Конспект урока "Признаки живых организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ходарева Наталья Анатольевна

Это первый урок  по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Методическая разработка содержит подробный план-конспект, презентацию к уроку. Презентация поможет пятиклассникам более наглядно понять такие признаки живых организмов как клеточное строение, раздражимость, индивидуальное развитие, размножени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ходарева Наталья Анатольевна

учитель биологии

МБОУ СОШ №6

Республика Адыгея

Урок биологии в 5 классе

по теме: «Признаки живых организмов»

Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о признаках - свойствах живых организмов;
  • продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;
  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
  • научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;
  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;
  • метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

  • предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)

Ход урока:

  1. Организация класса

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Подведение итогов по изученному разделу «Введение»

(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)

Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.

- Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)

(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)

- Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)

- Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)

- Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)

  1. Работа над новым материалом

  1. Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)

- Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?

(слайд 6)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

- Где и как узнать! (слайд 7)

Самостоятельная работа уч-ся в парах.

1. учебник – с.14

2. информационными листами (дополнительным материалом)

3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1

4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)

Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

- Какие аргументы привели тетради - тренажёре, доказывая, что автомобиль - неживой объект?

Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

(обсуждение)

Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26

5. Применения новых знаний (слайд27)

Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»

Признаки

Характеристика признака

(с последующей проверкой)

1. учебник – с.14 (читаем)

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.31 «Сравниваем и обобщаем»

Подведения итогов работы (проведение самооценки)

Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)

Прочитать § 3, стр. 14

Творческое задание (по выбору)

  • Фоторепортаж «Признаки живых организмов»
  • Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»

8. Рефлексия (слайд29)

Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение...

Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд30)

Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, #1089; 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть М.: Просвещение, ,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, ,31с.

Интернет-ресурсы

1. тюльпаны ,

2. реакция рассады на свет

#1084;имоза стыдливая ,

4. куры

5. цыплята

6. дуб

7. жёлуди

8. развитие бабочки

9. развитие лягушки

10. планета Земля

11. Музыкальная физкультминутка для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)   Презентация...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов

видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...

Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды

Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...