
2017-2018 уч. г.
Окружной уровень
Региональный этап всероссийского конкурса «Эколидер» в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» Няруй Ю., победитель
Муниципальный уровень
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету биология Жукова Мария Евгеньевна, 7 класс, диплом победителя
Окружной уровень
Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа о поощрении обучающихся, принявших активное участие в мероприятиях, посвященных Году экологии региональный уровень, Няруй Ю., приказ №176 г. Салехард, призер.
Муниципальный уровень
Муниципальный этап VIII окружной (заочный) конкурс юных – натуралистов – экологов в номинации «Исследовательская работа» за работу «Влияние абиотических факторов на растения на Крайнем Севере», Няруй Ю., 9 класс
Окружной уровень
Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» VI открытый Ямало – Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского г.Новый Уренгой –Няруй Юрий., 9 класс, призер 1 степени.
2018-2019 уч. г.
Муниципальный уровень
Муниципальный этап всероссийского конкурса научно – технических проектов 2019 «Большие вызовы», Сириус Жукова Мария – 8 класс от 14.03. 2019
Окружной уровень международный форум
Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой» II Ямало – Ненецкий окружной тур Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5 – 7 классов «Тропой открытий В.И. Вернадского, Вэнго Зарина, 6 класс, диплом призер I степени, г. Новый Уренгой, 2019
Окружной уровень
Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», Вэнго Зарина, 6 класс, Диплом за победу в номинации «Лучшая работа в области исследования Арктики» г. Новый Уренгой, 2019
Окружной уровень
Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа Ямало – Ненецкое окружное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой» VIII Ямало – Ненецкий окружной тур Всероссийских юношеских Чтений имени В.И. Вернадского, Жукова М. - обучающаяся 8 класс, исследовательская работа «Томаты зимой», диплом призер II степени
Муниципальный уровень
Участие в проектах, реализуемых школой-интернатом «Лучшая организация в сфере экологического образования» муниципальный тур 1 место,
окружной и всероссийский уровень, 6 место
Эко – отряд «РДШ» Эколидер Няруй Юрий, ученик 11 класса
Акции «Добрые дела», «Аленький цветочек»
Акция «Чистый двор» Классный час «Охрана водных ресурсов»
Агитбригада «Да сохранится шар земной!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"
Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей, в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека...

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников
Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

Курсовая работа На тему «Роль школьной библиотеки в организации экологического воспитания школьников»
Программа экологического воспитания школьного библеотекаря...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения
Цель: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...

Тематическая неделя географии и биологии как форма экологического воспитания
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и ис...

Экскурсия как форма экологического воспитания школьников
Экскурсия как форма экологического воспитания школьников....