ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения
проект на тему
Цель: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-целостного отношения к природе.
Задачи:
1. Создание социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности;
2. Воспитание экологической культуры школьников, в интересах устойчивого личностного развития;
3. Просветительская деятельность членов экологического клуба «Росинка» по экологической культуре школьников МКОУ «Остроженская СОШ»;
4. Активное вовлечение школьников в практическую исследовательскую деятельность;
5. Привлечь максимальное количество учащихся к участию в экологических акциях;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Остроженская средняя общеобразовательная школа»
Калужская область Дзержинский район
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма
экологического воспитания и просвещения
Автор: Сущенко Людмила Дмитриевна
МКОУ «Остроженская СОШ»
2010-2015 г.
С.Острожное, 2015 год
Содержание:
1Аннотация проекта………………………………………………………… 3
2.Обоснование необходимости проекта........................................................... 4
3. Цели и задачи проекта................................................................................... 5
4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей)..................................................................................... 6
5.Ресурсы........................................................................................................ 12
6.Партнёры ………………………………………………………………… 13
7. Целевая аудитория.................................................................................... 14
8. План реализации проекта ........................................................................ 14
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект ..................................... 16
10. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………… 17
11. Литература ................. ............................................................................. 18
12. Приложения ...................................................................в элеткронном виде
- Аннотация проекта
Сегодня мы живем в крайне нестабильной экологической ситуации. В условиях глобального экологического кризиса человечество испытывает стрессы в связи с загрязнением окружающей среды, ухудшением экологической обстановки, нехваткой ресурсов. Все это подрывает физическое и психическое здоровье человека. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с раннего возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Именно этой проблеме – экологического просвещения и воспитания, я посвятила свой проект.
Он интересен тем, что школьник приучается к экологически приемлемому поведению при непосредственом общении с природой, т.е. на практике.
Возможно, этот проект поможет в осуществлении занятости школьников в сельских школах, в планировании практических навыков и умений для познания законов природы, а также для развития творческих способностей. Он дает направления для реализации экологического просвещения и воспитания детей.
На базе нашей школы в 2008 году был создан экологический клуб «Росинка», который является членом клуба «Друзья НП «Угра»». Благодаря тесному сотрудничеству с НП «Угра», в частности с методистом по экологическому просвещению Тропиной М.И., которая оказывала всегда огромную помощь и поддержку, были реализованы многие наши задачи. Проект «Экологический клуб «Росинка» как эффективное форма экологического воспитания и просвещения» - долгосрочный (рассчитан на 5 лет). В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется практическим действиям, воспитание трудолюбия и помощи природе. Ребята на практике закрепляют полученные знания на уроках биологии и географии и на этой основе формируется экологическое мышление и культура, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Участниками проекта являются школьники МКОУ «Остроженская СОШ», педагоги ОУ, родители.
- Обоснование необходимости проекта
Организуя в 2008 году в Остроженской школе экологический клуб, я своей главной целью ставила привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Я стремилась организовать не только познавательную, но и интересную практическую работу детей на природе. При большой поддержке коллег и родителей, старалась сделать эту работу последовательной и целенаправленной в рамках экологического просвещения детей с 1 по 11 класс. Нацеливалась на то, что организуя практическую деятельность детей в экологическом клубе, получить не только воспитательные и познавательные результаты, но и совместно с ребятами, осуществлять реальные практические дела по улучшению экологии своей малой Родины. Исходя из существующей ситуации, я разработала данный практико-ориентированный проект. Участвуя в работе экологического клуба «Росинка» ребята восполняют пробел в общении с природой. Участвуя в походах в лес, на реку, на родник, высаживая ежегодно 50 деревьев, выращивая овощи и фрукты, занимаясь исследовательской деятельностью и участвуя в других экологических мероприятиях, они приобретают активную жизненную позицию. Трудом школьников за 5 лет работы экологического клуба огорожено 20 муравейников, сделано более 40 кормушек, собрано более 27 кг желудей для питомника НП «Угра», заготовлено много семян и веников для диких животных в зимний период. Ежегодно следят за состоянием информационных стендов. Разработаны и проводятся мероприятия по просвещению экологии в форме КВН, круглых столов, викторин, презентаций. Создан видеофильм, гимн «Росинки», работа экологического клуба регулярно освещается на сайте «Дзержинский портал» (http://www.dzerzhinskiy.lact.ru/ekologiya/page/2) и в районной газете «Новое время».
Главным итогом своей работы считаю воспитание неравнодушных ребят, которые любят, берегут родную природу, умеют общаться с ней, благоустраивать и преумножать ее богатства.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия экологического клуба «Росинка» с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Задачи:
1.Создание социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности;
2. Воспитание экологической культуры школьников, в интересах устойчивого личностного развития
3.Просветительская деятельность членов экологического клуба «Росинка» по экологической культуре школьников МКОУ «Остроженская СОШ».
4.Активное вовлечение школьников в практическую исследовательскую деятельность.
5.Привлечь максимальное количество учащихся к участию в экологических акциях.
IV. Основное содержание проекта.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
Современное образование важный и сложный процесс передачи знаний накопленных предками молодому поколению и в нем очень значимым является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Экологический клуб «Росинка» это одна из форм организации внеклассной работы детей. Это добровольное объединение с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к природе родного края, расширения и углубления знаний в области биологии, экологии. Здесь формируются трудовые умения и навыки по охране и воспроизводству природных ресурсов. Это приобщение детей к исследовательской работе с природными объектами, а у некоторых и к сознательному выбору профессии. Занимаясь практической деятельностью, школьники, выращивая овощи и плоды, обеспечивают родную школу продуктами питания, реализуя продовольственную программу. Большое внимание уделяем исследовательской работе, в сотрудничестве с НП «Угра», члены клуба принимают участие в конференциях районного и областного уровня. Сложными были первые годы становления «Росинки», не было опыта работы в этой области, да и экологических знаний на тот период было маловато. Постепенно с ребятами, мы накапливали опыт в проведении экологических акций и мероприятий, направленных на сохранение и улучшении экологической обстановки. Совместно искали пути выхода из трудных ситуаций. Сложно было организовать выезды ребят на природу, т.к. сопряжено все это с материальными трудностями. И наконец, выход нашли, после 2 лет пеших походов в Галкинское лесничество НП «Угра», нам захотелось расширить площадь своей экологической деятельности – стали ездить на велосипедах. Мы могли планировать свою деятельность, так как нам это было удобно. Отбоя от ребят не было, обязательным условием была – дисциплина, нарушителей в велоэкспедицию не брали. К счастью, за 5 лет наших поездок, таких ребят практически не было. В зимний период мы занимались экологическим просвещением, через различные мероприятия.
Работа детей в экологическом клубе преследует несколько задач:
образовательные:
-изучение природных ресурсов, как компонентов природного биогеоценоза;
-изучение и усвоение теоретических и прикладных знаний естественнонаучных дисциплин;
- приобретение навыков опытно-исследовательской работы;
-овладение технологиями и практическими навыками проведения природоохранных мероприятий;
воспитательные:
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе;
- сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользовании, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству природных ресурсов. профориентационные:
-подготовка к осознанному выбору профессии.
практические:
-организовать практическую деятельность с природными объектами с целью получения какого-то конкретного результата;
-проводимые мероприятия должны быть интересными, важными, вызывающими гордость за их результат, ответственность за доведения дела до конца;
-развивать навыки самореализации, расширение границ знаний, прогнозирование возможных результатов.
организационно-пропагандистские:
- проведение природоохранной агитации и пропаганды.
Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:
- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
- другими нормативно-правовыми актами.
Экологический клуб «Росинка» образован на основании приказа от 19.04.2008 года № 75 МКОУ «Остроженской СОШ». Школьники тесно сотрудничают с НП «Угра». Прием учащихся в экологический клуб осуществляется по личным заявлениям. Первый набор учащихся составлял 9 человек, а к 2015 году вырос до 30 членов.
Работа экологического клуба началась с 2008 года, когда активно началось сотрудничество с НП «Угра», который особое внимание уделял экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Свою работу мы начали с выбора названия экологического клуба и создание эмблемы. Выбор пал на «Росинку». Над эмблемой работали все члены клуба, объявили конкурс, в котором победила Лавриченко Настя. Это изображение росинки, в которой плывет парусник из зеленого листа с пассажирами, и соответствующих надписей.
По мере накопления опыта работы с детьми в школе наша деятельность становилась все более разнообразной. Постепенно вырисовывались направления нашей работы: «Марши парков», «Недели в защиту животных» проводимые IFAW, областной слет друзей национального парка «Угра»» экологические конференции и мероприятия с различными формами работы. В нашей работе пригодилась методическая помошь «Калужского эколого-биологического центра». Это конференции, семинары, где много говорилось об экологической ситуации не только в Калужской области, но и в целом на планете. Специалисты центра делились опытом работы с детьми в начальной, средней и старшей школе, в колледжах и вузах Калуги. Я внимательно присматривалась, к тому, что видела и слышила и стала более активно проводить различные экологические мероприятия. Таким образом, наша деятельность стала основанием для создания программы по экологическому просвещению и воспитанию. В учебном плане на работу клуба отводится 1 час в неделю. Особая благодарность учителям начальных классов, которые в рамках предмета «Окружающий мир» дают первые азы экологического просвещения и воспитания. Это грамотные, целеустремлённые люди, активно привлекающие детей к различным экологическим мероприятиям. В 5-10 классах, работаем по программе экологического клуба. Все члены клуба участвуют в практических, экологических мероприятиях и привлекаются к исследовательской работе. На практических занятиях закрепляются навыки работы с книгой, интернетом, умение логически мыслить, анализировать, способность грамотно донести информацию до слушателей, вести диалог по представляемому материалу.
За годы существованияэкологического клуба «Росинка» в нашей школе осуществляется экологическое просвещение и воспитание, которое имеет конкретные результаты.
В частности, ребята приобрели опыт по проведению экологических мероприятий и акций, а также практикумов на природе. Мы оказываем большую помощь нашим друзьям - НП «Угра»: это и сбор желудей, заготовка корма на зиму для диких животных, уборка и обустройство родников, огораживание муравейников.
С 2008 года ежегодно принимаем активное участие в международной акции «Марш парков», которая охватывает большой спектр работ. Сюда входят и трудовые десанты, мы не ограничиваемся уборкой территории своего села, а выезжаем на велосипедах далеко за пределы. В 2011 году, ребята обустроили Ходыкинский родник в деревне Ходыкино, который находится в 17 км от нас. Первый раз мы делали плетенное ограждение. (статья в газете «Новое время» http://nwnewskondrovo.ru/?p=4085). Этой поездкой мы открыли для себя Люблинку, куда неоднократно потом выезжали. Здесь были встречи с известным садоводом любителем Владимиром Николаевичем Морозовым, который стоял у истоков создания НП «Угра». Неоднократно он нам проводил экскурсию по своим вдладениям. Трудовые десанты в Галкинском лесничестве, с которым мы сильно сдружились, любимые нами места – Галкинское и Бучкино болота, не забываем про старинный парк усадьбы Мятлевых-Чернышовых.
Сбор желудей стал для нас ежегодной акцией. Приятно видеть, как из собранных нами семян вырастате лес. Заготовка корма на зиму для диких животных. Изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период.
С 2010 года постоянные и активные участники «Недели в защиту животных» проводимых IFAW. Этот фонд предлагает великолепный материал, часто адаптированный российским школьникам, например, фильм «Россия – родина слонов». А так же разработки мероприятий, буклеты, плакаты, календари. Если вдруг возникают вопросы, я связываюсь с представителями фонда по электронной почте. Кроме материалов, которые мы берем на сайте http://www.ifaw.org/russia/our-work/education/ ребята получают конкретные задания: это и создание презентаций о животных, составление викторин и вопросов для круглых столов. К своим поручениям ребята относятся очень отвественно, и всегда представляют очень интересную информацию. (см.приложение)
С 2008 года участвуем в Областном слетей друзей национального парка «Угра». Это очень отвественно. Ребята показывают здесь не только свои знания, полученные на уроках биологии и географии, а так же практические умения и навыки. Кроме этого они еще и прекрасные артисты, где проявляют свой талант, показывая художественные номера. (http://www.parkugra.ru/анонсы/слет-друзей.html).
Участвуем в различных конференциях, областного и муниципального уровней. Были сделаны следующие проекты:
2009 г. - «Никола Ленивец», авторы Резникова Таня, Ермакова Юля, Теретьева Маша. Печатный экземпляр ребята подарили Звизжевской сельской библиотеке. (Никола-Ленивец относится к Звизжевской сельской администрации). Поект представлен на школьной историко-краеведческой конференци.(см.приложение)
2010 г. - «История церкви деревни Костино», авторы Желтова Люда, Кащеева Ира, Лавриченко Настя, Терентьева Маша. Ребята были участниками VII региональная научно-исследовательская конференция школьников и студентов «Особоохраняемые природные территории Калужской области».
(см.приложение)
2014 г. - «Удивительное рядом. Жемчужины Галкинского лесничества: Галкинский лес и Галкинское болото», авторы Веретенникова Лена и Зайцева Ангелина. Участники районной историко-краведческой конфереции в г.Кондрово.(см.приложение)
Незабываемы выездные экскурсии на природу, где проводим КВН, ну и конечно же посиделки у костра. Ребята с нетерпением ждут летний сезон.
Шли годы. Накапливался опыт работы по экологическому просвещению и воспитанию. Были выработаны шесть основных направлений практической и исследовательской деятельности экологического клуба.
1. Экологическая акция «Марш парков» - трудовые десанты, благоустройство родников, огораживание муравейников, сбор желудей, заготовка корма для диких животных в зимний период, изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период.
2.Недели в защиту животных – направлены на экологическое просвещение, рассказывают в доступной форме о современных проблемах экологии. (см.приложение)
3. Участие в областном слете друзей национального парка «Угра». Поготовка к нему ведется целый год. (см.приложение)
4. Выращивание овощной и плодовой продукции на пришкольном участке. Ежегодно выращивается: количество корней капусты, лука, огурцов, помидор, фасоли, моркови, свеклы. Озеленяются пришкольные клумбы.
5.Научно – исследовательские конференции.
6.Экологические экскурсии и мероприятия, где непосредственно идет общение школьников с природой. (см.приложение)
Сейчас реальные результаты работы экологического клуба можно видеть во многих уголках села и НП «Угра».
Таким образом, можно считать, что ранее перечисленные мероприятия, практические работы, исследования и наблюдения, проводимые в рамках деятельности экологического клуба «Росинка», привлекают все большее число детей к участию в экологических мероприятиях. Ребята становятся активными членами общества, обогащенными необходими знаниями, умениями и навыками.
V. Ресурсы
1. Временные: сентябрь 2010 года – сентябрь 2015 года
2.Информационные:
1) Законы о природе Российской Федерации и Калужской области;
2) Методические рекомендации по образованию экологических клубов (кружков), о содержании и направлении в них, о целях и задачах, стоящих перед ними;
3) Статьи и рекомендации об организации исследовательской, практической работе в экологическом клубе по экологическим вопросам;
4) Литература о растениях, животных, растениях, грибах, о состоянии экологии Калужской области.
5) Материалы областных и районных конференций на экологические темы;
6) Материалы по опыту работы других экологических клубов области и страны
7) Материалы по организации и оформлению проектно-исследовательской деятельности детей;
8) Интернет-ресурсы по опыту работы других экологических клубов, творчески работающих педагогов, интересных проектно-исследовательских экологических работ.
3.Интеллектуальные, экспертные: Информационно-методическое и организационно - техническое сопровождение проекта обеспечивают руководитель экологического клуба, методисты НП «Угра», специалисты КОЭБЦ.
4.Организационные:
- Устав экологического клуба «Росинка».
- Циклограмма работы эколоического клуба «Росинка» за 2010-2015 г.г. (см.приложение)
- Программа деятельности экологического клуба «Росинка» на 2010-2015 г.г. (см.приложение)
5.Материально–технические: УМК по биологии, обеспеченный ПК с выходом в Интернет, принтером, сканером, мультимедийным оборудованием. Набор раздаточного демонстрационного материала по биологии 5-11 классов, набор микроскопов, гербарии, скелеты, влажные препараты, таблицы, книги и учебники экологического направления, канцелярские принадлежности. Садово-огородный инвентарь.
VI.Партнеры:
- члены экологического клуба «Росинка»;
- учителя биологии, и весь коллектив школы, в той или иной степени участвующих в практических, исследовательских, агитационно-рекламных и других мероприятий экологической направленности, проводимых в школе.
- сотрудники НП «Угра», Галкинского лесничества;
VII. Целевая аудитория:
- 5 – 11 класс. Занятия экологического клуба проводятся 1 раз в неделю. В весенне-летний период наиболее активный, занятия проводятся в соотвествии графика запланированных меропритяий.
VIII.План реализации проекта
№ | Этапы реализации проекта | Сроки реализации | Мероприятия |
I | Подготовительный: Сбор информации по экологическому просвещению и воспитанию. Анализ результатов проделанной работы, изучение опыта других экологических клубов (кружков), нового методического материала | 2010-2011 | Составление программы деятельности экологического клуба, устава, планов работы на перспективу. |
II | Основной: 1.Использование результатов работы экологического клуба «Росинка» на уроках биологии и других, на общешкольных праздниках. | 2010-2015гг | Участие членов экологического клуба в работе творческих праздников и юбилеев с освещением результатов экологической деятельности |
2.Оснащение стенда, отражающего текущую работу и жизнь экологического клуба | 2010-2015гг 1 раз в квартал | Фотографирование проводимых мероприятий | |
3.Участие областном слете друзей национального парка «Угра» | 2010-2015гг ежегодно | Применение биоогических и географических знаний на практике. | |
4.Подведение итогов исследовательских работ, составление проектов | 2010-2015гг ежегодно | Персональный анализ полученных данных, оценка перспективности и значимости работы, степень завершения. | |
5.Участие в Недели защиты животных проводимых ifaw | 2010-2015гг ежегодно декабрь | Экологопросветительская работа об острых экологических проблемах, пути выхода. | |
6.Участие в международной акции «Марш парков» | 2010-2015гг Ежегодно | Практический этап, включает разнообразные формы работы трудовые десанты, благоустройство родников, огораживание муравейников, сбор желудей, заготовка корма для диких животных в зимний период, изготовление кормушек и подкормка птиц в зимний период. | |
7.Внеклассные мероприятия | 2010-2015гг | Общешкольные, областные, районные экологические конкурсы плакатов, рисунков, поделок. | |
8.Проведение профориентационной работы | 2010-2015гг Ежегодно | Беседы выпускников школы с сотрудниками НП «Угра» | |
9.Мониторинг значения и результатов экологического образования | 2010-2015гг Ежегодно | Мониторинг поступления членов экологического клуба в образовательные учреждения экологического, биологического и творческого направлений. | |
III | Заключительный: Анализ результатов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта. | 2010-2015г 2-3 раза в год | Видеофильм о экологическом клубе «Росинка» - «Мы друзья природы». Выступление на педсоветах и методических объединениях. Распространение информации о деятельности членов экологического клуба «Росинка» через районные СМИ и школьную газету, интернет ресурсы (http://www.dzerzhinskiy.lact.ru/ekologiya), http://nwnewskondrovo.ru/?p=4085) |
IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект
1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:
1 Видеофильм о экологическом клубе «Росинка» созданный в 2013 году.
2)Перечень примерных тем и направлений экологических проектов и исследований для учеников 5-11 классов.
3)Программа по экологическому просвещению и воспитанию в экологическом клубе «Росинка».
4) Благоустройство територии НП «Угра» и с.Острожное - огорожено 20 муравейников, сделано более 40 кормушек, собрано более 27 кг желудей для питомника НП «Угра», заготовлено много семян и веников для диких животных в зимний период. Ежегодно следят за состоянием информационных стендов. Разработаны и проводятся мероприятия по просвещению экологии в форме КВН, круглых столов, викторин, презентаций.
2. Результаты–эффекты (социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта)
1) эффективное освоение школьной программы по биологии и другим предметам, как правило, члены экологического клуба имеют только хорошие и отличные оценки по большинству предметов;
2) регулярное общение детей с природой и её объектами;
3) постоянный положительный психологический эффект, возникающий при общении с природой;
4) практическая, исследовательская работа по экологии, ведёт к развитию творческой личности ученика, развивает умения работать с природными объектами, умения анализировать и прогнозировать результаты, формирует у него активную жизненную позицию.
5) эффективное обобщение и распространение собственного педагогического опыта на педсоветах, методических объединениях, конференциях, в прессе;
7) высокие результаты работы, достижение новых горизонтов в работе с детьми и как следствие повышение квалификации учителя;
8) создание буклета, отражающего работу экологического клуба «Росинка»;
X. Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в следующем:
- увлечь все большее количество детей в работу экологического клуба, а также привлечение большей части детского коллектива школы к участию в различных экологических мероприятиях;
- широко информировать коллектив школы о работе, результатах, достижениях экологического клуба «Росинка»;
- совершенствовать, дополнять систему экологического образования в МКОУ «Остроженская СОШ»;
- реализовывать новые виды и направления исследовательской проектной деятельности детей;
- создание, разработка новых интересных методических приемов проведения экологического просвещения и воспитания детей;
- обобщение работы, накопленного экологическими клубами и кружками области и страны и широкого использования его в своей деятельности;
- считать одной из важных задач создаваемого проекта, осмысление, анализ и обобщение опыта работы экологического клуба «Росинка», по экологическому просвещению и воспитанию, распространение его положительных сторон, знакомство с ним, как можно большей аудитории, как в районе, так и на областном уровне, используя интернет ресурсы и средства массовой информации.
XI. Литература
- Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся. (сборник статей) Выпуск IV. Под редакцией М.Н.Сионовой и С.К. Алексеева. Калуга: Изд-воКГПУ им. Э.К.Циалковского. 2008 г.
- Известия Калужского Общества Изучения Природы. Книга девятая (сборник научных трудов). Под редакцией С.К. Алексеева и М.Н.Сионовой. Калуга: Изд-воКГПУ им. Э.К.Циалковского. 2009 г.
- Природа и история Поугорья. Выпуск 5.- Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкаревой. 2009.
- Национальный парк «Угра» (информационно-справочное издание).Под ред. В.П.Новикова, 3-е изд., перераб. и доп. Калуга:Издательство центр «Постскриптум»; «Полиграф - Информ», 2006.
- Жигарев И.А. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.
- Зверев А.Т., В.Н.К.Кузнецов. Экология 5 - 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
- Криксунов Е.А. и др. Экология: 9класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. _ М.: Дрофа, 1995.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
- Международные экологические акции вшколе. Сборник мероприятий по экологии. 7 – 9 классы. Автор-составитель Г.А.Фадеева. Волгоград, издательство «Учитель», 2003.
- Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. 6 - 11 классы. Составитель И.П.Чередниченко, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников
Половое воспитание всегда было одно из самых трудных. Оно является важной составной частью нравственно-эстетического воспитания. По дан...
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания
Материал к родительскому собранию...
Конкурсное задание. Методический семинар "Педагогическая технология «Дебаты» как эффективное средство воспитания обучающихся в рамках предмета «Иностранный язык».
Аудитория: педагоги образовательных организаций ООО и СОО.Цель: создание условий для углубления знаний педагогов об использовании педагогической технологии «Дебаты» в предметной области «Иностра...
Клуб молодого избирателя как эффективный механизм воспитания гражданской инициативы
Современное общество предъявляет к школам особые требования – выпустить из своих стен грамотного, всесторонне развитого, толерантного гражданина Российской Федерации, способного выполнять ...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....
Детский спортивный клуб "Росинка"
Рассказывается о создании и развитие детского футбольного клуба....