Конспект урока «Многообразие живых организмов» (5кл)
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок «Многообразие живых организмов» (5кл)
Педагогическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся многообразии живых организмов
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_obobshcheniya_i_sistematizatsii_mnogoobrazie_zhivyh_organizmov_-_kopiya.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Многообразие живых организмов» (5кл)
Педагогическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся многообразии живых организмов
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые предметные результаты: обучающийся будет знать о многообразии живых организмов; научиться использовать приобретённые знания для соблюдения правил поведения в природе, бережно относиться к растительным и животным организмам.
Личностные результаты: будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- регулятивные – научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получить возможность научиться структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, видеть каждое новое знание; обобщать; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
- познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность;
- коммуникативные – научиться использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить приятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации (сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию)
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Понятия и термины: живые организмы, растения, животные, бактерии, грибы, их многообразие.
Оборудование: мультимедийные проектор.
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | |
осуществляемые действия | формируемые действия | ||||
I. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятие учениками цели учебно-познавательной деятельности. Составление плана работы. | Вводная беседа 2 мин. | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Сегодня нам предстоит урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Многообразие живых организмов». А это значит, что каждый из вас имеет возможность получить хорошую отметку по изученному ранее материалу. Озвучивает тему и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Мы уже изучили царства живых организмов. | Слушают и понимают рассказ учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, планируют и организуют своё рабочее место. | Устные ответы на вопросы учителя. |
II. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала. | Фронтальная беседа, фронтальный контроль 5 мин. | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Назовите их (Царства растений, животных, бактерий, грибов) - Приведите примеры живых организмов царства Растений? Животных? Бактерий? Грибов? | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы учителя |
III. Обобщение и систематизация знаний Выявление уровня знаний учеников по теме, высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по теме. | Парная работа Фронтальный и индивидуальный контроль 1мин + 7 мин + 15 мин. = 23мин. | Формулирование задание: Итак, друзья, предлагаю некоторым из вас поработать в парах. Сейчас каждая пара получит задание. В течение 7мин. вы должны воспроизвести строение и образ жизни определенного царства по инструктивным карточкам. Также вы должны подготовить ответы на вопросы и зарисовать некоторых представителей. Затем мы все прослушаем каждую пару. Кто из вас будет представлять вашу работу решите сами. Время на подготовку 7 мин., пока длиться игра «Царь горы». Учитель называет учеников, кому предстоит работать в паре и раздаёт инструктивные карточки. Формулирование задание: Всем остальным предлагаю игровую форму работы «Царь горы». Напоминаю правила: выбираем двух царей знаний, а все остальные с помощью вопросов пытаются победить царей. Перед тем как задать вопрос, нужно назвать имя того, к кому адресован вопрос. Если царь отвечает на вопрос, он зарабатывает плюс, пять плюсов – отметка в журнал. Если ответа у царя нет, нужно самому дать правильный ответ на вопрос, чтобы занять место царя. Учебником пользоваться можно тем, кто готовит вопросы. На игру отводим 7 минут. Организация и проведение игры -Молодцы! Поздравляем царей знаний! - Пришло время предоставить слово тем, кто работал в парах. Учитель обеспечивает положительную реакцию на работу одноклассников. | Выполняют задания. Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы одноклассников |
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. Выявление обучающимися новых знаний, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. | Фронтальная работа 3 мин. | Учитель задаёт вопросы: -Скажите, пожалуйста, к какому царству относится человек? -Можем ли мы сказать, что человек часть природы? - Какое практическое значение имеют знания о живой природе? | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы одноклассников |
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Индивидуальная работа (письменная) 8мин. + 3мин. (на проверку) | Биологический диктант 1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии). 2.Какие организмы имеют такие органы, как корень, стебель, лист? (Растения). 3.Подберёзовик - представитель царства …(грибов). 4.Инфузория - туфелька относится к царству…(животные). 5.К какой группе многоклеточных организмов относится дождевой червь…(беспозвоночные животные). 6. К какой группе многоклеточных организмов относится змея и ящерица …(позвоночных животных). 7. Тело амебы состоит из одной клетки, поэтому её относят к …(простейшим или одноклеточным) 8. Морская лилия относится к царству…(животные). Взаимопроверка биологического диктанта. | Слушают вопросы учителя, письменно отвечают на вопросы, | Анализ изученной информации | Письменные ответы на вопросы. |
V. Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная работа 4 мин. | -Поднимите руку, у кого отметка «5» -Поднимите руку, у кого отметка «4» -Поднимите руку, у кого отметка «3» -Поднимите руку, у кого отметка «2» -После звонка работы сдадите мне, чтобы я выставила отметки в журнал. - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии? Мнение учителя о работе каждой из групп. | Отвечают на вопросы | Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают своё мнение и позицию | Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Обобщающая беседа | Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки | Осуществляют самоанализ деятельности | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищем | Устные ответы |
Домашнее задание | По желанию подготовить буклет «Эти удивительные организмы» (интересные факты про растения, животных и т.д.) | Записывают задание | Читают задание. Задают уточняющие вопросы. | Наблюдение |
Инструктивные карточки:
1. Бактерии.
| 2. Грибы.
|
3. Растения. 1.Какие вы знаете группы растений? Приведите примеры к каждой группе. 2.Зарисуйте Цветковое растение и отметьте его органы. 3.Как питаются растения? 4.Какое значение в природе и жизни человека имеют растения? | |
4. Животные (одноклеточные) 1.Какие животные называются простейшими? Приведите примеры. 2. Какое строение имеет амёба? Зарисуйте амёбу, отметьте её составные части. 3. Где обитают простейшие? 4. Какое значение в природе и жизни человека имеют одноклеточные животные? | 5. Животные (многоклеточные) 1. Какие животные называют многоклеточными? 2. На какие группы делятся многоклеточные животные? 3. Приведите примеры беспозвоночных и позвоночных животных. 4. Какое значение имеют в природе и жизни человека многоклеточные животные? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
План конспект урока : Классификация живых организмов
Классификация живых организмов...
план конспект урока по биологии, тема: "Многообразие живых организмов"
конспект урока в 7 классе по биологии...
План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...
Конспект урока "Ткани живых организмов"
Урок заканчивает тему «Ткани живых организмов», которая тесно взаимосвязана с предыдущей темой «Строение клетки»План урока ориентирован на активную деятельность детей, централь...
Презентация к уроку "Многообразие живых организмов"
Слайд-шоу к уроку "Многообразие живых организмов"...
Конспект урока "Признаки живых организмов"
Это первый урок по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Методическая разработка содержит подробный план-конспект, презентацию к уроку. Презентация поможет пятиклассника...