Урок для учащихся 8 класса "Витамины"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Тутурова Светлана Николаевна

Урок с презентацией. На уроке учащиеся могут определить есть ли у них авитаминоз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Витамины.zip525.86 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК «ВИТАМИНЫ»

Предметы интеграции: биология, история, химия.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
  2. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Дать представление учащимся об истории открытия витаминов
  2. Познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов
  3. Показать значимость витаминов для здоровья человека
  4. Сравнить природные и искусственные витамины
  5. Позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность
  6. Дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов

Материалы и оборудование. Таблетки поливитаминов; таблетки витаминов; образцы витаминсодержащих продуктов;

Рекомендации. Урок ориентирован на учащихся 8-го класса.

ХОД УРОКА:

  1. Изучение нового материала

А) Понятие о витаминах

Б) Историческая справка (сообщение учащегося) 3 мин.

В) Классификация витаминов

Г) Важнейшие представители витаминов (сообщения учащихся с презентациями о витаминах: А, В1, В2, В5, В6, В9, В12, С, D, Е, H, K, PP) 2 мин.

Д) Промышленный выпуск витаминов, значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз (презентация: слайды 1,2,3,4)

Е) Что лучше витамины натуральные или искусственные? (слайд 5)

Ж) Суточная потребность человека в витаминах. (слайд 6)

  1. Повторение и обобщение пройденного

       Проведение теста «Что вы знаете о витаминах?»

  1. Информация о домашнем задании

  1. Изучение нового материала:

На доске написаны страницы, нужно выбрать первую букву из названия рисунка: 22 (рис.9. В); 86 (рис.46);  70 (рис.38 А3); 81 (рис.43- 1); 107 (рис.56); 118 (рис.58); 23 (рис.10); 89 (рис.48, в первом слове 3 буква).

 МОЛОДЦЫ!!! Правильно тема нашего урока: «ВИТАМИНЫ»

Сегодня на уроке мы познакомимся с азбукой, но не обычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, начнем.

А) Рaбoтa с учебником И.Н. Пономаревой: §38  «Витамины», стр:153, записать  определение «Витамины» - это….

Уточненное определение: Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Определение К.Функа: «Витамины – жизненно важные вещества, играющие важную роль в обмене веществ и поступающие с пищей извне».

Б) Сообщение учащегося об истории открытия витаминов.
В) Учитель рассказывает о классификации витаминов, их функциях в организме.

                            КЛАССИФИКАЦИЯ

        

    Водорастворимые                                                                                Жирорастворимые

(В1, В2, В6, РР,С,В5, В9, В12, Н)                                                                    (А, D, Е,К)

        

Г) Важнейшие представители витаминов

Учащимся предлагаю прослушать сообщения (с презентацией) и одновременным заполнением таблицы под руководством учителя. (При таком варианте изучения темы больше детей выполняют домашнюю подготовительную работу).

Витамин

Основные источники

Функция

Признаки недостаточности

Обозначение

Название

Жирорастворимые витамины

А

Ретинол

D

Кальциферол

Е

Токоферол

К

Фитоменадион

Водорастворимые витамины

В1

Тиамин

В2

Рибофлавин

В3 (РР)

Никотиновая кислота

В5

Пантотеновая кислота

В6

Пиридоксин

В9

Фолиевая кислота

В12

Цианкобальтамин

С

Аскорбиновая кислота

Н

Биотин

Д) Промышленный выпуск витаминов, значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз (презентация: слайды 1,2,3,4)

Е) Что лучше витамины натуральные или искусственные? (слайд 5)

Ж) Суточная потребность человека в витаминах. (слайд 6)

  1. Повторение и обобщение пройденного

       Проведение теста.

  1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей
  2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
  3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
  4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
  5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
  6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
  7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
  8. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?
  9. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

По таблице подсчитайте, сколько очков вы набрали

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Очки за правильный ответ

2

3

3

4

4

4

3

4

3

Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно.

От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути.

20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу.

Оценки за урок.

  1. Информация о домашнем задании:

-  Инструкция к практической работе «Определение витамина С в яблочном или апельсиновом соке»

Аптечную настойку йода разбавить в 40 раз. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчёта 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Это означает, что титрование закончено. Чтобы узнать, сколько йода ушло пошло на титрование, заранее нужно определить объём одной капли. Перевести число капель в миллилитры и умножить на 0,88. Для того. Чтобы узнать объём одной капли, нужно с помощью пипетки проверить, сколько капель содержится в известном объёме раствора йода, например в 2 мл его.

- Составить кроссворд или синквейн  по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся

Роль учителя в организации самостоятельной деятельности и творческой активности учащихся на уроках математики учащихся...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Положение о школьном конкурсе «Электронная презентация на уроке» среди учащихся 6 - 11 классов

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Урок "Сера" 9 класс с презентацией и картой урока для учащихся.

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Урок построен на учебном фильме "Сера". Учащиеся самостоятельно изучают материал по наводящим вопросам учите...

Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний

Урок для учащихся 9 класса  по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...