План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Красинская Елена Валентиновна

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs_5_klass_2015.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока-экскурсии по биологии

для 5 класса

основной общеобразовательной школы

Многообразие живых организмов

Выполнила: учитель

первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

2016 год

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: экскурсия

Цель урока:

– формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
– воспитание познавательной активности, интереса к миру живой природы

– развитие умения анализировать и обобщать фактический материал

Задачи:

– познакомить с  видовым составом  растений УОУ

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности

Методы:

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация натуральных объектов

Средства обучения:

  1. Основные:
  1. Реальные (живые – растения и животные);
  2. Вербальные (инструкции, слово).
  1. Вспомогательные: лабораторное оборудование.

Оборудование: карточки-задания для обучающихся, лабораторное оборудование – лупы.

Планируемые результаты учебного занятия: 

Предметные:
- выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы
- знать видовой состав растений выращиваемых на УОУ;
-
Метапредметные:
- регулятивные: 
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:

 - работать с планом отчета по экскурсии;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
Личностные: 
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре и группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока

Организационный этап:
Особенности работы на уроке – урок в форме экскурсии. Правила ТБ на экскурсии

Экскурсия на УОУ

1. Краткое вступление (разместить обучающихся на участке так, чтобы в поле зрения были травянистые и древесные растения,  растущие на УОУ)

2. Какие тела неживой и живой природы окружают нас? Назвать растения. Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?

3. Понятие «вид». Сравните два экземпляра растений одного вида, чем похожи, чем отличаются? С чем могут быть связаны различия? Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

4. Каких животных можно найти на участке? Как доказать что в природе присутствуют не только растения, но и животные, даже если мы не видим животных? Внимательно рассмотреть растения и почву под ними, найти животных или следы деятельности животных. Почему за растениями  в природе наблюдать проще, чем за животными? Понаблюдать за характером движений животных, обсудить, почему для животных важно двигаться.

5. Обобщение материала.  Чем отличаются  тела  неживой  природы и живые  организмы?

Домашнее задание:  оформить результаты экскурсии в карточке-задании

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Вы изучили предмет « Окружающий мир» в начальной школе. Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую роль они играют в жизни человека.

Запишем дом. Задание оформить отчет по экскурсии

Учащиеся слушают информацию

Записывают

дом. задание

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Объяснение плана работы на уроке. Знакомство  с правилами поведения на экскурсии

Знакомство с особенностями работы во время экскурсии, с формой отчета по экскурсии

Слушают информацию, участвуют в обсуждении

Отвечают на вопрос учителя и составляют схему.

Познавательные :

Понятие об уроке-экскурсии

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Экскурсия

Работа с объектами живой и неживой природы

Наблюдение за объектами живой и неживой природы .

Познавательные :

Знакомство с видовым составом растений выращиваемых на пришкольном участке

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

.

5 Итог урока (рефлексия)

Что нового узнали?.

Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

Умение участвовать в общем обсуждении

Ф.И.__________________________________________________

Экскурсия «Живая и неживая природа.» 5 класс

Цель: сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

1. Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их. Тела неживой  природы: ____________________________________________________________________________
Тела живой природы: ____________________________________________________________________________

2. Вспомни признаки живых организмов, перечисли их _____________________________________________________________________________

3. Зарисуй в тетради две березы (две яблони) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов ты отобразил на рисунке.

4. Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движение.
Животное: ___________________________________________________________________

Характер движения (быстрое, медленное, хаотичное, целенаправленное, всем телом, с помощью конечностей)__________________________________________________________________
Почему  для животных важно двигаться? _____________________________________________________________________________

5. В природе наблюдать проще за растениями или за животными? Как ты думаешь, почему? ____________________________________________________________________________

6. Сделай вывод о различиях тел неживой  природы и живых организмов
Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем что _____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скелет опора организма.Биология. Живой организм. 6 класс., учебник Н.И, Сонин

Презентация к уроку биологии в  6 классе, "Скелет опора организма"...

Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)

Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....