урок 8 класс Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Прашутина Лидия Георгиевна

Цель урока:

-рассмотреть свойства витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные:

-обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме  человека;

-сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

-сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;

- раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

- расширить представление о ферментах, роли органов пищеварения в обмене веществ.

Воспитательные:

- воспитывать  культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

-показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

-прививать навыки  здорового образ жизни;

 - формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;

  -воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости  закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять  болезням .

Развивающие:

-развивать познавательный  интерес  к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;

- развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

- развивать умения и навыки самостоятельной работы;

-формировать понятие о здоровой пище.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_8_kl_vitaminy.docx151.01 КБ

Предварительный просмотр:

2016г

Цель урока:

-рассмотреть свойства витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные:

-обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме  человека;

-сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

-сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;

- раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

- расширить представление о ферментах, роли органов пищеварения в обмене веществ.

Воспитательные:

- воспитывать  культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

-показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

-прививать навыки  здорового образ жизни;

 - формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;

  -воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости  закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять  болезням .

Развивающие:

-развивать познавательный  интерес  к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;

- развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

- развивать умения и навыки самостоятельной работы;

-формировать понятие о здоровой пище.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Методы.

Словесный:

-рассказ  учителя;

-сообщения учащихся;

-беседа;

-чтение текстов слайдов и учебника;

-работа с таблицами.

Наглядный :

-работа с картинками, таблицами, опорными схемами;

-выставка витаминов, презентация.

Частично-поисковый:

-нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации;

 - работа по заполнению схем, таблиц.

Формы организации урока:

- фронтальная,

- индивидуальная,

- групповая.

Оборудование:

- компьютер и проектор для демонстрации презентации и слайдов,презентация по теме урока, учебники, рабочие тетради, таблица «Витамины»,витаминные препарата, раздаточный материал, свежие овощи и фрукты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологическая разминка.

Учитель.

Здравствуйте, ребята!  Я очень рада видеть вас.

Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.

Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто  любит свою семью – хлопните  в ладоши, у кого есть друзья -  улыбнитесь.

Вот видите, мы теперь больше знаем друг друга.

Но, как растение не может существовать без своих органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому  я рассчитываю на вашу активную работу.

И надеюсь, что дух партнерства  поможет  нам в этом.

Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда,  которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:Слайд 1.

Собраться вместе – это начало.

    Держаться вместе – это прогресс.

                                                      Работать вместе – это успех.

Анатомические загадки.

Предлагаю вам ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке  знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочём.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою унесешь.

Вмиг связаться с кислородом

Может только он один.

Он живет в эритроцитах,

Как зовут? (Гемоглобин)

Этот орган кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан – «дверца»,

Что за орган ? Это -  (сердце)

К вкусной пище он привык.

Орган вкуса – наш …(язык)

Кислород доставит всюду

(Это братцы, не проблема),

Как зовется это чудо?

(Кровеносная система)

Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается,

Пищи происходит усвоение,

И тому виной….(пищеварение)

Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен,

Это …(углекислый газ)

И совсем наоборот

Поглощаем …(кислород)

Все мы дышим легкими,

Но ей немножко тоже,

Наш теплорегулятор.

О чем здесь речь ?  О …(коже)

Вмиг микробы все убиты!

Подключились ….(лимфоциты)

Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит …(кровь)

Стоп, микробы! Хода  нет!

У меня …(иммунитет)

Пища попадает в рот.

Глотка, дальше …(пищевод)

Пора и нам , ребята,

Над  и расставить точки.

В системе выделения

Важнейший орган …(почки)

Организму он -  опора

Но его страшнее нет,

                  Он в  « ужастиках» встречается,

Называется…(скелет)

 (  В качестве призов раздаются яблоки, груши, киви, апельсины, мандарины, бананы и т.д.)

Учитель.

-А такие призы я выбрала не случайно. И вы поймете почему.

Сегодня мы поговорим о веществах, которые называют «элексиры жизни». Слайд 2.

Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, без них невозможен обмен веществ.

 «Мал золотник  да дорог», так в старину говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах.Слайд 3

И так тема нашего урока: «Витамины ».

Сегодня  вы узнаетеСлайд 4

-какие бывают витамины;

- о значение витаминов для организма;

-какие витамины содержатся в различных продуктах;

-как сохранить витамины в продуктах питания.

У каждого из вас на столе есть опорный конспект, в  котором вы будете работать в течение урока и делать необходимые записи.

В наше время трудно найти  человека, не слышащего слова «витамины».

Ребята, а вы слышали это слово? Что вы знаете о витаминах?

Витамины нужны организму в очень маленьких количествах, но жизнь без них невозможна.Каждый из нас употреблял препараты витаминов. А между тем  всего лишь 130 лет назад  люди и не подозревали об их существовании.

Слайд 5Сейчас существует даже такая наука – витаминология  (изучающая влияние витаминов на организм человека).

(  записываем  в опорном конспекте)

Слайд 6

Слово «витамины» латинского происхождения

«Vita»-жизнь «амины» класс органических соединений

В словаре  С.И.Ожегова дано следующее определение:

-это органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

В настоящее времядано следующее определение витаминам.

Слайд 7.

Витамины – это биологически активные, действующие в очень небольших количествах.

(  записываем  в опорном конспекте)

Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ.

А почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Слайд 8

Оказывается, витамины входят в состав почти всех ферментов ( а что такое ферменты вы знаете) и вместе с ними ускоряют процессы обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ  в клетках и тканях.

Слайд 9

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным, который еще в 1881 г установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров,  углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит  организм к гибели.

(  записываем  в опорном конспекте)–обнаружил в пищевых продуктах витамины)

Слайд 10

Позже, в 1911 году польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечило от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название  витамин.

(  записываем  в опорном конспекте)-ввел термин витамины.

Слайд 11

Х. Эйкман  открыл факт витаминной недостаточности как источник ряда заболеваний.

(записываем  в опорном конспекте)

Слайд 12

Фредерик Хопкинс  - работы по изучению витаминов, стимулирующих рост.

Но это далеко не все ученые, которые занимались изучением витаминов. Эта работа продолжается и в настоящее время.

Более подробно материал об открытии витаминов вы найдете в книге И.Д.Зверева Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (стр. 133-135)

Слайд 13

Витамины называют чудесной азбукой жизни .В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита  А,В,С, Д, Е по мере их открытия. Некоторые образуют целые группы, например витамины группы  ВВ1, В2, В3,В6…..В12

Слайд 14

Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют животное происхождение.

Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин Д.

Известно 13 незаменимых витаминов, т.е. которые обязательно нужны организму.

Слайд 15

Классификация витаминов основана на растворимости в воде и жирах.

Витамины

Жирорастворимые                          Водорастворимые

(  записываем  в опорном конспекте)

Жирорастворимые витамины А, Д, Е, К поступают в организм с жирами, т.к. они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины должны поступать в организм постоянно, желательно  ежедневно.

Сценка

Жили – были витамины

Людям пользу приносили

Через годик, через три

Вдруг пришел Бери- бери

А за ним пришли другие

Тоже очень деловые

Тут Рахит и Слепота

И красавица Цинга.

Слайд 16

Куриная слепота

Если  есть нехватка витамина А

То тогда грозит вам

Куриная слепота

Если ночью ты в пути –

Не найдешь куда идти

Будешь карликом ходить

Очень в росте тормозить.

Слайд 17-18

Автор : Вдруг промолвил тут хромой

Рахит

Ой – ой – ой – ой – ой – ой – ой

Мои ноженьки болят

В разны стороны глядят

Витамины, витамины

Все одна и та ж картина

Надоели вы нам всем

Я от боли всех вас съем.

Слайд 19

Бери – бери:

Ха –ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Вы забыли про меня

Я болезнь Бери-Бери

Править миром буду я

Будут нервы у вас не в порядке

Будут судороги, припадки

Если витаминчики не будешь принимать

Ночью поздно ложиться спать

Фильмы страшные смотреть

Черный хлеб не будешь есть

По утрам не умываться

Каждый день со всеми драться.

Слайд 20

Цинга

Ну а про меня…

Про меня совсем забыли

Я – коварная Цинга

Кровоточат ваши десны

Зубы пусть шатаются

Ваше тело  пусть слабеет

Руки опускаются.

Учитель.

- Ребята, что же делать? Как нам прогнать эти ужасные болезни?

Я кажется, знаю! Нужно узнать, какие витамины нам в этом помогут.

Откройте учебник на стр.152-154  и в опорном конспекте  таблицу Характеристика витаминов  Слайд 21

И самостоятельно заполняем её.               Время -3 мин.

А теперь поменяйтесь опорным конспектом друг с другом и проверьте правильность заполнения и поставьте друг другу оценку.

Далее проверяем

Слайд 22

В  учебнике нет данных о суточной потребности витаминов В2 и Dподпишите в таблицу.

Слайд 23

 Учитель.

Слайд 24  Витамин А

Слайд 25 Витамин В1

Слайд 26 Витамин В2

Слайд 27 Витамин С

Слайд 28 Витамин D

(далее идут витамины которых нет в учебнике)

Слайд 29 Витамин В6

Слайд 30 Витамин В12

Слайд 31 Витамин Е

Слайд 32 Витамин К

Слайд 33Витамин РР

На столах у вас имеется набор продуктов. Ваша задача используя данные таблицы и материал Приложения 1 (у вас на парте) определить, какие в них витамины (время 1 мин)

Обучающиеся называют  витамин  и продукт.

Больше информации  о витаминах вы сможете найти в интернетеСлайд 35  (эти интернет ресурсы также есть в опорных конспектах есть дополнительные источники информации)

Как мы уже отмечали, организму человека витамины требуются в очень малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное  содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям.Слайд 36

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.

записываем  в опорном конспекте

При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме.записываем  в опорном конспекте

Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета.

При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности.

Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме.записываем  в опорном конспекте

Слайд 37

Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом- бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, расстройства желудка.

Некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула  «чем больше –тем лучше»неприменима к таким биологическим веществам.

Вся информация о витаминах была получена как правило экспериментальным путем. И я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию, где мы проведем исследование.

Слайд 38

И так, кто хочет поработать  химиком –исследователем.

Этот эксперимент  вы можете провести и в домашних условиях.

Лабораторная работа.

«Изучение наличия витамина С»

Оборудование:

Лимон, яблочный сок из упаковки. Сок свежего яблока, прокипяченный яблочный сок.

Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод.

Если раствор йода не обесцвечивается, значит витамина С мало или он отсутствует.

Слайд 39

Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами  - только небольшая  часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в таком изобилии?

Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50%  суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой.

Помимо этого все витаминные препараты различаются по составу.

Слайд 40

Препараты первого  состоят из одного компонента. Это такие, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, Д. В основном их назначают в лечебных целях.

Препараты второго поколения – это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов.

Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро- и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, фруктовые соки, а также различные ферменты.

Слайд 41.Как принимать витамины

Слайд 42Использование витаминов в промышленности.

Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара – рафинада, маргарина, молочных продуктов и др.

Слайд 43

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу  медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминоза, ими нельзя пересытить организм.

Но как сохранить витамины в продуктах?

Слайд  44.Сохранение витаминов в пище

Слайд 45. Правила правильного приготовления пищи.

Итак, мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.

Слайд 46

Это :

-стрессы

-загрязненная окружающая среда

-воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов

- длительный прием антибиотиков

-недостаточное пребывание на свежем воздухе

- алкоголь и табакокурение.

Ребятки, а  посмотрите в окно. Что вы там видите? Какое время года?

А  не хотите ли проверить, хватает ли витаминов у вас в организме. Тест у вас есть на партах. На вопросы теста нужно отвечать да или нет

Да – 1 балл

Нет – 0 баллов

Слайд 47

Слайд 48

Итак вы сегодня многое узнали о витаминах, закрепить свои знания  вы сможете прочитав   параграф 37  и для желающих дополнительная литература.

А сейчас мы просмотрим фильм. «Азбука здоровья»

РефлексияИ напоследокя хочу узнать, что каждый из вас сегодня на уроке

Слайд 50

Оцени свое настроение на уроке (поставьте галочку  около смайлика  который соответствует вашему настроению на уроке.)

Спасибо за внимание. Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу

Слайд 51

Заключение:

Хочешь быть , спортивным, ловким,

Больше ешь чудо –морковки.

От ангины лечит он,

Замечательный лимон.

Может быть товарищ – друг

Это наш сердитый лук!

Во всех видах молодец

Наш хрустящий огурец.

И прибавит  в спорте  сил

Золотистый апельсин.

Вырастают чубы густо

Если на столе капуста.

Не забудем, друзья наши

Витаминные все каши.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Рыбий жир всего полезней!

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней лучше жить.

Ешьте фрукты, здоровейте,

Пейте сок и не болейте!

Приложения к плану-конспекту урока биологии  в 8 классе

по теме «Витамины»

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ  ВИТАМИНОВ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины

А-ретинол

1,5 мг

Замедлениероста, повреждение роговицы глаза,развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

0,025 мг

Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

С-аскорбиновая кислота

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

В1-тиамин

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В6-пиридоксин

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба; синтезируется микрофлорой кишечника

Дополнительная информация о витаминах.

Витамин А (ретинол) принимает участие в ряде окислительно – восстановительных процессов; участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту детей, благотворно влияет на состояние кожи, слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. В организм человека витамин А в готовом виде поступает лишь с продуктами животного происхождения. Наиболее богата им печень рыбы и говяжья печень, в меньшем количестве в яичных желтках. В растительных же продуктах содержится провитамин А-каротин, который, попадая в организм человека, превращается в витамин А.Источником каротина являются овощи и зелень: морковь, абрикосы, помидоры, петрушка, зеленый лук, плоды шиповника и др. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.
Суточная потребность в витамине А составляет 800-1000 мкг.

Этот витамин жирорастворимый. Для более эффективного усвоения витамина А необходимо употреблять эти овощи и фрукты с маслом или сметаной.

Если ночью ты в пути –

Не найдешь куда идти,

Будешь карликом ходить,

Очень в росте тормозить.
Витамины группы В имеют большое значение для человека.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, наступал паралич конечностей. У больных, будто цепями, были скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы). Болезнь не поддавалась лечению, а её происхождение оставалось неизвестным.

 Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни как и у больных на  «бери-бери» людей. Многие куры в конце концов погибали, а те, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Эйкман стал кормить курей в клетках неочищенным рисом и они выжили. Что находилось в рисовых отрубях он так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы:В1,В2,В6,В12.

Витамин В1(тиамин)тот самый открытый Функом тиамин. Он участвует в обмене углеводов, помогает нервам передавать импульсы к мышцам. Продолжай Функ свой опыт, еще немного – и он бы довел несчастных птичек до болезни бери-бери, которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки этой болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях. Прячется витамин В1 в оболочках и зародышах злаков, особенного много его в отрубях. Бактерии кишечника тоже способны образовывать витамин тиамин.Суточная потребность в витамине В1 составляет  2-3 мкг. Заболевание  -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Продукты -оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце.
Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Витамин В6(пиридоксин)участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза,

ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость. Продукты, содержащие витамин -зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр, рыба;синтезируется микрофлорой кишечника.
 Витамин В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витаминивобмене белков.
Вы забыли про меня?

 Править миром буду я.

 Будут нервы у вас не в порядке,

Будут судороги, припадки.

 Витамин С (аскорбиновая кислота)регулирует обмен белков и углеводов, участвует в выведении холестерина из организма, помогая в борьбе с атеросклерозом, усиливает образование гемоглобина, повышает устойчивость к инфекциям, оказывает выраженное антитоксическое действие по отношению к ядовитым веществам. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Наиболее богатыми источниками аскорбиновой кислоты являются зеленые части растений, большинство овощей и фруктов. Особенно много витамина С в плодах шиповника, черноплодной рябине, черной смородины, лимонных, зрелом сладком перце, стручковом перце, свежей и квашенной капусте.
В одном из рассказов Дж. Лондона золотоискателей,
лишенных во время долгой полярной зимы свежих овощей и фруктов, спас от цинги мешок картошки – всего по одной картофелине на брата им хватило, чтобы вылечиться.

Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места. Моряки были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.

 Такая же судьба постигла в 1741г. русского мореплавателя В. Беринга и  многих участников его экспедиции.

18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой.

Структура витамина С (антицинготного)  была установлена только в 1938 г.: им оказалась аскорбиновая кислота (кислота, потому, что кислая на вкус), в просторечии аскорбинка.

Потребность в витамине С составляет в среднем 50-60 мг.

Буква эта – латинская простая,

 Для врачей она святая.

 Лечит витамин цингу,

 Как лечить ее скажу:

 Ешь лучок, капусту, клюкву,

 Не забудь и про лимон,

 И Цинга пройдет как сон.
Витамин Д (кальциферол)особенно необходим растущему организму, так как участвует в обмене кальция и фосфора. Кроме того витамин Д стимулирует правильный рост костей, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидной и половых желез. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Впервые это заболевание описал английский врач Глассон в 1650 г.

«Болезнью темных углов» называли рахит в Великобритании, и не случайно. Рахит – социальная болезнь. Им страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глассон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и

средства лечения. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина.
Позже это средство было найдено чисто эмпирически. Им оказался рыбий жир. Он вылечил им больных людей от рахита, а заодно и многих врачей от скептического отношения к своему лекарству.

Каковы же первые симптомы рахита? Снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению. Развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка живот отвислый.Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб, богаты витамином и дрожжи. В качестве источника витамина Д используется и витаминизированный рыбий жир.
Суточные дозы составляют в среднем 2,5-10 мг.

Современный рыбий жир опасен. Почему? (Жировая ткань морских животных в огромных количествах накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность).

Крепкими чтоб были ножки,

Зубки чтоб росли у крошки,

С солнцем, детки, вы дружите,

Этот витамин копите.
Витамин Кускоряет заживление ран, обладает болеутоляющим действием, участвует в образовании протромбина, необходимого для свертывания крови. Содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке, а также в моркови, томатах, ягодах рябины, крапиве, подорожнике. Кроме того, его образуют бактерии, в том числе и те, что трудятся в человеческом кишечнике.
Витамин Езащищает человека от стрессов, сохраняя неприступность клеточных стенок для веществ, которые выбрасываются в кровоток в опасных для организма ситуациях, стимулирует мышечную деятельность. Содержится в зародышах пшеницы, особенно в нерафинированных растительных маслах
(подсолнечном, кукурузном и др.), листьях салата, мясе, печени, молоке и яичном желтке.

Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно – восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Если организм недополучает этот витамин, развивается болезнь пеллагра у человека поражаются кожа и слизистые оболочки, а также возникают нервно-психические расстройства. Человек нуждается в 15-20 мг.витамина РР в сутки.

 Советы от кулинаров.При неправильном хранении или неправильной обработке продуктов питания витамины, имеющиеся в них, разрушаются. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60% витамина группы В, а продукты растительного происхождения – около 1/5.Сохранить, как можно больше витаминов в продуктах при приготовлении пищи вам помогут наши советы.

Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной посуде на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1-2 мин.

    Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Необходимо помнить, что даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С.

Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30-40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.

Совет 4. В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.

Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

Опорный конспект  

8 класс

Ф.И. обучающегося _____________________________________

Маршрутный лист по  теме  «Витамины»

Витаминология________________________________________________________________________________________________________________

Витамины_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика витаминов

Витамины (название, обозначение, суточная норма)

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины

Таблица самооценивания знаний и умений

Вопросы

Баллы (1-3)

1. Могу дать определение понятию «Витамины».

2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.

3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.

4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.

Всего баллов:

1-3 балла – низкий уровень

4-6 балла –  средний уровень – «3»

7-9 балла –  достаточный уровень –«4»

10-12 балла –  высокий уровень –«5».

Оцени свое настроение

на уроке

(поставь галочку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 8 класса "Витамины"

Урок с презентацией. На уроке учащиеся могут определить есть ли у них авитаминоз....

Урок биологии в 8 классе "Витамины и их значение для человека"

Содержание урока: Понятие о витаминах.Историческая справка.Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).Важнейшие представители витаминов. Значение вита...

конспект урока 8 класс Витамины

Подробный развернутый конспект урока, с подбором материала для презентации, самостоятельной и проверочной работ, а также с дополнительным материалом к уроку....

Урок - презентация "Витамины" 8 класс

Активизация познавательной деятельности учащихся....

Конспект интегрированного урока алгебры в 7 классе "Витамины в жизни школьника"

Интегрированный урок алгебры " Витамины в жизни школьника".  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Линейная функция и ее график", познакомить с основными витаминами, рассказ...

Дополнительный материал к уроку в 8 классе "Витамины"

Из истории о витаминах. Четыре основных необходимых для жизнедейтельности организма витаминов.Несколько тестов для закрепления....