Рабочая программа по биологии 8 класс Сонин
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8 класс Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_klass_biologiya.docx | 106.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Ринчинова М.В. Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
Класс: 8
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету:2 ч./неделю, всего – 70 ч/год
Рабочую программу составил(ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы и материалы, на основе которых разработана рабочая программа. Данная рабочая программа разработана на основе:
- Основная образовательная программа МОУ НИСОШ
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями и дополнениями;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Авторской программой под руководством Н.И. Сонина- концентрический курс: «Биология. Человек 8 класс»,
- Программа ориентирована на УМК: «Биология. Человек 8 класс», автор: Н. И. Сонин,М.Р. Сапин М., «Дрофа», 2010г.- программа
- Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс. Учебник. - М: Дрофа 2015 г,
- Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007-2014,
- Электронное приложение к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.
- Биология. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек.8 класс» /сост Н.. Спиридонова.-М.: Дрофа, 2010.
- Тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек.8 класс» М: Дрофа, 2015
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- продолжить освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- способствовать овладению умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- создавать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- способствовать воспитанию позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
- социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета: количество часов, отведённое на изучение биологии согласно учебному плану 70 часов в год при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
Изменения, внесённые в авторскую программу по предмету, и обоснование их целесообразности: резервные 7 часов отводятся на : Обобщение и повторение изученного материала – 7 часов
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, устный опрос, лабораторные и практические работы, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой
Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета
- Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
- Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
- Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
- Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (компьютер, проектор) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, сайты, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
- Умение делать сообщения объемом.
- Умение пользоваться сетью интернет для поиска учебной информации о биологических объектах.
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
- Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).
- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как:
- умения видеть проблемы,
- ставить вопросы,
- классифицировать,
- наблюдать,
- делать выводы,
- объяснять,
- доказывать,
- защищать свои идеи,
- давать определения понятиям,
- структурировать и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как:
- умение полно и точно выражать свои мысли,
- аргументировать свою точку зрения,
- работать в группе,
- представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме,
вступать в диалог и т.д.
Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий:
- описание,
- характеристика,
- разъяснение,
- сравнение,
- различение,
- классификация,
- наблюдение,
- умения делать выводы и заключения,
- структурировать материал и др.
Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия, биология и др.), основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения
- характеризовать,
- объяснять,
- классифицировать,
- овладеть методами научного познания и т.д.; В рабочей программе обозначено целеполагание предметного курса на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- - ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- - ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
- - понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
ИКТ-компетентность учащихся 8 класса: (Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками)
- Умение использовать компьютер как универсальный инструмент для решения задач интеллектуальной деятельности умение применять возможности среды операционной системы Microsoft приложений Microsoft Ofce,
- умение работать с помощью цифровых образовательных ресурсов
- владеть приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использовании
- владение приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
- владение приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями
- владение приёмами работы с файловыми архивами
- использование технологий и ресурсов дистанционной поддержки образовательного процесса
- умение применять ресурсы соцсетей для решения практических задач
- умение проектировать электронные таблицы и базы данных и управлять ресурсами;
- умение свободно входить в систему получения информации и получает базовые навыки обработки полученной информации через текстовый редактор
- умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников
- умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
- выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
- умение остановить поиск
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм
- создание творческих работ, презентаций, сообщений,
- участие в дистанционных интеллектуальных состязаниях
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организма
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Содержание учебного предмета
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Резервное время — 7 часов.
Тематический план по биологии в 8 классе
№ | Наименование темы | Кол -во часо в | Дата | Контроль | |||
По плану | Факт | ||||||
Тема 1-2: Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1ч) | |||||||
1. | Место человека в системе органического мира. Происхождение человека | 1ч | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||
Тема 3: Краткая история знаний о строении и функциях организма человека (1ч) | |||||||
2. | Науки о человеке. Методы изучения организма человека | 1ч | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||
Тема 4: Общий обзор строения и функций организма человека (4ч) | |||||||
3. | Клеточное строение организма | 1ч | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос. Тест | |||
4 | Ткани | 1ч | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос Тест | |||
5. | Органы .Системы органов | 1ч | 3 неделя сентября | Биологический диктант | |||
6. | Зачет по теме « Общий обзор организма» | 1ч | 3 неделя сентября | Тест | |||
Тема5: Координация и регуляция (12ч) | |||||||
7. | Гуморальная регуляция | 1ч | 4 неделя сентября | Фронтальный опрос. Тест | |||
8. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1ч | 4 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||
9. | Нервная система. Отделы нервной системы | 1ч | 1 неделя октября | Фронтальный опрос .Тест | |||
10 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | 1ч | 1 неделя октября | Биологический . диктант | |||
11 | Спинной мозг, строение и функций | 1ч | 2 неделя октября | Фронтальный опрос Тест | |||
12 | Головной мозг, строение и функций | 1ч | 2 неделя октября | Фронтальный опрос Тест | |||
13 | Соматическая и вегетативная нервная система | 1ч | 3 неделя октября | Фронтальный опрос | |||
14 | Органы чувств, их роль. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса | 1ч | 3 неделя октября | Фронтальный опрос | |||
15 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1ч | 4 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||
16 | Нарушения зрения и их профилактика | 1ч | 4 неделя октября | Защита рефератов | |||
17 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | 1ч | 1 неделя ноября | Фронтальный опрос. Teст | |||
18 | Зачет по теме « Координация и регуляция» | 1ч | 1 неделя ноября | Тестовая работа | |||
Тема 6: Опора и движение (8 ч) | |||||||
19 | Скелет, строение и состав , соединения костей | 1ч | 3 неделя ноября | Фронтальный опрос | |||
20 | Скелет головы и скелет туловища | 1ч | 3 неделя ноября | Фронтальный опрос | |||
21 | Скелет конечностей | 1ч | 4 неделя ноября | Фронтальный опрос | |||
22 | Первая помощь при вывихах суставов, растяжения связок и переломах костей | 1ч | 4 неделя ноября | Защита рефератов и презентации | |||
23 | Мышцы, работа мышц. Выявление влияния соматической и динамической работы на утомление мышц | 1ч | 1 неделя декабря | Фронтальный Опрос | |||
24 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение | 1ч | 1 неделя декабря | Защита рефератов и презентаций | |||
25 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения | 1ч | 2 неделя декабря | Фронтальный опрос | |||
26 | Зачет по теме « Опора и движение» | 1ч | 2 неделя декабря | тест | |||
Тема 7: Внутренняя среда организма(3ч) | |||||||
27 | Кровь и ее состав, функции, плазма крови л/р. Изучение микроскопического строения крови | 1ч | 3 неделя декабря | Фронтальный опрос Лабораторная работа | |||
28 | Иммунитет | 1ч | 3 неделя декабря | Фронтальный опрос Тест | |||
29 | Тканевая совместимость и переливание крови | 1ч | 4 неделя декабря | Биологический диктант | |||
Тема 8: Транспорт веществ (5ч) | |||||||
30 | Транспорт веществ . Кровеносная система | 1ч | 4 неделя декабря | Фронтальный опрос Тест | |||
31 | Большой и малый круг кровообращения. Лимфообращение | 1ч | 2 неделя января | Фронтальный опрос Тест | |||
32 | Движение крови по сосудам . Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практ. Раб.№1 Измерение кровяного давления №2 « Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке | 1ч | 2 неделя января | Практическая работа №1 и №2 | |||
33 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма» | 1ч | 3 неделя января | Тест | |||
Тема 9. Дыхание (5 ч) | |||||||
34 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких | 1ч | 3 неделя января | Фронтальный опрос | |||
35 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях JI/р « Определение частоты дыхания» | 1ч | 4 неделя января > | Фронтальный опрос Лабораторная работа | |||
36 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Данные по заболеваемости органов дыхания и мерах профилактики и в Р. Бурятия и в Иволгинском районе. | 1ч | 4 неделя января | Защита рефератов и презентаций | |||
37 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | 1ч | 1 неделя февраля | Защита рефератов и презентаций | |||
38 | Зачет по теме « Дыхание» | 1ч | 1 неделя февраля | Тест | |||
Тема 10. Пищеварение (6ч) | |||||||
39 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества | 1ч | 2 неделя февраля | Фронтальный опрос | |||
40 | Пищеварение. Строение и функций пищеварительной системы | 1ч | 2 неделя февраля | Фронтальный опрос | |||
41 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения | 1ч | 3 неделя февраля | Фронтальный опрос биологический. диктант | |||
42 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения | 1ч | 3 неделя февраля | Фронтальный опрос | |||
43 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1ч | 4 неделя февраля | Фронтальный опрос Тест | |||
44 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекции, гепатита . Статистические данные по заболеваемости в Р. Бурятия | 1ч | 4 неделя февраля | Защита рефератов и презентаций | |||
Тема 11. Обмен веществ (4ч) | |||||||
45 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен | 1ч | 1 неделя марта | Фронтальный опрос | |||
46 | Обмен и роль белков, жиров. Водно-солевой обмен. Практ. Раб « Определение норм рационального питания» | 1ч | 1 неделя марта | Фронтальный опрос Практическая. работа | |||
47 | Витамины и роль в организме | 1ч | 2 неделя марта | Защита рефератов и презентации | |||
48 | Зачет по темам « Пищеварительная система. Обмен веществ | 1ч | 2 неделя марта | тест | |||
Тема 12. Выделение (2 ч) | |||||||
49 | Органы выделения. Строение и функций почек | 1ч | 3 неделя марта | Фронтальный опрос | |||
50 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. Статистические данные по заболеваемости и мерах профилактики в Р. Бурятия | 1ч | 3 неделя марта | Тест. Защита сообщений | |||
Тема 13. Покровы тела (4ч) | |||||||
51 | Покровы тела. Строение и функции кожи | 1ч | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
52 | Уход за кожей, волосами и ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах и их профилактика | 1ч | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос Защита сообщений | |||
53 | Роль кожи в теплорегуляции | 1ч | 2 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
54 | Зачет по темам «выделение и кожа» | 1ч | 2 неделя апреля | Тест | |||
Тема 14. Размножение и развитие (Зч) | |||||||
55 | Система органов размножения | 1ч | 3 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
56 | Внутриутробное развитие организма | 1ч | 3 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
57 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика | 1ч | 4 неделя апреля | Защита рефератов и презентацИИ | |||
Тема 15. Высшая нервная деятельность (9ч+ 1ч обобщение) | |||||||
58 | Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности | 1ч | 4 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
59 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1ч | 4 неделя апреля | Фронтальный опрос | |||
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1ч | 1 неделя мая | Фронтальный опрос, защита сообщений | |||
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление | 1ч | 1 неделя мая | Фронтальный опрос защита сообщений | |||
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память и эмоции | 1ч | 2 неделя мая | Фронтальный опрос защита сообщений | |||
63 | Индивидуальные особенности личности | 1ч | 2 неделя мая | Фронтальный опрос | |||
64 | Гигиена умственного труда | 1ч | 2 неделя мая | Фронтальный опрос | |||
65 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье в Бурятии и в Иволгинском районе. . О вреде наркогенных веществ | 1ч | 3 неделя мая | Фронт опрос, защита сообщений | |||
66 | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | 1ч | 3 неделя мая | Тест | |||
67 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | 1ч | 4 неделя мая | повторить | |||
68- 70 | Повторение | 3ч | 4 неделя мая | повторить |
Календарно-тематическое планирование
Использование национально - регионального компонента
№ | Тема урока | Инструментарий |
36(1) | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Данные по заболеваемости органов дыхания и мерах профилактики и в Р. Бурятия и в Иволгинском районе. | Сообщения, рефераты |
44(1) | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекции, гепатита . Статистические данные по заболеваемости в Р. Бурятия | сообщения |
50(1) | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. Статистические данные по заболеваемости и мерах профилактики в Р. Бурятия | сообщения |
65(1) | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье в Бурятии и в Иволгинском районе. . О вреде наркогенных веществ | Сообщения, рефераты, презентации |
Календарно-тематическое планирование «Биология. Человек» 8 класс 70 часов
№ урока | Раздел/Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Тип урока, вид деятельности | Домашнее задание | |
Тема 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека ( 4 часа) | ||||||
1 | Место человека в системе органического мира | 1ч | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | Урок новых знаний Обзорная лекция, | Учебник.с 5-11 РТ. С 6 | |
2 | Науки о человеке | 1ч | Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с. 12-17 РТ с 7 сообщения об эволюции человека | |
3 | Происхождение человека | 1ч | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник 18-20 РТ. 9 сообщения о расах людей | |
4 | Расы человека | 1ч | Расы человека, их происхождение и единство. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 21-29 РТ. С 10 | |
Тема 3-4. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Общий обзор строения и функций организма человека ( 6 часа) | ||||||
5 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1ч | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 30-31 РТ с 16 | |
6 | Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма | 1ч | Клеточное строение организма. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с31-33 РТ с 16 | |
7 | Ткани человека | 1ч | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с34-39 РТ с 18 | |
8 | Органы. Системы органов | 1ч | Органы человеческого организма. Системы органов. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с40-45 РТ 22 | |
9. | Зачет по теме « Общий обзор организма» | 1ч | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | Проверка знаний | повторить | |
Тема 5: Координация и регуляция ( 11 ч) | ||||||
10 | Гуморальная регуляция Роль гормонов в обмене веществ , росте и развитии организма | 1ч | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с46-53 РТ с 29-30 | |
11 | Нервная система. Отделы н.с. Рефлекторный характер нервной системы | 1ч | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с54-59 РТ с 32 Учебник с60 | |
12 | Спинной мозг, строение и функций | 1ч | Строение и функции спинного мозга. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с60-62 РТ 35 | |
13 | Головной мозг строение и функций | 1ч | Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. П ромежуточ н ы й мозг: таламус и гипоталамус.. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с63-69 РТ с 37 реферат с презентацией | |
14 | Соматическая и вегетативная нервная система, Полушария головного мозга | 1ч | Вегетативная и соматическая части нервной системыКора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 70-75 РТ 39 | |
15 | Органы чувств. Анализаторы Органы осязания , обоняния и вкуса | 1ч | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 76-77 РТ с 45 | |
16 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1ч | . Строение, функции и гигиена органов зрения. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности косы больших полушарий. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 78-80 РТ 50 | |
17 | Нарушения зрения и их профилактика | 1ч | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник 81-83 РТ 50 реферат с презентацией | |
18 | Орган слуха и равновесия Их анализаторы | 1ч | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник 84-89 РТ 50 | |
19 | Кожно-мышечная чувствительность | 1ч | Кожно-мышечная чувствительность | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник 91-99 РТ 53 | |
20 | Зачет по теме « Координация и регуляция» | повторить | повторить | повторить | ||
Тема 6. Опора и движение ( 8 ч ) | ||||||
21 | Опора и движениеЛ.р № 3 «Изучение внешнего строения костей»Скелет, строение, состав и соединения костей | 1ч | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 100-101 РТ с 61 | |
22 | Скелет головы и скелет туловища | 1ч | Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с108-109 РТ с 65 | |
24 | Скелет конечностей первая помощь при вывихах суставов , растяжений связок и переломах костей | 1ч | Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с110-112 Сообщения, рефераты | |
25 | Мышцы , работа мышц П.р №4«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1ч | Мышечная система. Строение и развитие мышц. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Основные группы мышц, их функции. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 116-117 РТ с68 | |
26 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика П.р№3«Измерение массы и роста своего организма» | 1ч | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Сообщения, рефераты | |
27 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения | 1ч | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 122-126 РТ 69 | |
28 | Зачет по теме Опора и движение | 1ч | итоговый контроль | повторить | ||
Тема 7 : Внутренняя среда организма (3ч) | ||||||
29 | Внутренняя среда организма. Л.р № 4 «Изучение микроскопического строения крови» | 1ч | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с127-130 РТ 74 | |
30 | Внутренняя среда организма.Иммунитет | 1ч | Клеточные элементы крови: эритроциты. Плазма крови. Иммунитет. Иммунная система человека Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 136-137 РТ 77 | |
31 | Тканевая совместимость | 1ч | Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты. Лимфа. Группы крови. Переливание крови. Донорство. | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с138-142 РТ 78-80 | |
Тема 8 : Транспорт веществ ( 5 ч) | ||||||
32 | Транспорт веществ Строение сердца | 1ч | Сердце, его строение и регуляция деятельности, | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с.144-146 РТ82 | |
33 | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 1ч | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с. 147-149 | |
34 | Работа сердца | 1ч | Систола, диастола | комбинированный | учебник с 150-152 РТ с 84 | |
35 | Транспорт веществ. П.р №5«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»Движение крови по сосудам. Кровяное давление. П.р № 6 «Измерение кровяного давления» Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | 1ч | Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | учебник с153-157 РТ с 87 | |
36 | Зачет по темам « Внутренняя среда организма и транспорт веществ | 1ч | тестирование | Урок контроля полученных знаний | повторить | |
Тема 9 : Дыхание ( 5 ч) | ||||||
37 | Дыхание Строение органов дыхания | 1ч | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 158-161 РТ с 91 | |
38 | Дыхательные движения. Газообмен в легких, Дыхание П.р№7 «Определение частоты дыхания» | 1ч | Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с163-165 РТ 94 | |
39 | Дыхание.Заболевания органов дыхания | 1ч | Голосовой аппарат. Профилактика состояния голосового аппарата Данные по заболеваемости органов дыхания и мерах профилактики в Р.Бурятия и в Иволгинском районе | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с166-170 РТ с 96 Сообщения рефераты с презентациями | |
40 | ДыханиеПриемы оказания первой помощи | 1ч | Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Защита рефератов и презентаций | |
41 | Зачет по теме Дыхание | 1ч | Итоговый контроль | повторить | ||
Тема 10 Пищеварение ( 6час) | ||||||
40 | Пищеварение. | 1ч | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с171-172 РТ 99 | |
41 | Пищеварение. | 1ч | Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с173РТ 100 | |
42 | Пищеварение в ротовой полости. | 1ч | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Строение зубов | комбинированный Обзорная презентационная лекция, частично-поисковый, проблемный, демонстрационный | Учебник с 174-179 | |
43 | Пищеварение в желудке. Л. р № 5 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | 1ч | Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в желудке | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 180-181 РТ 104 | |
44 | Пищеварение в кишечнике П.р №8 «Определение норм рационального питания». | 1ч | Исследования И. П. Павлова в области пищеварения Всасывание питательных веществ | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 182-184 РТ с 107 | |
45 | Гигиена питания | 1ч | Профилактика пищевых отравлений , кишечных инфекций , гепатита . Статистические данные по заболеваемости по Р. Бурятия | Комбинированный | Сообщения, презентация | |
Тема 11. Обмен веществ ( 3 ч) | ||||||
46 | Обмен веществ и энергии | 1ч | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 187- 192 РТ 110 | |
47 | Витамины | 1ч | Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, \ | Учебник с 194-198 сообщения | |
48 | Зачет по темам Обмен веществ. Пищеварение | 1ч | повторение | Итоговый контроль по темам | повторить | |
Тема 12 Выделение ( 2ч) | ||||||
49 | Выделение Строение и функций почек | 1ч | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 199-200 РТ с 117 | |
50 | Выделение Предупреждение органов мочевыделительной системы | 1ч | Предупреждение органов мочевыделительной системы Статистические данные по заболеваемости и мерах по профилактике в Р.Бурятия | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с202 РТ 119 | |
Тема 13. Покровы тела ( 4ч) | ||||||
51 | Строение и функции кожи. | 1ч | Строение и функции кожи. | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с205 РТ с 122 | |
52 | Роль кожи в теплорегуляции. | 1ч | Роль кожи в теплорегуляции. | комбинированный | Учебник с 209-211 РТ 213 | |
53 | Уход за кожей , волосами и ногтями Заболевания кожи и их предупреждение | 1ч | Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 211 | |
54 | Зачет по темам « Выделение и кожа» | 1 | Повторение | Итоговый контроль по темам | повторить | |
Тема 14 Размножение ( 3 ч) | ||||||
55 | Система органов размножения | 1ч | Система органов размножения; строение и гигиена. | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 212-214 РТ с 129 | |
56 | Внутриутробное развитие организма | 1ч | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 216-220 РТ с 132 рефераты | |
57 | Размножение и развитие Наследственные и врожденные заболевания | 1ч | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Защита рефератов | |
Тема 15 Высшая нервная деятельность ( 9ч) | ||||||
58 | Высшая нервная деятельность Рефлекс | 1ч | Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 225-227 РТ с 133 | |
59 | Формы поведения | 1ч | Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 229-234 РТ с 136 | |
60 | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена | 1ч | Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 235-237 РТ с136 | |
61 | Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание | 1ч | Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 238-241РТ с137-138 | |
62 | Память и эмоции | 1ч | Виды памяти | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с 242-245 РТ с 139 | |
63 | Индивидуальные особенности личности | 1ч | Индивидуальные особенности личности | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с 250-253 РТ с141 | |
64 | Высшая нервная деятельность Гигиена умственного труда | 1ч | Гигиена умственного труда. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность | комбинированный Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 254-264 | |
65 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды , факторов риска на здоровье Бурятии и в Иволгинском районе | 1ч | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды , факторов риска на здоровье Бурятии и в Иволгинском районе | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с 265-268 РТ с 145 | |
66 | Зачет по теме « Высшая нервная деятельность» | 1ч | Повторение | Итоговый контроль по темам | Повторить | |
Тема 16. Человек и его здоровье ( 3ч) | ||||||
67 | Человек и его здоровье | 1ч | Соблюдение санитарно-гигиенических норм иправил здорового образа жизни. | Урок новых знаний Обзорная презентационная лекция, | Учебник с 278 | |
68 | Человек и его здоровье П.Р.№9Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*. | 1ч | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, травмах, | комбинированный Обзорная презентационная лекция | Учебник с 280 сообщения | |
69 | Человек и его здоровье П.р№10 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1ч | Оказание первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, ожогах, обморожении. | комбинированный Обзорная презентационная лекция | сообщения | |
70 | Итоговая контрольная работа за 8 кл | 1ч | повторение | Повторение | повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...