конспект урока 8 класс Витамины
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Подробный развернутый конспект урока, с подбором материала для презентации, самостоятельной и проверочной работ, а также с дополнительным материалом к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutyy_konspekt_uroka__vitaminy_8_klass.docx | 349.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1 им. Г.С. Титова
городского округа Краснознаменск Московской области
Дата проведения
27.02.2012 год
Цель урока:
- рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.
Задачи урока.
Образовательные:
- обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;
- сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;
- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;
- раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
- расширить представление о ферментах, роли органов пищеварения в обмене веществ.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;
- развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
- развить умения и навыки самостоятельной работы;
- формировать понятие о здоровой пище.
Воспитательные:
- воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;
- показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;
- воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы.
Словесный:
- рассказ учителя,
- сообщения учащихся,
- беседа,
- чтение текстов слайдов и учебника,
- работа с таблицами.
Наглядный:
- Работа с интерактивной доской,
- работа с муляжами фруктов и овощей,
- картинками, таблицами, опорными схемами.
Частично-поисковый:
- Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации,
- работа по заполнению схем, таблиц.
Формы организации урока:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая.
Оборудование:
- интерактивная доска, презентации по теме,
- учебники,
- рабочие тетради,
- таблица «Витамины»,
- витаминные препараты,
- плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки,
- муляжи овощей и фруктов,
- раздаточный материал,
- овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.
План с указанием основных этапов урока
№п/п | этап урока | время | примечание |
Организационный момент: - сообщение темы и цели урока | 1-2 мин. | ||
Мотивация учебной деятельности: - Проверка д/з -фронтальная беседа - подготовка к восприятию новых знаний; | 7-8 мин. | ||
Изучение нового материала | 20 мин. | ||
Закрепление изученного | 5-7 мин. | ||
Домашнее задание | 1-2 мин. | ||
Организационный конец урока: - подведение итогов урока | 1-2 мин. |
Развернутый конспект урока
с примерами заданий и вопросов, используемых на разных этапах урока
- Организационный момент
Слайд 1 «Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находится в наших руках.
Жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ» Поль Брег
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о ВИТАМИНАХ, познакомимся с основными группами витаминов, решим несколько логически задач, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны!
Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре тему урока - “Витамины”.
Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения? А какая разнообразная информация размещена в Интернете, сколько разных предложений: приобретите, купите, выиграйте, получите в подарок… А что нам предлагают и зачем?
После ответов 2 -3 учащихся обобщаю их ответы и называю цели урока.
Слайд 2-3 . – на них размещены цели и задачи урока.
В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем.
- Актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала, решение логических задач.
(4 ученика получают каточки с логическими задачами, и пока идет беседа, готовят ответы)
А) беседа по вопросам:
-Что такое пищевой рацион?
-Из чего состоит пища человека? Питательные вещества и их значение?
-Рассматриваем правила питания. Что такое аппетит?
-Как рассчитываются рационы питания в зависимости от физической нагрузки, профессии?
-Если в питании главные белки, жиры и углеводы, то для чего человеку витамины и где они находятся?
-Часто в научно-популярной литературе можно встретить выражение: «чудесная азбука здоровья». Что скрывается за этим словосочетанием?
Б) Работа с таблицей.
- Рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
- Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.
В) Решение логических задач. Обсуждение. Оценивание.
1. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А тратится ли энергия, когда человек спит?
2. Конечные продукты веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями – через почки, потовые железы, кожу, легкие. Какое это имеет значение?
3. Оказывается, в нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
4. Известно, когда человеку холодно, он начинает непроизвольно дрожать. Дайте объяснение этому явлению.
Слайд 4 Ответы к логическим задачам.
1.Когда человек спит, то энергия затрачивается на работу сердца, мозга, дыхания и т.д.
2.Выделение вредных и ненужных веществ необходимо для поддержания постоянства внутренней среды, предупреждения отравления клеток
3.Углеводы – главный источник энергии, а работникам физического труда ее необходимо очень много.
4.Дрожь – мелкие непроизвольные сокращения мышц. Таким образом организм увеличивает образование тепла, так как при работе мышц часть энергии превращается в тепловую.
- Изучение нового материала
В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось?
А) История открытия витаминов.
(краткие сообщения заранее подготовленных учащихся об истории витаминов, с демонстрацией слайдов презентации)
Слайд 5
Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. 1880 год - Лунин Н. экспериментально установил наличие БАД в натуральных продуктах.
УЧИТЕЛЬ: Исследования Н.И.Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.
Слайд 6 ФУНК Казимеж (1884-1967), биохимик. Родился в Польше. Жил и работал в Швейцарии, Франции, Великобритании, Польше, США. Впервые выделил (1912) из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери, и назвал его витамином (от лат. «виталис» - животворный), «амин» жизни, класс органических соединений, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу. Ввел термин «авитаминоз».
УЧИТЕЛЬ: Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Слайд 7
Историческая справка
ЛУНИН Николай Иванович (1853-1937), российский врач-педиатр. Впервые (1880) показал необходимость для организма особых веществ, названных позднее витаминами.
ЭЙКМАН Христиан (1858-1930), нидерландский врач. В 1886-98 в Индонезии. Установил, что витаминная недостаточность — причина ряда заболеваний. Открыл витамин В1. Нобелевская премия (1929).
ВИНДАУС Адольф (1876-1959), немецкий химик и биохимик. Исследовал структуру стероидов. Открыл образование витамина D из эргостерина под действием ультрафиолетовых лучей. Первым синтезировал гистамин. Нобелевская премия (1928).
УИЛЬЯМС (Williams) Роберт (1886-1965), американский химик. Труды по изучению строения и синтезу сложных органических соединений. Синтезировал (1936) тиамин (витамин В1), установил его структуру и свойства. Разработал метод подводной изоляции кабеля, занимался исследованиями свойств каучуков синтетических.
Слайд 8 (из полученной информации в тетради делается запись)
1920 г.- открыты витамины группы А
1921г. - открыт и выделен в чистом виде витамин Д
1922 г.- открыты витамины группы В, витамины группы Е (Евинсом), русский ученый Бессонов выделил витамин С в чистом виде
1938 г.- Каррер синтезировал витамин Е
Б) Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. Всем хорошо известно мудрое изречение: «Человек есть то, что он ест». В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» - они регулируют обмен веществ.
Мы с вами познакомимся с воздействием витаминов на организм на примере нескольких групп. Витамины обозначают латинскими буквами: А, В, С, Д, РР и др. Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют животное происхождение. Витамины не обеспечивают организм энергией, они являются катализаторами, ускорителями реакций обмена веществ.
Слайд 8 (Определения записываем в тетрадь)
Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.
- Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ?
Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, функционирующими в нашем кишечнике.
Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов.
Слайд 9
В) Классификация витаминов.
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ | ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ |
В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С, | А, Д, Е, К |
Г) Дефицит витаминов. Избыток витаминов. Слайд 10-12
Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. (Приложение №1 «Заболевания, вызванные авитаминозом на каждой парте).
Слайд 13 Запись на доске и в тетрадях:
Авитаминоз – полное отсутствие витаминов в организме;
Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;
Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме
Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сипи, тошнота, понос.
Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление. Чтобы этого не происходило поступление витаминов должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма.
При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности. Зная об этом, некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше» неприменима к таким биологическим веществам.
Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов (при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи витамины разрушаются).
Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд?
К следующему уроку можно подготовить сообщения по теме: «Как сохранить витамины в пище» Д/З
Д) Витамины объединены в отдельную группу природных органических соединений по признаку абсолютной необходимости в качестве дополнительной к белкам, жирам, углеводам и минеральным веществам составной части пищи. В количественном отношении потребность в витаминах в сутки ничтожна 0,1-0,2 граммов.
Табл. Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков.
Возраст | В1 | В2 | В6 | С | РР |
7-10 лет | 1,4 | 1,9 | 1,7 | 60 | 15 |
11-13 лет | 1,7 | 2,3 | 2,0 | 72 | 19 |
14-17 лет (юноши) | 1,9 | 2,5 | 2,2 | 79 | 21 |
14-17 лет (девушки) | 1,7 | 2,2 | 1,9 | 69 | 18 |
Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и после нее, а также при многих заболеваниях. (Приложение №3).
При работе потребности в энергии увеличиваются больше, чем потребности в витаминах, поэтому, если человек потребляет достаточно пищи, чтобы покрыть увеличенное энергозатраты, то он автоматически получает необходимое дополнительное количество витаминов.
Е) О витаминах и их биологической роли рассказывают учащиеся, заранее готовившие эти вопросы.
Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека и заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором – его описание, а в третьем – продукты, в которых он содержится. Приложение №2
Как мы уже знаем витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Рассмотрим сначала водорастворимые. Слайды 14-24
Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.
Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?
Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.
У многих из нас хоть иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - это как раз и является причиной недостатка витамина В2. Итак, записываем - Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. А кто знает, что это за болезнь?
Ребята: Катаракта-помутнение хрусталика.
Заполняем третий столбец: витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.
Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.
Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.
Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
При недостатке – пеллагра.
Кто нам расскажет про эту болезнь?
Ребята: Пеллагра- воспаление кожи, понос, разрушение слизистой кишечника, нарушение нервных функций, слабоумие.
Обычно, к пеллагре приводит длительное голодание.
Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.
Итак, мы рассмотрели основные жизненно необходимые водорастворимые витамины, переходим к жирорастворимым.
Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.
Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.
Еще раз оговоримся, что витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.
Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми
изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.
Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками.
При недостатке - дистрофия мышечной ткани.
Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.
Витамин К. Регулирует свертываемость крови.
При недостатке – носовые кровотечения. В норме витамин К способен вырабатываться в кишечнике, под действием кишечных бактерий, поэтому возможен гиповитаминоз при длительном использовании некоторых антибиотиков, которые изменяют состав кишечной микрофлоры.
Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.
Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
После завершения сообщений слово берет учитель.
Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом обилии?
Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму все 100% витаминов.
Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу.
Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях, например, витамин А – при ухудшении зрения, витамин D – для профилактики и комплексного лечения рахита.
Препараты второго поколения – это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния.
Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро- и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты.
Для обогащения витаминами продуктов и готовой пищи на предприятиях пищевой промышленности специально производится витаминизация муки, сахара-рафинада, маргарина, молочных продуктов и др. Но лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов.
Витаминной недостаточности способствует однообразное питание, использование хорошо очищенных и обработанных – рафинированных – продуктов. А к развитию рахита и других гиповитаминозов у грудных детей приводит отсутствие или недостаток материнского молока.
Итак, мы стараемся, есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.
Это стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6; Р8; Н. Это загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов. Это длительный прием антибиотиков. Это недостаточное пребывание на свежем воздухе.
И, наконец, алкоголь и табакокурение.
Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать активность ряда витаминзависимых ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, D, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминзависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5–2 раза.
- Закрепление и обобщение пройденного
Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и энергии. Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов.
А) Задания:
1.Источник энергии в организме человека.
2.Самое энергетически ценное органическое вещество.
3.Всасывается без расщепления при пищеварении.
4.Биологически активные вещества.
5.Обязательные вещества в составе пищи человека.
6.Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ.
7.Разрушается при кипячении.
8.Отсутствие вызывает цингу.
9.Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.
10.Отсутствие вызывает пеллагру.
11.Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом?
ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | В | C | D | белки | жиры | углеводы | Мин. соли | вода | РР |
Б) Работа в группах по 4 человека (каждой команде по 1 загадке и по 1 вопросу)
- Я вам буду загадывать загадки о продуктах питания, а вы должны будете их отгадать, и назвать какие витамины они содержат.
1) И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покапай немножко:
Под кустом… (картошка, витамин С)
2) Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка (лук, витамины А, В, С).
3) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут.
И так едят (помидоры, витамины А, С).
4) Сидит барыня Федосья,
Прирастрепаны волосья (капуста, витамины В, С).
5) Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки (горох, витамин А).
6) Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь, витамины А, В, С).
7) С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица (рыба, витамин В2).
- Что такое авитаминозы?
- Что такое витамины?
- Назовите три последовательных этапа обмена веществ в организме.
- Через какие системы органов происходит поступление в клетки воды, пищевых веществ и кислорода?
- Можно ли считать, что поступление пищевых веществ и питание одно и то же?
- Какие изменения происходят с пищевыми веществами в печени после всасывания?
- Что такое ассимиляция? С какими структурными образованиями клетки она связана?
- Что такое диссимиляция? С какими структурными образованиями клетки она связана?
- Домашнее задание, учебник стр.194-198, пожеланию: сообщения по теме: «Как сохранить витамины в пище» или найти рецепт самого витаминизированного салата.
- Подведение итога и выводы.
-Рефлексия: - Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика). Назовите источники витаминов зимой? Почему витамины называют чудесной азбукой?
На сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое витамины, изучили их свойства, сравнительную характеристику.
- Выставление отметок за урок.
Оценки за урок, во первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы и подготовил сообщения. Каждый из вас получит маленький буклетик с рекомендациями на будущее.(буклеты подготовлены учащимися)
Рекомендации на будущее
- Разнообразить пищевой рацион, т.к. от этого зависит снабжение организма витаминами.
- Обратить внимание на вещества, препятствующие усвоению витаминов:
Алкоголь – разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин - разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
- Витаминизация продуктов питания
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведенные Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики - обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
4. Основные группы продуктов питания для обогащения организма витаминами:
-мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В ;
-продукты детского питания - все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
-молочные продукты - витамины A, D, E, C;
-маргарин, майонез - витамины A, D,E;
-фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;
5. Это надо знать
- Витамины - это биологически активные вещества, действующие на организм в малых количествах;
- Необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав всех ферментов, являющихся катализаторами;
- Делятся на жирорастворимые и водорастворимые
- Авитоминоз- отсутствие того или иного витамина в организме в результате потреблении неполноценных питательных веществ;
- Гиповитминоз- недостаток того или иного витамина в организме, приводящий к нарушению работы организма;
- Гипервитаминоз- передозировка витаминов, проявляющееся как тяжелое отравление организма
Вместо заключения
Обед без овощей – праздник без музыки.
Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
Поешь рыбки – будут ноги прытки.
Морковь прибавляет кровь.
Лук – от семи недуг.
Там, где нет мяса – свекла герой.
На этом мы заканчиваем наш урок.
Спасибо всем!
Приложение №1
Заболевания, вызванные авитаминозом.
АВИТАМИНОЗЫ (от а — отрицательная приставка и витамины), группа различных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме.
ПЕЛЛАГРА (от итал. pelle agra — шершавая кожа), заболевание, обусловленное недостатком в организме никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы В; проявляется поражением кожи и слизистых оболочек, поносами, нервно-психическими расстройствами.
ЦИНГА (скорбут), заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С (аскорбиновая кислота) и Р: слабость, мышечно-суставные боли, кровоточивость, выпадение зубов и др. Профилактика — включение в пищу богатых витамином С продуктов (смородина, шиповник и др.).
РАХИТ (от греч. rhachis — хребет, позвоночник), заболевание преимущественно раннего детского возраста, характеризуется нарушением фосфорно-кальциевого обмена вследствие недостатка в организме витамина D. Проявления: нарушения функций нервной системы, костеобразования и др. Применяют витамин D, рыбий жир, ультрафиолетовое облучение, цитраты, массаж, лечебные ванны. Рахит наблюдается и у животных.
ПОЛИНЕВРИТ (от поли... и греч. neuron — нерв), множественное воспаление нервов: боли, расстройства чувствительности, парезы, трофические нарушения.
"КУРИНАЯ СЛЕПОТА" (гемералопия), расстройство способности видеть при ослабленном (сумеречном, ночном) освещении. Причина — недостаток в организме витаминов А и В2 (рибофлавина), входящих в состав т. н. зрительного пурпура палочек сетчатки глаза.
БЕРИ-БЕРИ (от сингальского beri — слабость), заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно-сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии
ДЕРМАТИТ, воспалительные заболевания кожи, развивающиеся при воздействии на нее внешних (физических, химических, биологических) раздражителей
ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, болезненное состояние, возникающее в случаях, когда расход витаминов в организме превышает их поступление (авитаминозы, гиповитаминозы).
Приложение №2
Название витамина | Описание | Продукты, богатые витамином |
Водорастворимые витамины | ||
Витамин С или аскорбиновая кислота | Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке – цинга. | Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель. |
Витамин В1 - тиамин | Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери | Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби. |
Витамин В2 - рибофлавин | Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. | Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые. |
Витамин В6 - пиридоксин | Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. | Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы. |
Витамин В12 или цианокоболамин | Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. | Мясо, печень, рыба. |
Витамин РР – никотиновая кислота | Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. | Арахис, рис, отруби, зерна ячменя. |
Жирорастворимые | ||
Витамин А | Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке - "куриная слепота". | Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры. |
Витамин Д - эргокальциферол | Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. | Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. |
Витамин Е | Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. При недостатке - дистрофия мышечной ткани. | Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис. |
Витамин К | Регулирует свертываемость крови. При недостатке – носовые кровотечения. | Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста |
Приложение №3
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин | Суточная потребность (мг) | Симптомы, возникающие при гиповитаминозе | Симптомы, возникающие при гипервитаминозе |
A | 0.9 | “Куриная слепота”, нарушение роста | Изменение кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие |
B1 | 1.4-1.6 | Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность | Возможна аллергия |
C | 75 | Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям | Возможны повреждения поджелудочной железы и почек |
D | 2.5 | Нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита | Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности ЦНС и почек |
Название учебников и других учебных пособий, по которым ведутся занятия.
- Учебник и методическое пособие Н.И. Сонин, М.Р.И Сапин, Биология «Человек», 8 класс изд. ДРОФА 2011г.
- Рабочая тетрадь к учебнику. М.Р. Сапина. Биология. Человек. 8 класс. Москва, Дрофа, 2010 год.
- Интернет информация, презентации подготовленные учителем, учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...