Конспект урока "Ткани живых организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Немирович Наталия Николаевна

Урок заканчивает тему «Ткани живых организмов», которая тесно взаимосвязана с предыдущей темой «Строение клетки»

План урока ориентирован на активную деятельность детей, центральное место отводилось заполнению опорного конспекта. Принцип наглядности – один из главных в обучении, поэтому я решила использовать на уроке опорный конспект, который был представлен карточкой – «пустографкой», отражающей структуру темы, а которую ученики вносили текстовое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku_tkani_zhivyh_organizmov.rar206.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Урок биологии в 6 классе на тему:

«Обобщение и систематизация знаний по теме

«Ткани живых организмов».

Выполнила: Немирович. Наталия Николаевна

учитель биологии высшей категории

Сергиев Посад

2018 год

                                Урок  на тему: 

 «Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов».

Задачи урока: 

Образовательные: выявить у учащихся знание фактического материала, уровень его осмысления; коррекция знаний учащихся.

Развивающие: продолжить развитие умений по анализу и синтезу учебного материала;

Умение применять знание на практике, творчески подходить к решениям учебных задач.

Воспитательные: воспитание взаимоуважения, формирование чувства ответственности и объективизма.

Тип урока: коррекция и контроль знаний.

Форма урока: индивидуальная, групповая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы познакомились с вами с разнообразием растительных и животных тканей. Вы узнали о их строении, о том какие функции выполняют эти ткани, их местонахождении в организмах растений и животных.

 Наша задача на этом уроке:

1.Систематизировать знания о многообразии тканей.

2.Научиться различать ткани на рисунках.

3.Доказать взаимосвязь -  «строение – функция» (слайд 2)

  1. Основная часть урока.

1 задание.  Наведем порядок в терминах.

А) фронтальный опрос: Учащимся на каждую парту выдается ЛОС с пробелами,

они, заполняя пробелы, дают определения терминам или понятиям

Б) индивидуальная работа у доски:

1 ученик  Задание: Собрать ткани, которые характерны для растений

2 ученик  Задание: Собрать ткани характерные для животных.

Открываем слайд, на  котором в беспорядке написаны основные понятия и термины по теме «Ткани живых организмов». Ученик выходит к интерактивной доске и вносит  термины в таблицу.

Демонстрируем  слайд 4.

  • Ткани растений

Ткани животных

  1. Покровные (эпидерма - кожица, перидерма - пробка)
  2.  Проводящие (ксилема - сосуды, флоэма - ситовидные трубки)
  3. Механические (колленхима, склеренхима - луб)
  4. Основные (паренхима, фотосинтезирующая, запасающая)
  5. Образовательные (апикальная меристема, камбий)
  1. Эпителиальные (виды эпителия: кубический многослойный, мерцательный и т.д.)
  2. Соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь)
  3. Мышечные (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная)
  4. Нервная (нейрон)

Все ли типы тканей должны присутствовать у каждого многоклеточного организма? Почему вы так думаете?

Каково значение межклеточного вещества? (опорная и трофическая функция - обеспечивает поступление питательных веществ)

2 задание.   Узнай ткань по ее фотографии.     (слайды 5-11)

На предыдущих уроках вы выполняли лабораторные работы, рассматривали ткани растений и животных под микроскопом. Сможете ли вы узнать ткани на фотографиях и рисунках? Учащиеся называют вид ткани, объясняя, почему они так считают, т.е. называют основные особенности строения ткани, их местоположение.

На доске демонстрируются фотографии разных тканей:

  1. Эпителиальные ткани животных

  1. Назовите тип ткани.
  2. Какова отличительная особенность  эпителиальной ткани?
  3. Укажите месторасположение перечисленных видов тканей в организме
  4. Каковы  их функции?

  1. Покровные ткани растений;

  1. Можно ли эти ткани также считать покровными? Почему?
  2. Где они располагаются в организме растения?
  3. Только ли защитную функцию они выполняют в организме растения?
  4. Почему покровная ткань листьев светопроницаема, а кора деревьев нет?
  5. Почему у листьев, растущих на свету покровная ткань толще, чем у теневых листьев?

3)Соединительные ткани животных

  1. К какому типу относятся эти ткани?
  2. Какие виды соединительной ткани имеются в организме?
  3. Какова отличительная особенность соединительной ткани?
  4. Чем можно объяснить различия в свойствах разных видов соединительной ткани?

4) Проводящие ткани растений;

             

  1. Можно ли по рисунку предположить функцию этих тканей?
  2. Для растения или животного характерны эти виды тканей?
  3. Дайте названия этим тканям, назовите особенности их строения.

 

5) Мышечная ткань,

   

  1. А эти виды тканей характерны для растения или животного?
  2. Какие виды мышечной ткани имеются в организме?
  3. Какими  свойствами обладает мышечная ткань?
  4. Какая особенность животных связана с наличием у них мышечной ткани?
  5. С какой другой тканью тесно связана функция этих ткани?

6)Фотосинтезирующая ткань,

  1. Как называется этот вид ткани?
  2. Наличие какого вещества определяет цвет этой ткани?
  3.  Где она располагается?
  4. Назовите основную функцию этой ткани.

7) Нервная ткань.

  1. В чем особенность строения этой ткани
  2. Как называется отдельная клетка этой ткани?
  3. Каковы особенности строения нервных клеток?
  4. Какими свойствами обладает нервная ткань?
  5. Назови, какие функции выполняет эта ткань.

Рассмотрев строение разных тканей – растений и животных, можно сделать следующий

Вывод:

1. По строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.

3 задание. Сравни и сделай вывод.    (слайды 12 – 17)

У многоклеточных животных и растений имеются ткани сходные по строению и функциям

 (Необходимо подвести рассуждения детей к тому, что строение и функции тканей взаимосвязаны.)

Определим ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных.

Демонстрация слайдов (слайды 13 – 20), на которых изображены ткани растений и животных в сравнении.

1. Слайд 14. Назовите ткани, которые выполняют у растений и животных защитную функцию. Какую еще функцию могут выполнять эти покровные ткани?

2. Слайд 15. Назовите ткани, которые осуществляют связь между разными органами, участвуют в проведении различных веществ? Что общего и в чем различия этих тканей растений и животных?

3. слайд 16. У животных и растений есть ткани, которые поддерживают их форму, т.е. являются опорой. В чем сходство и различия этих тканей?

        Как вы думаете,  у каких растений более развита механическая ткань: у водных или наземных?  Почему?

(Клетки костной ткани состоят из минеральных веществ; клетки механической ткани имеют утолщенные оболочки).

4. Слайд 17. Какие ткани в основном образуют всю массу тела у растения и у животного?

Почему эти ткани настолько различны?

           Итак, клетки ткани многоклеточных организмов специализируются на выполнении определенной функции. Эта специализация повышает эффективность работы всего организма. Но при этом все ткани также должны работать согласованно. Как решается эта проблема?  

           У растений действует особая система регуляции биологически активными веществами, которые распространяются по организму в растворенном виде.

           У животных эта проблема была решена с появлением нервной ткани

5. Слайд 18. Какой способностью обладают животные в отличие от растений?  

Активный образ жизни животных определяется работой мышечной и нервной тканей, которые отличаются способностью быстро реагировать на раздражение, переходя в возбужденное состояние.

Дайте еще раз определение ткани.

Из определения следует, что ткани отличаются несколькими параметрами:

  • происхождением,
  • строением,
  • функциями,
  • составом межклеточного вещества.

Какой из перечисленных показателей главный?

Функция  ткани определяет все остальные параметры.

А функция ткани зависит от места, которое она занимает в органе.

Посмотрите на первую строчку ЛОКонспекта, что кроется за знаком вопроса? - ОРГАН

Учащимся предлагаю проставить в пустые клетки ЛОС соответствующие функции тканей. 

Каково практическое значение знаний о тканях организмов? (слайды 18-21)

4 задание. Подумай – биологические задачи:      (слайды 18-20)

        Изучение строения и функций тканей стало возможно благодаря световой микроскопии с использованием различных приемов фиксации и окрашивания материалов.

Современные методы позволяют выращивать отдельные ткани вне организма. Этот способ сохранения жизнеспособности клеток получил название культуры тканей.

1.   Какое практическое значение может иметь этот метод?

Рассказ ученика  «Клетки и ткани растений растут в пробирке».

2.  Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

3.  Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?

4. Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных ткани?

5. Назови ткани растений, образованные мертвыми клетками. Чем можно объяснить такие особенности строения?

6. Есть ли в животном организме ткани, образованные мертвыми клетками?

  1. Подведем итог нашего урока:

Заполните пропуски в ЛОС  к теме «Ткани живых организмов». Обсуждение ЛОС. (слайд 21)

      Выводы.  (слайд 22)

  1. Тело большинства многоклеточных растений и животных состоит из тканей
  2. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Все клетки тканей взаимосвязаны.
  3. Ткани бывают разных видов. Каждый вид тканей выполняет определенную функцию.
  4. Наличие тканей и их согласованная работа позволяет многоклеточным организмам успешно осуществлять жизненно важные процессы и приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

IV. Ученики заканчивают работу с ЛОС, сдают на проверку учителю.

V. Контроль знаний.

Тест.

Вариант 1.

1. Эпителиальная ткань животных расположена:

А)только снаружи тела, б) внутри полых органов; в) снаружи и во внутренних органах.

2. Полностью состоит из образовательной ткани:

а) верхняя часть побега; б)нижняя часть корня; в)молодой лист; г) зародыш семени.

3. Проводящая ткань растений:

А) ткань, в которой накапливаются органические вещества

Б) образована клетками с очень прочными оболочками

В) осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.

4. Ткань, придающая телу растения упругость:

А) механическая, б) покровная, в) образовательная.

5. Дополните фразу: «В крови содержится жидкое межклеточное вещество - _

Вариант 2.

  1. Ткань, клетки которой способны делится в течение всей жизни, называется:

А)механическая, б) проводящая, в)образовательная.

2. К покровной ткани растений относится:

А)кора; б) лубяные волокна; в) древесина; г)сердцевина.

3. Главные проводящие элементы древесины – это:

А)сосуды; б)ситовидные трубки; в) клетки-спутницы; г)волокна.

4. Выберите ткань, характерную только для животных:

А)образовательная Б) покровная В)нервная, Г)запасающая.

5. К функциям жировой ткани не относится:

А)запасание веществ, б)сохранение тепла, в) обеспечение гибкости тела, г) защита от повреждений.

VI. Самоконтроль – на доске – правильные ответы.

Домашнее задание: повторить главу 3, выполнить тест в тетради на страницах 22 – 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год

Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)   Презентация...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов

видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...

Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды

Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...