Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Хобракова Норсон Владимировна

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rab.programma.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ  «Об образовании», Типовой программой основного общего образования на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом МАОУ СОШ №37, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения биологии в 8 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения

Программа по биологии общим объемом 70 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.

Роль и место дисциплины

 Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как химия, экология, физика.

Актуальность

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Особенности программного материала

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Национально- региональный компонент

Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей: 

Целевая установка

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, диспутов.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Реализация национально-регионального компонента отражена следующим образом:

Учебная деятельность

№ п/п

№ урока по календарному

плану

Тема урока

Содержание НРК

1

5

Расы человека, их происхождение и единство.

Национальный состав Бурятии

2

12

Роль гормонов в обменных процессах.

Дефицит йода в Бурятии

3

29

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Спортсмены Бурятии, как пример здорового образа жизни для школьников

4

34

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

Доноры в Бурятии

5

39

Заболевание

сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении

Статистика

сердечно-сосудистых заболеваний в Бурятии и их предупреждение

6

45

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Заболевания органов дыхания в Бурятии.

Курорты и санатории Бурятии.

7

47

Пищевые продукты.

Питательные вещества и их превращения в организме.

Качество продуктов питания в Бурятии

Структура программы

   Программа по биологии для 8 класса включает следующие разделы:

1.Человек как биологический вид

2. Происхождение человека

3. Краткая история развития знаний о строении человеке. Науки, изучающие организм.

4. Общий обзор организма человека

5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

6. Нервная система

7. Анализаторы

8. Опора и движение

9. Внутренняя среда организма

10. Транспорт веществ

11.Дыхание

12.Пищеварение

13.Выделение

14.Покровы тела

15.Размножение и развитие

16.Высшая нервная деятельность

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета, биологического диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.

Предполагаемый результат:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Календарно-тематический план (8 класс)

№/№

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на

Дата

Контр.

работы

Развитие речи

Лабор.и практич.

работы

Планир.

Фактич.

I

Человек как биологический вид

3

1

Введение 

1

2

Место человека в системе органического мира

1

3

Особенности человека

1

II

Происхождение человека

3

4

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

5

Расы человека, их происхождение и единство.

1

6

Контрольная работа

1

1

III

Краткая история развития знаний о строении человеке. Науки, изучающие организм.

1

7

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

IV

Общий обзор организма человека

3

8

Клеточное строение организма

1

9

Ткани и органы

1

10

Органы. Системы органов. Организм.

1

V

Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат

3

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат, его особенности.

1

12

Роль гормонов в обменных процессах.

1

13

Обобщающий урок

1

VI

Нервная система

6

14

Нервная регуляция. Значение нервной системы

1

15

Спинной мозг

1

16

Строение и функции головной мозг

1

17

Полушария головного мозга

1

18

Контрольная работа

1

1

19

Полушария головного мозга

1

VII

Анализаторы

4

20

Анализаторы, их строение и функции.

Зрительный анализатор.

1

21

Анализаторы слуха и равновесия.

1

22

Кожно-мышечная чувствительность, обоняние. Вкус.

1

23

Чувствительность анализаторов.

Взаим-ие анализ-в,

их

взаимозаменяемость.

1

VIII

Опора и движение

7

24

Аппарат опоры и движения, его функций. Скелет человека.

1

25

Строение, свойства костей, типы их соединений.

1

26

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, перелома костей.

1

27

Мышцы, их строение и их функции

1

28

Работа мышц.

1

29

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

30

Контрольная работа

1

1

IX

Внутренняя среда организма

4

31

Внутренняя среда организма и ее значение.

1

32

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.

1

33

Иммунитет.

1

34

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор.

1

X

Транспорт веществ.

4

35

Движение крови и лимфы в организме. Органы

кровообращения.

1

36

Работа сердца.

1

37

Движение крови по сосудам.

1

38

Заболевание

сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении

1

XI

Дыхание

5

39

Строение органов дыхания.

1

40

Газообмен в легких и тканях.

1

41

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1

42

Регуляция дыхания.

1

43

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

1

XII

Пищеварение

8

44

Пищевые продукты.

Питательные вещества и их превращения в организме.

1

45

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

1

46

Пищеварение

в желудке.

1

47

Пищеварение

в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

48

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных    заболеваний.

1

49

Контрольная работа

1

1

50

Обмен веществ и энергии.

1

51

Витамины

1

XIII

Выделение

2

52

Выделение. Строение и работа почек.

1

53

Заболевание почек, их предупреждение.

1

XIV

Покровы тела

4

54

Строение и функции кожи

55

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

56

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

57

Обобщающий урок по темам: Выделение. Покровы тела.

1

XV

Размножение и развитие

2

58

Половая система человека

1

59

Возрастные процессы

1

XVI

Высшая нервная деятельность

5

60

Поведение человека. Рефлекс-основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособленности к условиям жизни

1

61

Торможение, его виды и значение.

1

62

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

63

 Особенности высшей нервной деятельности.

1

64

Типы нервной деятельности.

1

65

Повторение. Координация и регуляция.

1

66

Повторение. Координация и регуляция.

1

67

Повторение. Обмен веществ и энергии.

1

68

Повторение. Обмен веществ и энергии.

1

69

Итоговая контрольная работа

1

1

70

Обобщающий урок

1

Итого:

70

5


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление об: особенностях организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшую нервную деятельность и поведение.

знает:

Признаки биологических объектов: человека; генов и хромосом, клеток животных;

Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

Особенности организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшей нервной деятельности и поведения.

умеет:

  • Объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • Изучать биологические объекты и процессы;
  • Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека
  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации

владеет компетенциями:

учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.

  В результате изучения курса обучающийся должен знать особенности организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшей нервной деятельности и поведения; уметь оказывать первую медицинскую помощь.

       

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.

Учебно-методическое обеспечение включает:

-учебник

1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» учебник.

Изд-во «Дрофа»,2012

-методические материалы

1.Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина.

2.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока.

-дидактические материалы

1.В.С.Рохлов. Школьный практикум. Биология. Человек.

-материалы для контроля

1.КИМы

- интернет-ресурсы

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Список литературы,

использованной при разработке программы

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 30.08.2010 №889.

2.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

3.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 889 от 30.08.2010

4.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока. Изд-во Учитель,2010г.

5.Т.Л.Шереметьева Большая энциклопедия в вопросах и ответах – Минск Изд-во Харвест,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...

Рабочая программа по биологии 8класс

Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б....

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...