Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_rab.programma.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», Типовой программой основного общего образования на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом МАОУ СОШ №37, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения биологии в 8 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по биологии общим объемом 70 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как химия, экология, физика.
Актуальность
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Особенности программного материала
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Национально- региональный компонент
Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
Целевая установка
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, диспутов.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Реализация национально-регионального компонента отражена следующим образом:
Учебная деятельность
№ п/п | № урока по календарному плану | Тема урока | Содержание НРК |
1 | 5 | Расы человека, их происхождение и единство. | Национальный состав Бурятии |
2 | 12 | Роль гормонов в обменных процессах. | Дефицит йода в Бурятии |
3 | 29 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | Спортсмены Бурятии, как пример здорового образа жизни для школьников |
4 | 34 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | Доноры в Бурятии |
5 | 39 | Заболевание сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении | Статистика сердечно-сосудистых заболеваний в Бурятии и их предупреждение |
6 | 45 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | Заболевания органов дыхания в Бурятии. Курорты и санатории Бурятии. |
7 | 47 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | Качество продуктов питания в Бурятии |
Структура программы
Программа по биологии для 8 класса включает следующие разделы:
1.Человек как биологический вид
2. Происхождение человека
3. Краткая история развития знаний о строении человеке. Науки, изучающие организм.
4. Общий обзор организма человека
5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.
6. Нервная система
7. Анализаторы
8. Опора и движение
9. Внутренняя среда организма
10. Транспорт веществ
11.Дыхание
12.Пищеварение
13.Выделение
14.Покровы тела
15.Размножение и развитие
16.Высшая нервная деятельность
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета, биологического диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Календарно-тематический план (8 класс)
№/№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Дата | |||
Контр. работы | Развитие речи | Лабор.и практич. работы | Планир. | Фактич. | |||
I | Человек как биологический вид | 3 | |||||
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Место человека в системе органического мира | 1 | |||||
3 | Особенности человека | 1 | |||||
II | Происхождение человека | 3 | |||||
4 | Происхождение человека. Этапы его становления. | 1 | |||||
5 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | |||||
6 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
III | Краткая история развития знаний о строении человеке. Науки, изучающие организм. | 1 | |||||
7 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | |||||
IV | Общий обзор организма человека | 3 | |||||
8 | Клеточное строение организма | 1 | |||||
9 | Ткани и органы | 1 | |||||
10 | Органы. Системы органов. Организм. | 1 | |||||
V | Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат | 3 | |||||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат, его особенности. | 1 | |||||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. | 1 | |||||
13 | Обобщающий урок | 1 | |||||
VI | Нервная система | 6 | |||||
14 | Нервная регуляция. Значение нервной системы | 1 | |||||
15 | Спинной мозг | 1 | |||||
16 | Строение и функции головной мозг | 1 | |||||
17 | Полушария головного мозга | 1 | |||||
18 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
19 | Полушария головного мозга | 1 | |||||
VII | Анализаторы | 4 | |||||
20 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | 1 | |||||
21 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | |||||
22 | Кожно-мышечная чувствительность, обоняние. Вкус. | 1 | |||||
23 | Чувствительность анализаторов. Взаим-ие анализ-в, их взаимозаменяемость. | 1 | |||||
VIII | Опора и движение | 7 | |||||
24 | Аппарат опоры и движения, его функций. Скелет человека. | 1 | |||||
25 | Строение, свойства костей, типы их соединений. | 1 | |||||
26 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, перелома костей. | 1 | |||||
27 | Мышцы, их строение и их функции | 1 | |||||
28 | Работа мышц. | 1 | |||||
29 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | 1 | |||||
30 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
IX | Внутренняя среда организма | 4 | |||||
31 | Внутренняя среда организма и ее значение. | 1 | |||||
32 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. | 1 | |||||
33 | Иммунитет. | 1 | |||||
34 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | 1 | |||||
X | Транспорт веществ. | 4 | |||||
35 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | 1 | |||||
36 | Работа сердца. | 1 | |||||
37 | Движение крови по сосудам. | 1 | |||||
38 | Заболевание сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечении | 1 | |||||
XI | Дыхание | 5 | |||||
39 | Строение органов дыхания. | 1 | |||||
40 | Газообмен в легких и тканях. | 1 | |||||
41 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. | 1 | |||||
42 | Регуляция дыхания. | 1 | |||||
43 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | 1 | |||||
XII | Пищеварение | 8 | |||||
44 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | 1 | |||||
45 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |||||
46 | Пищеварение в желудке. | 1 | |||||
47 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | |||||
48 | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | |||||
49 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
50 | Обмен веществ и энергии. | 1 | |||||
51 | Витамины | 1 | |||||
XIII | Выделение | 2 | |||||
52 | Выделение. Строение и работа почек. | 1 | |||||
53 | Заболевание почек, их предупреждение. | 1 | |||||
XIV | Покровы тела | 4 | |||||
54 | Строение и функции кожи | ||||||
55 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 | |||||
56 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | 1 | |||||
57 | Обобщающий урок по темам: Выделение. Покровы тела. | 1 | |||||
XV | Размножение и развитие | 2 | |||||
58 | Половая система человека | 1 | |||||
59 | Возрастные процессы | 1 | |||||
XVI | Высшая нервная деятельность | 5 | |||||
60 | Поведение человека. Рефлекс-основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособленности к условиям жизни | 1 | |||||
61 | Торможение, его виды и значение. | 1 | |||||
62 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | 1 | |||||
63 | Особенности высшей нервной деятельности. | 1 | |||||
64 | Типы нервной деятельности. | 1 | |||||
65 | Повторение. Координация и регуляция. | 1 | |||||
66 | Повторение. Координация и регуляция. | 1 | |||||
67 | Повторение. Обмен веществ и энергии. | 1 | |||||
68 | Повторение. Обмен веществ и энергии. | 1 | |||||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||||
70 | Обобщающий урок | 1 | |||||
Итого: | 70 | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление об: особенностях организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшую нервную деятельность и поведение.
знает:
Признаки биологических объектов: человека; генов и хромосом, клеток животных;
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
Особенности организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшей нервной деятельности и поведения.
умеет:
- Объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- Изучать биологические объекты и процессы;
- Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации
владеет компетенциями:
учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
В результате изучения курса обучающийся должен знать особенности организма человека, его строение, жизнедеятельность, высшей нервной деятельности и поведения; уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.
Учебно-методическое обеспечение включает:
-учебник
1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» учебник.
Изд-во «Дрофа»,2012
-методические материалы
1.Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина.
2.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока.
-дидактические материалы
1.В.С.Рохлов. Школьный практикум. Биология. Человек.
-материалы для контроля
1.КИМы
- интернет-ресурсы
Список литературы,
использованной при разработке программы
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 30.08.2010 №889.
2.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 889 от 30.08.2010
4.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока. Изд-во Учитель,2010г.
5.Т.Л.Шереметьева Большая энциклопедия в вопросах и ответах – Минск Изд-во Харвест,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...
Рабочая программа по биологии 8класс
Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б....
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...