Рабочая программа по биологии 7 класс Сонин
рабочая программа по биологии (7 класс)

Ринчинова Мираида Валерьевна

Рабочая программа по биологии 7 класс Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_klass_biologiya.doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Ринчинова М.В.

Протокол № __

от «_____» августа 201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

_________Банзаракцаева С.М.

«____» августа 201___г.

«Утверждено»

Директор.

_____________ Очиров Д.Б.

Приказ №____

от «____» августа 201__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Класс: 7

Уровень образования – основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год

Количество часов по учебному предмету:2 ч./неделю, всего – 70 ч/год

Рабочую программу составил(ли):

Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Нижняя Иволга,

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы  Н.И. Сонин  М.: Дрофа, 2016  

Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении  вопросов, связанных с живой природой. Курс «Многообразие живых организмов» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о живых организмах.  Программа по биологии в 7 классе знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания. При изучении представителей царств рассматриваются их происхождение,  эволюция. Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы, вторая  часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры,  а также привитие самостоятельности, наблюдательности, заботливого обращения с природой. Последовательность изучения тем способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей а природе как основы жизнедеятельности живых организмов и роли человека в этих процессах. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в  группах, исследовательская деятельность.

Система оценивания.

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных работ, практических, тестовых, контрольных работ. Используются дидактические карточки, биологические диктанты, интерактивные опросы.

Формы  деятельности учащихся

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, ресурсами Internet и др.

        В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах,  проектная работа, подготовка сообщений, рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение  лабораторных работ.

Сроки реализации рабочей программы

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Курс рассчитан на 70 часов.

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В курсе биологии рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Знакомятся  с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. Получают  знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Осознают  место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

Ценностные ориентиры содержания биологии

 Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у учащихся  целостную картину мира,  пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать условия для формирования системы ценностей,  действовать и оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.

 Ведущую  роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у школьников в процессе изучения биологии, проявляются в:

отношении к:

  • биологическому научному знанию как одному из компонентов культуры наряду с другими естественно - научными знаниями;
  • окружающему миру как миру живых систем и происходящих в них процессов и явлений;
  • познавательной деятельности  как источнику знаний;

понимании:

  • практической значимости и достоверности биологических знаний для решения глобальных проблем человечества
  • ценности биологических методов исследования объектов живой природы;
  • сложности и противоречивости самого процесса познания
  • В содержание учебного предмета «Биология» включаются ценности труда и быта:
  • отношение к:
  • трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;
  • труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике; понимание необходимости:
  • полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;

Содержание учебного предмета включает совокупность нравственных ценностей:

отношение к:

  • жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях;
  • своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, признание важности своего труда и результатов труда других людей;
  • природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы);
  • понимания необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей.

Планируемые  результаты освоения учебного курса

Личностные,  метапредметные,  предметные результаты освоения  биологии.

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

результатами изучения курса «Биология» в 7 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 

-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

-Использование дополнительных источников информации.

-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

Предметные результаты:

Знать:

  • Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы.  Уровни организации живой природы.
  • Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека
  • Особенности организации грибов.
  • Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей  царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль  в природе и жизни человека.
  • Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных  сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
  • Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни,  их роль в жизни  человека.
  • уметь
  • отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
  • логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
  • находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,  
  • различать группы растений  и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе,

изучать  биологические объекты и процессы

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать

  • на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

           определять

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать

  • воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • признаки биологических объектов: живых организмов;   клеток и организмов растений,  организмов животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды;   взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации

Содержание учебного предмета

Введение  (3ч.)

Мир живых организмов. Уровни организации живой природы. Основные положения учения Дарвина о происхождении видов. Понятие «систематика» и ее задачи, принципы классификации живых организмов.

  1. Царство Прокариоты (3ч.)

Общая характеристика и происхождение прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Черты  приспособленности  к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение.   Роль прокариот в природных сообществах  и жизни человека.

Подцарства   Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии.

Демонстрация

Таблицы, диск, презентация

  1. Царство Грибы  (4ч.)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов.

Отдел Настоящие Грибы. Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, питания, размножения на примере шляпочных  грибов. Многообразие видов. Роль  в природе и жизни человека.

Класс  Дейтеромицеты или  Несовершенные  грибы. Многообразие видов Распространение. Среды обитания. Особенности строения,  размножения.

Грибы – паразиты растений и животных. Роль  в природе.

Отдел Оомицеты. Среда обитания. Особенности строения грибов из рода Фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль  в природе. Практическое значение.

Демонстрация

Муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, коллекция лишайников, диск,   презентация.

Лабораторные работы

  1. Строение плодового тела шляпочного гриба
  2. Строение плесневого гриба мукора
  3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

3. Царство Растений (18ч.)

1.Общая характеристика Царства Растений

Особенности  строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.  Подцарства: Низшие и Высшие растения.  

  1. Подцарство Низшие растения  

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные.

Отдел  Зеленые водоросли.  Многообразие видов. Среда  обитания. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль  в природе.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение.  Особенности строения таллома. Роль  в природе и практическое значение.

Отдел Красные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль  в природе и практическое значение.

Демонстрация

Гербарии водорослей. Презентация

Лабораторные работы

1.Строение спирогиры

  1. Подцарство Высшие растения

Общая характеристика подцарства Высшие растения.  Споровые растения.  Особенности строения и жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных  по сравнению с водорослями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные,  Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности, распространения, роль  в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль  в природе.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности, роль  в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождения,  распространения.  Роль папоротников   в природе, практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. Особенности организации,  жизненные формы.  Многообразие видов. Роль голосеменных в природе и практическое значение.

Отдел Покрытосеменные – цветковые растения. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных, как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы Двудольные,  Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, Роль  в природе, жизни человека. Его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Живых растений, гербарий мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных классов и семейств.

Лабораторные работы

1.Строение зеленого мха кукушкин лен

2.Строение папоротника

3.Изучение строения и многообразия голосеменных растений

4.Строение покрытосеменных растений

5.Распознавание растений местной флоры

  1.  Царство Животные  (38ч.)

1. Общая характеристика царства животных.

Особенности строения и жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

2. Подцарство Одноклеточные

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип  Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности  строения и жизнедеятельности, размножения,  как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими  простейшими. Многообразие видов. Роль  в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков – паразитов человека и животных.

Демонстрация

Микропрепараты простейших

Лабораторные работы

1.Строение инфузории туфельки

3. Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика. Особенности  строения и жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности  строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип  Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности   кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы. Коралловые полипы. Особенности  строения и жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Их  значение в биоценозах и жизни человека.

Демонстрация

Диск, таблицы

Тип Плоские черви.

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности  строения и жизнедеятельности на примере белой планарии. Многообразие видов. Роль  в природе.

Класс Сосальщики. Особенности  строения и жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, черты приспособленности к паразитизму.

Класс Ленточные черви. Особенности  строения и жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму.

Многообразие червей – паразитов, черты приспособленности к паразитизму

Демонстрация

Таблицы, диск

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности  строения и жизнедеятельности на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Многообразие видов. Основные классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности  строения и жизнедеятельности. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Таблицы. Диск

Лабораторные работы

  1. Внешнее строение дождевого червя

Тип Моллюски. Особенности  строения и жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с  кольчатыми червями. Происхождение. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Многообразие видов. Черты  приспособленности к среде обитания. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Раковины моллюсков, таблицы.

Лабораторные работы

  1. Внешнее строение моллюска

Тип Членистоногие. Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов.  Основные классы.

Класс  Ракообразные.  Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль  в природе и практическое значение. Класс  Паукообразные. Многообразие видов. Особенности организации  паукообразных, связанные со средой обитания. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Основные отряды насекомых. Размножение и развитие насекомых. Насекомые с неполным и полным превращением,  особенности их организации. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Коллекции членистоногих, презентация, диск.

Лабораторные работы

  1. Внешнее строение речного рака
  2. Внешнее строение насекомого

Тип  Иглокожие. Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности  строения и жизнедеятельности. Роль  в природе, жизни человека.

Демонстрация

Коллекции иглокожих.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности  строения и жизнедеятельности на примере ланцетника.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Хрящевые рыбы, костные рыбы. Особенности  строения и жизнедеятельности, размножения и развития. Многообразие видов. Черты  приспособленности к среде обитания. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности  строения и жизнедеятельности на примере лягушки.  Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов. Черты  приспособленности к среде обитания. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика  пресмыкающихся как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности  строения и жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы.  Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи . Многообразие видов. Черты  приспособленности к среде обитания. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся

Класс Птицы. Общая характеристика класса.  Происхождение. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц  как наиболее сложноорганизованных по сравнению с  пресмыкающимися.

Размножение  и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы леса, степей пустынь, водоемов, дневные хищники, ночные хищные птицы. . Роль  птиц в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Происхождение.   Основные подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Особенности организации млекопитающих на примере плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения  и развития. Основные отряды млекопитающих. Роль  в природе, жизни человека,  его хозяйственной деятельности. Редкие виды и меры их охраны.

Лабораторные работы

  1. Особенности внешнего строения рыбы
  2. Особенности внешнего строения  лягушки
  3. особенности внешнего строения птицы
  4. Распознавание животных местной фауны

Экскурсия

Многообразие млекопитающих родного края

  1. Царство Вирусы (2ч.)

Общая характеристика вирусов.  История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни,  их роль в жизни  человека. Профилактика  вирусных заболеваний.

Тематический план по биологии  в 7 классе, по учебнику Н.И.Сонин, Захаров В.Б.

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата

Контроль

По

плану

Фактически

ВВЕДЕНИЕ ( 1ч)

1.

Многообразие живых организмов.

1 час

1 неделя сентября

Фронтальный

опрос

РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

2

Общая характеристика бактерий.

1 час

1 неделя сентября

Фронтальный

опрос

3.

Многообразие и значение бактерий.

1 час

2 неделя сентября.

тест

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов)

ТЕМА 2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 часа)

4

Общая характеристика грибов.

1час

2 неделя

сентября

Фронтальный

опрос

5

Плесневые грибы Практическая работа «Строение гриба мукор - плесени»

1час

3 неделя сентября

Фронтальный

опрос

Практическая работа

6

Шляпочные грибы.

1 час

3 неделя сентября

Фронтальный

опрос

7.

Зачет №1.        Тестирование по темам “Царство Прокариоты. Царство Грибы

1 час

4 неделя сентября

Тестовая работа

ТЕМА 2.2 ЛИШАИНИКИ (1 час)

8.

Лишайники. Лабораторная работа «Внешнее строение лишайников»

1 час

4 неделя сентября

Фронтальный

опрос

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ (16 ЧАСОВ )

ТЕМА 3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1ЧАС)

9.

Общая характеристика царства Растения.

1 час

1 неделя октября

Фронтальный

опрос

ТЕМА 3.2 ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)

10.

Строение и жизнедеятельность водорослей

1 час

1 неделя октября

Фронтальный

опрос

11

Значение и многообразие водорослей. Лаб. Раб Изучение внешнего строения водорослей

1 час

2 неделя

октября

Лабораторная работа, тест

ТЕМА 3.3 ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (3 часа)

12

Отдел  Моховидные лаб раб. Изучение внешнего строения мхов

1 час

2 неделя октября

Лабораторная работа, тест

13

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные  плаунов и хвощей

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения»

1 час

3 неделя октября

Лабораторная работа, тест

14

Отдел Папоротниковидные

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротников»

1 час

3 неделя

октября

Лабораторная работа, тест

ТЕМА 3.4 ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (З часа)

15

Отдел Голосеменные растения

1 час

4 неделя октября

Фронтальный опрос

16

Многообразие голосеменных растений Лабораторная работа «Изучение внешнего строения голосеменных»

1 час

4 неделя октября

Лабораторная работа

17

Зачет №2 по темам “Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения

1 час

1 неделя ноября

Тестовая контрольная работа

ТЕМА 3.5 ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ЧАСОВ

18

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений

1 час

2 неделя ноября

Фронтальный опрос

19

Систематика отдела покрытосеменные высшие, цветковые растения

1 час

2 неделя

ноября

Фронтальный опрос

20

Семейства класса Двудольные растения

Лабораторная работа «Растения семейства класса двудольных: крестоцветных, розоцветных, пасленовых и бобовых»

1 час

3 неделя

ноября

Лабораторная работа. тест

21

Семейства класса Однодольные растения.

Лабораторная работа

«Растения семейства класса Однодольные – злаковые и лилейные

1 час

3 неделя

ноября

Лабораторная работа. тест

22

Многообразие, распространение покрытосеменных

1 час

4 неделя

ноября

Тест

23

Зачет №3 по теме « Покрытосеменные растения»

1 час

4 неделя

ноября

Контрольная работа

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (37 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ЧАС)

24

Общая характеристика Царства Животные

1 час

4 неделя ноября

Фронтальный опрос

ТЕМА 4.2 ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ(2 ЧАСА)

25

Общая характеристика простейших.

1 час

1 неделя декабря

Фронтальный опрос

26

Многообразие и значение простейших

1 час

1 неделя декабря

Тест

ТЕМА 4.3 ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 ЧАС)

27

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки

1 час

2 неделя декабря

Фронтальный опрос

ТЕМА 4.4 ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ЧАСА)

28

Особенности строения и жизнедеятельности

кишечнополостных

1 час

2 неделя декабря

Фронтальный опрос

29

Многообразие и распространение

кишечнополостных. Роль в природных

сообществах.

1 час

3 неделя декабря

Сообщения, презентации

30

Зачет №4  по темам «Тип Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные»

1 час

3 неделя декабря

Тестовая контрольная работа

ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ЧАСА)

31

Общая характеристика типа Плоские черви.

1 час

4 неделя декабря

Фронтальный опрос

32

Многообразие и значение плоских червей

1 час

4 неделя декабря

Тест

ТЕМА 4.6 ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ЧАС)

33

Общая характеристика типа круглые черви. Лабораторная  работа «Распознавание животных типа Круглые черви»

1 час

2 неделя января

Фронтальный опрос, тест

ТЕМА 4.7 КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ЧАСА)

34

Общая характеристика типа кольчатые черви. Лабораторная  работа «Распознавание животных типа Кольчатые черви»

1 час

2 неделя января

Фронтальный опрос, лабораторная работа

35

Многообразие кольчатых червей.

1 час

3 неделя января

сообщения

36

Зачет № 5 по темам « Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви»

1 час

3 неделя января

Контрольная

тестовая работа

ТЕМА 4.8 ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ЧАСА)

37

Общая характеристика типа моллюски. Лабораторная работа

«Распознавание животных типа Моллюски»

1 час

4 неделя января

Фронтальный опрос

38

Многообразие и значение моллюсков. Лабораторная работа «Выявление и приспособление у моллюсков к среде обитания»

1 час

4 неделя января

Сообщения,

 тест

TEМА 4.9 ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ЧАСОВ)

39

Происхождение членистоногих и особенности их организации.

1 час

1 неделя февраля

Фронтальный опрос

40

Класс ракообразные.  Лабораторная работа «Выявление приспособленности ракообразных к среде обитания»

1 час

1 неделя февраля

Лабораторная работа, тест

41

Класс паукообразные. Лабораторная работа  «Выявление приспособленности паукообразных к среде обитания»

1 час

2 неделя февраля

Лабораторная работа, тест

42

Общая характеристика насекомых. .  Лабораторная работа «Выявление приспособленности насекомых к среде обитания»

1 час

2 неделя февраля

Лабораторная работа, тест

43

Размножение и развитие насекомых

1 час

3 неделя февраля

Тест

44

Значение и многообразие насекомых.

1 час

3 неделя февраля

Сообщения

45

Зачет № 6 по темам « Тип Моллюски, Тип Членистоногие»

1 час

4 неделя февраля

Зачет

ТЕМА 4.10 ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ЧАС)

46

Общая характеристика иглокожих

1 час

4 неделя февраля

Фронтальный опрос

ТЕМА 4.11 ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ( 1 час)

47

Общая характеристика типа хордовые. Подтип бесчерепные. Ланцетник

1 час

1 неделя марта

Фронтальный опрос

ТЕМА 4.12 ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ)

(2 ЧАСА)

48

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. Лабораторная работа

«Приспособление у хрящевых рыб  к среде обитания»

1 час

1 неделя марта

Лабораторная работа, тест

49

Костные рыбы.

1 час

2 неделя марта

тест

ТЕМА 4.13 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 ЧАСА)

50

Общая характеристика земноводных Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

1 час

2 неделя марта

Лабораторная работа

51.

Многообразие и роль земноводных в природе и в жизни человека

1 час

3 неделя марта

Фронтальный опрос, сообщения

52

Зачет №7 по теме « Класс Земноводные»

1 час

3 неделя марта

Тестовая работа

ТЕМА 4.14 КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕ (2 ЧАСА)

53

Общая характеристика пресмыкающихся. Лабораторная работа «Выявление приспособления у пресмыкающихся  к среде обитания

1 час

3 неделя марта

Лабораторная работа, тест

54

Многообразие и роль пресмыкающихся

в природе и в жизни человека.

1 час

1 неделя апреля

Сообщения

ТЕМА 4.15 КЛАСС ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПТИЦ (4 ЧАСА)

55

Общая характеристика птиц. Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

1 час

1 неделя апреля

Лабораторная работа, тест

56

Экологические группы птиц.

1 час

2 неделя апреля

Сообщения

57

Роль птиц в природе в жизни человека.

1 час

2 неделя апреля

Сообщения

58

Зачет № 8 по теме « Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы

1 час

3 неделя апреля

Тестовая контрольная работа

ТЕМА 4.16 КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 ЧАСОВ)

59

Общая характеристика класса млекопитающие

1 час

3 неделя апреля

Фронтальный опрос

60

Внутреннее строение млекопитающих

1 час

4 неделя апреля

Фронтальный опрос

61

Размножение и  развитие млекопитающих

1 час

4неделя

апреля

Тест

62

63

Многообразие млекопитающих

2  час

1 неделя мая

Сообщения

64

Зачет  №9 по теме « Млекопитающие»

1 час

1 неделя мая

Тестовая контрольная работа

65

Игра « Звездный час по теме «Млекопитающие»

1 час

2 неделя мая

Игра

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ЧАСА)

66

Общая характеристика вирусов

1 час

2 неделя мая

Фронтальный опрос

67

Значение вирусов

1 час

2 неделя мая

Фронтальный опрос

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (4 часа)

68

Многообразие живых организмов

1 час

3 неделя мая

Опрос

69

Повторение

1 час

4 неделя мая

Опрос

70

Итоговая контрольная работа за 7 кл

1 час

4 неделя мая

Контрольная работа


Календарно-тематическое планирование. Биология. 7 класс

№ урока

Наименование темы

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Многообразие

живых

организмов.

Вводный

1

Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Объяснять значении классификации живых организмов.

Р.Т. с . 5

РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ ПОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

2

Общая

характеристика

бактерий.

Изучение нового материала

1

Распознавать и описывать

Строение бактериальной

клетки. Объяснять

особенности жизнедеятельности бактерий.

Учебник, стр.

11 -12 до слов “В природе бактерии распространены…”

Р.Т.7-8

3

Многообразие и

Значение бактерий.

Комбинированный

1

Выделять

особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Учебник, стр. 12-13.

Р.т. с 8-9

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов)

ТЕМА 2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 часа)

4

Общая

характеристика

грибов.

Изучение нового материала

1

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Называть способы питания

многоклеточных грибов. Выделять особенности царства грибы.

Сравнивать грибы с растениями и животными

Учебник,

стр.20-22

р.т. с 10-11

5

Плесневые грибы.

Комбинированный

1

Называть значение плесневых грибов в природе и в жизни человека Распознавать и описывать

строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека.

Учебник, стр. 23

Р.т. с 12

6

Шляпочные

грибы.

Комбинированный

1

Приводить примеры

шляпочных грибов, произрастающих в Республике Бурятия

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека

Лаб раб « Внешнее строение гриба мукор и плесени

7

Зачет №1. «Царство Прокариоты. Царство Грибы»

Зачет. Итоговый тест

1

Тестирование по темам “Царство Прокариоты. Царство Грибы” (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Учебник, стр. 23

Р.т.10-12

ТЕМА 2.2 ЛИШАИНИКИ (1 час)

8

Лишайники.

Лабораторная работа «Внешнее строение лишайников

Комбинированный

1

Распознавать и описывать

строение лишайника. Объяснять роль лишайника в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Учебник, стр. 28-32.

Р.Т.с 16-17

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВА РАСТЕНИЯ (16 ЧАСОВ )

ТЕМА 3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1ЧАС)

9

Общая

характеристика царства Растения.

Комбинированный

1

Называть признаки царства растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения.

Учебник, стр. 36-37.

ТЕМА 3.2 ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)

10

Строение и жизнедеятельность водорослей

Комбинированный

1

Давать определение термину: водоросли описывать строение водорослей Объяснять роль водорослей в в природе и в жизни человека.

Учебник, стр. 38-39

11

Значение и

многообразие

водорослей

Комбинированный

1

Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов.

Учебник, стр. 40-45

Р.т с 21-25

ТЕМА 3.3 ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (3 часа)

12

Отдел

Моховидные

Лабораторная  работа «Внешнее строение мхов»

Комбинированный

1

Давать определение термину: высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Учебник, стр. 48-51

Р.т.с 26

13

Отдел

Плауновидные и отдел

Хвощевидные

Лабораторная  работа «Внешнее строение плаунов и хвощей»

Комбинированный

1

Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека

Учебник, стр. 56-59

14

Отдел Папоротниковидные Лабораторная  работа «Внешнее строение папоротников»

Комбинированный

1

Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротниковидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека

Учебник, стр. 62-65

Р.т. с 31-35

ТЕМА 3.4 ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (З часа)

15

Отдел

Голосеменные

Растения

Комбинированный

1

Давать определение термину: Голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать этапы развития

Голосеменных растений.

Выделять особенности

Голосеменных растений. Важнейшие голосеменные Р. Бурятия

Учебник, стр. 68-70 Р.т. с 36

Лаб. Раб « Внешнее строение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной

16

Многообразие

голосеменных

Комбинированный

1

Приводить примеры голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека.

Учебник, стр. 70-73 РТ с 40-41

17

Зачет №2 «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения»

Итоговый тест

1

Тестирование по темам “Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки”)

ТЕМА 3.5 ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 ЧАСОВ)

18

Происхождение и особенности строения покрытосеменных

Растений

Комбинированный

1

Распознавать растения отдела Покрытосеменных растений. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение Покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений.

Учебник, стр. 76-81 Р.т.с41-42

19

Систематика

отдела

покрытосеменные

Комбинированный

1

Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и Однодольные.

Сравнивать растения классов Двудольные и Однодольные.

Учебник, стр. 82-83Р.т. 46-47

20

Семейства класса

Двудольные

Растения

Комбинированный

1

Распознавать и описывать

Наиболее распространенные в нашей  местности растения семейств класса Двудольные

Учебник, стр. 82

Р.т.с 48-50 Лаб раб « Растения семейства крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые»

21

Семейства класса

Однодольные

растения.

Комбинированный

1

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные.

Учебник, стр.83

Лаб раб « Растения семейства злаковые, лилейные»

22

Многообразие,

распространение

покрытосеменных

Комбинированный

1

Распознавать важнейшие Сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Подготовиться к зачету

Р.т.с 51-53

23

Зачет №3 «Отдел Покрытосеменные растения»

Итоговый тест

1

Тестирование по теме “Отдел Покрытосеменные растения” ( или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (37 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ЧАС)

24

Общая Характеристика Царства

Животные

Комбинированный

1

Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства : Растения грибы, животные.

Учебник, стр.92

ТЕМА 4.2 ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ЧАСА)

25

Общая Характеристика простейших.

Комбинированный

1

Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных.

Учебник, стр. 94-96 Р.Т. с 54-56

26

Многообразие и значение простейших

Комбинированный

1

Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль . простейших в природе и в жизни человека.

Учебник, стр.97-99 Р.Т.с 56

ТЕМА 4.3 ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 ЧАС)

27

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки

Комбинированный

1

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение Многоклеточных животных

Учебник, стр. 97-99 Р.т.с 54-56

ТЕМА 4.4 ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ЧАС)

28

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных

Изучение нового материала

1

Распознавать и описывать Строение кишечнополостных х. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных

Учебник, стр. 108-111

Р.т.с 62-64

29

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

Комбинированный

1

Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Учебник, стр. 111-113

30

Зачет №4 «Признаки царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные»

Итоговый тест

1

Тестирование по темам . Признаки царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные.

повторение

ТЕМА 4.5 ТРЕХСЛОЙНЫЕ  ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ЧАСА)

31

Общая характеристика типа Плоские черви.

Изучение нового материала

1

Называть системы органов плоских червей, органы и их функций.

Учебник, стр. 116-117

32

Многообразие и значение плоских червей

Комбинированный

1

Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Объяснять роль плоских червей и в жизни человека.

Учебник, стр. 118-120

Р.Т. 68-69

ТЕМА 4.6 ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ЧАС)

33

Общая характеристика типа круглые черви.

Урок изучения и первичного заключения новых знаний.

1

Распознавать и описывать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

Выполнение лаб. Работы. Распознавание животных типа круглые черви.

Учебник, стр. 122-125

Р.Т.с 70-71

ТЕМА 4.7 КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ЧАСА)

34

Общая характеристика типа кольчатые черви..

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Распознавать, описывать и сравнивать строение кольчатых червей.

Лаб. Работа распознавание животных типа

кольчатые

черви.

Стр. 128-129

Р.Т. с 72-75

35

Многообразие

кольчатых

червей.

Комбинированный урок.

1

Определять, распознавать, называть, объяснять строение и роль кольчатых червей.

Стр. 122-125. подготовиться к зачету.

Р.Т. с 72-75

36

Зачет № 5.

Урок контроля учета и оценки знаний

1

Тестирование по темам. Тип плоские, круглые и кольчатые черви.

ТЕМА 4.8 ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ЧАСА

37

Общая

характеристика

типа моллюски.

Урок изучения и первичного заключения новых знаний.

1

Распознавать,

описывать,

называть,

выделять признаки типа моллюсков.

Лаб. Работа распознавание

животных

типа

моллюски. Стр. 134-135 Р.Т. с 77-80

38

Многообразие и значение моллюсков.

Комбинированный урок.

1

Определять, выявлять, объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Лаб. работа выявление и приспособление у

моллюсков в среде обитания. Р.Т. с 80-82 Стр. 136-142

TEМА 4.9 ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ЧАСОВ)

39

Происхождение членистоногих и особенности организации.

Комбинированны й уро

1

Распознавать описывать, называть, выделять признаки типа

членистоногих

Лаб.работа изучение внешнего строения и многообразие членистоногих

Стр. 144

40

Класс ракообразные.

Комбинированны й уро

1

называть, выделять признаки ракообразных

Лаб. Работа выявление, приспособление у ракообразных в среде обитания. Р.Т. 83-86

41

Класс

паукообразные. Комбинированны й урок.

Комбинированны й уро

1

Распознавать описывать, называть, выделять признаки класса паукообразных и роль в природе в жизни человека.

Лаб.работа выявление и приспособление паукообразных в среде обитания. Стр. 152-155

Р.Т. с 86-87

42

Общая

характеристика

насекомых.

Комбинированны й уро

1

Распознавать описывать, называть, выявлять приспособления к среде обитания строение насекомых.

Лаб.работа выявление приспособление у насекомых в среде обитания. Стр. 158-162 Р.Т.с 88-90

43

Размножение и развитие насекомых.

Комбинированны й урок.

1

Распознавать и описывать стадия развития с неполным превращением

Стр. 163

Р.Т. с 91-92

44

Значение и многообразие насекомых.

Комбинированны й урок.

1

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых в Бурятии. Объяснять роль насекомых в жизни и в природе человека.

Подготовиться к зачету. Стр. 163-165

Р.Т. с 93-94

45

Зачет № 6.

Урок контроля и оценки знания.

1

Тестирование по темам. Тип моллюски, тип членистоногие

ТЕМА 4.10 ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1ЧАС)

46

Общая

характеристика

иглокожих

1

Распознавать, называть, характеризовать тип иглокожих

Стр. 170-171

Р.Т. 95-96

ТЕМА 4.11 ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ( 1ЧАС)

47

Общая

характеристика типа хордовые. Подтип безчерепные. Ланцетник

Урок изучения первичного закрепления новых знаний.

1

Распознавать, называть признаки хордовых.

Стр. 174-175

ТЕМА 4.12 ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ) (2 ЧАСА)

48

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

Комбинированный урок.

1

Объяснять происхождение рыб. Распознавать, описывать, выявлять, объяснять представителей хрящевых рыб.

Лаб. Работа приспособление у

хрящевых рыб в среде обитания.

Стр. 180-181

49

Костные рыбы.

Комбинированный урок.

1

Называть системы органов косных рыб. Определять принадлежность косных рыб к отрядам.

Стр. 176-179. стр. 182-183

Р.Т.с 96-104

ТЕМА 4.13 КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (3ЧАСА)

50

Общая

характеристика земноводных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Распознавать и описывать строение земноводных. Например: лягушки

Лаб.работа выявление особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. Стр. 186-192 Р.Т. с 105-109

51

Многообразие и роль

земноводных в природе и в жизни человека

Комбинированный урок.

1

Определять принадлежность земноводных к отрядам бесхвостые и хвостатые

Стр.193-194 Подготовиться к зачету

Р.Т.с 105-109

52

Зачет №7 «Класс Земноводные»

Урок контроля и оценки знани

1

Тестовая работа по теме « Класс Земноводные»

ТЕМА 4.14 КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕ (2 ЧАСА)

53

Общая

характеристика

пресмыкающихся.

Урок изучения и

первичного

закрепления

знаний

1

Выявлять приспособления к среде обитания к образу жизни.

Сравнивать пресмыкающихся

и земноводных

Лаб. Работа выявление и приспособление у пресмыкающихся к среде

обитания.

Стр. 196-202 Р.Т. с 110-112

54

Многообразие и

роль

пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

Комбинированны й урок.

1

Распознавать представителей

класса. Объяснять роль в природе и в жизни человека.

Стр.201-202

Р.Т. с 113-116

ТЕМА 4.15 КЛАСС ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПТИЦ (4ЧАСА)

55

Общая характеристика птиц

Урок изучения и первичного заключения новых знаний

1

Распознавать и описывать органы системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету.

Лаб.работа выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. Стр. 204-211 р. Т. С 117-122

56

Экологические

группы птиц.

Комбинированны

й урок

1

Распознавать по рисункам различных птиц.

Стр. 213-221

Р.Т. с 123-124, сообщения, рефераты

57

Роль птиц в

природе в жизни

человека.

Комбинированны

й урок

1

Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека

Стр.218-220

подготовиться

к зачету.

58

Зачет № 8

урок

контроля и

оценки знаний

1

Тестирование по темам класс пресмыкающиеся и класс птицы.

повторение

ТЕМА 4.16 КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 ЧАСОВ)

59

Общая характеристика

Класса млекопитающие

Урок изучения и первичного заключения новых знаний

1

Называть , распознать представителей  класса млекопитающих. Особенности внешнего строения кожи, шерстяной покров. Железы млекопитающих

С. 222-223

Р.Т. с 126-130

60

Внутреннее строение млекопитающих

Комбинированны

й урок

1

Распознавать, описывать, Выделять особенности строения млекопитающих.

Стр. 224-236

Р.Т. с 131-134

61

Размножение и

развитие

млекопитающих

Комбинированны

й урок

1

Называть, описывать органы размножения, развитие детенышей

Стр. 229-236

Р.Т.с 135

62

Многообразие млекопитающих

Комбинированны

й урок

1

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам

Стр. 236

подготовитсяяя

к зачету

63.

Зачет  №9 «Млекопитающие»

урок

контроля и

оценки знаний

1

Тестовая работа по теме млекопитающие

повторение

64

Игра «Звездный час по теме «Млекопитающие»

урок

контроля и

оценки знаний

1

игра

повторение

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ЧАСА)

65

Общая

характеристика

вирусов

Урок изучения и первичного заключения новых знаний

1

Распознавать и

описывать

строение вирусов

Стр. 242-244

РТ. С 138-139

66

Значение вирусов

Комбинированны

й урок

1

Объяснять роль

вирусов в жизни

человека.

Стр. 243-244

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (4 часа)

67

Многообразие

живых

организмов

комбинированный

1

Объяснять родство, общность происхождения и эволюций растений животных.

Повторение

68

Распределение

летних заданий.

Урок обобщения

и повторения систематизации

знаний

1

Повторение

Повторение

69

Повторение

повторение

1

Повторение

Повторение

70

Итоговая контрольная работа

урок

контроля и

оценки знаний

1

Повторение

Повторение

Использование  национально - регионального компонента

Тема урока

Инструментарий

6 (1)

Шляпочные грибы.        Особенности

Строения шляпочных грибов. Мицелий.

Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Р. Бурятия

сообщения

16 (1)

Многообразие голосеменных. Виды растений, наиболее распространенные

в Республике Бурятия. Значение в природе и в жизни человека.

сообщения

22 (1)

Многообразие, распространение

Покрытосеменных. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные,

масличные, зерновые, кормовые

культуры  Бурятии

Альбом рефератов

44 (1)

Значение и многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и в жизни человека

Насекомые Бурятии

Альбом рефератов

49 (1)

Костные рыбы.        Практическое

Значение .Промысловые рыбы.  Эндемики Байкала( Омуль, голомянка)

Альбом рефератов

51 (1)

Земноводные Бурятии. Красная книга        

Альбом рефератов

54 (1)

Пресмыкающиеся Бурятии Красная книга

Альбом рефератов

57 (1)

Птицы Бурятии .Красная книга

Альбом рефератов

62 (1)

Млекопитающие Бурятии .Красная книга

Альбом рефератов

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  2. Мамонтов С. Г.,   Захаров В. Б.,  Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
  5. Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  6. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
  7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
  8. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
  1. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...