Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин
рабочая программа по биологии (5 класс)

Ринчинова Мираида Валерьевна

Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_klass_biologiya.docx83.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Ринчинова М.В.

Протокол № __

от «_____» августа 201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

_________Банзаракцаева С.М.

«____» августа 201___г.

«Утверждено»

Директор.

_____________ Очиров Д.Б.

Приказ №____

от «____» августа 201__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Класс: 5

Уровень образования – основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год

Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 35 ч/год

Рабочую программу составил(ли):

Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Нижняя Иволга,

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл.Концентрический курс)» и реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина, Дрофа, 2012.Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012 г.

Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена  на  достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.

Основными задачами реализации курса являются

  • Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
  • Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни.

Тип программы:концентрическая, базового уровня.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Рабочая программа включает 4 раздела:

  1. Живой организм: строение и изучение
  2. Многообразие живых организмов
  3. Среда обитания живых организмов
  4. Человек на Земле

Программа курса обеспечивает целостное изучение  курса за счет реализации трех следующих принципов:

1)предметных

2)метапредметных

3)личностных

Результаты обучения приведены в графах: предметные результаты уровень владения целостной компетентностью и Универсальные учебные действия, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные  творческие задания.

Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные  с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения  ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиямиЕГЭ Вертикаль, 2012 г. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют  диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений  или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу.

Большое значение для  достижения планируемых результатов имеет организация  проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания  проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся  должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация  обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
  • формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Нормативно-правовая база

Рабочая программа «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе документов:

Нормативные федеральные документы:

1.Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);

2.Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29-37.

3.Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования.  Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г

4.Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе  4,2012, с 26-30.

5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897

6.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред.   В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).

Локальные акты образовательного учреждения:

1.Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;

2.Положение о рабочей программе учебного курса;

3.Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программыучебного курса.

Планируемые результаты освоения

курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Основные признаки живой природы;
  • Устройство светового микроскопа;
  • Основные органоиды клетки;
  • Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;
  • Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • Характеризовать методы биологических исследований;
  • Работать с лупой и световым микроскопом;
  • Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке;
  • Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • Составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2.Многообразие живых организмов.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • Основные признаки представителей царств живой природы;
  • Учащиеся должны уметь;
  • Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
  • Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • Различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • Устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;
  • Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты.

Учащиеся должны уметь;

  • Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Раздел 3. Среды обитания живых организмов.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать;

  • Основные среды обитания живых организмов;
  • Природные зоны нашей планеты, их обитателей;

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать различные среды обитания;
  • Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;
  • Приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • Наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Находить и использовать причинно-следственные связи;
  • Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
  • Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4.Человек на Земле.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • Соблюдать правила поведения в природе;
  • Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать в соответствии с поставленной задачей;
  • Составлять простой и сложный план текста;
  • Участвовать в совместной деятельности;
  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения.

  • Формирование ответственного отношения к обучению;
  • Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:
  • Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
  • Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Формирование основ экологической культуры.

Результаты учебного предмета изучения.

Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
  • сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.

Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении метопредметных результатов, таких как:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.
  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  •  основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс

(35 часов, 1час в неделю).

Тема 1. «Живой организм: строение и изучение» (8часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы.Живые клетки.Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные работы.

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
  • Изучение химического состава семян
  • Описание и сравнение признаков различных  веществ.
  • Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.        

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.
  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
  • Плакат: Науки о природе.

Тема 2. «Многообразие живых организмов» (14часов)

Как развивалась жизнь на земле.Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Демонстрации:

  • Гербарии растений, муляжи грибов.
  • Компьютер
  • Микроскоп, лупы
  • Плакаты

Тема3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.

Темы 4. « Человек на Земле» (6часов)

Как человек появился на Земле. Как  человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практическая  работа

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время(2часа)

Резервное время  используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

Тематический план по биологии 5 класс

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Дата

Контроль

По плану

Фактически

Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов

1 (1)

Что такое живой организм?

1 час

1 неделя сентября

 Фронтальный опрос

2 (2)

Наука о живой природе

1 час

2 неделя сентября

Фронтальный опрос

3 (3)

Методы изучения природы

Лабораторная работа №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований

1 час

3 неделя сентября

Практическая работа, фронтальный опрос

4 (4)

Увеличительные приборыЛабораторная работа №2 Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования.

1 час

4 неделя сентября

Практическая работа, фронтальный опрос

5 (5)

Живые клетки Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука»

1 час

1 неделя октября

Практическая работа, фронтальный опрос

6 (6)

Химический состав клеткиЛабораторнаяработа №3 «Изучение химического состава семян»

1 час

2 неделя октября

Практическая работа, фронтальный опрос

7 (7)

Вещества и явления в окружающем мире.

1 час

3 неделя октября

Тест, фронтальный опрос

8 (8)

Великие естествоиспытатели

Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский»

1 час

4 неделя октября

Тест, фронтальный опрос

Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов

9 (1)

Как развивалась жизнь на Земле

1 час

1 неделя ноября

Тест, фронтальный опрос

10(2)

Разнообразие живого

1 час

2 неделя ноября

Тест, фронтальный опрос

11(3)

Бактерии

1 час

3 неделя ноября

Тест, фронтальный опрос

12(4)

Грибы

1 час

4 неделя ноября

Тест, фронтальный опрос

13(5)

Водоросли

1 час

1 неделя декабря

Тест, фронтальный опрос

14(6)

Мхи

1 час

2 неделя декабря

Тест, фронтальный опрос

15(7)

Папоротники

1 час

3 неделя декабря

Тест, фронтальный опрос

16(8)

Голосеменные

1 час

4 неделя декабря

Тест, фронтальный опрос

17(9)

Покрытосемянные

1 час

2 неделя января

Тест, фронтальный опрос

18(10)

Значение растений  в природе и в  жизни человека

1 час

3 неделя января

Тест, фронтальный опрос

19(11)

Простейшие

1 час

4 неделя января

Тест, фронтальный опрос

20(12)

Беспозвоночные животные

1 час

1 неделя февраля

Тест, фронтальный опрос

21(13)

Позвоночные

1 час

2 неделя февраля

Тест, фронтальный опрос

22(14)

Значение животных в природе и в жизни человека

1 час

3 неделя февраля

Тест, фронтальный опрос

Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов

23 (1)

Три среды обитания

1 час

4 неделя февраля

Тест, фронтальный опрос

24 (2)

Жизнь на разных материках

1 час

1 неделя марта

Тест, фронтальный опрос

25 (3)

Природные зоны Земли

1 час

2 неделя марта

Тест, фронтальный опрос

26(4)

Жизнь в морях и океанах

1 час

2\3 неделя марта

Тест, фронтальный опрос

27 ( 5)

Обобщение по теме « Среды обитания живых организмов»

1 час

1 неделя апреля

Итоговый тест

Тема 4. Человек на Земле. - 6 часов

28 (1)

Как появился человек на Земле

1 час

2 неделя апреля

Тест, фронтальный опрос

29(2)

Как человек изменил Землю

1 час

3 неделя апреля

Тест, фронтальный опрос

30 (3)

Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии

1 час

4 неделя апреля

Тест, фронтальный опрос

31(4)

Не станет ли Земля пустыней?

1 час

4 неделя апреля

Тест, фронтальный опрос

32 (5)

Обобщающий урок по теме «Человек на земле»

1 час

1 неделя мая

Итоговый тест

33

Здоровье человека и безопасность жизни

Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

1 час

2 неделя мая

Практическая работа

34

Экскурсия.«Весенние явления в природе Иволгинского района».

1 час

3 неделя мая

Экскурсия

35

Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе.

Обсуждение заданий на лето

1 час

4 неделя мая

Итоговый тест

Календарно - тематическое планирование по курсу.

№ урока

Наименование темы

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Домашнее задание

Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов

1 (1)

Что такое живой организм?

Вводный

Изучение нового материала

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Записи в тетради, рассмотреть весь учебник, с. 3-11, вопросы. РТ.с. 6-7.

Сообщение «Существуют ли различия между растениями и животными?»

2 (2)

Наука о живой природе

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Стр. 12-16, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

РТ с 8-9.

3 (3)

Методы изучения природы

Лабораторная работа №1«Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

с. 17-22, вопросы.

РТ с 10-14.

Пронаблюдать, поставить свой опыт и провести свои измерения.

4 (4)

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования».

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

с. 23-26, вопросы.

РТ с 14-16. Составить  проблемные вопросы по теме.

5 (5)

Живые клетки

Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука»

Практическая рабтоа

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 С. 27-32

вопросы.

РТ с 16-20.

Изготовите клетку из подручного материала, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

6(6)

Химический состав клетки

Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян»

Практическая работа

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

с. 33-38, вопросы.

РТ с 20-21.

Подумайте как еще можно определить нахождение белков, жиров, углеводов в нашей пище?

7 (7)

Вещества и явления в окружающем мире.

Комбинированный

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

с. 39-46, вопросы.

РТ с 22-24.

8 (8)

Великие естествоиспытатели

Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский».

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 С.47-49вопросы.

РТ с 24-25.

Защита реферата о Ч.Дарвине

Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов

1 (9)

Как развивалась жизнь на Земле

Изучение нового материала

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителе

с. 52-56, вопросы.

РТ с 28-31

2 (10)

Разнообразие живого

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;м;

с. 57-59, вопросы.

РТ с 31-33.

Составить вопросы по теме, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания

3 (11)

Бактерии

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

с. 60-63, вопросы.

РТ  с 33-36

Изготовить «бактерию», приготовить сообщение на3-5мин .

4 (12)

Грибы

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 С. 64-67вопросы.

Р.т. с 36-39. Сообщение Грибы в моей жизни,приготовить презентацию о грибах.

5(13)

Водоросли

Комбинированный

1

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

с. 68-72, вопросы.

РТ с 40-42.

Сообщения про водоросли их применения в нашем быту.

6 (14)

Мхи

Комбинированный

1

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Личностные УУД:

-с помощью учителя  определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

ПредметныеУУД.

-существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

-основные признаки представителей царств живой природы;

-определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

-устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

-различать изученные объекты в природе, на таблицах;

-устанавливать черты приспособленности организмов  к среде обитания;

-объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

с. 73-75, вопросы.

РТ с 43-45.

7 (15)

Папоротники 

Комбинированный

1

с. 76-78, вопросы.

РТ с 45-47.

Приготовить сообщение о значении папоротников в жизни человека.

8 (16)

Голосеменные растения. Голосеменные растения Бурятии

Комбинированный

1

с. 79-82, вопросы.

РТ.с 47-50.

Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

9(17)

Покрытосеменные (цветковые) растения

Комбинированный

1

с. 83-87, вопросы.

РТс 50-53

10(18)

Значение растений в природе и жизни человека

Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии

Комбинированный

1

с. 88-90, вопросы.

РТ.с 54-58.

Приготовить презентацию о значение растений в  природе и жизни

Человека.

11 (19)

Животные простейшие

 

Комбинированный

1

с. 91-93, вопросы.

РТ.с 54-60

Изготовить простейшее, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

12 (20)

Беспозвоночные:

Комбинированный

1

с. 94-96, вопросы.

РТ.с 60-62

Приготовить презентацию.

13(21)

Позвоночные

Комбинированный

1

РегулятивныеУУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

с. 97-99, вопросы.

РТ.с 63-67

14(22)

Значение животных в природе и жизни человека

Животные, записанные в Красную книгу Бурятии

1

с. 100-102, вопросы.

РТ.с 67-69.

Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания.

Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов

1(23)

Три среды обитания

Комбинированный

1

с. 104-108, вопросы.

РТ с 72-75

2 (24)

Жизнь на разных материках

Комбинированный

1

с. 109-114, вопросы.

РТ.с 72-75.

Приготовить сообщение об интересных животных Северной и Южной Америки.

3 (25)

Природные Зоны Земли.

Комбинированный

1

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

с. 115-120, вопросы.

РТ с 76-79

4  (26)

Жизнь в морях и океанах.

Жизнь в озере Байкал

Комбинированный

1

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

ПредметныеУУД:

-предков человека, их характерные черты, образ жизни;

-основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

-правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

-простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

-объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

-объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;-соблюдать правила поведения в природе;

с. 121-124, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

РТ.с 79-84

Составить презентацию

5 (27)

Обобщение по теме

«Среда обитания живых организмов»

Контрольный тест

1

Повторить с. 104-124, вопросы.

РТ с 79-84

Тема 4. Человек на Земле. 6 часов

1(28)

Как человек появился на Земле:

Комбинированный

1

с. 128-134, вопросы.

Р.т. с 72-75

Нарисовать Дриопитека, австралопитека, неандерталеца, кроманьонеца

2(29)

Как человек изменил Землю.

Комбинированный

1

с. 135-139, вопросы.

РТ с 89-94,

сообщения

3 (30)

Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии

Комбинированный

1

с. 140-145, вопросы.

РТ.с 94-97

4 (31)

Не станет ли Земля пустыней?

Комбинированный

1

с.143-145,

Сообщение Воздействие человека на живую природу

5 (32)

Обобщающий урок по теме «Человек на земле»

Контрольная работа

1

Повторить с. 128-157, вопросы.

6 (33)

Здоровье человека и безопасность жизни

Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Практическая работа

1

-различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

-вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

МетапредметныеУУД:

-уметь работать в соответствии с поставленной задачей;

-составлять простой и сложный план текста;

-участвовать в совместной деятельности;

-работать с текстом параграфа и его компонентами;

-узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

ЛичностныеУУД:

-формирование ответственного отношения к обучению;

-формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:

-формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;

-осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Формирование основ экологической культуры.

с. 146-153,

обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы.

РТ с 98-101

1 (34)

Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района».  

Экскурсия

1

Повторить материал учебника

2(35)

Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе.

Обсуждение заданий на лето

Контрольная работа

1

Повторить материал учебника

Использование  национально- регионального компонента

Тема урока

Инструментарий

14 (1)

Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы , встречаемые в Р.Бурятия

сообщения

16(1)

Голосеменные растения. Голосеменные растения Бурятии

сообщения

18(1)

Значение растений в природе и жизни человека

Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии

Сообщения, презентации

22(1)

Значение животных в природе и жизни человека

Животные, записанные в Красную книгу Бурятии

Сообщения, презентации

26(1)

Жизнь в морях и океанах.

Жизнь в озере Байкал

Сообщения, презентации

30(1)

Жизнь под угрозой.

Красная книга Бурятии

сообщения

34(1)

Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района»

экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...