Рабочая программа по биологии 6 класс Сонин
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии 6 класс Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass_biologiya.docx | 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Ринчинова М.В. Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
Класс: 6
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 35 ч/год
Рабочую программу составил (ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н. И. Сонина (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
Цели обучения:
- Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Планируемые результаты освоения
курса «Биология». 6 класс.
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- что лежит в основе строения всех живых организмов;
- строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
- исследовать строение основных органов растения;
- устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
- устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с дополнительными источниками информации;
- давать определения;
работать с биологическими объектами.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (20 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
- органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- исследовать строение отдельных органов организмов;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свою учебную деятельность;
- — планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- — составлять план работы;
- — участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Раздел 3. Организм и среда (2ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- суть понятий и терминов «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
- как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
- структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14 ч)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (1ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы:
- Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
- Строение кожицы чешуи лука
Тема 1.4. Деление клетки (2 ч)
Понятие « деление клетки», Митоз. Мейоз
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы:
1. Ткани живых организмов.
Тема 1.6. Органы и системы органов (5ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы:
1. Распознавание органов растений и животных.
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (20 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (4 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (2ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторные работы:
1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорный системы (1 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные работы:
1. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (1 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (3ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы
1. Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.
Раздел 3. Организм и среда (2ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природное сообществе. Цепи питания.
Демонстрация
Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Тема3.3. Общие итоги (1ч)
Тематический план по биологии в 6 классе, по учебнику Н.И.Сонин.
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Контроль | |
По плану | Фактич. | ||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14 часов) | |||||
Тема 1.1.Основные свойства живых организмов (1 час) | |||||
1 | Основные свойства живых организмов | 1 час | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос | |
Тема 1.2 Химический состав клетки (1 час) | |||||
2 | Химический состав клетки | 1 час | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос | |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа) | |||||
3 | Клетка - элементарная частица живого | 1 час | 3 неделя сентября | Фронтальный опрос, тест | |
4 | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | 1 час | 4 неделя сентября | Фронтальный опрос, тест, лабораторная работа | |
Тема 1.4. Деление клетки (2 часа) | |||||
5 | Деление клетки | 1 час | 1 неделя октября | Фронтальный опрос, тест | |
6 | Мейоз и его биологическое значение | 1 час | 2 неделя октября | Фронтальный опрос, тест | |
Тема 1.5 .Ткани растении и животных (2 часа) | |||||
7 | Ткани растений | 1 час | 3 неделя октября | Фронтальный опрос, тест | |
8 | Ткани животных | 1 час | 4 неделя октября | Фронтальный опрос, тест | |
Тема 1.6.Органы и система органов (5 часов) | |||||
9 | Строения корня | 1 час | 1 неделя ноября | Лабораторная работа | |
10 | Строение и значение побега. | 1 час | 2 неделя ноября | Лабораторная работа | |
11 | Цветок. Соцветие. Плоды. | 1 час | 3 неделя ноября | Лабораторная работа | |
12 | Строение семян | 1 час | 4 неделя ноября | Лабораторная работа | |
13 | Системы органов животного | 1 час | 1 неделя декабря | Фронтальный опрос, тест | |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 час) | |||||
14 | Организм как единое целое. | 1 час | 2 неделя декабря | Фронтальный опрос, тест | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (20ч) | |||||
Тема 2.1. Питание и пищеварение(4 часа) | |||||
15 | Особенности питания растительного организма. | 1 час | 3 неделя декабря | Фронтальный опрос | |
16 | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | 1 час | 4 неделя декабря | Фронтальный опрос, тест | |
17 | Особенности питания животных | 1 час | 2 неделя января | Фронтальный опрос | |
18 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 час | 3 неделя января | Фронтальный опрос | |
Тема 2.2. Дыхание (2 часа) | |||||
19 | Дыхание у растений | 1 час | 4 неделя января | Фронтальный опрос | |
20 | Дыхание у животных. | 1 час | 4 неделя января | Фронтальный опрос | |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа) | |||||
21 | Передвижение веществ в растении. | 1 час | 1 неделя февраля | Фронтальный опрос | |
22 | Передвижение веществ в животном организме. | 1 час | 2 неделя февраля | Фронтальный опрос | |
Тема 2.4. Выделение (2 часа) | |||||
23 | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 час | 3 неделя февраля | Фронтальный опрос | |
24 | Обмен веществ у растений и животных. | 1 час | 4 неделя февраля | Фронтальный опрос | |
Тема 2.5. Опорные системы (1час) | |||||
25 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма | 1 час | 1 неделя марта | Фронтальный опрос | |
Тема 2.6. Движение (1 час) | |||||
26 | Движение. | 1 час | 2 неделя марта | Фронт опрос, тест | |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа) | |||||
27 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость | 1 час | 3 неделя марта | Фронтальный опрос | |
28 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 час | 4 неделя март | Фронтальный опрос | |
29 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | 1 час | 4 неделя март | Фронтальный опрос | |
Тема 2.8. Размножение (3 часа) | |||||
30 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | 1 час | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос, тест | |
31 | Половое размножение животных | 1 час | 2 неделя апреля | Фронтальный опрос | |
32 | Половое размножение растений. | 1 час | 3 неделя апреля | Фронтальный опрос | |
Тема 2.9. Рост и растений и животных ( 2часа) | |||||
33 | Рост и развитие растений. | 1час | 4 неделя апреля | Фронтальный опрос | |
34 | Рост и развитие животных | 1час | 1 неделя мая | Фронтальный опрос | |
Раздел 3. Организм и среда (2 часа) | |||||
Тема 3.0 Среда обитания организмов. Факторы среды (2 час) | |||||
35 | Среда обитания и факторы среды | 1 час | 2 неделя мая | сообщения | |
36 | Природные Сообщества Республики Бурятия | 1 час | 3 неделя мая | сообщения | |
4. Обобщение (1 час) | |||||
37 | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов | 1 час | 4 неделя мая | Контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование. Биология. 6 класс
№ урока | Наименование темы | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Домашнее задание |
РАЗДЕЛ 1. СРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час) | |||||
1 | Основные свойства живых организмов | Изучение нового материала | 1 | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Стр. 4-6 учебника, “Подумайте” на стр. 8, “Какие утверждения верны” на стр. 8 Раб тетрадь с 3-6. |
Тема 1.2 Химический состав клетки (1 час) | |||||
2 | Химический состав клетки | Комбинированный | 1 | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть:
| Стр. 10-11 учебника, “Подумайте” на стр. 15, “Какие утверждения верны” на стр. 14. Раб тетрадь с 7-8 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (2 часа) | |||||
3 | Строение растительной клетки | Изучение нового материала Прак/ раб | 1 | Называть признак живых организмов — клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. | Стр. 16, 18-19 РТ с.8 |
4 | Клетка - элементарная частица живого. | Комбинированный | 1 | Называть признак живых организмов — клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять | Стр. 16, 18-19 учебника. “Подумайте”на стр. 22, “Какие утверждения верны” на стр. 22. |
5 | Строение животной клетки | Комбинированный | 1 | Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Распознавать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | Стр. 18-19 учебника, “Подумайте”на стр. 22, “Какие утверждения верны” на стр. 22 Раб тетрадь с 9-10. |
Тема 1.4 Ткани растении и животных (2 часа) | |||||
6 | Ткани растений. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию ткань. Называть: - типы тканей растений; - функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках | Стр.30,31 учебника. Раб тетрадь с 15-16 |
7 | Ткани животных | Комбинированный | 1 | Называть: - типы тканей животных; - функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | “Какие утверждения верны” на стр. 36 |
Тема 1.5. Деление клетки ( 1 час) | |||||
8 | Деление клетки | Комбинированный | 1 | Называть типы деления клеток: митоз и мейоз, Распознавать фазы митоза | Раб тетрадь с 13-14 |
Тема 1.6 Органы и система органов (4 часа) | |||||
9 | Строения корня. Лабораторная работа «Корень» | Комбинированный | 1 | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть: 1 )органы цветкового растения, их роль в жизни растения; 2)типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Стр. 38 учебника. Раб тетрадь с 17-20 |
10 | Строение и значение побега. Лист | Комбинированный | 1 | Давать определение понятиям побег вегетативные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на- таблицах органы цветкового растения - побег и его части. Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Стр. 38-40 учебника. Раб тетрадь с 17-20 |
11-12 | Цветок. Соцветие. Плоды. Строение семян. | Комбинированный | 2 | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразие плодов. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Стр. 40,41 учебника. “Какие утверждения верны” на стр. 50. Раб тетрадь с 20-24 |
13 | Системы органов животных | Комбинированный | 1 | Называть: 1 )органы и система органов животных; 2)функции органов и система органов животных Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты – органы и системы органов животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | Стр. 50 по учебнику Раб тетрадь с 25-27 |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 час)_ | |||||
14 | Организм как единое целое | Комбинированный | 1 | Давать определение понятиям ткань, органов, систем органов как основа целостности организма Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма Доказывать, что организм – единое целое | Стр. 52-55 учебника. Раб тетрадь С 28-31 |
Тема 1.8 Питание и пищеварение ( 4 ч) | |||||
15 | Особенности питания растительного организма. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: почвенного растения. Объяснять значение почвенного питания. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Стр. 58 учебника Раб тетрадь с 32 |
16 | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза. Объяснять: 1 )значение воздушного питания в жизни растения; 2)значение фотосинтеза для жизни на Земле. Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектов. Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном - питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | С Раб тетрадь с 32тр. 58 учебника. |
17 | Особенности Питания животных. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Находить в биологических словарях и справочниках, значение биологических терминов симбионты, паразиты. | Стр. 60-62 учебника, “Подумайте” на стр. 67 Раб тетрадь с 33 |
18 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | Комбинированный | 1 | Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Стр. 63 учебника, “Какие утверждения верны” на стр. 66 |
Тема 1.9 Дыхание (2 часа) | |||||
19 | Дыхание у растений | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: 1 Особенности дыхания растений. 2)роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Стр. 68 учебника, “Подумайте” на стр. 73 РТ с |
20 | Дыхание у животных. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: 1 Особенности дыхания | Стр. 68-69 учебника, “Подумайте” на стр.72 Раб тетрадь с 35 |
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ЧАСОВ) Тема 2.0 Передвижение веществ в организме (2 часа) | |||||
21 | Передвижение веществ в растении. | Комбинированный | 1 | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и его органических веществ в растениях. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Стр. 74,75 учебника, “Подумайте” на стр. 78. раб тетрадь с 36-37 |
22 | Передвижение веществ в животном организме. | Комбинированный | 1 | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: 1)органы кровеносной системы узнавать их на рисунках, таблицах; 2)функции органов кровеносной системы; 3)состав крови, его функции; 4)типы кровеносных систем. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | Стр. 76,77 учебника, “Какие утверждения верны” на стр. 78. раб тетрадь с 36-37 |
Тема 2.1. Выделение (2 часа) | |||||
23 | Выделение у растений, грибов и животных. | Комбинированный | 1 | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть: 1)органы выделения растений; 2)органы выделения у различных животных. Характеризовать: 1 Особенности процесса выделения у растений; 2)особенности процесса выделения у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных. | Стр. 86,89 учебника, “Подумайте” на стр. 90 РТ с 38-39 |
24 | Обмен веществ у растений и животных. | Комбинированный | 1 | Давать определение понятию обмен Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть:
| Стр. 86-89 учебника, “Подумайте” на стр. верны ” на стр. 90. РТ с 40-41 |
Тема 2.2 Опорные системы (1час) | |||||
25 | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. | Комбинированный | 1 | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Называть:
| Стр. 92-95 учебника, “Подумайте” на стр. 96, “Какие утверждения верны” на стр. 96. РТ с 42-43 |
Тема 2.3 Движение (1 час) | |||||
26 | Движение. | Комбинированный | 1 | Называть:
| Стр. 98-107 учебника, Какие утверждения верны” на стр. 108 РТ с 45-47 |
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа) | |||||
27 | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. | Комбинированный | 1 | Давать определения понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть:
| Стр. 110,115 учебника “Подумайте” на 120стр., Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя значения, полученные на уроке РТ с 48-50 |
28 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | Комбинированный | 1 | Называть:
эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. Наблюдать за поведением животных. | Стр. 116 учебника. |
29 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | Комбинированный | 1 | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Стр. 116,117 учебника, “Какие утверждения верны" на стр. 120. |
Тема 2.3 Размножение (3 часа) | |||||
30 | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | Комбинированный | 1 | Давать определения понятиям размножение, вегетативные органы. Называть: - 1)значения размножения; 2)виды размножения; 3)формы бесполого размножения растений и животных; 4)органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого Размножения растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Стр. 122 учебника, “Подумайте” на стр. 126, “Какие утверждения верны” на стр. 126. РТ с 51 |
31 | Половое размножен ие животных | Комбинированный | 1 | Давать определения понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. | Стр. 128-130 учебника, “Подумайте” на стр. 132, “Какие утверждения верны” на стр. 132РТ с 53 Рт |
32 | Половое размножение растений. | Комбинированный | 1 | Давать определения понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть: 1 )значения полового размножения; 2)органы полового размножения у животных и узнавать их на рисунках (таблицах). Описывать: 1 )строение цветка как органа полового размножения; 2)сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения); Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Стр. 134-136 учебника, “Подумайте” на стр. 139, “Какие утверждения верны” на стр. 138.РТ С 54-55 |
ТЕМА 2.4 : Рост и растений и животных (2 часа) | |||||
33 | Рост и развитие растений. | Комбинированный | 1 | описывать на таблице части цветка, семена двудольных растений, типы плодов. Называть: 1)роль семян и плодов в жизни растения;
Наблюдать за ростом и развитием растений. | РТ с 56 |
34 | Рост и развитие животных | Комбинированный | 1 | Приводить примеры животных с разным типов постэмбрионально го развития. Называть: 1 )виды экологических факторов; 2)типы взаимоотношений организмов. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионально го развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Стр. 146-148 учебника, “Какие утверждения верны” на стр. 150. РТ с 57-62 |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа) Тема 3.0 Среда обитания организмов. Факторы среды (1 час) | |||||
35 | Среда обитания организмов. Факторы среды. | Комбинированный | Давать определение понятиям среда обитания, экология, Экологические факторы. Называть: 1 )виды экологических факторов; 2)типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: 1 )факторов неживой природы, их влияние на живые организмы;
приспособлений организмов к действию экологических факторов. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и культурных растений, ухода за ними. | Стр. 156-161 учебника, “Подумайте” на стр. 162, “Какие утверждения верны” на стр. 162. РТ с 63-64 | |
Тема 3.1.Природные сообщества ( 1 ч) | |||||
36 | Природные сообщества | Комбинированный | Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры:
продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснить взаимосвязь организмов и окружающей среды. Проводить самостоятел ьны й поиск информации
| Стр. 163-166 учебника.”Подумай те” на стр. 170. РТ с 65 | |
Тема 4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час) | |||||
37 | Что мы узнали о строении и жизнедеятельное ти живых организмов | Контрольная работа | Называть особенности строения растительного и животного организма. Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать вывод на основе сравнения. |
Использование национально-регионального компонента
№ | Тема урока | Инструментарий |
35 | Природные сообщества Бурятии | сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...